Автор: Магинская Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Образовательный центр "Ньютон" г. Челябинска" ДС "Пчелка"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние героев литературных произведений на продуктивную деятельность детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Образовательный центр "НЬЮТОН" г. Челябинска"
Детский сад "ПЧЕЛКА"
Статья
Влияние героев литературных произведений на продуктивную
деятельность детей
Подготовила:
Магинская Елена Владимировна
воспитатель
Челябинск-2020
«Дети должны жить в мире красоты музыки, рисунка, фантазии».
Сухомлинский В.А.
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества —
одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов
которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная
литература.
Произведения
художественной
литературы
способствуют
эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении
немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов
чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с
богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их
возникновения и смены; открывают и объясняют ребенку жизнь общества и
природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Чтение развивает
душу ребенка, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую
боль и радоваться чужому успеху.
Взаимосвязь детской художественной литературы и продуктивной
деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию
образов литературного произведения и последующей их передаче в
изобразительной деятельности, декоративно – прикладном искусстве, лепке,
эмоциональному восприятию произведения, овладению умениями передачи
образов этих произведений в детском творчестве.
С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в
свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается
воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая
любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их
жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать
смысл художественных произведений и при этом происходит формирование
его как личности.
Литературное развитие влияет практически на все сферы
жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Приобщаясь к миру
книги, ребенок учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми, разрешать конфликтные ситуации. В процессе литературного
развития ребенок осваивает систему общих читательских умений, без
которой
невозможно
формирование
квалифицированного
читателя
и
развитие
способности
познавать
мир
и
выражать
свои
жизненные
впечатления в художественном слове.
Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика.
Чтение, рассказывание и пересказ художественной литературы ребенку –
дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное,
творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение
развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и
культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об
отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую
деятельность дошкольника.
Однако, в современном обществе, возникает проблема снижения
интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта
проблема становится актуальной во всем мире. Причиной тому является
резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение
положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной
работы с детьми в свободное от занятий время. В настоящее время мы
все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности друг к
другу, по отношению к близким людям. В своей профессиональной
деятельности, я замечаю некоторую склонность к враждебности, нежелание
делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо
развиты навыки сочувствия, сопереживания. Поэтому так важно закладывать
основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего
детства, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим
людям, к семье.
. На своих занятиях, я предлагаю детям сначала послушать какое – либо
произведение, а затем нарисовать, слепить, сделать поделку. В итоге дети, на
мой взгляд, стали тоньше чувствовать те стороны жизни, которые раньше не
замечали.
Это
сопереживание
животным,
природе,
окружающим.
Сопереживая героям литературных произведений, дети становятся добрее,
отзывчивее.
Таким образом, я пришла к выводу, что изучение проблемы творчества
с помощью художественной литературы – одно из важных направлений
научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и
за рубежом. Развитие художественных способностей ребенка протекает
успешно, когда он осваивает азы искусства не в качестве самоцели, а в связи
с решением конкретных художественных задач. Главной задачей педагога
здесь является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них
творческую
активность
с
помощью
литературных
произведений,
не
навязывая собственных мнений и вкусов.