Автор: Семкина Валентина Геннадьевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Сюжетно ролевая игра
Тема: "Путешествие во времени"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад
№46 «Одуванчик» города Димитровграда Ульяновской области
Конспект
сюжетно - ролевой игры
«Путешествие во времени»
для детей старшего дошкольного возрата
Выполнила:
Воспитатель
высшей квалификационной
категории
Сёмкина В.Г.
Программное содержание:
ОО «Познавательное развитие»:
- Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о
развитии жизни на земле (от динозавров к современному человеку).
Использовать
игру
для
формирования
разнообразных
интересов
и
способностей детей.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого
взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их
социальную значимость.
Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в
соблюдении правил и норм поведения в игре.
Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.
Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания
товарищей.
Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания
проблемной ситуации.
Предварительная работа:
раскрашивание детьми динозавров, мамонтов,
"древних людей"; изготовление из папье-маше яйца динозавра; чтение глав из
книги "Энциклопедия для дошкольника", посвященных эпохе динозавров;
рассматривание книги о динозаврах "Волшебные картинки"; беседы о
Времени, о Космосе, о динозаврах.
Атрибуты:
бейджи, пульт управления, карта полёта, наушники. Для
исполнения роли повара ("тубы с провизией"), роли врача (походная аптечка,
витамины), учёным - пробирки, кисточки, лупа, лопаточки, косточки мелкие;
журналистам - фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой; астронавту -
скафандр, шланг; спасателям - лазерные пистолеты; звукозаписи пуска
ракеты, пения птиц; книга "Динозавр" (момент с яйцом динозавра, с падением
метеорита). Картины, нарисованные детьми (динозавры, мамонт, древние
люди); вода, стаканчики; наглядные пособия: яйцо, в нём динозавр, кости
динозавров; ножницы, бумага, резинки; песок, вода; рисунки динозавров в
яйце.
Активизация словаря: учёные-палеонтологи; метеорит; метеоритный дождь;
названия динозавров; древние люди; мамонты; извержения вулкана и т. д.
Создание проблемной ситуации:
«Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй
Всех принимаем и не обижаем
А кто опоздает -
В небо улетает».
Раздаётся сигнал "стук сердца".
Что вы думаете это такое? Дети размышляют.
Ребята, по-моему, этот стук сердца раздавался из яйца. Кто бы это мог быть?
Наверное, яйцо попало в беду и посылает нам сигналы бедствия, чтобы мы
спасли его.
Когда же жили динозавры? (В далёком прошлом.)
А мы с вами где находимся? (В настоящем.)
А завтра где будем? (В будущем.)
«Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас,
Настоящее для нас,
Будущее - то, что будет
И его не знают люди».
ХОД ИГРЫ
Воспитатель: Заглянем в прошлое планеты. И мы сейчас отправимся в
путешествие во времени. Как же нам попасть в прошлое?
Дети: Построить машину времни.
Воспитатель:
Поднимите
руки,
кто
хочет
лететь
в
прошлое?
Для
путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Каким он должен
быть? Кого вы предлагаете? (Выборы участников).
- Людей каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман -
помощник руководителя полёта; врач - вдруг кто-то заболеет; учёных-Какие
учёные изучают динозавров? (учёные-палеонтологи); тележурналистов - они
снимут фильм о жизни динозавров в прошлом, напишут статью в газету;
повара - он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей- мы не знаем
какие опасности подстерегают нас в прошлом; астронавта - во время
остановки во времени он будет выходить из корабля, т.к. у нас есть только
один скафандр с запасом воздуха; остальные дети и я будем туристами).
- Приступить к строительству машины времени! (Дети строят машину
времени, одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её
выполнению, запасаясь необходимым материалом).
- Нам предстоит путь в далекое прошлое. Нас ждут удивительные
приключения. Приготовьтесь к путешествию, займите свои места.
Полёт. Во время полёта руководитель полёта переговаривается со
штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.
Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь три
остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.
Руководитель полёта: Обьявляю, трёхминутную готовность!
Штурман: Есть трёх минутная готовность!
Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?
Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!
Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород,
радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.
Штурман: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).
Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть
перегрузки? Врачу выдать экипажу витамины.
Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!
Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени.
Астронавту приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих
местах.
Дети помогают астронавту выйти из корабля. Астронавт берёт пробы
воды и воздуха, возвращается на корабль. На корабле происходит
обсуждение того, что увидел астронавт в прошлом, пробуют воду,
рассматривают воздух в пробирке, делают опыт: в воду бросают кусочек
сахара, выходят пузырьки; трубочками дуют воду. Делают вывод, что вода
пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается
дальше.
Руководитель полёта: Полёт продолжается!
Штурман: Есть продолжить полёт!
Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу
тубы с продуктами).
Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!
Штурман: Есть, остановка во времени!
Руководитель полёта: Стоп машины!
Штурман: Есть стоп машины!
Руководитель полёта: Спасатели выходят первыми, за ними приготовиться к
высадке экипажу!
Спасатели выходят из корабля, осматривают местность, докладывают
командиру о том, что опасности нет, экипаж может выходить. Дети
рассматривают изображённого на картине мамонта, фотографируют его,
находят картину с изображением древних людей. Рассказы детей о
человекообразных
обезьянах.
Возвращаются
на
корабль.
Полёт
продолжается. Рассматривают мамонта, сравнивают его со слоном,
делают вывод: слоны -это предки мамонтов, а древние люди - это наши
предки.
Руководитель полёта: И так, мы познакомились с человекообразной
обезьяной и человеком умелым. Это были самые первые люди на Земле.
Руководитель полёта: Приближаемся к конечной цели нашего полёта!
Экипажу приготовиться к выходу из корабля)
Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о
том, что увидели (Дети рассказывают о том, что эту планету населяют
динозавры, они нашли яйца динозавров).
Руководитель полёта даёт задание учёным-палеонтологам найти останки
динозавров в земле, в воде; остальному экипажу помочь родиться
детёнышам
динозавров
(вырезают
из
бумаги).
Тележурналисты
всё
снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают.
Воспитатель обращает внимание на то, что в то время, когда жили
динозавры часто происходили извержения вулканов.
Ученые палеонтологи ищут останки динозавров в песке, счищают песок,
рассматривают через лупу, микроскоп. Ведут запись в журналах.
Экипаж помогает родиться детенышам динозавров (вырезают из бумаги и
достают из яйца).
Тележурналисты
все
снимают
на
видеокамеру,
фотографируют,
записывают.
Повара готовят обед («разжигают костер» и кипятят чай)
После работы повара приглашают на обед.
Руководитель полёта: Здесь становиться опасно и нам надо возвращаться на
корабль.
Дети забирают с собой свои находки и возвращаются на корабль.
Руководитель полёта: Мы с вами успели все сделать, а то бы нам помешал
дождь (шум дождя).
Руководитель
полёта:
Приготовиться
к
возвращению
в
настоящее!
Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!
Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-
0-пуск!
Штурман: Есть пуск! (запись пуска ракеты).
Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои находки? (Отдадим в музей).
Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!
Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!
Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль! (дети выходят из
корабля).
Репортаж телеведущей. Рассказы детей, что планету населяли динозавры:
брахиозавр, троодон, галлимим, стегозавр.
Интервью ученых-палеонтологов о яйцах динозавров и о том, куда исчезли
динозавры.
Воспитатель: В следующий раз мы с вами совершим путешествие на другую
планету.
Возвращение детей в детский сад.