Автор: Тотонова Айталина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Крестях Сунтарский улус Республика Саха (Я)
Наименование материала: статья
Тема: методические рекомендации в работе педагога-психолога
Раздел: полное образование
Аналитический годовой
отчет педагога- психолога МБОУ «Крестяхская
средняя общеобразовательная школа имени И.Г.Спиридонова» за 2019-2020 уч.г
1.
Педагог-психолог
–
Тотонова
А.Н.
–
образование
высшее,
закончила
переподготовку по направлению «Педагогика и психология» , АНО ДПО
«Институт дополнительного профессионального образования и повышения
квалификации», серия 19, № 00068, 2020г. Педстаж – 29 лет, в данной
должности 1,5 года.
2.
Анализ психолого- педагогической деятельности:
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид
работы (с целью анализа развития познавательных способностей и анализа проблем
личностного развития), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
В рамках групповой диагностики проводилась следующая работа :
Изучение уровня готовности к обучению в школе учащихся первых классов(стартовая
диагностика). Период проведения 18.05-20.052019г участвовало 11 обучающихся.
Изучение адаптации 5-х классов к обучению в основной школе. Период проведения 9.10-
17.10,участвовало 12 учащихся.
Изучение адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшем звене. Период
проведения 2.10-18.10, участвовало 11 человек.
Изучение уровня адаптации учащихся первых (адаптация к школе). Период проведения
10.10-30.10 , участвовало 11 человек.
Сроки проведения соответствовали срокам, указанным в годовом плане.
Результаты обследования (вся информация в процентном соотношение) были указаны в
аналитических справках и использованы на педагогических консилиумах с классными
руководителями и учителями предметниками, а так же учитывались при построении
рекомендаций в ходе психологических консультаций с педагогами и родителями
учащихся.
Диагностика в 9-х, 11-х и классах по изучению профессионального самоопределения
учащихся, а так же диагностика уровня тревожности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Изучались: мотивационно – потребностная, эмоционально – волевая, познавательная
сфера, уровень тревожности,а также профессиональные интересы. Учащиеся, классные
руководители и учителя – предметники были ознакомлены с результатами
диагностической работы. С 18 марта в связи с переходом на дистанционную форму
обучения последние диагностические работы были проведены в онлайн и оффлайн
режиме.
Так же проводилась групповая диагностическая работа в 4-х классах по определению
уровня готовности обучающихся к освоению программы школы 2 ступени.
Диагностика по запросу родителей, учителей, администрации школы.
Фронтальное обследование учащихся 1, 5-х классов
Нужно отметить диагностическую работу в 1,5 классах. Поступление в школу, переход
в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них снижаются
память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость. В 1, 5 классах
изучаются уровни школьной тревожности, мотивации. Полученные результаты в
начале и конце года, сравниваются, и на их основании осуществляется анализ,
делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и
учителям, и родителям.
Так по результатам вторичной диагностики процесса адаптации 1,5 классов можно
сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым
учителям, повысился процент учащихся с нормальным уровнем тревожности, а также
снизились показатели по высокому и повышенному уровням, что свидетельствует об
улучшении процесса адаптации.
норма
повышенный
высокий
0,0%
10,0%
20,0%
30,0%
40,0%
50,0%
60,0%
Начало года
Конец года
В ходе изучения социально – психологической адаптации 5-в были предложены анкеты,
анализируя которые можно сделать вывод о том, что большинство учащихся оценивают
изменения в их жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как
позитивные: "Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь
новой информации", "Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные", "появились
новые интересные предметы, изменился подход к учебе", "Я стал умнее, ответственнее.
Нашел
хороших
друзей",
"Очень
нравится
учиться,
много
хороших
учителей".
Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классах достаточно серьезной:
"Трудные уроки, учиться стало сложнее", "Дольше делаю уроки, стало сложнее".
Родители, со слов ребят, тоже замечают позитивные изменения с переходом школьников
на новую возрастную ступень: "Стал серьезнее, самостоятельнее", "Я подросла и могу все
делать самостоятельно", "Стала ответственнее, старше, получаю более высокие отметки",
"Поумнела, появился интерес к знаниям". Есть высказывания и с негативным оттенком:
"Стало учиться сложнее, им придется больше сидеть со мной за уроками", "Не остается
времени на отдых".
Фронтальное обследование учащихся 9, 11-х классов
Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся 9,11 классов по
подготовке к ГИА осуществлялась в соответствии с утверждённым директором планом.
Основной целью этой работы стала психологическая подготовка учащихся выпускных
классов к экзаменам, повышение их уверенности в себе, своих силах при сдаче экзаменов.
В этом учебном году ситуация усложнилась с переходом на ДО, самоизоляцией, перед
неизвестностью сроков проведения экзаменов.
Предэкзаменационная тревожность выпускников 9,11 классов нашей школы среднего
уровня.
2%
23%
33%
29%
13%
Экзаменационная тревожность
Очень низкий
Низкий
Средний
Выше среднего
Высокий
В течение всего учебного года проводились индивидуальные консультации с учащимися
9, 11 классов и их родителей по различным темам:
выбор экзаменов, выбор
образовательного маршрута, страх перед экзаменами, индивидуальные консультации по
результатам диагностик.
Еще одной стороной были индивидуальные консультации с родителями по изучению
индивидуальных особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии
подготовки к сдаче итоговой аттестации в независимой форме, работа с классными
руководителями: контроль успеваемости и посещаемости учащихся выпускных классов.
Профилактика суицидального поведения
В
течение
учебного
года
систематически
велась
профилактическая
работа
по
профилактике и предупреждению детского суицида и детей, имеющих жизненные
проблемы.
Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида и детей,
имеющих
жизненные
проблемы,
осуществлялась
через
совместную
работу
администрации школы, учителей, психолога, социального педагога и медицинского
работника школы.
С начала учебного года разработан план мероприятий по профилактике суицида, по
которому велась основная работа, собран и обновлен банк данных, который позволил
проконтролировать работу с учащимися имеющих жизненные проблемы.
Ежедневно осуществлялся контроль за посещаемостью учащихся школы. Систематически
проводились рейды классным руководителем по семьям, беседы с родителями,
индивидуальные консультации с учащимися.
Большое
внимание
уделялось
практическим занятиям, с оказанием психологической поддержки, по необходимости
индивидуальной помощи. Цель занятий – учить детей правильно реагировать и осознавать
свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать
трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и
окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать
стрессоустойчивость организма.
Родители на собраниях и индивидуальных консультациях были ознакомлены с
информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны
рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены
признаки суицидального или аутоагрессивного поведения.
С
целью
предупреждения
кризисных
состояний
и
коррекции
психологического
неблагополучия учащихся осуществлялась коррекционно-развивающая деятельность:
индивидуальные занятия-тренинги с учащимися, ориентированные на знакомство со
своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их
коррекции, способами снятия тревожности; мастерские ценностных ориентаций.
По запросу администрации школы был проведен мониторинг учащихся с целью
выявления у детей состояния тревоги в связи с переходом на дистанционное обучение.
Период проведения 6-20.04. Участвовало 122 обучающихся. Результаты мониторинга в
процентном соотношении были отражены в аналитической справке.
В рамках индивидуальной диагностики проводилась следующая работа :
Изучение личности и поведения трудных подростков;
Диагностика в рамках индивидуального консультирования
Консультативное направление
За прошедший период было проведено 70 консультаций из них:
43 консультаций(первичных и повторных)для учащихся,11 консультаций для педагогов
школы, и 16 консультаций для родителей учащихся.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: первичное консультирование –
во время, которого собираются основные данные и уточняется запрос; и повторное
консультирование – для получения более объективной информации с помощью
диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме
того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и
способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не
ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во
время беседы обсуждались динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению
дезадаптации;
- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с
учётом результатов диагностики;
- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной
школы в среднее звено;
- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;
- по запросам учителей, родителей.
Проблемы,
затронутые
на
консультациях,
имели,
в
основном,
следующую
направленность:
- поведенческую;
- эмоциональную;
- конфликтологическую;
- диагностическую.
Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:
- конфликты с товарищами по классу;
- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;
- страх самовыражения:
- излишнее волнение.
Процент
положительной
динамики
консультаций
составляет
примерно
89%
от
количества всех консультаций, зависит от помощи родителей в коррекции, педагогов и
мотивации самого ребенка.
Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось
вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был
сориентирован, главным образом, на учащихся 8-10-х классов.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная
работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи
консультативной деятельности.
Коррекционная работа
Коррекционная работа проводилась в соответствии с планом работы педагога-психолога,
а также по запросу классных руководителей, родителей, педагогов.
Коррекционная работа с первоклассниками, направленная на развитие познавательных
процессов и эмоциональной сферы, проводилась в течение учебного года. Дети выучили
правила поведения на уроке, стали проявлять мотивацию достижения успеха и привыкать
к оценке своего труда, замечена положительная динамика у учащихся, ранее
показывавших отставание на фоне одноклассников, а также у учащихся, ранее
проявлявших двигательную расторможенность и отсутствие сформированной волевой
регуляции поведения.
Коррекционная работа с пятиклассниками и учащимися 10-х классов проходила
преимущественно с ноября по февраль. Так, с учащимися 5-х классов проводилась работа
по формированию групповой сплоченности:
упражнение «Комплименты»;
упражнение «Найди с закрытыми глазами»;
упражнение «Найди пару» и.др.
Результаты отражены в главе повторной диагностики адаптации пятиклассников.
В рамках работы с учащимися 10-х классов проводилась тренинговая работа,
направленная на формирование уверенности в себе.
Проводилась индивидуальная коррекционная работа с учащимися по запросу классных
руководителей, родителей, педагогов:
1 обучающийся – низкая успеваемость, неуверенность в себе, ребенок не запоминает
буквы. Проведена беседа с мамой, даны рекомендации в полном объеме;
1 рбучающийся– резкое отставание в учебе. Отставание было вызвано обстановкой в
семье. ( родители часто употребляют алкоголь)
4 обучающихся – решение вопроса о профессиональном самоопределении.
1 обучающийся – проблема агрессивного поведения.
3 обучающихся – самопознание через тест Люшера;
Также коррекционная работа проведена с учащимися, состоящими на школьном учете.
Намечены изменения моделей поведения. Взята за основу модель исправления учебных
затруднений и ориентация на поступление в ССУЗы после 10го класса. По результатам
диагностики были сделаны заключения и разработаны рекомендации классным
руководителям и родителям для дальнейшей работы.
Вывод: коррекционная работа приносит положительные изменения. Следует продолжить
работу по обозначенному кругу проблем в следующем учебному году.
Просветительская деятельность
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для учащихся.
2) Выступления на родительских собраниях.
3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для
педагогов и работников школы.
4) Выступления на педагогическом совете и методическом объединении классных
руководителей.
5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся.
Наиболее успешными в рамках просветительской деятельности можно считать:
1.
Лектории для родителей 5 классов. «Первый раз в пятый класс или ваш
ребенок пятиклассник».
2.
Лектории для родителей 1 классов.
3.
Лекторий для старшеклассников «мое будущее – в моих руках».
4.
Лекторий для родителей «Трудности и стратегии поддержки учащихся при
подготовке к ГИА и ЕГЭ» - проведены в режиме оффлайн и онлайн
в связи с
самоизоляцией
5.
Классный час для девочек 6-7 классов «О великом женском секрете».
6.
Общешкольная психологическая акция "От улыбки станет всем теплей»
7.
Участие в едином школьном Дне профилактики.
Вывод: Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и
успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты:
полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также
совершенствование способов подачи информации.
Работа с родителями.
Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:
- организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч,
консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами;
- использование электронной почты, школьного сайта;
- проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники,
интеллектуальные и спортивные игры, выставки, творческие вечера и т.д.)
Со стороны школы родителям учащихся постоянно оказывается возможная
помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации, родительские собрания,
индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию
ребенка,
по
профилактике
суицида,
употребления
ПАВ,
безнадзорности
и
правонарушений,
сохранению
и
укреплению
здоровья,
то
есть
педагогическое
просвещение родителей.
Проведены общешкольные родительские собрания : «Мои ошибки в воспитании своего
ребенка», «Буллинг».
В связи с переходом на дистанционное обучение в онлайн и оффлайн режиме проведены
беседы, советы психолога- «Кистэлэц дьо5ур», «Я сдам ЕГЭ», «Ыраахтан уерэнэргэ о5о5о
кеме», «Советы для родителей во время ДО», телефоны доверия и др.
Растет количество обратившихся за помощью к психологу родителей, родители получили
помощь
по
вопросам
воспитания
и
повышении
психолого-педагогической
компетентности, экстренную помощь при конфликте с детьми, систематическую
поддержку в течении года.
Психологическая помощь педагогам
1.
Выступления
на
малом
педагогическом
совете
"Особенности
адаптации
первоклассников,
пятиклассников. Результаты диагностики, рекомендации";
"Особенности
адаптации
десятиклассников.
Результаты
диагностики,
рекомендации".
2.
Выступление на малом педагогическом совете «Профилактика суицидального
поведения".
3.
Выступление на педагогическом совете с темой: "Буллинг".
4.
Выступление «Психологические игры на сплочение классного коллектива».
5.
Тренинг
для
педагогов
"Экспресс
приемы
для
снятия
эмоционального
напряжения",
«Здоровый
педагог-
здоровый
ребенок».
Профилактика
эмоционального выгорания.
6.
Тренинг для молодых педагогов "Формула успеха".
В течение года по плану проведена просветительская работы для педагогов. В связи с
переходом на ДО также в онлайн и оффлайн режимах проведены – «Советы психолога
при переходе на ДО», «Экспресс приемы для снятия напряжения», телефоны доверия.
Общий вывод: анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о
том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по
всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные
профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации
собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
В следующей перспективе профессиональной деятельности необходимо уделить
внимание усилению работы с педагогическими кадрами, в работе с родителями, а также
дальнейшему развитию профессиональных компетенций педагога-психолога.
Накопленный профессиональный опыт дает возможность разработать образовательную
технологию психолого-педагогического сопровождения участников образовательного
процесса, а также участвовать в конференциях, семинарах.
В следующем учебном году необходимо:
Спланировать работу с учётом анализа деятельности за прошедший год,
усовершенствовать план работы с педагогическим составом, расширяя формы и
методы по сохранению ресурсного состояния педагогических работников.
Стремиться к привлечению учащихся, особенно «группы риска», в форме занятий
по интересам, в кружках, на факультативах, выступление на сцене, соревнования и
т.д.
Продолжать вести мониторинг здорового образа жизни учащихся, учитывать
мнение родителей (законных представителей).
Продолжить работу по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Продолжить
работу
по
поддержанию
устойчивого
благоприятного
психологического климата в классах и в школе.
Вести работу на сайте учреждения.