Автор: Гребенкина Наталия Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №40"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование навыка осознанного чтения у учащихся начального уровня образования через приёмы развития критического мышления»
Раздел: начальное образование
слайд
Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Меня зовут Гребенкина
Н.Г.- я учитель начальных классов МАОУ «СОШ№40».
И сегодня я представляю вам свою тему самообразования«Формирование
навыка осознанного чтения у учащихся начального уровня образования
через приёмы развития критического мышления».
Чтобы наши представления на эту тему были ярче и максимально
визуальными я предлагаю пройтись по страницам своей книги.
Первая страница книги «Введение»
Слайд-Введение
Мой опыт работы учителем начальных классов совсем небольшой, однако,
наблюдая
за детьми,
я заметила, что
они
сталкиваются с проблемой
понимания прочитанного ими текста, что как, правило, является следствием
недостаточности сформированности навыка осознанного чтения. Для глубокого
анализа проблемы мною были изучены научно-теоретические обоснования,
которые широко представлены у разных авторов.
Слайд- осознанное чтение это..
Чтение, по словам многих выдающихся отечественных педагогов играет
огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Слайд- высказывания
Как отмечал Сухомлинский Василий Александрович:
«Чтение, - это
окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
Поэтому ценность данного умения, безусловно, очевидна.
Для выявления уровня сформированности навыка осознанного чтения
мною была использована методика Т.Фотекова и Т.Ахутина
Слайд-диаграмма
Результаты диагностики во 2 классе показали, что:
48% учащихся имеют низкий показатель навыка осознанного чтения.
20% учащихся- понимают смысл прочитанного фрагментарно.
Для решения этой проблемы, мы перелистываем следующуюстраницу
книги, которая называется - Как научить?
Слайд- как научить?
Данный вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идёт о
реализации всех функций русского языка в реальной жизни.
На всех школьныхпредметах
без
исключения
проводится работа с текстом,
будь
это
предмет
гуманитарного
или
технического цикла. На своих уроках я опираюсь на технологию развития
критического мышления, которая формирует у учащихся умение ставить
конкретную цель, планировать и прогнозировать возможные ситуации.
Слайд
Технология богата разнообразными методами и приёмами работы с
информацией, например:
На
уроках
русского
языка
(из
раздела
«Развитие
речи»)
анализируем
предложенный
текст,
пишем
изложения,
для
этого
я
использую
приёмы:«Кластер»,таблица «Знаю-хочу узнать-узнал», «Корзина идей»
На уроках математики: проводим анализ задачи, устанавливаем связь между
данным и искомым- в этом помогают приёмы: «Слова- ключики», «Да/нет-ка»
На уроках окружающего мира: выделяем и классифицируем информацию,
фиксируем результаты наблюдений. Здесь работают приёмы«Наблюдашки и
фиксашки», «Insert/чтение с пометками»:
На
уроках
изобразительного
искусства:рассматриванием
и
сравнением
иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту;для этого
применяю приём «Шляпа- ассоциаций»
На уроках технологии: работаем с энциклопедическим материалом– мы
используем приём: «Дерево предсказаний».
Но основным уроком для формирования осознанного чтения был и остаётся урок
литературного чтения, в ходе которого
закладывается фундамент всего
последующего осознанного понимания текста. Работа с текстом, чтение его
вслух, по цепочке или индивидуально является важным элементом всех учебных
действий, носит универсальный метапредметный характер.
Перечисленные мною приёмы я собрала в копилку «Помогашек»,
которая занимает почетное место на классном стенде и регулярно обновляется.
О наиболее полюбившихся моим ученикам приёмах я расскажу подробнее на
следующей странице книги, под названием: Какие приёмы применять?
Слайд-Какие приёмы применять?
Один из
приемов работы с текстом- модифицированный вариант
«ромашки Блума».
Слайд- «Цветик-семицветик» (переименуем)
Цель приёма: с помощью вопросов выйти на понимание содержащейся в
тексте информации, на осмысление авторской позиции.
Например вот так может выглядеть «мой семицветик»:
Он имеет- 7 лепестков, за каждым цветом скрывается вопрос. Вопросы
классифицирую по цвету. Чем ярче цвет, тем выше уровень сложности вопроса.
Например: голубой лепесток- творческий вопрос …
Голубой - творческие вопросы
.
В них всегда есть частица БЫ или будущее
время,
а
формулировка
содержит
элемент
прогноза,
фантазии
или
предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у
человека было 4 руки? Это любимый тип вопроса моих учащихся.
оранжевый - объясняющие
вопросы. Направлены на выявление причинно-
следственных связей. Начинаются со слова "Почему". Оранжевый цвет говорит
о том, что на этот тип вопроса часто учащиеся затрудняются ответить и
выстроить развернутое высказывание.
В свой семицветик я добавила сиреневый цвет
– который дает возможность
учащемуся самостоятельно придумать тот вопрос, который он бы задал своему
однокласснику по содержанию текста.
Еще один полюбившийся прием - «слова- ключики».
Слайд-«слова-ключики»
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании
подтекстовой и концептуальной информации.
Перед
прочтением текста учащимся даётся установка: найти в нём
ключевые слова.
Например,
в
тексте
стихотворения
П.Сапгира
спрятана
важная
информация, отыскать которую помогут слова-ключики.
Слайд- приём
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал
разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение,
пренебрежение, разочарование, у мальчика – восторг.
Следующий Приём: Чтение с пометками /insert…
Слайд-
Приём нацелен на формирование умения читать вдумчиво, оценивать
информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Ученикам раздаётся задание: текст, который они должны проработать:написать
на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V
Знакомая информация
+
Новая информация
--
Я думал (думала) иначе
?
Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать
больше
Этот приём дает мне возможность создать комфортный психологический
климат, который активизирует образовательную деятельность.
Обозначенные выше приёмы учат находить важную информацию в тексте,
формируют коммуникативные навыки, что очень важно на этапе развития
учащегося начального уровня образования - не бояться высказать своё мнение,
принять или определить чужую точку зрения.
За год использования приемов технологии критического мышления на
своих
уроках
мне
удалось
добиться
положительной
динамики
по
отслеживаемым показателям.
Слайд- диаграмма
На сегодняшний день количество учащихся с низким уровнем уровнем
навыка осознанного чтения снизилось до 23%. Я считаю, что это хороший
результат,
который
доказывает
эффективность
применения
приёмов
технологии критического мышления. Безусловно работа по формированию
уровня осознанного чтения у учащихся младшего школьного возраста будет
продолжена, в связи с чем я перелистну еще одну страницу книги: Куда
двигаться дальше?
слайд:Куда двигаться дальше?
Интернет- форумы активно обсуждают вопрос: почему дети не любят
читать? Мнения комментаторов схожи. Дети растут в слабой читательской
среде, в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов
детской литературы в домашних и школьных библиотеках.
Проблема на поверхности: если в семье не прививается эта любовь, то
откуда она проявится у ребёнка?
С целью решения данной проблемы мои учащиеся вместе с родителями
приняли участие во всероссийском проекте «Читающая мама-читающая семья
- читающая страна».
Слайд-Читающая мама
Данный
проект
был
инициирован
Ассоциацией
школьных
библиотекарей
русского
мира и корпорацией «Российский
учебник» (ДРОФА-ВЕНТАНА) — при поддержке Министерства образования и
науки и Союза женщин России.
Слайд-цели
Проект призван поддержать многовековую традицию материнских и
семейных чтений, способствующих развитию эмоциональной близости матери и
ребенка на материале книги, и создать в обществе позитивный имидж читающей
мамы.
Мамы, бабушки могут выбрать книжку на любой вкус — главное, чтобы она
вместе с ребёнком получили удовольствие от прочтения.
Слайд-читаем библиотеке
По согласованию с руководством школы, 1 раз в неделю, по пятницам в
читальном зале у нашего класса проходит урок чтения.
Мы решили читать совместно не только дома, но и устраиваем «День моей
мамы», в который приглашаем одну из родительниц посетить
занятие и
почитать всему классу фрагмент или целое произведение вслух с последующим
обсуждением.
Ребята с большим удовольствием слушают чтение мам, отвечают на
поставленные вопросы о прочитанном, воспроизводят отрывки из произведений,
делают выводы, даже говорят о том, как бы они закончили рассказ.
Интересным стал тот факт, что учащиеся моего класса очень полюбили
бывать в школьной библиотеке: выбирают себе книги и для внеклассного чтения
и просто для удовольствия.
Слайд-проекты
Ребята читают не только художественную литературу, но и создают
проекты на разные темы: «Зачем мы ходим в библиотеку», «Моя любимая
книга», «Сочиняем сказку вместе», «Красная книга России» и другие.
Слайд-участие в конкурсах
В рамках проекта «Читающая мама- читающая семья-читающая страна»
проходят
фотоконкурсы,
конкурсы
художественногочтения,
в
которых
учащиеся вместе с мамами принимают участие и занимают призовые места
Слайд- результативность
Не смотря на то, что мой стаж работы
всего 1 год и 4 месяца я
диссеминирую
свой
опыт,
принимая
участие
в
научно-практических
конференциях и конкурсах профессионального мастерства.
Слайд-диссеминация опыта
Закончить своё выступление мне бы хотелось высказыванием Максима
Горького:Слайд-финал
«Из всех чудес
созданных человеком, наиболее сложным и великим
является книга».
Книга, которую я презентовала сегодня, является так же «чудом»,
поскольку создаётся она общими усилиями:
моими- как педагога,
усилиями родителей детей,
иконечно, усилиями моих замечательных учеников.
Понятие
«осознанное
чтение»
из
опыта:
педагог-психолог
:Тихон
ГеоргиевичЕгоров
,
Советский психолог и педагог, доктор педагогических наук, профессор. Известный специалист в
области чтения. Работы Егорова оставили заметный вклад в развитие детской советской психологии.
Чем известен: учёный, подробно разработавший психологию обучения детей чтению
(А. Н. Корнева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин)
Современные исследователи в области методов развития критического
мышления,
в
России
:М.В.Кларин,
С.И.Заир-Бек,
И.О.Загашев,
И.В.Муштавинская и др.)
Итоги конкурса
«Читающая мама
— читающая страна.»
октябрь 2018
года
– февраль 2019
года