Автор: Ушаков Александр Емельянович
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Палатово Красногвардейский район Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание культуры безопасности обучающихся
Раздел: полное образование
Воспитание культуры безопасности обучающихся.
Современный этап развития общества характеризуется кризисными тенденциями с
опасностями глобального масштаба. По данным специалистов в области безопасности
человека и общества, если человечество не изменит характера своей жизнедеятельности,
то необратимые изменения окружающей среды уже при жизни нынешней молодежи
приведут к социальной и экологической катастрофе. В процессе обучения на уроках
физической культуры, биологии, географии, физики, химии и других учебных предметов
достигаются определенные результаты. Однако эффективность воспитания культуры
безопасности обучающихся остается недостаточно высокой. Одной из причин такого
положения является уровень разработанности теории и методики воспитания культуры
безопасности. К недостаточно исследованным относится и сама культура безопасности.
При этом будем учитывать, что культура безопасности – составная часть культуры.
Следовательно, наиболее фундаментальные свойства культуры как целого в той или иной
степени присущи его части – культуре безопасности.
Культура воплощается в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на
преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений
(Давыдов В.В., 1993). Становление школьников как субъектов труда включает
формирование готовности к преобразованию окружающего мира, в том числе устранению
внешних опасных факторов, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности
человека и общества, созданию и использованию средств безопасности. Культура
включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в
деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального,
нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения
(Давыдов В.В., 1993). Мир вещей создается человеком с учетом законов безопасности.
Часть вещей является воплощением культуры безопасности в "чистом виде"
(огнетушитель, бронежилет, жгут для остановки кровотечения и т.д.). Многие вещи в
основном используются для защиты человека (зонтик, темные очки и т.д.), одновременно
имея другие функции. Помимо знаний, умений и навыков культура безопасности
включает мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические ценности,
интеллектуальный опыт решения проблем безопасности, опыт безопасного общения и
коммуникации в ходе совместного выживания.
Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их
взаимоотношениях (Давыдов В.В., 1993). Итак, формами существования культуры
безопасности являются духовные ценности (ценность жизни человека, признание
экономических интересов личности, признание ценности здоровья и безопасности
пешехода и т.д.), деятельность людей (действия тренера при демонстрации приемов
самообороны являются деятельностным, его поступок при нападении хулигана на его
воспитанника – личностным воплощением культуры безопасности), организация жизни
отдельных людей, коллективов и общества в целом (размещение вещей в квартире, режим
дня отдельного человека или распорядок работы коллектива, взаимодействие аварийно-
спасательных, силовых, экономических и других структур общества осуществляются с
учетом закономерностей безопасности личности и общества и воплощают в себе культуру
безопасности), взаимоотношения людей в повседневной жизни и в экстремальных
ситуациях.
Культура – определенный уровень развития творческих сил и способностей человека
(Давыдов В.В., 1993). Следовательно, культура безопасности – определенный уровень
развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков,
предупреждению и уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами
жизнедеятельности) ему лично, ущерба другим людям и обществу в целом.
Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера
превращаются в поведение человека, в его отношения к другим людям и к миру в целом.
(Ерасов Б.С., 1998, с. 251). Следовательно, в учебном процессе личность педагога является
носительницей культуры безопасности. В процессе воспитания ценности, нормы, знания и
убеждения как составляющие культуры безопасности присваиваются в деятельности и
реализуются в поведении школьника, проявляясь в его отношении к проблеме
безопасности других людей, общества и природы в целом.. Секрет выживания северянина
не в силе и не в знании, а в культуре, считает Чеурин. В культуре общения с окружающим
миром (Чеурин Г.С., 2000, с. 22-25.). Таким образом, в культуре безопасности имеются
два отличных компонента, обеспечивающих реализацию двух различных вариантов
выживания и безопасности: капсулированный и открытый.
Компоненты культуры безопасности подразделяются на несколько групп по основанию –
характер ситуаций, в которых тот или иной компонент культуры безопасности необходим
для безопасной жизнедеятельности. 1) Знания, правила, нормы, ценности, использование
которых возможно только в конкретных опасных ситуациях: прыгать на одной ноге при
попадании под шаговое напряжение, при нападении собаки крикнуть "Фу!" и т.д. 2)
Знания, правила, нормы, ценности, использование которых возможно в различных
опасных ситуациях: от собаки, нападающего преступника можно спастись при помощи
газового пистолета; при угрозе затопления, радиоактивного заражения местности, в
случае приближения цунами, селевого потока целесообразна экстренная эвакуация и т.д.
3) Привычки, способности, убеждения, необходимые для профилактики и преодоления
многих опасных ситуаций: готовность к разумному риску, готовность к коллективным
действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д. 4)
Личностные качества и способности, необходимые для профилактики и преодоления
практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность,
способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения,
готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.
Природные, техногенные и социальные факторы риска во многих случаях не действуют
автоматически, сами по себе. Для их влияния на человека в большинстве требуется
внутренняя готовность человека стать жертвой этих факторов. Наркомания, алкоголизм,
СПИД, венерические заболевания, аборты, гибель на дорогах, суицидальное поведение,
проституция, криминальное поведение и т.д. в большинстве случаев реально возможны
лишь при внутренней готовности человека стать жертвой, при его деструктивности,
формируемой прежде всего под влиянием контркультуры деструктивности. Факты
случайной гибели от молнии, извержения вулкана, наводнения, урагана и т.д.
немногочисленны. Во многих случаях человек сам создает или взаимодействует с
факторами риска. Не менее распространены ситуации, когда факторы риска создают
окружающие деструктивные люди. Опасен не автомобиль, а автомобиль, за рулем
которого неумелый, неосторожный или пьяный водитель. Уничтожает невинных людей не
просто оружие (оно может быть использовано как для нападения, так и для защиты), но
оружие в руках преступников. Контркультура деструктивности способствует разрушению
социального иммунитета человека и общества, нарастанию деструктивных тенденций в
сознании и поведении отдельных людей и больших групп населения.
Понятия "культура безопасности" и "безопасность жизнедеятельности" отражают
взаимосвязанные явления и процессы. Культура безопасности как социальное явление
воплощена в науке (включает научные знания о безопасности человека и общества),
искусстве, мифологии, идеологии, религии, спорте. Безопасность жизнедеятельности как
научная дисциплина (БЖД) систематизирует и обобщает данные разных наук, в
понятийной форме отражает законы безопасности человека и общества. Безопасная
жизнедеятельность на индивидуально-личностном уровне – характеристика человека и
его жизнедеятельности, основной предпосылкой которой является творческое присвоение
этим человеком культуры безопасности. Однако культура безопасности в личностном ее
воплощении и безопасность жизнедеятельности как характеристика человека и его
деятельности также не одно и то же. Безопасная жизнедеятельность – это
жизнедеятельность по законам безопасности (профилактика, минимизация, преодоление,
устранение последствий вредных и опасных факторов). Культура безопасности личности
как минимум включает в себя целый ряд дополнительных компонентов – это не только
безопасная жизнедеятельность, но и мотивация, опыт самосовершенствования готовности
к безопасной жизнедеятельности. Отсюда следует, что понятие "культура безопасности"
(личности) шире, чем понятие "безопасность жизнедеятельности" (человека). Выходит,
безопасная жизнедеятельность человека – основная составляющая личностного
воплощения культуры безопасности.
Литература
1. Давыдов В.В. Культура // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред.
В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - Т. 1. - С. 486-487.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных
заведений. - 3 изд. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 591 с.
3. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука,
2008. - 270 с.
4. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Изд-во
БГПУ, 2012. - 318 с.
5. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. - М.: Русский журнал, 2016. - 194 с.