Напоминание

«Формирование навыка осознанного чтения у учащихся начального уровня образования через приёмы развития критического мышления»


Автор: Гребенкина Наталия Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №40"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование навыка осознанного чтения у учащихся начального уровня образования через приёмы развития критического мышления»
Раздел: начальное образование





Назад




слайд

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Меня зовут Гребенкина

Н.Г.- я учитель начальных классов МАОУ «СОШ№40».

И сегодня я представляю вам свою тему самообразования«Формирование

навыка осознанного чтения у учащихся начального уровня образования

через приёмы развития критического мышления».

Чтобы наши представления на эту тему были ярче и максимально

визуальными я предлагаю пройтись по страницам своей книги.

Первая страница книги «Введение»

Слайд-Введение

Мой опыт работы учителем начальных классов совсем небольшой, однако,

наблюдая

за детьми,

я заметила, что

они

сталкиваются с проблемой

понимания прочитанного ими текста, что как, правило, является следствием

недостаточности сформированности навыка осознанного чтения. Для глубокого

анализа проблемы мною были изучены научно-теоретические обоснования,

которые широко представлены у разных авторов.

Слайд- осознанное чтение это..

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных педагогов играет

огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Слайд- высказывания

Как отмечал Сухомлинский Василий Александрович:

«Чтение, - это

окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

Поэтому ценность данного умения, безусловно, очевидна.

Для выявления уровня сформированности навыка осознанного чтения

мною была использована методика Т.Фотекова и Т.Ахутина

Слайд-диаграмма

Результаты диагностики во 2 классе показали, что:

48% учащихся имеют низкий показатель навыка осознанного чтения.

20% учащихся- понимают смысл прочитанного фрагментарно.

Для решения этой проблемы, мы перелистываем следующуюстраницу

книги, которая называется - Как научить?

Слайд- как научить?

Данный вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идёт о

реализации всех функций русского языка в реальной жизни.

На всех школьныхпредметах

без

исключения

проводится работа с текстом,

будь

это

предмет

гуманитарного

или

технического цикла. На своих уроках я опираюсь на технологию развития

критического мышления, которая формирует у учащихся умение ставить

конкретную цель, планировать и прогнозировать возможные ситуации.

Слайд

Технология богата разнообразными методами и приёмами работы с

информацией, например:

На

уроках

русского

языка

(из

раздела

«Развитие

речи»)

анализируем

предложенный

текст,

пишем

изложения,

для

этого

я

использую

приёмы:«Кластер»,таблица «Знаю-хочу узнать-узнал», «Корзина идей»

На уроках математики: проводим анализ задачи, устанавливаем связь между

данным и искомым- в этом помогают приёмы: «Слова- ключики», «Да/нет-ка»

На уроках окружающего мира: выделяем и классифицируем информацию,

фиксируем результаты наблюдений. Здесь работают приёмы«Наблюдашки и

фиксашки», «Insert/чтение с пометками»:

На

уроках

изобразительного

искусства:рассматриванием

и

сравнением

иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту;для этого

применяю приём «Шляпа- ассоциаций»

На уроках технологии: работаем с энциклопедическим материалом– мы

используем приём: «Дерево предсказаний».

Но основным уроком для формирования осознанного чтения был и остаётся урок

литературного чтения, в ходе которого

закладывается фундамент всего

последующего осознанного понимания текста. Работа с текстом, чтение его

вслух, по цепочке или индивидуально является важным элементом всех учебных

действий, носит универсальный метапредметный характер.

Перечисленные мною приёмы я собрала в копилку «Помогашек»,

которая занимает почетное место на классном стенде и регулярно обновляется.

О наиболее полюбившихся моим ученикам приёмах я расскажу подробнее на

следующей странице книги, под названием: Какие приёмы применять?

Слайд-Какие приёмы применять?

Один из

приемов работы с текстом- модифицированный вариант

«ромашки Блума».

Слайд- «Цветик-семицветик» (переименуем)

Цель приёма: с помощью вопросов выйти на понимание содержащейся в

тексте информации, на осмысление авторской позиции.

Например вот так может выглядеть «мой семицветик»:

Он имеет- 7 лепестков, за каждым цветом скрывается вопрос. Вопросы

классифицирую по цвету. Чем ярче цвет, тем выше уровень сложности вопроса.

Например: голубой лепесток- творческий вопрос …

Голубой - творческие вопросы

.

В них всегда есть частица БЫ или будущее

время,

а

формулировка

содержит

элемент

прогноза,

фантазии

или

предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у

человека было 4 руки? Это любимый тип вопроса моих учащихся.

оранжевый - объясняющие

вопросы. Направлены на выявление причинно-

следственных связей. Начинаются со слова "Почему". Оранжевый цвет говорит

о том, что на этот тип вопроса часто учащиеся затрудняются ответить и

выстроить развернутое высказывание.

В свой семицветик я добавила сиреневый цвет

– который дает возможность

учащемуся самостоятельно придумать тот вопрос, который он бы задал своему

однокласснику по содержанию текста.

Еще один полюбившийся прием - «слова- ключики».

Слайд-«слова-ключики»

Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании

подтекстовой и концептуальной информации.

Перед

прочтением текста учащимся даётся установка: найти в нём

ключевые слова.

Например,

в

тексте

стихотворения

П.Сапгира

спрятана

важная

информация, отыскать которую помогут слова-ключики.

Слайд- приём

«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал

разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение,

пренебрежение, разочарование, у мальчика – восторг.

Следующий Приём: Чтение с пометками /insert…

Слайд-

Приём нацелен на формирование умения читать вдумчиво, оценивать

информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Ученикам раздаётся задание: текст, который они должны проработать:написать

на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать

больше

Этот приём дает мне возможность создать комфортный психологический

климат, который активизирует образовательную деятельность.

Обозначенные выше приёмы учат находить важную информацию в тексте,

формируют коммуникативные навыки, что очень важно на этапе развития

учащегося начального уровня образования - не бояться высказать своё мнение,

принять или определить чужую точку зрения.

За год использования приемов технологии критического мышления на

своих

уроках

мне

удалось

добиться

положительной

динамики

по

отслеживаемым показателям.

Слайд- диаграмма

На сегодняшний день количество учащихся с низким уровнем уровнем

навыка осознанного чтения снизилось до 23%. Я считаю, что это хороший

результат,

который

доказывает

эффективность

применения

приёмов

технологии критического мышления. Безусловно работа по формированию

уровня осознанного чтения у учащихся младшего школьного возраста будет

продолжена, в связи с чем я перелистну еще одну страницу книги: Куда

двигаться дальше?

слайд:Куда двигаться дальше?

Интернет- форумы активно обсуждают вопрос: почему дети не любят

читать? Мнения комментаторов схожи. Дети растут в слабой читательской

среде, в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов

детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

Проблема на поверхности: если в семье не прививается эта любовь, то

откуда она проявится у ребёнка?

С целью решения данной проблемы мои учащиеся вместе с родителями

приняли участие во всероссийском проекте «Читающая мама-читающая семья

- читающая страна».

Слайд-Читающая мама

Данный

проект

был

инициирован

Ассоциацией

школьных

библиотекарей

русского

мира и корпорацией «Российский

учебник» (ДРОФА-ВЕНТАНА) — при поддержке Министерства образования и

науки и Союза женщин России.

Слайд-цели

Проект призван поддержать многовековую традицию материнских и

семейных чтений, способствующих развитию эмоциональной близости матери и

ребенка на материале книги, и создать в обществе позитивный имидж читающей

мамы.

Мамы, бабушки могут выбрать книжку на любой вкус — главное, чтобы она

вместе с ребёнком получили удовольствие от прочтения.

Слайд-читаем библиотеке

По согласованию с руководством школы, 1 раз в неделю, по пятницам в

читальном зале у нашего класса проходит урок чтения.

Мы решили читать совместно не только дома, но и устраиваем «День моей

мамы», в который приглашаем одну из родительниц посетить

занятие и

почитать всему классу фрагмент или целое произведение вслух с последующим

обсуждением.

Ребята с большим удовольствием слушают чтение мам, отвечают на

поставленные вопросы о прочитанном, воспроизводят отрывки из произведений,

делают выводы, даже говорят о том, как бы они закончили рассказ.

Интересным стал тот факт, что учащиеся моего класса очень полюбили

бывать в школьной библиотеке: выбирают себе книги и для внеклассного чтения

и просто для удовольствия.

Слайд-проекты

Ребята читают не только художественную литературу, но и создают

проекты на разные темы: «Зачем мы ходим в библиотеку», «Моя любимая

книга», «Сочиняем сказку вместе», «Красная книга России» и другие.

Слайд-участие в конкурсах

В рамках проекта «Читающая мама- читающая семья-читающая страна»

проходят

фотоконкурсы,

конкурсы

художественногочтения,

в

которых

учащиеся вместе с мамами принимают участие и занимают призовые места

Слайд- результативность

Не смотря на то, что мой стаж работы

всего 1 год и 4 месяца я

диссеминирую

свой

опыт,

принимая

участие

в

научно-практических

конференциях и конкурсах профессионального мастерства.

Слайд-диссеминация опыта

Закончить своё выступление мне бы хотелось высказыванием Максима

Горького:Слайд-финал

«Из всех чудес

созданных человеком, наиболее сложным и великим

является книга».

Книга, которую я презентовала сегодня, является так же «чудом»,

поскольку создаётся она общими усилиями:

моими- как педагога,

усилиями родителей детей,

иконечно, усилиями моих замечательных учеников.

Понятие

«осознанное

чтение»

из

опыта:

педагог-психолог

:Тихон

ГеоргиевичЕгоров

,

Советский психолог и педагог, доктор педагогических наук, профессор. Известный специалист в

области чтения. Работы Егорова оставили заметный вклад в развитие детской советской психологии.

Чем известен: учёный, подробно разработавший психологию обучения детей чтению

(А. Н. Корнева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин)

Современные исследователи в области методов развития критического

мышления,

в

России

:М.В.Кларин,

С.И.Заир-Бек,

И.О.Загашев,

И.В.Муштавинская и др.)

Итоги конкурса

«Читающая мама

— читающая страна.»

октябрь 2018

года

– февраль 2019

года



В раздел образования