Напоминание

"Концертмейстер и психология отношений"


Автор: Власова Ольга Эдуардовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: детской школы искусств имени А.С. Даргомыжского
Населённый пункт: г. Вязьма. Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Концертмейстер и психология отношений"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Учреждение

Дополнительного Образования

Вяземская школа искусств

им. А.С. Даргомыжского

Методическое сообщение на тему:

«Концертмейстер и психология отношений»

концертмейстер Власова О.Э.

Смоленская область,

г. Вязьма 2017г.

содержание

Глава 1

1.1. Психологические аспекты работы концертмейстера

1.2. Психотипы и коммуникабельность в работе концертмейстера

1.3. Структурные факторы стабильных отношений

Глава 2

2.1. Конфликты и их предупреждения

2.2. Правила конструктивной критики:

Заключение

Литература

Введение

Глава 1

1.1. Психологические аспекты работы концертмейстера

Мы часто повторяем то, что концертмейстеру нужно быть психологом.

Особенно, концертмейстеру, работающему в Детской школе искусств, с

детьми. Ведь каждый ребенок - это Вселенная! Со своим типом характера,

темперамента, скоростью восприятия и мышления, своей строптивостью и

покладистостью, музыкальным талантом и, порой его отсутствием, желанием

учиться или снисходительным хождением на музыку в ответ на желание его

родителей

и

так

далее.

Но

мы

забыли

еще

об

одной

стороне

«психологической» медали концертмейстера. Помимо самого ученика на

уроке он (концертмейстер) общается и с руководителем, педагогом этого

ученика.

А ведь педагог также

имеет свой характер,

темперамент,

строптивость или покладистость, разный стаж работы и опыт/порой много

меньше концертмейстерского/. И общение с иногда весьма неоднозначными,

неординарными, одиозными личностями требует от концертмейстера порой

ещё большего таланта психолога. То есть, профессиональное мастерство

концертмейстера,

включает

не

только

высокий

уровень

владения

исполнительскими

и

педагогическими

навыками

и

приемами,

но

и

психологическую компетентность, что предполагает знание психологических

аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученные

знания

на

практике.

Концертмейстерство,

«сформировавшись

как

самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и

художественно-педагогической

коррекции

ансамбля

с

певцами

или

исполнителями-инструменталистами,

является

удачным

примером

универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства

педагога, исполнителя, импровизатора и психолога».

В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера

важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности.

Опытный, мудрый, спокойный концертмейстер сумеет снять напряжение

солиста перед выходом на сцену, найти нужные и правильные слова для

настроя и яркого образного исполнения. Высшая похвала концертмейстеру –

«мне с вами удобно». Концертмейстеры, приходя на работу в какой-либо

класс - к вокалистам, инструменталистам, дирижерам, остаются там, как

правило, либо навсегда, либо достаточно долго. Разнообразие специализаций

полезно, на мой взгляд, для концертмейстера. Она дает возможность ему

расти в своей квалификации, не сидеть в одном репертуаре, испытать

ощущение

«чистого

листа»,

решать

исполнительские

новые

задачи,

разнообразить приемы игры, по-новому слушать и слышать и т. д. Хотя быть

корифеем в одной области, конечно, почетно для вас и удобно для

специалистов, с которыми вы работаете. Итак, концертмейстер-наставник,

концертмейстер-специалист либо «узкого», базирующегося на одном каком-

то поприще, либо «широкого профиля» (умелец на се руки). И, наконец,

концертмейстер-пианист, исполнитель. Со своей стороны я уверена, что

настоящий, «качественный» концертмейстер должен быть концертирующим

исполнителем и на сцену выходить не только в роли аккомпаниатора, но и

солиста или хотя бы ансамблиста. Исполнительство, бесспорно, помогает

пианисту сохранять максимально сильную, высокую, профессиональную

форму. Что очень поддерживает и на главном, концертмейстерском поприще.

Концертмейстер обязан быть «полиглотом» в своей области. Тогда спрос на

его мастерство будет очень высок. Но кроме умения работать с солистами и

знания особенностей работы с разными инструментами (включая голос),

есть, как упоминалось выше, особенности работы с преподавателями этих

солистов-инструментов, вокалистов и хоровиков. Об этом и поговорим.

Сколько людей, столько и характеров, моделей поведения, общения и

работы. И для достижения результата необходимо думать не о себе, как о

единственно ценной или бесценной единице, т. к. ты опытен, компетентен,

жизненно мудр, грамотен и. т. д., а о дуэте, как показателе творческой

единице. И потому, если ты действительно опытен, компетентен, жизненно

мудр, грамотен и. т. д., ты будешь искать пути единения и компромисса не

только с человеком старше, но и с более молодым, но не менее амбициозным

и творчески одаренным коллегой - руководителем коллектива или солиста.

1.2. Психотипы и коммуникабельность в работе концертмейстера

В практике встречаются очень полярные личности – руководители. Можно

назвать некоторые их типы:

1. Самый жесткий и непримиримый тип-тип «диктатора». Личность жесткая,

категоричная,

признающая

только

своё

«я»,

рассматривающая

концертмейстера как «минусовку»: включил-выключил, играть по щелчку,

заканчивать по движению век, своё присутствие обнаруживать только

движением пальцев по клавишам, дышать тише и реже, желательно быть

немым, но не глухим. Не тот штрих или не там вступил – в итоге словесный

шлепок, невзирая на возраст, присутствие учеников и твой статус. Но при

всём том, человек-трудоголик, работающий до износа и себя самого и

окружающих, до ста процентного результата.

2.Другого типа: общение и коммуникабельность. Для него концертмейстер-

второй руководитель, «путеводитель», инструментально ведущий за собой

исполнителя. Постоянный обмен мнениями и опытом, доверие к опыту и

профессионализму концертмейстера, совместное выстраивание концепций

произведений, программы в целом, трактовка целого и частного в работе

творческой и педагогической. Уважение концертмейстера как профессионала

и человека, прежде всего. Позитивное ощущение жизни, работы, общения с

людьми, но без лишних восторгов и эмоций, без перехода рабочего в личное.

3.Безусловный лидер, но мудро признающий ценность вовремя и верно

данного совета, хорошего качества исполнения аккомпанемента, прекрасно

разбирающийся в задачах фортепианной партии для того или иного

произведения, с энтузиазмом и чутким профессионализмом ищущий разные

творческие решения в аккомпанементе и в плане колористики звучания

фортепиано, в

плане темпов и агогических отклонений, динамики.

Корректное поведение, обязательная благодарность концертмейстеру за

качественную работу, подчеркиваемая не раз и при учениках, и при коллегах,

и при зрительской аудитории.

4.Волевая

творческая

натура,

полностью

использующая

весь

спектр

концертмейстерских обязанностей, (умений и навыков, если навыков мало),

твори

вместе

с

руководителем:

чтение

с

листа

любых

фактур

аккомпанемента, партитур, транспорт на любой интервал вверх-вниз,

изменение

аккомпанемента

в

контексте

с

образом

и

содержанием,

импровизация на создаваемые музыкальной

ситуации. Использование

концертмейстера как «дубль-руководителя». В результате ты умеешь всё, но

и работаешь, часто, за всех.

5.Руководитель-авторитет.

Всё

знает,

всё

слышит.

Принимает

к

сотрудничеству только «достойных», практически, с его точки зрения,

равных. Принимает это как данность и дань его мастерству, авторитету и

профессионализму. Корректен, отстранен, допускает обмен мнениями, но

делает, в основном, так, как считает сам.

6.Бесценны, также опытные и профессиональные руководители, готовые

«вырастить» концертмейстера под себя, либо, скорректировать его стиль

игры, точным и метким взглядом определяющие того пианиста, с которым

они сработаются и в плане отношений, так как руководитель требователен и

принципиален в задачах выполнения тех или иных исполнительских

вопросов (и в плане музыкальных предпочтений и вкусов).

7.Если же вам «попался» молодой специалист, будьте тактичны, мягко и

корректно подсказывайте ему способы трактовки. Помогайте ему «расти».

Всех вариантов не перечислишь и, главное, не предугадаешь. Важно понять,

как общаться с тем или иным типом характера, темперамента, как избежать

конфликта и привести сотрудничество к результату. И, пожалуй, с кем это

сотрудничество будет более плодотворно, так как, согласитесь, главной

целью нашей работы является не трата всех сил на преодоление барьеров в

общении, а максимально продуктивное общение, дающее практический,

творческий результат и не мешающее достижению этого результата.

Давайте обратимся к психологии. И именно с её помощью каждый

постарается понять, как и с кем ему стоит создавать творческие тандемы,

приводящие к успеху. Ну, а если судьба поставила вас в жесткие рамки

общения с непростым типом личности, используйте эту науку для

совершенствования себя, своего умения общаться и находить пути мирного и

компромиссного сосуществования со своим непростым «соседом».

Согласитесь, важным аспектом в отношениях двух взрослых людей, в нашем

случае, коллег-музыкантов, является такое качество, как совместимость.

Совместимость — оптимальное сочетание качеств людей в процессе

общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято

выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую,

социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая

совместимость

выражается

в

гармоничном

сочетании

физических качеств. Нас она интересует в наименьшей степени. Точнее не

интересует совсем, так как толкание роялей, перетаскивание хоровых

подставок и перенос саксофонов вряд ли приведет к творческому кризису и

ссоре, когда у кого-то хватает сил поднять и опустить крышку рояля

самостоятельно, а у кого-то их нет.

В

основе

психофизиологической

совместимости

лежат

особенности

анализаторских

систем,

а

также

свойства

темперамента.

Этот

вид

совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной

акции,

при

которой

чувствительность

в

пределах

той

или

иной

анализаторной

системы

оказывается

решающей.

В

этом

отношении

показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой».

Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха

окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и

сигналы

каждого

из

них

не

доходили

до

другого.

Они

оказались

физиологически несовместимыми. В музыке есть примеры существования

людей с потерей слуха и немало людей с потерей зрения, но их

совместимость-это

уже

самостоятельная

серьезная

тема

отдельной

методической работы. Мы же касаемся более обыденных вариантов

сотрудничества. Одинаковая сенсорная реакция людей на ситуации приводит

к быстрому пониманию. Если у кого-то наблюдается более тормозная,

медленная реакция, это может вызвать негатив, недовольство партнера.

Еще большее значение в пределах данного вида совместимости имеет

темперамент. Исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что

«пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам.

Доказано,

что

в

общении

хорошо

совмещаются

два

неодинаковых

темперамента (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик) и плохо

уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой

стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее

участников, противоположные темпераменты не пригодны, поскольку не

обеспечивают одинакового ритма работы.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение

людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному

выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство

характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует

жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются

прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один —

задиристый,

решительный,

другой

спокойный,

рассудительный,

неторопливый. Один — более способный в усвоении знаний, другой — в

приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых

случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными

чертами,

с

несходными

способностями

и

другими

свойствами.

Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность

распада общности в этом случае большая.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных

взглядов, сходство социальных установок и ценностей. Идейное родство,

стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям

сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе

можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на

иных основах. Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы

перекрывает

и

интегрирует

все

другие

основания.

Физический,

психофизиологический и социально-психологический факторы, (если они

идут в разрез с социально-идеологическим), могут быть приглушены, и

несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это

обусловлено тем, что коллективное усилие направлено на решение не

частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими

общностями.

Рассматривая виды совместимости, следует иметь в виду, что они все могут

быть представлены в акте конкретного общения, хотя такие случаи крайне

редки. Практически же встречается совместимость в пределах одного или

двух

видов.

Например,

физическая

и

психофизиологическая;

психофизиологическая

и

социально-психологическая;

социально-

психологическая, психофизиологическая и социально-идеологическая и др.

Предположим,

что

вы

работаете

с

коллегой

темперамент,

взгляды,

моральные устои и эмоциональные реакции которого на первый взгляд

полностью устраивают вас. Тем не менее, в жизни нередки ситуации,

приводящие

к

непониманию,

неудовольствию,

в

конечном

итоге,

к

конфликту. И вновь обратимся к психологическим «подсказкам».

Обозначим факторы, вызывающие конфликтную ситуацию. Это могут быть

поведенческие

факторы

-

неуместность,

грубость,

эгоистичность,

непредсказуемость. В межличностных отношениях наиболее типичными

поведенческими

факторами,

вызывающими

конфликтные

ситуации,

являются:

стремление

к

превосходству;

проявление

агрессивности;

проявление эгоизма. (Эти качества вы можете отметить в авторитарном,

диктаторском, например, типах личности руководителя)

Информационные

факторы,

которые

связаны

с

неприемлемостью

информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов

могут

выступать:

неполные

и

неточные

факты;

слухи,

невольная

дезинформация; преждевременная информация, переданная с опозданием;

нежелательное

обнародование

информации(прежде

чем

поверить-

проверьте!).

Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между

сторонами: вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях; важность

отношений для каждой из сторон; совместимость сторон в плане ценностей,

поведения, личных и профессиональных целей и личного общения; различия

в образовательном уровне, классовые различия; негативный осадок от

прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности (неуверенность

поведения

и

общения

молодого

коллеги,

мнительность

у

любого

вышеназванного типа руководителя).

Ценностные факторы. Это - те принципы, которые провозглашаются или

отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми мы пренебрегаем,

принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других:

личные

системы

верований

и

поведения;

традиции;

религиозные,

культурные,

региональные,

политические

ценности;

представления

о

правильном и неправильном,

плохом и

хорошем

так как данные

особенности могут иметь место у любого человека.

1.3. Структурные факторы стабильных отношений

Структурные

факторы

-

относительно

стабильные

обстоятельства,

существующие объективно,

независимо от нашего желания, которые

невозможно изменить: действующее законодательство, фиксированные даты,

возраст, время, доступность техники и других средств, географическое

положение (в жесткие рамки объективных обстоятельств могут попасть все и

каждый).

Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется

возможным.

Но

в

целом

он

вызывается

тремя

группами

причин,

обусловленными:

1.трудовым процессом;

2.психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть

их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями

людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и

т. д.

3.личностным

своеобразием

членов

группы,

например,

неумением

контролировать

свое

эмоциональное

состояние,

агрессивностью,

некоммуникабельностью, бестактностью и т. д.

Важным фактором профилактики конфликтов является зрелость партнеров,

которая проявляется в умении видеть положительные стороны друг друга, в

терпимости к трудным чертам характера, в умении сознательно сглаживать

неизбежно возникающие напряженные ситуации. Хорошим

стабилизирующим фактором работающим на снятие социально-

психологической напряженности могут служить, например, и

положительные традиции –общение в неформальной обстановке путем

проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей,

обычное чаепитие после концертных выступлений, совместные походы в

музеи, на выставки, концерты, конкурсы, изучение и обсуждение статей,

художественной литературы и т. д..

Глава 2

2.1. Конфликты и их предупреждения

Для грамотного общения важны приемы предупреждения конфликтов:

Умение определить, что общение стало «пред конфликтным», и "вернуться"

из пред конфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти

на конфликт. Умение управлять своим текущим психическим состоянием,

избегать переутомления, перевозбуждения, тревожности и агрессивности. В

общении с окружающими быть внутренне готовым к решению возникающих

проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.

Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по

общению.

Умение

человека

сохранять

конструктивные

способы

взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных

факторов, то есть обладать высокой конфликтоустойчивостью. Не забывать о

чувстве юмора. Предконфликтная ситуация, возникает обычно не внезапно, а

постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора

начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками

обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание,

темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно

следующими приемами: Сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш

оппонент. Изменить свою позу в процессе разговора на более открытую и

располагающую, результатом будет копирование вашей позы и открытость

со стороны партнера. Свести проблему к шутке. Перевести разговор на

другую тему. Уступить, если проблема спора не особенно важна для вас.

Сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить

оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции

улягутся). Вы можете (а точнее, должны!) предотвратить конфликт, если

имеете понятие и применяете на практике.

Правила бесконфликтного общения: научиться правильно слушать (не

перебивать собеседника, не делать поспешных выводов и возражений, не

давать непрошенных советов, проявлять заинтересованность, эмпатию и

уважение к говорящему);

сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить собственные

аргументы; выражать свои мысли и чувства в вежливой форме, вести

аргументацию корректно по отношению к собеседнику;

оперировать простыми, ясными, точными понятиями, стремиться к

открытому общению, преодолевать барьеры в общении не употреблять слова,

действия или бездействие, могущие привести к конфликту, не отвечать

конфликтом

на

конфликт;

избегать

категоричности,

подшучиваний,

напоминаний о какой-то проигрышной ситуации;

делать как можно больше благожелательных посылов (все, что поднимает

настроение собеседнику: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание,

интерес к личности, уважительное отношение);

учитывать личностные особенности собеседника (особенности восприятия

(визуалы, аудиалы, кинестетики);типы темперамента, черты характера;

критиковать конструктивно.

2.2 Правила конструктивной критики:

Избегать несправедливой критики, не критиковать отсутствующих.

Указывая человеку на ошибку, необходимо начать с похвалы и искреннего

признания достоинств человека. Сначала следует поговорить о собственных

ошибках, а затем критиковать собеседника. Лучше указать на конкретные

ошибки, чем говорить общие фразы. Критиковать конкретные действия, а не

личность провинившегося. Критикуя важно пояснить, как можно исправить

ситуацию. Для предотвращения конфликтов лучше всего начинать с

налаживания рабочих отношений. Один из самых успешных способов

предотвратить конфликт - разговор, уточняющий роли каждого, вскрытию

страхов, недоразумений и предубеждений. Так же важно для предотвращения

конфликтов не принимать участия в интригах, сплетнях, не ожидать от

коллег совершенства, т. к всем свойственно ошибаться. Вот таковы

психологические выкладки, которые помогают анализировать и приводить к

положительной доминанте отношения разных личностей. Я не призываю,

дотошно выяснять у коллеги его темперамент, идейные предпочтения, вкусы,

физическую форму или его IQ. Но знать о факторах профилактики конфликта

и

способах

его

предотвращения,

а

также

правилах

поведения

при

возникающем или уже возникшем конфликте, на мой взгляд, полезно

каждому. Зная эти закономерности и особенности, можно благополучно или

более - менее спокойно, сосуществовать и добиваться высокого качества в

совместном труде и с непререкаемыми лидерами, и с беспощадными

«диктаторами», и поначалу с неумелыми молодыми специалистами, и с

творческими

экспериментаторами

и

новаторами,

и,

безусловно,

с

коммуникабельными, общительными, обаятельными, во всех отношениях

притягательными коллегами-музыкантами.

Список литературы:

1.Анцунов А. Я., Шипилов А. И. «Конфликтология» М. ЮНИТИ.2009

2.Гришина Н. В. «Психология конфликта» М., С-Птб,2008

3.Кубанцева Е. «Концертмейстерство - музыкальная творческая

деятельность». Музыка в школе№2.С.38-40.

4.Лазаренко Л. А. «Психологическая компетентность педагога как фактор

профессионализации».Современные наукоемкие технологии.2008, №1 с.67-

68.

5.Маркова А. К. «Психология профессионализма». Изд. Международный

гуманитарный фонд «Знание»1996

6.Островская Е. А. «Психологические аспекты деятельности

концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального

исполнительства». Реферат. 2006г. Тамбов

7.Шендерович Е. «В концертмейстерском классе. Размышления педагога».

М.: 1996.-204 с. 8.Шендерович Е. «Об искусстве аккомпанемента». Советская

музыка, 1969, №4.-С. 92-95.



В раздел образования