Напоминание

Воспитание культуры безопасности обучающихся


Автор: Ушаков Александр Емельянович
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Палатово Красногвардейский район Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание культуры безопасности обучающихся
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание культуры безопасности обучающихся.

Современный этап развития общества характеризуется кризисными тенденциями с

опасностями глобального масштаба. По данным специалистов в области безопасности

человека и общества, если человечество не изменит характера своей жизнедеятельности,

то необратимые изменения окружающей среды уже при жизни нынешней молодежи

приведут к социальной и экологической катастрофе. В процессе обучения на уроках

физической культуры, биологии, географии, физики, химии и других учебных предметов

достигаются определенные результаты. Однако эффективность воспитания культуры

безопасности обучающихся остается недостаточно высокой. Одной из причин такого

положения является уровень разработанности теории и методики воспитания культуры

безопасности. К недостаточно исследованным относится и сама культура безопасности.

При этом будем учитывать, что культура безопасности – составная часть культуры.

Следовательно, наиболее фундаментальные свойства культуры как целого в той или иной

степени присущи его части – культуре безопасности.

Культура воплощается в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на

преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений

(Давыдов В.В., 1993). Становление школьников как субъектов труда включает

формирование готовности к преобразованию окружающего мира, в том числе устранению

внешних опасных факторов, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности

человека и общества, созданию и использованию средств безопасности. Культура

включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в

деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального,

нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения

(Давыдов В.В., 1993). Мир вещей создается человеком с учетом законов безопасности.

Часть вещей является воплощением культуры безопасности в "чистом виде"

(огнетушитель, бронежилет, жгут для остановки кровотечения и т.д.). Многие вещи в

основном используются для защиты человека (зонтик, темные очки и т.д.), одновременно

имея другие функции. Помимо знаний, умений и навыков культура безопасности

включает мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические ценности,

интеллектуальный опыт решения проблем безопасности, опыт безопасного общения и

коммуникации в ходе совместного выживания.

Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их

взаимоотношениях (Давыдов В.В., 1993). Итак, формами существования культуры

безопасности являются духовные ценности (ценность жизни человека, признание

экономических интересов личности, признание ценности здоровья и безопасности

пешехода и т.д.), деятельность людей (действия тренера при демонстрации приемов

самообороны являются деятельностным, его поступок при нападении хулигана на его

воспитанника – личностным воплощением культуры безопасности), организация жизни

отдельных людей, коллективов и общества в целом (размещение вещей в квартире, режим

дня отдельного человека или распорядок работы коллектива, взаимодействие аварийно-

спасательных, силовых, экономических и других структур общества осуществляются с

учетом закономерностей безопасности личности и общества и воплощают в себе культуру

безопасности), взаимоотношения людей в повседневной жизни и в экстремальных

ситуациях.

Культура – определенный уровень развития творческих сил и способностей человека

(Давыдов В.В., 1993). Следовательно, культура безопасности – определенный уровень

развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков,

предупреждению и уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами

жизнедеятельности) ему лично, ущерба другим людям и обществу в целом.

Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера

превращаются в поведение человека, в его отношения к другим людям и к миру в целом.

(Ерасов Б.С., 1998, с. 251). Следовательно, в учебном процессе личность педагога является

носительницей культуры безопасности. В процессе воспитания ценности, нормы, знания и

убеждения как составляющие культуры безопасности присваиваются в деятельности и

реализуются в поведении школьника, проявляясь в его отношении к проблеме

безопасности других людей, общества и природы в целом.. Секрет выживания северянина

не в силе и не в знании, а в культуре, считает Чеурин. В культуре общения с окружающим

миром (Чеурин Г.С., 2000, с. 22-25.). Таким образом, в культуре безопасности имеются

два отличных компонента, обеспечивающих реализацию двух различных вариантов

выживания и безопасности: капсулированный и открытый.

Компоненты культуры безопасности подразделяются на несколько групп по основанию –

характер ситуаций, в которых тот или иной компонент культуры безопасности необходим

для безопасной жизнедеятельности. 1) Знания, правила, нормы, ценности, использование

которых возможно только в конкретных опасных ситуациях: прыгать на одной ноге при

попадании под шаговое напряжение, при нападении собаки крикнуть "Фу!" и т.д. 2)

Знания, правила, нормы, ценности, использование которых возможно в различных

опасных ситуациях: от собаки, нападающего преступника можно спастись при помощи

газового пистолета; при угрозе затопления, радиоактивного заражения местности, в

случае приближения цунами, селевого потока целесообразна экстренная эвакуация и т.д.

3) Привычки, способности, убеждения, необходимые для профилактики и преодоления

многих опасных ситуаций: готовность к разумному риску, готовность к коллективным

действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д. 4)

Личностные качества и способности, необходимые для профилактики и преодоления

практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность,

способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения,

готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.

Природные, техногенные и социальные факторы риска во многих случаях не действуют

автоматически, сами по себе. Для их влияния на человека в большинстве требуется

внутренняя готовность человека стать жертвой этих факторов. Наркомания, алкоголизм,

СПИД, венерические заболевания, аборты, гибель на дорогах, суицидальное поведение,

проституция, криминальное поведение и т.д. в большинстве случаев реально возможны

лишь при внутренней готовности человека стать жертвой, при его деструктивности,

формируемой прежде всего под влиянием контркультуры деструктивности. Факты

случайной гибели от молнии, извержения вулкана, наводнения, урагана и т.д.

немногочисленны. Во многих случаях человек сам создает или взаимодействует с

факторами риска. Не менее распространены ситуации, когда факторы риска создают

окружающие деструктивные люди. Опасен не автомобиль, а автомобиль, за рулем

которого неумелый, неосторожный или пьяный водитель. Уничтожает невинных людей не

просто оружие (оно может быть использовано как для нападения, так и для защиты), но

оружие в руках преступников. Контркультура деструктивности способствует разрушению

социального иммунитета человека и общества, нарастанию деструктивных тенденций в

сознании и поведении отдельных людей и больших групп населения.

Понятия "культура безопасности" и "безопасность жизнедеятельности" отражают

взаимосвязанные явления и процессы. Культура безопасности как социальное явление

воплощена в науке (включает научные знания о безопасности человека и общества),

искусстве, мифологии, идеологии, религии, спорте. Безопасность жизнедеятельности как

научная дисциплина (БЖД) систематизирует и обобщает данные разных наук, в

понятийной форме отражает законы безопасности человека и общества. Безопасная

жизнедеятельность на индивидуально-личностном уровне – характеристика человека и

его жизнедеятельности, основной предпосылкой которой является творческое присвоение

этим человеком культуры безопасности. Однако культура безопасности в личностном ее

воплощении и безопасность жизнедеятельности как характеристика человека и его

деятельности также не одно и то же. Безопасная жизнедеятельность – это

жизнедеятельность по законам безопасности (профилактика, минимизация, преодоление,

устранение последствий вредных и опасных факторов). Культура безопасности личности

как минимум включает в себя целый ряд дополнительных компонентов – это не только

безопасная жизнедеятельность, но и мотивация, опыт самосовершенствования готовности

к безопасной жизнедеятельности. Отсюда следует, что понятие "культура безопасности"

(личности) шире, чем понятие "безопасность жизнедеятельности" (человека). Выходит,

безопасная жизнедеятельность человека – основная составляющая личностного

воплощения культуры безопасности.

Литература

1. Давыдов В.В. Культура // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред.

В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - Т. 1. - С. 486-487.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных

заведений. - 3 изд. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 591 с.

3. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука,

2008. - 270 с.

4. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Изд-во

БГПУ, 2012. - 318 с.

5. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. - М.: Русский журнал, 2016. - 194 с.



В раздел образования