Автор: Гала Екатерина Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ№102"
Населённый пункт: г.Братск Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое развитие у детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи у детей дошкольников.
Речь- великий дар природы, благодаря которому люди получили
возможность общения друг с другом. Она объединяет людей, помогает
понять окружающий мир, формирует взгляды на жизнь.
Без речи жизнь человека была бы не интересной, скучной и пресной.
Люди не обладают речью при рождении, они формируют ее по мере роста и
развития, на протяжении всей жизни. Но речь не развивается сама по себе.
Для развития речи у детей необходима помощь взрослых. На ряду с
родителями
воспитатели
дошкольных
учреждений
так
же
помогают
развитию речи у малышей разными занятиями и методиками.
Основная работа на занятиях по развитию речи заключается в
том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому важно, чтобы
образцом для подражания служил грамотный литературный язык. В первую
очередь пример должен подавать воспитатель. Это важно, потому что
ребенок проводит большую часть дня с воспитателем, имеет с ним
постоянное общение, а он, в свою очередь, пользуется у ребенка авторитетом
.
Как правильно формировать речь ребенка:
Поощряйте попытки детей произносить новые слова.
Смотрите на малыша, когда разговариваете с ним.
Ставьте детям детские песенки и сказки.
Разговаривая с ребенком, не подражайте детскому произношению,
следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной, грамотной,
простой и ясной.
Следите за тем, чтобы малыши не обозначали окружающие предметы
звукопроизношениями.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малышей, делайте это
тактично, иначе они могут потерять к вам доверие.
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения
Выслушивайте ответы детей на ваши вопросы, поощряйте их попытки
высказаться.
Помогайте ребятам учиться слушать и выполнять инструкции через
простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в
игровой форме):
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая
деятельность,
через
которую
малыш
познает
окружающую
его
реальность.
Включайте детей не только в игру, но и в реальное взаимодействие со
всей группой. Благодарите за помощь.
Каждый день читайте.
Задавайте детям вопросы, стимулируя их к размышлениям, побуждайте
малышей к ответам.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать
слова, оторванные от изображения.
И главное: поддерживайте все начинания малышей, хвалите их даже за
незначительные успехи.
Для развития речи у детей взрослым можно пользоваться помощниками в
виде стихов, шуток-прибауток. В ясельной группе (1,5-2,5года) каждое
действие можно сопроводить стишками-потешками.
Например, умывание обыграть стишком:
Водичка, водичка
Умой мое личико!
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб роток смеялся,
Чтоб зубок кусался!
Или:
Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо-
Вот и сухо!
При приеме пищи:
А у нас есть ложки
Волшебные немножко!
Вот тарелка, вот еда-
Не осталось и следа!
При одевании, раздевании:
Раз, два, три, четыре, пять!
Собираемся гулять!
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький!
Наденем на ножки-
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять-
Бегать, прыгать и скакать!!!
Стишков очень много, они сильно помогают воспитателю. Если ими
пользоваться каждый день, детки начинают повторять, а это и есть развитие
речи малышей и плюс развитие памяти.
Еще большее влияние на развивающуюся речь ребенка имеют
родители. Часто члены семьи повторяют за языком ребенка, при разговоре
лепечут, сюсюкают. Это поначалу может показаться забавным и милым. Но
тем самым родители не только не стимулируют ребенка к овладению
нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.
Известный советский педагог К.Д. Ушинский в свое время протестовал
против
слащавости
речи
взрослых
с
маленькими
детьми,
против
превращения их речи в забаву для взрослых. В результате неправильного
отношения родителей к ребенку у него прочно закрепляются на долгое время
несовершенства речи. Даже среди воспитателей детских садов иногда
встречается подобная слабость к детскому лепету. Такое отношение
недопустимо, тем более, что сами дети не любят, когда взрослые
разговаривают с ними, подражая их произношению.
Что
же
делать
родителям,
чтобы
стимулировать
правильную,
грамотную речь у ребенка? Исследования показали, что чтение книжек с
картинками облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение
оказывается, если родители задают детям открытые вопросы по тексту,
просят их придумать развитие какой-либо истории, и правильным образом
реагируют на ответы ребенка
.
Родителям, так же, как и работникам детских садов необходимо
избавляться от слов паразитов, которые дети тут же подхватывают и
впитывают в себя как губки.
Устное народное творчество таит в себе массу возможностей для
развития
речи,
позволяет
с
раннего
детства
побуждать
детей
к
познавательной деятельности. Есть много вариаций общения с детьми;
песенки, потешки, стихи, прибаутки, чисто говорки. Воспитателю надо
подобрать все это так, чтобы они были доступны для понимания детей,
соответствовали его возрасту и развитию.
Список используемой литературы:
1.Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-
6лет/О. В. Александрова. –М.: Эксмо,2015. - 48с.
2.Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая
группа/ Г. Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2016. -160с.
3.Ляско, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз/ Е. Е.
Ляско. –СПб.: Речь, 2015. -190с.