Напоминание

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме: «День защитника Отечества». Звук [ж]. Буква Ж.


Автор: Бабасева Алла Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №442
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме: «День защитника Отечества». Звук [ж]. Буква Ж.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №442

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОРАБЛИК»

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме:

«День защитника Отечества». Звук [ж]. Буква Ж.

Выполнил:

Учитель-логопед

Алла Васильевна Бабасева

б/к

Новосибирск, 2019г.

Тема недели: «День защитника Отечества»

Звук [ж]. Буква Ж.

Цель: ознакомление детей со звуком [ж] способами характеристики, с

опорой на артикуляцию и понятием согласные звуки.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

– познакомить детей со звуком [ж], научить давать характеристику.

коррекционно-развивающие:

– упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков;

– развивать умение анализировать предложения;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование:

зеркала,

картинки

для

звукоподражания;

предметные

картинки,

в

названии

которых

присутствует

звук

[ж];

буква

Ж,

дидактическое

пособие

«Согласный

звук»,

цветные

фишки

для

выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для

выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Скажи наоборот».

За-за-за – зя-зя-зя.

Зу-зу-зу – зю-зю-зю.

Зы-зы-зы – зи-зи-зи.

2. Развитие общей моторики

«Солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

(Дети стоят на правой

ноге).

Ногу левую к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь, постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Стоят на левой ноге).

Раз, два, - дружно в ногу.

Три, четыре – тверже шаг.

( Дети шагают).

3. Развитие мелкой моторики.

«23 февраля»

Сегодня праздник всех отцов,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Всех сыновей, всех, кто готов,

(Хлопают в ладоши).

Свой дом и маму защитить,

(Из ладошек делают «домик»).

Всех нас от бед отгородить!

(Сжимают и разжимают пальцы).

4. Массаж лица.

2

Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют

массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед

проводит

поглаживание,

а

затем

знакомит

детей

с

волнообразными

движениями.

По морям и океанам

От середины лба к вискам.

Буду плавать капитаном.

Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к

вискам.

Буду волны покорять,

По мышцам щек от крыльев носа к вискам.

Чудный остров открывать.

От середины подбородка к ушам.

5. Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши

Щеки, словно шар воздушный.

Надуть щеки.

А, у Пети и у Гали –

Худенькими щеки стали.

Втянуть щеки.

Рассердились Петя, Галя,

Сильно брови хмурить стали.

Нахмурить

брови.

6. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение «Дровосек»: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища,

поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох.

Повторить 3 раза.

Работа

над

голосом:

произносить

предложение,

используя

повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:

Увидали мы ежа.

Увидали мы ежа?

Увидали мы ежа!

7. Развитие артикуляционной моторики.

– Имитация жевания.

– «Улыбка» – «Трубочка».

– «Лопаточка».

– «Чашечка».

– «Лопаточка» – «Чашечка».

– Попеременное надувание щек.

8. Объявление темы занятия:

Логопед (выставляет картинку для звукоподражания): К нам летит веселый

жук и поет веселую песенку: [Ж-ж-ж]. Повторите этот звук. Он будет гостем

на нашем занятии.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Произнесите звук [;].

Дети

наблюдают

за

артикуляцией

звука

в

зеркалах,

а

затем

характеризуют звук [ж] с помощью логопеда:

3

звук [ж] – согласный (губы вытянуты бубликом, рупором, кончик языка

поднят за верхние зубы, к альвеолам, боковые края языка прижаты к верхним

коренным

зубам,

горлышко

дрожит,

вибрирует)

всегда

твердый

(используется пособие «Согласный звук); обозначать будем фишкой синего

цвета. При помощи тактильно-вибрационного контроля дети выясняют, что

звук [ж] – звонкий (горлышко дрожит).

Младшего братца у данного звука нет.

10. Связь звука и буквы.

Логопед: Звук [ж ]живёт в домике под названием «Буква Ж».

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

В. Кожевников

(Дети выкладывают с помощью счётных палочек).

11. Развитие фонематического слуха.

Дополнить

строки

словами,

подходящими

по

рифме.

Если

дети

затрудняются, дается три слова на выбор.

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке... (Нос, мяч, жук.)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети... (Конфеты, книжки, сыр.)

Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки вверх мы поднимаем —

Раз, примерно, целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело

То направо, то налево.

12. Закрепление звука в слогах.

Деление слов – названий картинок на слоги, анализ слогов, выкладывание

графической схемы. Назвать указанные логопедом на схеме слоги.

13. Закрепление звука в словах.

Звуковой анализ слова жук, выкладывание графической схемы. Затем

логопед называет звуки слова в произвольном порядке, а дети показывают их

на схеме.

Определение места звука [ж] в словах: выбираются капитаны команд,

один из капитанов должен отобрать картинки, в названии которых звук [ж]

находится в начале слов (жук, журавль, жираф, жаба), а другой – в середине

(лыжи, пожарный, пижама, пиражок ).

14. Закрепление звука в предложениях.

4

Составление

предложений

со

словами

журнал

и

пожар.

Анализ

составленных предложений, выкладывание графической схемы.

15. Дифференциация звуков в тексте.

Выделение из текста слов со звуком [ж] в начале слова.

Жаба желтая лежала,

Что-то в небе прожужжало.

Жаба смотрит – жирный жук.

Все: жуку теперь каюк.

Н. Владимирова

16. Итог занятия.

Логопед: Какой звук повторяли вслед за жуком? Какой это звук? Где

находится звук [ж] в слове журнал, а где – в слове пожар?

17. Оценка детей.

18. Домашнее задание в тетради (альбом 2, с. 24-25).

5



В раздел образования