Автор: Смирнов Сергей Иванович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №1
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль ударных инструментов с определенной высотой звука в симфонической музыке"
Раздел: дополнительное образование
«РОЛЬ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВЫСОТОЙ ЗВУКА
В СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ»
Ударные инструменты являются самыми древними на планете. Они появились еще на
заре человечества, и история их создания очень интересна и слишком обьемна, так что
уделим внимание самым основным ее аспектам.
Ударные инструменты разделяются на инструменты с определенной высотой звука и с
неопределенной высотой звука. Мы рассмотрим инструменты с определенной высотой
звука.
ЛИТАВРЫ
Литавры принадлежат к мембранофонам с определенной высотой звука, нотируются в
басовом ключе. По диапазону различаются литавры большие, средние и малые. Большая
литавра может быть настроена на любой звук, в диапазоне от МИ (реже РЕ или ФА)
большой октавы до СИ большой октавы, или ДО малой; средняя от ЛЯ большой октавы,
до РЕ-МИ малой; малая от ДО, до ФА-СОЛЬ малой октавы.
По способу нажатия мембраны литавры подразделяются на винтовые и механические.
На винтовых натяжение мембраны изменяется поворотом винтов, на механических –
вращением котла осевой ножки поворотом рычага или педалью. Педальные литавры
позволяют производить на тремоло или на отзвуке после удара постепенное повышение
и понижение звука, создавая тем самым эффект глиссандо. В современной литературе
этот прием встречается довольно часто.
Перед началом исполнения производится настройка литавр. Требуемая высота настройки
обычно указывается в начале партии литавр буквами или нотными знаками. При
необходимости во время исполнения производится перестройка инструмента –
изменение высоты звука.
Литавры звучат во многих симфонических произведениях. Вот некоторые примеры:
М. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»,
И. Стравинский «Земля священная»,
Р. Щедрин «Кармен-сюита».
КСИЛОФОН и МАРИМБА
Ксилофон – ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания.
Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на
определенные ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками.
Тембр ксилофона резкий, щелкающий в форте и мягкий в пиано.
Первый известный случай применения ксилофона в оркестре- семь вариаций Фердинанда
Кауэра, написанные в середине XIX века, в 1810г. Его партии в свои произведения
включил французский композитор Кастнэр. Одно из самых известных сочинений, в
которых задействован ксилофон – симфоническая поэма Камиля Сен-Санса «Пляска
смерти» 1872г.
Благодаря сухой , щелкающей, несколько костяной окраске звука, ксилофон применялся
поначалу в изобразительных целях, при изображении «стука костей» в « Пляске смерти»,
устрашающего пощелкивания зубами злой кикиморы и стремительно несущейся в своей
ступе Бабы-яги («Кикимора и Баба-яга» А. Лядова) при обрисовке белочки, щелкающей
золотые орешки в « Сказке о царе Салтане» Римского –Корсакого.
Слишком яркий, подчас назойливый тембр ксилофона заставляет композиторов и
исполнителей искать другие инструменты, более современные по звучанию и технике.
Таким инструментом в последние десятилетия уверенно становятся маримба и вибрафон.
Сейчас маримба стоит даже чуть особняком к остальным ударным. Богатые технические
и тембро-звуковые характеристики поставили ее в ряд с классическими инструментами
(очень красива в обработке для маримбы Чакона ре-минор из партиты N2 И.С.Баха).
Очень ярко звучат ксилофон и маримба в произведении Р.Щедрина «Кармен-сюита»,
ксилофон в Вестсайдской истории Л.Бернстайна. Но, ксилофон и маримба это-
деревянные инструменты а, современные технологии позволяют изготовлять
синтетические инструменты из келона и акусталона, более дешовые и долговечные.
Келон как правило используют в учебных заведениях , а концертная маримба из
полисандры имеет несравненно более богатый тембр и выразительность.
ВИБРАФОН
Среди всей группы ударных вибрафон обладает наиболее разнообразными средствами
музыкального выражения. Ему свойственен приятный, нежный тембр, значительная
продолжительность звучания, певучесть. На этом инструменте удобны подвижные
пассажи и исполнение двух, трех, и четырех голосия. Вибрафон- инструмент с
металлическими пластинами, расположенными по двухрядной схеме. Нотируется в
скрипичном ключе, звучит в той же октаве, как и написано. Под каждой пластиной
находится трубка-резонатор, усилитель звука. Разумное, осмысленное применение
педализации-необходимое условие исполнения. Вибрафон имеет педаль для
прекращения звучания. На вибрафоне применяются молоточки-шарики с гибкими
стерженьками, что дает исполнителю ощутить мягкую отдачу и смягчить
соприкосновение.
Виброфон звучит в Кармен-сюите Р.Щедрина, Вестсайдской истории Л.Бернстайна, в
произведениях А.Шнитке.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
Колокольчики представляют собой набор металлических пластинок, расположенных по
двухрядной схеме. Нотируются в скрипичном ключе, звучат октавой выше написанного.
Обьем записи от ДО первой октавы до МИ третьей октавы. Играют молоточками,
шариками, причем шарики должны быть круглыми и не слишком твердыми. Постановка
рук и приемы игры на колокольчиках в основном такие же, как на двухрядном ксилофоне.
Существуют также клавишные колокольчики-инструмент с фортепианной клавиатурой.
Играя на них, рекомендуется не слишком сильно ударять по клавишам, так как сильный
удар приглушает звучание пластинки. Вообще же клавишные колокольчики звучат менее
ярко, чем палочковые, вследствие чего последние применяются гораздо чаще.
Произведения для колокольчиков:
Делиб опера «Лакмэ» (Ария с колокольчиками), Чайковский «Итальянское каприччио»,
Дюк симфоническое скерцо «Ученик чародея», Хиндемит концерт для кларнета с
оркестром.
КОЛОКОЛА
В оркестре используется несколько разновидностей колоколов: церковные колокола,
металлические пластины и трубчатые колокола. Церковные колокола используются в
больших оркестрах, нотируются в басовом ключе. Металлические пластины используются
для замены церковных, причем по качеству звука значительно уступают последним.
Нотируются в басовом ключе. Оркестровые ( трубчатые ) колокола – инструмент,
состоящий из набора металлических трубок диаметром 3-5 см., которые настроены
хроматически и подвешены вертикально по двухрядной схеме. Нотируются в скрипичном
ключе. Удар на трубчатых колоколах необходимо выполнять очень целенаправленно и
аккуратно. В связи с улучшением конструкции колоколов значительно расширились их
функции. Колоколам теперь нередко поручается проведение мелодии соло или
совместно с другими инструментами, а также создание гармонического фона. Колокола
звучат в произведениях: П.Чайковский Увертюра 1812 г.,С.Прокофьев «Золушка» и в
других произведениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значительное расширение звучания ударных инструментов с определенной высотой
звука сопровождалось повышением их роли как в оркестре, так и в ансамбле. Если ранее
ударные инструменты использовались лишь для тембрового украшения, динамической
или ритмической поддержки музыки ,то теперь им часто поручаются сольные партии,
которые несут основную смысловую нагрузку произведения. Впоследствии авангардные
композиторы стали писать и произведения только для ударных инструментов.