Автор: Балашова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Алдан
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Формирование читательской компетентности на занятиях внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Раздел: начальное образование
1
Мастер - класс
Формирование читательской
компетентности
на занятиях по внеурочной
деятельности
«Чтение с увлечением»
2
1 слайд
Испокон веков книга считается лучшим учителем человека.
Ведь недаром многие детские писатели обращались к детям с
призывом:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сегодня распространенная жалоба современных родителей
«Мой ребенок не хочет читать!»
Действительно, читающих детей становится все меньше,
пропал интерес к книге, который вытеснил интерес к
компьютерной и игровой технике.
Поэтому, темой моего выступления я выбрала:
2 слайд
«Формирование читательской компетентности на занятиях
по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»»
3 слайд
Для развития интереса к чтению книг для детей моего класса
я выбрала авторскую программу интегрированного курса «Чтение
с увлечением» составленную М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой на основе
Федерального государственного стандарта начального общего
образования.
Программа дополнена:
- методическим пособием
- электронным интерактивным приложением
- рабочей тетрадью для ученика.
4 слайд
Педагогическая целесообразность
данного курса обусловлена
возрастными
особенностями
детей,
их
разносторонними
интересами,
любознательностью,
увлеченностью,
инициативностью.
3
5 слайд
Актуальность
программы
обуславливается
потребностью
общества
в
развитии
духовно-нравственных,
эстетических
качеств личности человека; формировании социально активной
творческой личности, способной понимать общечеловеческие
ценности
с
помощью
произведений.
Они
имеют
огромное
познавательное и воспитательное значение.
Произведения помогают усвоить высокие нравственные принципы
людей.
Основные цели и задачи курса представлены на экране.
6 слайд
Цели
7 слайд
Задачи
Апробирую эту программу уже третий год
Содержание занятий способствуют формированию читательской
компетентности
и
расширению
читательского
интереса,
формируются нравственные знания и чувства.
8 слайд
1 класс – По дорогам сказок (интегрированный курс литературное
чтение и русский язык)
9 слайд
2 класс – Удивительный мир природы (интегрированный курс
литературное чтение и окружающий мир)
10 слайд
3 класс – По страницам добрых книг (интегрированный курс
литературное чтение и русский язык)
4
11 слайд
4 класс – Живые страницы истории (интегрированный курс
литературное чтение и окружающий мир)
12 слайд
Хочу поделиться с вами опытом работы в этом году.
Курс «По страницам добрых книг» для 3 класса
13 слайд
1.
К каждому занятию прилагается текст произведения. Ребята
на уроке или дома знакомятся с текстом произведения.
2.
Информация о тексте представлена в виде предметных
картинок и сюжетных рисунков
Все задания делятся на 4 блока:
14 слайд
предметный блок,
блок по развитию речи,
воспитательный блок,
занимательный блок
15 слайд
Предметный блок включает задания на отработку знаний по
литературному чтению и русскому языку:
16 слайд
- называют автора произведения;
- записывают название произведения;
- определяют тему произведения;
- составляют вопросы по содержанию;
- отвечают на вопросы;
- восстанавливают сюжетную линию произведения
5
17 слайд
Блок по развитию речи включает в себя задания на:
18 слайд
- восстановление порядка плана;
19 слайд
- восстановление цитатного плана;
20 слайд
- составление картинного плана;
21 слайд
- составление плана произведения;
22 слайд
- дополнение плана произведения
23 слайд
- определение героев рассказа;
24 слайд
- ответы на вопросы теста;
25 слайд
- восстановление предложений
6
26 слайд
Воспитательный блок включает в себя задания на духовно-
нравственное развитие
27 слайд
- определение смысла пословиц;
28 слайд
- определение качеств характера героев
29 слайд
- определение чувств героев;
30 слайд
- описание героя
31 слайд
Задания занимательного блока содержат:
32 слайд
- разгадывание кроссворда;
33 слайд
- разгадывание анаграмм;
34 слайд
-разгадывание ребусов;
7
35 слайд
- отгадывание зашифрованных загадок;
36 слайд
- разгадывание слов по указанным номерам букв;
37 слайд
- разгадывание «Путаниц»
38 слайд
На занятиях используются следующие формы контроля:
Текущий, Итоговый, Самооценка
39 слайд таблица
Текущий – позволяет определить динамику индивидуального уровня
продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются
учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах
успешности»
40 слайд
Итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии
Самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце
каждого занятия. А на итоговом занятии дети заполняют Лист
самооценивания.
8
41 слайд
В результате изучения курса дети:
- осознают значимость чтения для своего дальнейшего
развития,
- овладевают навыками смыслового чтения текстов;
- осваивают способы решения проблем творческого и
поискового характера;
- умеют слушать собеседника и вести диалог, излагать свое
мнение, сотрудничать, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий;
- заинтересовывают родителей возможностью активно
участвовать в развитии познавательных способностей у своих
детей.
42 слайд ВЫВОД
Дети – читатели…меньше времени проводят в интернете и
легче переносят его отсутствие!
9