Напоминание

Речевое развитие у детей дошкольников


Автор: Гала Екатерина Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ№102"
Населённый пункт: г.Братск Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое развитие у детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи у детей дошкольников.

Речь- великий дар природы, благодаря которому люди получили

возможность общения друг с другом. Она объединяет людей, помогает

понять окружающий мир, формирует взгляды на жизнь.

Без речи жизнь человека была бы не интересной, скучной и пресной.

Люди не обладают речью при рождении, они формируют ее по мере роста и

развития, на протяжении всей жизни. Но речь не развивается сама по себе.

Для развития речи у детей необходима помощь взрослых. На ряду с

родителями

воспитатели

дошкольных

учреждений

так

же

помогают

развитию речи у малышей разными занятиями и методиками.

Основная работа на занятиях по развитию речи заключается в

том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому важно, чтобы

образцом для подражания служил грамотный литературный язык. В первую

очередь пример должен подавать воспитатель. Это важно, потому что

ребенок проводит большую часть дня с воспитателем, имеет с ним

постоянное общение, а он, в свою очередь, пользуется у ребенка авторитетом

.

Как правильно формировать речь ребенка:

Поощряйте попытки детей произносить новые слова.

Смотрите на малыша, когда разговариваете с ним.

Ставьте детям детские песенки и сказки.

Разговаривая с ребенком, не подражайте детскому произношению,

следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной, грамотной,

простой и ясной.

Следите за тем, чтобы малыши не обозначали окружающие предметы

звукопроизношениями.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малышей, делайте это

тактично, иначе они могут потерять к вам доверие.

Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения

Выслушивайте ответы детей на ваши вопросы, поощряйте их попытки

высказаться.

Помогайте ребятам учиться слушать и выполнять инструкции через

простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в

игровой форме):

Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая

деятельность,

через

которую

малыш

познает

окружающую

его

реальность.

Включайте детей не только в игру, но и в реальное взаимодействие со

всей группой. Благодарите за помощь.

Каждый день читайте.

Задавайте детям вопросы, стимулируя их к размышлениям, побуждайте

малышей к ответам.

Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать

слова, оторванные от изображения.

И главное: поддерживайте все начинания малышей, хвалите их даже за

незначительные успехи.

Для развития речи у детей взрослым можно пользоваться помощниками в

виде стихов, шуток-прибауток. В ясельной группе (1,5-2,5года) каждое

действие можно сопроводить стишками-потешками.

Например, умывание обыграть стишком:

Водичка, водичка

Умой мое личико!

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб роток смеялся,

Чтоб зубок кусался!

Или:

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо-

Вот и сухо!

При приеме пищи:

А у нас есть ложки

Волшебные немножко!

Вот тарелка, вот еда-

Не осталось и следа!

При одевании, раздевании:

Раз, два, три, четыре, пять!

Собираемся гулять!

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький!

Наденем на ножки-

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять-

Бегать, прыгать и скакать!!!

Стишков очень много, они сильно помогают воспитателю. Если ими

пользоваться каждый день, детки начинают повторять, а это и есть развитие

речи малышей и плюс развитие памяти.

Еще большее влияние на развивающуюся речь ребенка имеют

родители. Часто члены семьи повторяют за языком ребенка, при разговоре

лепечут, сюсюкают. Это поначалу может показаться забавным и милым. Но

тем самым родители не только не стимулируют ребенка к овладению

нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.

Известный советский педагог К.Д. Ушинский в свое время протестовал

против

слащавости

речи

взрослых

с

маленькими

детьми,

против

превращения их речи в забаву для взрослых. В результате неправильного

отношения родителей к ребенку у него прочно закрепляются на долгое время

несовершенства речи. Даже среди воспитателей детских садов иногда

встречается подобная слабость к детскому лепету. Такое отношение

недопустимо, тем более, что сами дети не любят, когда взрослые

разговаривают с ними, подражая их произношению.

Что

же

делать

родителям,

чтобы

стимулировать

правильную,

грамотную речь у ребенка? Исследования показали, что чтение книжек с

картинками облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение

оказывается, если родители задают детям открытые вопросы по тексту,

просят их придумать развитие какой-либо истории, и правильным образом

реагируют на ответы ребенка

.

Родителям, так же, как и работникам детских садов необходимо

избавляться от слов паразитов, которые дети тут же подхватывают и

впитывают в себя как губки.

Устное народное творчество таит в себе массу возможностей для

развития

речи,

позволяет

с

раннего

детства

побуждать

детей

к

познавательной деятельности. Есть много вариаций общения с детьми;

песенки, потешки, стихи, прибаутки, чисто говорки. Воспитателю надо

подобрать все это так, чтобы они были доступны для понимания детей,

соответствовали его возрасту и развитию.

Список используемой литературы:

1.Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-

6лет/О. В. Александрова. –М.: Эксмо,2015. - 48с.

2.Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая

группа/ Г. Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2016. -160с.

3.Ляско, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз/ Е. Е.

Ляско. –СПб.: Речь, 2015. -190с.



В раздел образования