Автор: Власова Ольга Эдуардовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: детской школы искусств имени А.С. Даргомыжского
Населённый пункт: г. Вязьма. Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Концертмейстер и психология отношений"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования
Вяземская школа искусств
им. А.С. Даргомыжского
Методическое сообщение на тему:
«Концертмейстер и психология отношений»
концертмейстер Власова О.Э.
Смоленская область,
г. Вязьма 2017г.
содержание
Глава 1
1.1. Психологические аспекты работы концертмейстера
1.2. Психотипы и коммуникабельность в работе концертмейстера
1.3. Структурные факторы стабильных отношений
Глава 2
2.1. Конфликты и их предупреждения
2.2. Правила конструктивной критики:
Заключение
Литература
Введение
Глава 1
1.1. Психологические аспекты работы концертмейстера
Мы часто повторяем то, что концертмейстеру нужно быть психологом.
Особенно, концертмейстеру, работающему в Детской школе искусств, с
детьми. Ведь каждый ребенок - это Вселенная! Со своим типом характера,
темперамента, скоростью восприятия и мышления, своей строптивостью и
покладистостью, музыкальным талантом и, порой его отсутствием, желанием
учиться или снисходительным хождением на музыку в ответ на желание его
родителей
и
так
далее.
Но
мы
забыли
еще
об
одной
стороне
«психологической» медали концертмейстера. Помимо самого ученика на
уроке он (концертмейстер) общается и с руководителем, педагогом этого
ученика.
А ведь педагог также
имеет свой характер,
темперамент,
строптивость или покладистость, разный стаж работы и опыт/порой много
меньше концертмейстерского/. И общение с иногда весьма неоднозначными,
неординарными, одиозными личностями требует от концертмейстера порой
ещё большего таланта психолога. То есть, профессиональное мастерство
концертмейстера,
включает
не
только
высокий
уровень
владения
исполнительскими
и
педагогическими
навыками
и
приемами,
но
и
психологическую компетентность, что предполагает знание психологических
аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученные
знания
на
практике.
Концертмейстерство,
«сформировавшись
как
самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и
художественно-педагогической
коррекции
ансамбля
с
певцами
или
исполнителями-инструменталистами,
является
удачным
примером
универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства
педагога, исполнителя, импровизатора и психолога».
В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера
важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности.
Опытный, мудрый, спокойный концертмейстер сумеет снять напряжение
солиста перед выходом на сцену, найти нужные и правильные слова для
настроя и яркого образного исполнения. Высшая похвала концертмейстеру –
«мне с вами удобно». Концертмейстеры, приходя на работу в какой-либо
класс - к вокалистам, инструменталистам, дирижерам, остаются там, как
правило, либо навсегда, либо достаточно долго. Разнообразие специализаций
полезно, на мой взгляд, для концертмейстера. Она дает возможность ему
расти в своей квалификации, не сидеть в одном репертуаре, испытать
ощущение
«чистого
листа»,
решать
исполнительские
новые
задачи,
разнообразить приемы игры, по-новому слушать и слышать и т. д. Хотя быть
корифеем в одной области, конечно, почетно для вас и удобно для
специалистов, с которыми вы работаете. Итак, концертмейстер-наставник,
концертмейстер-специалист либо «узкого», базирующегося на одном каком-
то поприще, либо «широкого профиля» (умелец на се руки). И, наконец,
концертмейстер-пианист, исполнитель. Со своей стороны я уверена, что
настоящий, «качественный» концертмейстер должен быть концертирующим
исполнителем и на сцену выходить не только в роли аккомпаниатора, но и
солиста или хотя бы ансамблиста. Исполнительство, бесспорно, помогает
пианисту сохранять максимально сильную, высокую, профессиональную
форму. Что очень поддерживает и на главном, концертмейстерском поприще.
Концертмейстер обязан быть «полиглотом» в своей области. Тогда спрос на
его мастерство будет очень высок. Но кроме умения работать с солистами и
знания особенностей работы с разными инструментами (включая голос),
есть, как упоминалось выше, особенности работы с преподавателями этих
солистов-инструментов, вокалистов и хоровиков. Об этом и поговорим.
Сколько людей, столько и характеров, моделей поведения, общения и
работы. И для достижения результата необходимо думать не о себе, как о
единственно ценной или бесценной единице, т. к. ты опытен, компетентен,
жизненно мудр, грамотен и. т. д., а о дуэте, как показателе творческой
единице. И потому, если ты действительно опытен, компетентен, жизненно
мудр, грамотен и. т. д., ты будешь искать пути единения и компромисса не
только с человеком старше, но и с более молодым, но не менее амбициозным
и творчески одаренным коллегой - руководителем коллектива или солиста.
1.2. Психотипы и коммуникабельность в работе концертмейстера
В практике встречаются очень полярные личности – руководители. Можно
назвать некоторые их типы:
1. Самый жесткий и непримиримый тип-тип «диктатора». Личность жесткая,
категоричная,
признающая
только
своё
«я»,
рассматривающая
концертмейстера как «минусовку»: включил-выключил, играть по щелчку,
заканчивать по движению век, своё присутствие обнаруживать только
движением пальцев по клавишам, дышать тише и реже, желательно быть
немым, но не глухим. Не тот штрих или не там вступил – в итоге словесный
шлепок, невзирая на возраст, присутствие учеников и твой статус. Но при
всём том, человек-трудоголик, работающий до износа и себя самого и
окружающих, до ста процентного результата.
2.Другого типа: общение и коммуникабельность. Для него концертмейстер-
второй руководитель, «путеводитель», инструментально ведущий за собой
исполнителя. Постоянный обмен мнениями и опытом, доверие к опыту и
профессионализму концертмейстера, совместное выстраивание концепций
произведений, программы в целом, трактовка целого и частного в работе
творческой и педагогической. Уважение концертмейстера как профессионала
и человека, прежде всего. Позитивное ощущение жизни, работы, общения с
людьми, но без лишних восторгов и эмоций, без перехода рабочего в личное.
3.Безусловный лидер, но мудро признающий ценность вовремя и верно
данного совета, хорошего качества исполнения аккомпанемента, прекрасно
разбирающийся в задачах фортепианной партии для того или иного
произведения, с энтузиазмом и чутким профессионализмом ищущий разные
творческие решения в аккомпанементе и в плане колористики звучания
фортепиано, в
плане темпов и агогических отклонений, динамики.
Корректное поведение, обязательная благодарность концертмейстеру за
качественную работу, подчеркиваемая не раз и при учениках, и при коллегах,
и при зрительской аудитории.
4.Волевая
творческая
натура,
полностью
использующая
весь
спектр
концертмейстерских обязанностей, (умений и навыков, если навыков мало),
твори
вместе
с
руководителем:
чтение
с
листа
любых
фактур
аккомпанемента, партитур, транспорт на любой интервал вверх-вниз,
изменение
аккомпанемента
в
контексте
с
образом
и
содержанием,
импровизация на создаваемые музыкальной
ситуации. Использование
концертмейстера как «дубль-руководителя». В результате ты умеешь всё, но
и работаешь, часто, за всех.
5.Руководитель-авторитет.
Всё
знает,
всё
слышит.
Принимает
к
сотрудничеству только «достойных», практически, с его точки зрения,
равных. Принимает это как данность и дань его мастерству, авторитету и
профессионализму. Корректен, отстранен, допускает обмен мнениями, но
делает, в основном, так, как считает сам.
6.Бесценны, также опытные и профессиональные руководители, готовые
«вырастить» концертмейстера под себя, либо, скорректировать его стиль
игры, точным и метким взглядом определяющие того пианиста, с которым
они сработаются и в плане отношений, так как руководитель требователен и
принципиален в задачах выполнения тех или иных исполнительских
вопросов (и в плане музыкальных предпочтений и вкусов).
7.Если же вам «попался» молодой специалист, будьте тактичны, мягко и
корректно подсказывайте ему способы трактовки. Помогайте ему «расти».
Всех вариантов не перечислишь и, главное, не предугадаешь. Важно понять,
как общаться с тем или иным типом характера, темперамента, как избежать
конфликта и привести сотрудничество к результату. И, пожалуй, с кем это
сотрудничество будет более плодотворно, так как, согласитесь, главной
целью нашей работы является не трата всех сил на преодоление барьеров в
общении, а максимально продуктивное общение, дающее практический,
творческий результат и не мешающее достижению этого результата.
Давайте обратимся к психологии. И именно с её помощью каждый
постарается понять, как и с кем ему стоит создавать творческие тандемы,
приводящие к успеху. Ну, а если судьба поставила вас в жесткие рамки
общения с непростым типом личности, используйте эту науку для
совершенствования себя, своего умения общаться и находить пути мирного и
компромиссного сосуществования со своим непростым «соседом».
Согласитесь, важным аспектом в отношениях двух взрослых людей, в нашем
случае, коллег-музыкантов, является такое качество, как совместимость.
Совместимость — оптимальное сочетание качеств людей в процессе
общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято
выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую,
социально-психологическую и социально-идеологическую.
Физическая
совместимость
выражается
в
гармоничном
сочетании
физических качеств. Нас она интересует в наименьшей степени. Точнее не
интересует совсем, так как толкание роялей, перетаскивание хоровых
подставок и перенос саксофонов вряд ли приведет к творческому кризису и
ссоре, когда у кого-то хватает сил поднять и опустить крышку рояля
самостоятельно, а у кого-то их нет.
В
основе
психофизиологической
совместимости
лежат
особенности
анализаторских
систем,
а
также
свойства
темперамента.
Этот
вид
совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной
акции,
при
которой
чувствительность
в
пределах
той
или
иной
анализаторной
системы
оказывается
решающей.
В
этом
отношении
показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой».
Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха
окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и
сигналы
каждого
из
них
не
доходили
до
другого.
Они
оказались
физиологически несовместимыми. В музыке есть примеры существования
людей с потерей слуха и немало людей с потерей зрения, но их
совместимость-это
уже
самостоятельная
серьезная
тема
отдельной
методической работы. Мы же касаемся более обыденных вариантов
сотрудничества. Одинаковая сенсорная реакция людей на ситуации приводит
к быстрому пониманию. Если у кого-то наблюдается более тормозная,
медленная реакция, это может вызвать негатив, недовольство партнера.
Еще большее значение в пределах данного вида совместимости имеет
темперамент. Исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что
«пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам.
Доказано,
что
в
общении
хорошо
совмещаются
два
неодинаковых
темперамента (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик) и плохо
уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой
стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее
участников, противоположные темпераменты не пригодны, поскольку не
обеспечивают одинакового ритма работы.
Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение
людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному
выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство
характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует
жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются
прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один —
задиристый,
решительный,
другой
—
спокойный,
рассудительный,
неторопливый. Один — более способный в усвоении знаний, другой — в
приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых
случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными
чертами,
с
несходными
способностями
и
другими
свойствами.
Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность
распада общности в этом случае большая.
Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных
взглядов, сходство социальных установок и ценностей. Идейное родство,
стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям
сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе
можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на
иных основах. Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы
перекрывает
и
интегрирует
все
другие
основания.
Физический,
психофизиологический и социально-психологический факторы, (если они
идут в разрез с социально-идеологическим), могут быть приглушены, и
несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это
обусловлено тем, что коллективное усилие направлено на решение не
частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими
общностями.
Рассматривая виды совместимости, следует иметь в виду, что они все могут
быть представлены в акте конкретного общения, хотя такие случаи крайне
редки. Практически же встречается совместимость в пределах одного или
двух
видов.
Например,
физическая
и
психофизиологическая;
психофизиологическая
и
социально-психологическая;
социально-
психологическая, психофизиологическая и социально-идеологическая и др.
Предположим,
что
вы
работаете
с
коллегой
темперамент,
взгляды,
моральные устои и эмоциональные реакции которого на первый взгляд
полностью устраивают вас. Тем не менее, в жизни нередки ситуации,
приводящие
к
непониманию,
неудовольствию,
в
конечном
итоге,
к
конфликту. И вновь обратимся к психологическим «подсказкам».
Обозначим факторы, вызывающие конфликтную ситуацию. Это могут быть
поведенческие
факторы
-
неуместность,
грубость,
эгоистичность,
непредсказуемость. В межличностных отношениях наиболее типичными
поведенческими
факторами,
вызывающими
конфликтные
ситуации,
являются:
стремление
к
превосходству;
проявление
агрессивности;
проявление эгоизма. (Эти качества вы можете отметить в авторитарном,
диктаторском, например, типах личности руководителя)
Информационные
факторы,
которые
связаны
с
неприемлемостью
информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов
могут
выступать:
неполные
и
неточные
факты;
слухи,
невольная
дезинформация; преждевременная информация, переданная с опозданием;
нежелательное
обнародование
информации(прежде
чем
поверить-
проверьте!).
Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между
сторонами: вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях; важность
отношений для каждой из сторон; совместимость сторон в плане ценностей,
поведения, личных и профессиональных целей и личного общения; различия
в образовательном уровне, классовые различия; негативный осадок от
прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности (неуверенность
поведения
и
общения
молодого
коллеги,
мнительность
у
любого
вышеназванного типа руководителя).
Ценностные факторы. Это - те принципы, которые провозглашаются или
отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми мы пренебрегаем,
принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других:
личные
системы
верований
и
поведения;
традиции;
религиозные,
культурные,
региональные,
политические
ценности;
представления
о
правильном и неправильном,
плохом и
хорошем
так как данные
особенности могут иметь место у любого человека.
1.3. Структурные факторы стабильных отношений
Структурные
факторы
-
относительно
стабильные
обстоятельства,
существующие объективно,
независимо от нашего желания, которые
невозможно изменить: действующее законодательство, фиксированные даты,
возраст, время, доступность техники и других средств, географическое
положение (в жесткие рамки объективных обстоятельств могут попасть все и
каждый).
Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется
возможным.
Но
в
целом
он
вызывается
тремя
группами
причин,
обусловленными:
1.трудовым процессом;
2.психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть
их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями
людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и
т. д.
3.личностным
своеобразием
членов
группы,
например,
неумением
контролировать
свое
эмоциональное
состояние,
агрессивностью,
некоммуникабельностью, бестактностью и т. д.
Важным фактором профилактики конфликтов является зрелость партнеров,
которая проявляется в умении видеть положительные стороны друг друга, в
терпимости к трудным чертам характера, в умении сознательно сглаживать
неизбежно возникающие напряженные ситуации. Хорошим
стабилизирующим фактором работающим на снятие социально-
психологической напряженности могут служить, например, и
положительные традиции –общение в неформальной обстановке путем
проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей,
обычное чаепитие после концертных выступлений, совместные походы в
музеи, на выставки, концерты, конкурсы, изучение и обсуждение статей,
художественной литературы и т. д..
Глава 2
2.1. Конфликты и их предупреждения
Для грамотного общения важны приемы предупреждения конфликтов:
Умение определить, что общение стало «пред конфликтным», и "вернуться"
из пред конфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти
на конфликт. Умение управлять своим текущим психическим состоянием,
избегать переутомления, перевозбуждения, тревожности и агрессивности. В
общении с окружающими быть внутренне готовым к решению возникающих
проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.
Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по
общению.
Умение
человека
сохранять
конструктивные
способы
взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных
факторов, то есть обладать высокой конфликтоустойчивостью. Не забывать о
чувстве юмора. Предконфликтная ситуация, возникает обычно не внезапно, а
постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора
начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками
обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание,
темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно
следующими приемами: Сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш
оппонент. Изменить свою позу в процессе разговора на более открытую и
располагающую, результатом будет копирование вашей позы и открытость
со стороны партнера. Свести проблему к шутке. Перевести разговор на
другую тему. Уступить, если проблема спора не особенно важна для вас.
Сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить
оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции
улягутся). Вы можете (а точнее, должны!) предотвратить конфликт, если
имеете понятие и применяете на практике.
Правила бесконфликтного общения: научиться правильно слушать (не
перебивать собеседника, не делать поспешных выводов и возражений, не
давать непрошенных советов, проявлять заинтересованность, эмпатию и
уважение к говорящему);
сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить собственные
аргументы; выражать свои мысли и чувства в вежливой форме, вести
аргументацию корректно по отношению к собеседнику;
оперировать простыми, ясными, точными понятиями, стремиться к
открытому общению, преодолевать барьеры в общении не употреблять слова,
действия или бездействие, могущие привести к конфликту, не отвечать
конфликтом
на
конфликт;
избегать
категоричности,
подшучиваний,
напоминаний о какой-то проигрышной ситуации;
делать как можно больше благожелательных посылов (все, что поднимает
настроение собеседнику: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание,
интерес к личности, уважительное отношение);
учитывать личностные особенности собеседника (особенности восприятия
(визуалы, аудиалы, кинестетики);типы темперамента, черты характера;
критиковать конструктивно.
2.2 Правила конструктивной критики:
Избегать несправедливой критики, не критиковать отсутствующих.
Указывая человеку на ошибку, необходимо начать с похвалы и искреннего
признания достоинств человека. Сначала следует поговорить о собственных
ошибках, а затем критиковать собеседника. Лучше указать на конкретные
ошибки, чем говорить общие фразы. Критиковать конкретные действия, а не
личность провинившегося. Критикуя важно пояснить, как можно исправить
ситуацию. Для предотвращения конфликтов лучше всего начинать с
налаживания рабочих отношений. Один из самых успешных способов
предотвратить конфликт - разговор, уточняющий роли каждого, вскрытию
страхов, недоразумений и предубеждений. Так же важно для предотвращения
конфликтов не принимать участия в интригах, сплетнях, не ожидать от
коллег совершенства, т. к всем свойственно ошибаться. Вот таковы
психологические выкладки, которые помогают анализировать и приводить к
положительной доминанте отношения разных личностей. Я не призываю,
дотошно выяснять у коллеги его темперамент, идейные предпочтения, вкусы,
физическую форму или его IQ. Но знать о факторах профилактики конфликта
и
способах
его
предотвращения,
а
также
правилах
поведения
при
возникающем или уже возникшем конфликте, на мой взгляд, полезно
каждому. Зная эти закономерности и особенности, можно благополучно или
более - менее спокойно, сосуществовать и добиваться высокого качества в
совместном труде и с непререкаемыми лидерами, и с беспощадными
«диктаторами», и поначалу с неумелыми молодыми специалистами, и с
творческими
экспериментаторами
и
новаторами,
и,
безусловно,
с
коммуникабельными, общительными, обаятельными, во всех отношениях
притягательными коллегами-музыкантами.
Список литературы:
1.Анцунов А. Я., Шипилов А. И. «Конфликтология» М. ЮНИТИ.2009
2.Гришина Н. В. «Психология конфликта» М., С-Птб,2008
3.Кубанцева Е. «Концертмейстерство - музыкальная творческая
деятельность». Музыка в школе№2.С.38-40.
4.Лазаренко Л. А. «Психологическая компетентность педагога как фактор
профессионализации».Современные наукоемкие технологии.2008, №1 с.67-
68.
5.Маркова А. К. «Психология профессионализма». Изд. Международный
гуманитарный фонд «Знание»1996
6.Островская Е. А. «Психологические аспекты деятельности
концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального
исполнительства». Реферат. 2006г. Тамбов
7.Шендерович Е. «В концертмейстерском классе. Размышления педагога».
М.: 1996.-204 с. 8.Шендерович Е. «Об искусстве аккомпанемента». Советская
музыка, 1969, №4.-С. 92-95.