Напоминание

методические рекомендации в работе педагога-психолога


Автор: Тотонова Айталина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Крестях Сунтарский улус Республика Саха (Я)
Наименование материала: статья
Тема: методические рекомендации в работе педагога-психолога
Раздел: полное образование





Назад




Аналитический годовой

отчет педагога- психолога МБОУ «Крестяхская

средняя общеобразовательная школа имени И.Г.Спиридонова» за 2019-2020 уч.г

1.

Педагог-психолог

Тотонова

А.Н.

образование

высшее,

закончила

переподготовку по направлению «Педагогика и психология» , АНО ДПО

«Институт дополнительного профессионального образования и повышения

квалификации», серия 19, № 00068, 2020г. Педстаж – 29 лет, в данной

должности 1,5 года.

2.

Анализ психолого- педагогической деятельности:

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид

работы (с целью анализа развития познавательных способностей и анализа проблем

личностного развития), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

В рамках групповой диагностики проводилась следующая работа :

Изучение уровня готовности к обучению в школе учащихся первых классов(стартовая

диагностика). Период проведения 18.05-20.052019г участвовало 11 обучающихся.

Изучение адаптации 5-х классов к обучению в основной школе. Период проведения 9.10-

17.10,участвовало 12 учащихся.

Изучение адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшем звене. Период

проведения 2.10-18.10, участвовало 11 человек.

Изучение уровня адаптации учащихся первых (адаптация к школе). Период проведения

10.10-30.10 , участвовало 11 человек.

Сроки проведения соответствовали срокам, указанным в годовом плане.

Результаты обследования (вся информация в процентном соотношение) были указаны в

аналитических справках и использованы на педагогических консилиумах с классными

руководителями и учителями предметниками, а так же учитывались при построении

рекомендаций в ходе психологических консультаций с педагогами и родителями

учащихся.

Диагностика в 9-х, 11-х и классах по изучению профессионального самоопределения

учащихся, а так же диагностика уровня тревожности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Изучались: мотивационно – потребностная, эмоционально – волевая, познавательная

сфера, уровень тревожности,а также профессиональные интересы. Учащиеся, классные

руководители и учителя – предметники были ознакомлены с результатами

диагностической работы. С 18 марта в связи с переходом на дистанционную форму

обучения последние диагностические работы были проведены в онлайн и оффлайн

режиме.

Так же проводилась групповая диагностическая работа в 4-х классах по определению

уровня готовности обучающихся к освоению программы школы 2 ступени.

Диагностика по запросу родителей, учителей, администрации школы.

Фронтальное обследование учащихся 1, 5-х классов

Нужно отметить диагностическую работу в 1,5 классах. Поступление в школу, переход

в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них снижаются

память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость. В 1, 5 классах

изучаются уровни школьной тревожности, мотивации. Полученные результаты в

начале и конце года, сравниваются, и на их основании осуществляется анализ,

делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и

учителям, и родителям.

Так по результатам вторичной диагностики процесса адаптации 1,5 классов можно

сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым

учителям, повысился процент учащихся с нормальным уровнем тревожности, а также

снизились показатели по высокому и повышенному уровням, что свидетельствует об

улучшении процесса адаптации.

норма

повышенный

высокий

0,0%

10,0%

20,0%

30,0%

40,0%

50,0%

60,0%

Начало года

Конец года

В ходе изучения социально – психологической адаптации 5-в были предложены анкеты,

анализируя которые можно сделать вывод о том, что большинство учащихся оценивают

изменения в их жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как

позитивные: "Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь

новой информации", "Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные", "появились

новые интересные предметы, изменился подход к учебе", "Я стал умнее, ответственнее.

Нашел

хороших

друзей",

"Очень

нравится

учиться,

много

хороших

учителей".

Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классах достаточно серьезной:

"Трудные уроки, учиться стало сложнее", "Дольше делаю уроки, стало сложнее".

Родители, со слов ребят, тоже замечают позитивные изменения с переходом школьников

на новую возрастную ступень: "Стал серьезнее, самостоятельнее", "Я подросла и могу все

делать самостоятельно", "Стала ответственнее, старше, получаю более высокие отметки",

"Поумнела, появился интерес к знаниям". Есть высказывания и с негативным оттенком:

"Стало учиться сложнее, им придется больше сидеть со мной за уроками", "Не остается

времени на отдых".

Фронтальное обследование учащихся 9, 11-х классов

Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся 9,11 классов по

подготовке к ГИА осуществлялась в соответствии с утверждённым директором планом.

Основной целью этой работы стала психологическая подготовка учащихся выпускных

классов к экзаменам, повышение их уверенности в себе, своих силах при сдаче экзаменов.

В этом учебном году ситуация усложнилась с переходом на ДО, самоизоляцией, перед

неизвестностью сроков проведения экзаменов.

Предэкзаменационная тревожность выпускников 9,11 классов нашей школы среднего

уровня.

2%

23%

33%

29%

13%

Экзаменационная тревожность

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

В течение всего учебного года проводились индивидуальные консультации с учащимися

9, 11 классов и их родителей по различным темам:

выбор экзаменов, выбор

образовательного маршрута, страх перед экзаменами, индивидуальные консультации по

результатам диагностик.

Еще одной стороной были индивидуальные консультации с родителями по изучению

индивидуальных особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии

подготовки к сдаче итоговой аттестации в независимой форме, работа с классными

руководителями: контроль успеваемости и посещаемости учащихся выпускных классов.

Профилактика суицидального поведения

В

течение

учебного

года

систематически

велась

профилактическая

работа

по

профилактике и предупреждению детского суицида и детей, имеющих жизненные

проблемы.

Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида и детей,

имеющих

жизненные

проблемы,

осуществлялась

через

совместную

работу

администрации школы, учителей, психолога, социального педагога и медицинского

работника школы.

С начала учебного года разработан план мероприятий по профилактике суицида, по

которому велась основная работа, собран и обновлен банк данных, который позволил

проконтролировать работу с учащимися имеющих жизненные проблемы.

Ежедневно осуществлялся контроль за посещаемостью учащихся школы. Систематически

проводились рейды классным руководителем по семьям, беседы с родителями,

индивидуальные консультации с учащимися.

Большое

внимание

уделялось

практическим занятиям, с оказанием психологической поддержки, по необходимости

индивидуальной помощи. Цель занятий – учить детей правильно реагировать и осознавать

свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать

трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и

окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать

стрессоустойчивость организма.

Родители на собраниях и индивидуальных консультациях были ознакомлены с

информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны

рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены

признаки суицидального или аутоагрессивного поведения.

С

целью

предупреждения

кризисных

состояний

и

коррекции

психологического

неблагополучия учащихся осуществлялась коррекционно-развивающая деятельность:

индивидуальные занятия-тренинги с учащимися, ориентированные на знакомство со

своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их

коррекции, способами снятия тревожности; мастерские ценностных ориентаций.

По запросу администрации школы был проведен мониторинг учащихся с целью

выявления у детей состояния тревоги в связи с переходом на дистанционное обучение.

Период проведения 6-20.04. Участвовало 122 обучающихся. Результаты мониторинга в

процентном соотношении были отражены в аналитической справке.

В рамках индивидуальной диагностики проводилась следующая работа :

Изучение личности и поведения трудных подростков;

Диагностика в рамках индивидуального консультирования

Консультативное направление

За прошедший период было проведено 70 консультаций из них:

43 консультаций(первичных и повторных)для учащихся,11 консультаций для педагогов

школы, и 16 консультаций для родителей учащихся.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: первичное консультирование –

во время, которого собираются основные данные и уточняется запрос; и повторное

консультирование – для получения более объективной информации с помощью

диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме

того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и

способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не

ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во

время беседы обсуждались динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.

В течение года консультации велись по следующим направлениям:

- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению

дезадаптации;

- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с

учётом результатов диагностики;

- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной

школы в среднее звено;

- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;

- по запросам учителей, родителей.

Проблемы,

затронутые

на

консультациях,

имели,

в

основном,

следующую

направленность:

- поведенческую;

- эмоциональную;

- конфликтологическую;

- диагностическую.

Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:

- конфликты с товарищами по классу;

- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;

- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;

- страх самовыражения:

- излишнее волнение.

Процент

положительной

динамики

консультаций

составляет

примерно

89%

от

количества всех консультаций, зависит от помощи родителей в коррекции, педагогов и

мотивации самого ребенка.

Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось

вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был

сориентирован, главным образом, на учащихся 8-10-х классов.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная

работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи

консультативной деятельности.

Коррекционная работа

Коррекционная работа проводилась в соответствии с планом работы педагога-психолога,

а также по запросу классных руководителей, родителей, педагогов.

Коррекционная работа с первоклассниками, направленная на развитие познавательных

процессов и эмоциональной сферы, проводилась в течение учебного года. Дети выучили

правила поведения на уроке, стали проявлять мотивацию достижения успеха и привыкать

к оценке своего труда, замечена положительная динамика у учащихся, ранее

показывавших отставание на фоне одноклассников, а также у учащихся, ранее

проявлявших двигательную расторможенность и отсутствие сформированной волевой

регуляции поведения.

Коррекционная работа с пятиклассниками и учащимися 10-х классов проходила

преимущественно с ноября по февраль. Так, с учащимися 5-х классов проводилась работа

по формированию групповой сплоченности:

упражнение «Комплименты»;

упражнение «Найди с закрытыми глазами»;

упражнение «Найди пару» и.др.

Результаты отражены в главе повторной диагностики адаптации пятиклассников.

В рамках работы с учащимися 10-х классов проводилась тренинговая работа,

направленная на формирование уверенности в себе.

Проводилась индивидуальная коррекционная работа с учащимися по запросу классных

руководителей, родителей, педагогов:

1 обучающийся – низкая успеваемость, неуверенность в себе, ребенок не запоминает

буквы. Проведена беседа с мамой, даны рекомендации в полном объеме;

1 рбучающийся– резкое отставание в учебе. Отставание было вызвано обстановкой в

семье. ( родители часто употребляют алкоголь)

4 обучающихся – решение вопроса о профессиональном самоопределении.

1 обучающийся – проблема агрессивного поведения.

3 обучающихся – самопознание через тест Люшера;

Также коррекционная работа проведена с учащимися, состоящими на школьном учете.

Намечены изменения моделей поведения. Взята за основу модель исправления учебных

затруднений и ориентация на поступление в ССУЗы после 10го класса. По результатам

диагностики были сделаны заключения и разработаны рекомендации классным

руководителям и родителям для дальнейшей работы.

Вывод: коррекционная работа приносит положительные изменения. Следует продолжить

работу по обозначенному кругу проблем в следующем учебному году.

Просветительская деятельность

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся.

2) Выступления на родительских собраниях.

3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для

педагогов и работников школы.

4) Выступления на педагогическом совете и методическом объединении классных

руководителей.

5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся.

Наиболее успешными в рамках просветительской деятельности можно считать:

1.

Лектории для родителей 5 классов. «Первый раз в пятый класс или ваш

ребенок пятиклассник».

2.

Лектории для родителей 1 классов.

3.

Лекторий для старшеклассников «мое будущее – в моих руках».

4.

Лекторий для родителей «Трудности и стратегии поддержки учащихся при

подготовке к ГИА и ЕГЭ» - проведены в режиме оффлайн и онлайн

в связи с

самоизоляцией

5.

Классный час для девочек 6-7 классов «О великом женском секрете».

6.

Общешкольная психологическая акция "От улыбки станет всем теплей»

7.

Участие в едином школьном Дне профилактики.

Вывод: Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и

успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты:

полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также

совершенствование способов подачи информации.

Работа с родителями.

Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:

- организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч,

консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами;

- использование электронной почты, школьного сайта;

- проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники,

интеллектуальные и спортивные игры, выставки, творческие вечера и т.д.)

Со стороны школы родителям учащихся постоянно оказывается возможная

помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации, родительские собрания,

индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию

ребенка,

по

профилактике

суицида,

употребления

ПАВ,

безнадзорности

и

правонарушений,

сохранению

и

укреплению

здоровья,

то

есть

педагогическое

просвещение родителей.

Проведены общешкольные родительские собрания : «Мои ошибки в воспитании своего

ребенка», «Буллинг».

В связи с переходом на дистанционное обучение в онлайн и оффлайн режиме проведены

беседы, советы психолога- «Кистэлэц дьо5ур», «Я сдам ЕГЭ», «Ыраахтан уерэнэргэ о5о5о

кеме», «Советы для родителей во время ДО», телефоны доверия и др.

Растет количество обратившихся за помощью к психологу родителей, родители получили

помощь

по

вопросам

воспитания

и

повышении

психолого-педагогической

компетентности, экстренную помощь при конфликте с детьми, систематическую

поддержку в течении года.

Психологическая помощь педагогам

1.

Выступления

на

малом

педагогическом

совете

"Особенности

адаптации

первоклассников,

пятиклассников. Результаты диагностики, рекомендации";

"Особенности

адаптации

десятиклассников.

Результаты

диагностики,

рекомендации".

2.

Выступление на малом педагогическом совете «Профилактика суицидального

поведения".

3.

Выступление на педагогическом совете с темой: "Буллинг".

4.

Выступление «Психологические игры на сплочение классного коллектива».

5.

Тренинг

для

педагогов

"Экспресс

приемы

для

снятия

эмоционального

напряжения",

«Здоровый

педагог-

здоровый

ребенок».

Профилактика

эмоционального выгорания.

6.

Тренинг для молодых педагогов "Формула успеха".

В течение года по плану проведена просветительская работы для педагогов. В связи с

переходом на ДО также в онлайн и оффлайн режимах проведены – «Советы психолога

при переходе на ДО», «Экспресс приемы для снятия напряжения», телефоны доверия.

Общий вывод: анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о

том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по

всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные

профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации

собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

В следующей перспективе профессиональной деятельности необходимо уделить

внимание усилению работы с педагогическими кадрами, в работе с родителями, а также

дальнейшему развитию профессиональных компетенций педагога-психолога.

Накопленный профессиональный опыт дает возможность разработать образовательную

технологию психолого-педагогического сопровождения участников образовательного

процесса, а также участвовать в конференциях, семинарах.

В следующем учебном году необходимо:

Спланировать работу с учётом анализа деятельности за прошедший год,

усовершенствовать план работы с педагогическим составом, расширяя формы и

методы по сохранению ресурсного состояния педагогических работников.

Стремиться к привлечению учащихся, особенно «группы риска», в форме занятий

по интересам, в кружках, на факультативах, выступление на сцене, соревнования и

т.д.

Продолжать вести мониторинг здорового образа жизни учащихся, учитывать

мнение родителей (законных представителей).

Продолжить работу по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Продолжить

работу

по

поддержанию

устойчивого

благоприятного

психологического климата в классах и в школе.

Вести работу на сайте учреждения.



В раздел образования