Напоминание

"Обучение игре на детских музыкальных инструментах- как средство развития духовности и нравственности у детей дошкольного возраста"


Автор: Калашникова Антонина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №15 "Пчелка"
Населённый пункт: станица Пшехская Белореченский рай
Наименование материала: он Краснодарский край
Тема: "Обучение игре на детских музыкальных инструментах- как средство развития духовности и нравственности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное учреждение комбинированного вида

Детский сад №15 «Пчёлка»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА: « Обучение игре на

детских музыкальных инструментах-

как средство развития духовности и нравственности у

детей дошкольного возраста.

Составила:Калашникова Антонина Викторовна-

музыкальный руководитель

2017 год

Пояснительная записка.

Заглядывая назад в прошлое, хочется отметить, что работа музыкального руководителя

стала ещё интересней и более ответственной перед детьми, перед обществом.

Мои педагогические принципы - это новый взгляд на ребенка, как на субъект

воспитания и обучения .Современные исследования свидетельствуют о том, что форми-

рование основ музыкальной культуры, духовности нужно начинать в дошкольном воз-

расте. В век компьютеризаций и инноваций дети остаются за рамками внимания и обще-

ния с родителями. Ведь даже сами родители реже обращаются к словесным методам

воспитания и обучения ,заменяя их телефонами, планшетами, компьютерами .Поэтому

нашему воспитанию грозит опасность утраты духовности, нравственности- и это одна из

самых актуальных проблем. Музыка обладает воздействием на детей с самого раннего

возраста, более того, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последую-

щего развития ребенка: музыка, которую слушает будущая мамочка ,оказывает положи-

тельное влияние на развивающегося человечка .Из этого можно сделать вывод, сколь

важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей

дошкольного возраста. Составляя авторскую программу «Обучение детей дошкольного

возраста игре на детских музыкальных инструментах - как средство воспитания

духовности и культуры» пришлось обратиться к трудам некоторых ученых и педагогов.

.Итак, учёный Б.М.Теплов определяет музыкальность, как способность развиваемых на

основе врожденных задатков в музыкальной деятельности. Музыкальные способности

детей проявляются у каждого по – разному. У некоторых на первом году жизни все три

основные способности – ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и

чувство ритма – выражаются достаточно ярко; быстро и легко развиваются, у других

позже и труднее. Большое значение имеет окружение, в котором растёт ребенок. Ранее

проявление музыкальных способностей наблюдается у детей, получающих богатые

музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия,

которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений, обучение

их пению, музыкально-ритмическим движениям, но и обучению их игре на детских

музыкальных инструментах .Немаловажное значение имеет опыт работы Н.А.Метлова

по обучению игре на детских музыкальных инструментах и организации детского

оркестра .Им были созданы в 40-х годах первые звуко- высотные с точной и устойчивой

настройкой музыкальные инструменты: ксилофон, металлофон. Он создал репертуар

детского исполнительства , впоследствии разработкой этих мелодий занимались

Н.А.Ветлугина и её ученики. Обучение игре на детских музыкальных инструментах

способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению

излишней застенчивости, скованности,которой обладают сегодняшние дошкольники,

помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

И поэтому в этой работе уделяется большое внимание. Обучаясь игре на детских

музыкальных инструментах дети поют интонационно чище, различают красоту

звучания, культуру пения, улучшается качество выполнения движений.

В данной работе я хочу создать целую систему методов и приемов обучения, ставя

ряд целей и задач: формировать умения и навыки игры на детских музыкальных

инструментах, развитие музыкальных способностей детей,пробуждение интереса к

творческому музицированию, способствовать формированию духовной культуры,

изучая, культуру народов мира.

Решение этих задач зависят от форм обучения и организации музыкальной

деятельности. Использую как и индивидуальные( на начальном этапе), так и групповые

(игра на одинаковых инструментах), коллективные- это результат обучения( оркестр)

Разрабатываю для каждой возрастной группы планы работы, где включаю музыку

народную, не только русскую, но и народов севера, востока. Дети начинают разбираться в

колорите, характерных особенностях музыки того или иного народа.

Как можно привить духовность детям, не зная прекрасных художников, не сравнить

музыку с картиной, а ведь дети они очень тонко чувствуют красоту и природы и

внешнего и внутреннего мира, только им нужно помочь .Вот для этого рядом с ними

нахожусь и я.

Начальный этап начинается в 1 младшей группе ,во 2 младшей ,средней и старшей

группах.

Обучающий этап в средней группе, и результативный этап в старшей и подготовительной

группах.

Практическая

значимость:

данная

работа

окажет

помощь

педагогам

в

воспитании

художественного вкуса дошкольников и развитии их музыкальной культуры. Воспитатели

и

студенты-

практиканты

найдут

в

работе

теоретические

ориентиры

и

практические

материалы по организации детского оркестра.

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей приобщения дошкольников к

игре на детских музыкальных инструментах

1.

1.

Классификация музыкальных инструментов

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни

из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян,

аккордеон), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон,

металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть

все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые. В

свою очередь инструменты подразделяются на виды: беззвучные и звучащие.

Беззвучные: изображение музыкальных инструментов с немой клавиатурой. Такой вид

развивает творческое воображение.

Звучащие:

неопределенно

звучащие,

с

фиксированным

звуком

или

мелодией,

мелодические инструменты.

Ударные: звук возникает при ударе рукой, палочкой, встряхивание (бубен, барабан, румба

ит.д.)

Струнные: звук возникает от прикосновения пальцами или медиатором к струне (арфа,

цитра).

Духовые: звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента (флейта, триола).

Клавишно-язычковые:

звук

возникает,

когда

нажимают

клавишу

(баян,

гармонь,

аккордеон).

Ударно-клавишные:

звук

вызывает

удар

молоточка

по

пластинам,

когда

нажимают

клавишу (пианино).

Электро-музыкальные: работают от сети и батареек («Пиле», «Фаэми»).

Игра

на

музыкальных

инструментах

один

из

видов

детского

исполнительства.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в

повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их

музыкальные способности.

Игра

на

ударных

музыкальных

инструментах,

не

имеющих

звукоряда,

помогает

выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические

музыкальные

инструменты

развивают

все

три

основные

музыкальные

способности:

ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о

расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и

ритмические

представления

соотношениях

длительностей

звуков

мелодии).

При

подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое

чувство), различать и . воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

Кроме

того,

игра

на

музыкальных

инструментах

развивает

волю,

стремление

к

достижению цели, воображение.

1.

Системы

и

методы

обучения

детей

игре

на

детских

музыкальных

инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте.

Взрослый

играет

на

инструментах,

контрастных

по

тембру

(например,

дудочка

и

колокольчик),

привлекает

внимание

малышей

к

различной

окраске

звучания.

Первые

музыкальные

впечатления

педагог

стремится

дать

ребятам

в

занимательной

игровой

форме.

Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая

группа), воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане,

чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на

деревянных

палочках,

ложках,

колокольчике.

Танцевальную

музыку

обогащают

звуки

бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе,

хлопках)

ритм

музыки,

им

поручают

самим

играть

на

этих

инструментах.

Сначала

взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну,

встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.

Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия

проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать

музыкальные

инструменты

и

в

повседневной

жизни,

чтобы

закрепить

у

ребят

появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках,

погремушке,

музыкальных

молоточках,

барабане,

колокольчике.

В

этом

возрасте

они

знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра

каждого

инструмента,

использовать

образные

сравнения,

характеристики:

нежный

(колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с

детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах,

имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в

обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты, сочетания

разных действий, как на духовых (вдувания воздуха и нажатия на клапаны или клавиши).

Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Дети уже знакомы с тембром этого

инструмента, приемами игры (стаккато, глиссандо) [12].

Вот

одна

музыкально-дидактическая

игра

для

средней

группы

на

развитие

ритма.

Называется она «К нам гости пришли». Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь,

зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти

куклы разных народов». Слышится стук, педагог подходит к двери и незаметно надевает

на руку куклу в адыгейском костюме: «Здравствуйте, дети, я пришла к вам в гости, чтобы

с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно

ударяет

в

бубен,

воспитатель

куклой

в

руках)

ритмично

танцует.

Дети

хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других кукол. И вот здесь мы и

сравниваем звучание тех или иных инструментов, характер мелодии.

В сравнении выясняем ,чем нас завораживает эта музыка, что мы знаем о республике

Адыгея

о

её

народе

,танцах,

песнях

и.т.д.

В

этом

и

заключается

воспитание

нравственности и духовности нашего младшего поколения.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание,

так

как

именно

детское

музицирование

расширяет

сферу

музыкальной

деятельности

дошкольника,

повышает

интерес

к

музыкальным

занятиям,

способствует

развитию

музыкальной

памяти,

внимания,

помогает

преодолению

излишней

застенчивости,

скованности, расширяет музыкальное

и духовное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные

черты

каждого

исполнителя:

наличие

воли,

эмоциональности,

сосредоточенности,

развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных

звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.

У

них

улучшается

качество

пения

(чище

поют),

музыкально-ритмических

движений

(четче

воспроизводят

ритм).

Для

многих

детей

игра

на

детских

музыкальных

инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное

средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой

инициативы, сознательных отношений между детьми.

Таким

образом,

игра

на

детских

музыкальных

инструментах

организует

детский

коллектив,

способствует

развитию

музыкальных

способностей,

совершенствуются

эстетическое

восприятие

и

эстетические

чувства

ребенка,

развиваются

мышление

и

аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам

приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых

является элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного

опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя,

композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания,

творчества

и

фантазирования,

самовыражения

и

спонтанности,

опыта

переживания

музыки как радости и удовольствия, а для этого воспитателю необходимо:

- создавать условия для игры на детских музыкальных инструментах;

- использовать только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;

- не навязывать детям обучение на инструменте, не злоупотреблять чрезмерными

занятиями;

- поощрять попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.

Список использованной литературы

1.

Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976

2.

Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте.- М., 2001

3.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1967

4.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989

5.

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1957

6.

Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду, вып. 1,2,3,4,5,6. - М., 1966-1967

7.

Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания

детей дошкольного возраста.- М., 2005

8.

Дубогрызова Г.Н. Музыкальный поезд.- Армавир, 2003.

9.

Девятова Т.Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей

старшего дошкольного возраста. - М., 2006

10. Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации

педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». -

Армавир, 1999

11. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.,2006.

12. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего

возраста.- М., 2000

13. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах. - М., 1990

14. Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития

дошкольников. - М., 2003.

15. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.

16. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999

17. Современные образовательные программы. /Под ред. Т.И.Ерофеевой.- М., 1999.

18. Сивоконь С. Играя, учимся. // Дошкольное воспитание. №9., 2000.

19. Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000

20. Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение.

Творчество.//Дошкольное воспитание. №1., 2000

21. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания. //Дошкольное

воспитание. №11., 2001

22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985 - т.1

23. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского

сада. / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.,1985

Конспект музыкального развлечения: «Праздник русской берёзки»-

(празднование праздника Троицы.)

Цель :воспитание любви к Родине ,к родной природе.

Задачи :приобщение детей к традициям русского народа, воспитание духовности и

нравственности, уважения к прошлому, закреплять и совершенствовать игру на детских

музыкальных инструментах,закреплять музыкальные навыки игры.

Праздник проводится на площадке, в центре которой растёт берёзка Дети и

взрослые в русских народных костюмах. У девочек сумочки - «лакомки», в них ленточки,

бусы, платочки, куколки.

Звучит «К нам гости пришли», на поляну выходят Ведущие.

Ведущий 1 – Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на праздник праздник

русской берёзки. В старину девушки наряжали берёзку, завивали её веночком, водили

хороводы, играли, а затем угощались пирогами, лепёшками, куличиками, кваском.

Ведущий 2 -

Среди лужочка берёза стояла,

Среди лужочка кудрявая стояла.

Она листьями шумела, шумела;

Зелёным витьём махала, махала;

Красных девушек кричала, кричала:

Собирайтесь, девушки, у ворот, у ворот,

Заводите, красные, хоровод , хоровод!

Девочки исполняют танец « Во поле береза стояла»

. Выходят девочки, проходят в воротики ( две девочки образуют воротики), образуют

круг вокруг берёзки, кланяются ей.

Ребёнок: Берёзка, берёзка,

Завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли,

Пирога принесли.

Ведущий 1 – Девицы красные, ко мне подходите, платочки яркие берите, в круг

вставайте, хоровод начинайте.

Хоровод с платочками – р.н.м. «Яблонька»

Ведущий 2

День рождения, день рождения у красавицы лесной!

Мы подарим ей растенья, ленты в косы заплетем!

И красивые сережки будут ей как раз к лицу!

Как березке без сережек? Не бывает так в лесу!

1 реб. - Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике

С красивыми застежками

С зелеными сережками!

2реб. – Стройная красавица,

Зелёная причёска,

Всем нам очень нравится

Русская берёзка.

3 реб. – Берёзка белоствольная,

Высокая и стройная,

Кудрявая, пушистая,

С листочками душистыми.

4 реб. – Берёзонька, красавица,

Мы к тебе пришли,

Ленточки цветные

В подарок принесли.

5 реб. – Станем мы берёзку украшать,

Веточки в косички заплетать,

Ленточки шелковые –

В косоньки зелёные.

Ведущий 1 – Подойдите вы, девицы, подойдите, красные,

Оденьте вы берёзоньку белоствольную

В праздничный наряд.

Девочки выходят из круга хоровода и наряжают берёзку (с помощью взрослых).

Звучит р.н.м. «Как у наших у ворот»- украшаем берёзку.

Ведущий 2 – Вы ходите, девицы, в лес гулять,

Зелёные веночки завивать,

Берёзка к вам согнётся,

Сама в веночки завьётся.

Вы берёзку величали,

Алой лентой украшали.

Будут веночки зелёные,

А вы весь год весёлые.

(завивает венок из веток берёзки, связывает его ленточкой).

Ведущий 1

Выбирайте, девицы - красавицы, себе подруженьку по сердцу!

1 реб. – Давай с тобой, Настенька,

Давай кумиться,

Чтобы нам весь год не браниться.

Ты мне кумушка, я тебе голубушка.

2 реб. – Кумушка, голубушка,

Будешь мне помощница,

Рукам моим пособница.

3 реб. – Эй, кума, сама,

Подходи, кума,

Покумимся.

4 реб. - Нам с тобою, девица,

Не годится браниться,

Нам с тобою, кума,

Любиться, дружиться!

Во время кумления звучит р.н.м. « Во поле берёза стояла».

Девочки встают парами и под песню по очереди подходят к веночку, целуются 3 раза

через веночек и обмениваются куколками-товарками и яичками.

Две девочки выходят с воротцами из веток берёзы, перевязанными яркой ленточкой.

1 реб. – Я иду, иду, иду,

Я подруженьку веду,

Свою кумушку,

Свою милую.

Вот с сегодняшнего дня

Она кумушка моя.

Остальные участницы проходят в «воротики» под р.н.м.

Ведущий 2 – На горе города,

Завиты ворота,

В те ворота Наталья шла,

За собой вела красных девушек,

Красных девушек, всех подруженек.

Дети встают на игру «Ручеёк»

Игра « Ручеёк»

Ведущий 1 – А теперь вокруг берёзки попляшем да в ложки поиграем!

«Танец с ложками»

Ведущий2 - А сейчас давайте у берёзки хоровод заведём!

Хоровод «Русский лирический» Карамышева

Раб.- Нам играть и петь не лень

Мы б играли целый день

Собирайся народ

Нас березонька ждет!

Ведущая: Ребята,а в старину старики тоже без дела не сидели и сказки своим

ребятишкам сказывали.

Девчонки и мальчишки эти сказки слушали да дивились: «Чудеса,право слово-чудеса!».

(под р.н.м. выходят Дед и Бабка ,слегка пританцовывая,обходят зал и садятся перед

детьми на лавку.)

Бабка: Дед Фома, рассказал бы что пока…

Дед : Что вам детки рассказать?

Я ведь не умею врать…

(последующий текст читает медленно ,не спеша с расстановками)

«Ехала деревня мимо мужика

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались,сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом».

(важно показать реакцию бабки на дедовы небылицы)

Бабка: А хвалился-то хвалился

Чуть –то с лавки не свалился .

(говорит передразнивая деда)

« Я правдивей всех на свете

Доверяют мне все дети

Правду чистую скажу»…

Ну где ж твоя правда-то

Дед: Правда-то? (чешет затылок)

На сорочьем на хвосточке

На овсяном колосочке

На березовом пенечке

Да на девичьем веночке!

Бабка: А ты сам-то дед любишь в хороводные игры играть?

Дед: А как же? А ещё больше люблю смотреть как резвятся дети!

( игра : «Перестуки-перезвуки» …Девчонки резвушки идите к нам играть!

-мальчики отстукивают ритм на ложках

…Не будете девчонок мальчишки обижать?

-девочки играют на свистульках отсвистывая ритм.

Что вы, что вы , разве можно ?-отстукивают мальчики

Будьте с нами осторожны! -отстукивают девочки.

Подходят к друг другу, исполняют на муз. инструментах

«Ах, ты береза» р.н.п.

Дед: Ох, и молодцы ребятишки, очень уж мне понравилось как вы

дружны между собой! Ну,что бабка наломаю я-таки веток березовых

да пойдем домой.

Бабка:Что ты, что ты Дед, спятил?

У детей сегодня праздник березки,

Они обидятся и не пригласят тебя больше

Лучше давай поблагодарим детей.

И вот я приготовила всем подарочки.

Дед: Спасибо вам за радость и веселье,

Что доставляли нам.

Желаем крепкого здоровья

Детишкам и гостям!

Ведущая: И где бы не росла русская березка,везде - она радость,

Везде - она людям свет!

Стоит она красавица русского леса.И будет стоять вечно!

Раб. И НЕ НАЙТИ ЕЁ КРАСИВЕЙ,НА РАДОСТЬ НАМ ОНА ЦВЕТЁТ

В НЕЙ ОБРАЗ МАТЕРИ- РОССИИ НЕУВЯДАЕМЫЙ ЖИВЕТ!

Вед.1- Пора и нам с березонькой прощаться

И в детский садик возвращаться!

Звучит «Во поле береза стояла» р.н.м. Праздник заканчивается.



В раздел образования