Напоминание

«Патриоты России. К 100 летию Комсомола"


Автор: Зотова Алина Азхамовна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №7 им.З.В.Хабибуллина
Населённый пункт: РФ,Татарстан г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: «Патриоты России. К 100 летию Комсомола"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проект «Патриоты

России. К 100

летию Комсомола»

День комсомола – праздник такой,

Который нельзя обойти стороной.

День комсомола – праздник людей,

В которых всегда бил источник идей.

День комсомола – память о тех,

Кто не боялся стремиться наверх,

Кто Родины стяг наш крепко держал,

Кто нашу страну из руин поднимал.

… Они были разными людьми. Людьми разных национальностей и разных

талантов. Но все они были музыкантами, мечтали о большой карьере, славе,

аплодисментах… Им было немного лет, и жизнь представлялась длинной. А

у некоторых она оказалась совсем короткой. Вспоминая композиторов,

которые воевали на фронтах Великой Отечественной, а некоторые не

вернулись...

2

Автор музыки к популярному балету «Шурале» 26-летний Фарид Яруллин,

ушёл на фронт добровольцем 24 июля 1941 года. Правда, до постановки

первого национального балета командир стрелкового взвода Яруллин

не дожил, погиб в бою.

Но сначала доброволец окончил Ульяновское пехотное училище,

так что на фронте он сражался с декабря 1942-го. «Был он решительным

командиром, бодрым, энергичным, общительным, хотя и отличался какой-

то совсем не строевой выправкой, — вспоминал о Фариде Яруллине

командир его роты Д. Самойлов. — Помню под Старым Бузцом

мы заготавливали лес на сапёрные нужды. Вечером я встретился

с Яруллиным у ротной кухни. Сидел он на пне и постукивал по нему

пальцами, будто по клавишам. Я заинтересовался и спросил,

что это он выстукивает? Яруллин ответил: „Да так… Я ведь музыкант“.

Тогда я предложил ему сыграть на гармони. Но он почему-то отказался.

Потом как-то Яруллин рассказывал, что до войны, во время отпуска,

он плавал летом на теплоходе от Москвы до Казани и обратно. Месяц туда,

месяц назад. Спросил — кем же он работал, что имел такой большой отпуск?

Яруллин ответил: „Я композитор… “.

Этот молодой композитор был участником Курской битвы. 31 июля 1943

года после окончания сражений он писал жене с фронта: „Прочь к чертям

иллюзии о музе! Настоящая музыка была здесь, когда шестнадцатиголосая

контрапункция „Катюши“ в ансамбле с „Лука-Лукичом“ и „Марфушей“

в общей симфонии рева воздушных и наземных богатырей подняли вверх

тормашками всех головорезов Гитлера. Такую симфонию я ещё не встречал

ни в одной музыкальной литературе мира!…“

За Курской битвой последовала Смоленская наступательная операция.

Полк Яруллина шёл на запад вдоль железной дороги и шоссе Москва —

Минск. Он погиб в Витебской области Беларуси на подступах к Орше

17 октября 1943 года, когда ему было всего 28 лет. Кроме балета „Шурале“

3

за свою короткую жизнь он успел написать три пьесы для скрипки

с фортепиано, сонату для виолончели с фортепиано, струнный квартет,

первую часть симфонии, а также несколько романсов и множество песен.

Композитора похоронили в деревне Новая Тухиня. А премьера балета

„Шурале“ состоялась в Театре оперы и балета в Казани 12 марта 1945-го.

Война не загубила таланты.

Осенью 1942 года прямо из Казанского музыкального училища призвали

в армию 21-летнего Рустема Яхина, будущего автора музыки к гимну

Татарстана. В войну он был стрелком зенитно-артиллерийской дивизии.

Как пианист аккомпанировал ансамблю песни и пляски Московского фронта

противовоздушной обороны. В награду получил медали «За оборону

Москвы» и «За победу над Германией».

А вот композитор Энвер Бакиров, автор популярного национального балета

„Золотой гребень“ или „Су анасы“ (»Водяная»), окончил Казанскую

консерваторию уже после войны, в 1952 году. Хотя первую песню

он написал ещё в 1937-ом. Военной службе он отдал около семи лет жизни,

уволился в 1946 году в звании гвардии лейтенанта.

Вёл бойцов в атаку под звуки марша.

Латыпов Масгут Галеевич (1913-1987) – известный татарский композитор,

дирижер, заслуженный деятель искусств ТАССР, один из основоположников

профессионального татарского музыкального искусства, участник Великой

Отечественной войны. Родился 23 августа 1913 г. в Сергиополе (ныне Аягуз

Республики Казахстан).

Родители Масгута Галеевича были казанскими учителями, приехавшими в

Сергиополь по приглашению для открытия татарской школы. С раннего

детства у мальчика обнаружились большие музыкальные способности, но

возможность учиться музыке появляется лишь после возвращения семьи в

1925 г. в Казань. В Казани Масгут берет уроки игры на духовых

4

инструментах у своих дядей Хасана и Салиха Зульфокаровых и играет в их

оркестрах. Постепенно музыка начинает занимать главное место в его жизни

и для получения профессионального образования он в 1932 г. едет в Москву,

где поступает на рабфак при Московской государственной консерватории (в

класс тромбона профессора В.М. Блажевича). В 1934 г. переводится в

музыкальное училище при консерватории, где проходит курс композиции у

профессора Е.О.

Месснера. Начало его творческой деятельности связано с

оркестром НКВД Московской области. Для этого оркестра он сочиняет свои

первые музыкальные произведения: “Татарская сюита”, марш “Красная

Армия”, удостоенный премии конкурса маршей для духового оркестра (1936)

и изданный Музгизом.

В 1936 г. М. Латыпов поступает в Татарскую оперную студию при

Московской государственной консерватории по классу композиции

профессора Г.И. Литинского, которую заканчивает в 1941 г. Талантливый

ученик жадно впитывал все, чему его учили маститые наставники-педагоги.

В эти же годы тесные узы дружбы связывали его с татарскими

композиторами, объединенными вокруг Татарской оперной студии – Ф.

Яруллиным, Н. Жигановым, Дж. Файзи, З. Хабибуллиным, С. Сайдашевым.

В сентябре 1939 г. М.Г. Латыпов вместе с ними вступает в члены Союза

композиторов ТАССР. К этому времени относится создание романсов

“Радостная весть” на слова М. Джалиля, “Любовь моя” на слова Н. Валеевой,

“Я здесь, Инезилья” на слова А. Пушкина в переводе М. Джалиля, массовых

песен, песен для детей, обработок татарских народных песен, а также работа

над операми “Сафа” (либретто А. Файзи) и “Зульхиджа” (либретто А.

Ерикея). Творческая деятельность М. Латыпова в эти годы протекала активно

и плодотворно. Накануне Великой Отечественной войны в 1940 г. в Москве

состоялся авторский концерт композитора, в котором прозвучали дуэты и

арии из его опер “Сафа” и “Зульхиджа”, квартет для деревянно-духовых

инструментов, вариации для арфы, обработки татарских и башкирских

5

народных песен, романсы на слова Г. Тукая и И. Саитова.

Летом 1941 г. М. Латыпова призвали на фронт. В это же время на войну

уходят его друзья-композиторы Ф. Яруллин и З. Хабибуллин. Свой боевой

путь М. Латыпов начал под Москвой в составе 360-й стрелковой дивизии 4-й

Ударной армии. Участвовал в боях за освобождение городов Осташково,

Торопец, Велиж, Великие Луки, Невель, Даугавпилс, Клайпеда, Кенигсберг.

В первые дни формирования дивизии М. Латыпову было поручено

организовать военно-духовые оркестры. Впоследствии М. Латыпов был

назначен начальником и художественным руководителем Ансамбля песни и

пляски 360-й стрелковой дивизии (1943-1945). На фронте по инициативе М.

Латыпова был сформирован оркестр из детей сирот, подобранных на дорогах

войны. Военно-музыкальное обучение проводилось в школе, организованной

специально для них. Творческая деятельность М. Латыпова продолжалась и в

военные годы. На фронте он пишет кантату для солиста, хора и оркестра

“Большая любовь” на слова М. Солянникова и М. Клипиницера. Под звуки

созданных им многочисленных маршей и песен воинские формирования

уходили на передовую. Трижды раненый, награжденный двумя орденами

(орден Отечественной войны и орден Красной Звезды) и восемью медалями,

М.Г. Латыпов заканчивает свой фронтовой путь в 1945 г. в Клайпеде.

В сентябре 1945 г. М. Латыпов возвращается в Казань и передает только

что открывшейся консерватории большое количество ценных клавиров и

партитур немецких изданий, найденных им в разрушенном доме

Кенигсберга. В этом же году он приступает к преподавательской работе в

консерватории и одновременно руководит Окружным ансамблем песни и

пляски Казанского военного округа (1945-1946), а после его

расформирования ансамблями песни и пляски Приволжского военного

округа (1946-1950) и Восточно-Сибирского военного округа (1950-1953). За

этот период композитором были написаны три кантаты, сюита для

симфонического оркестра “После победы”, романсы на слова М. Ногмана, С.

Шакира, Г. Насретдинова, множество песен. В качестве руководителя

6

военных ансамблей М. Латыпов сделал много обработок мелодий

популярной советской музыки.

В 1953 г. после демобилизации М.Г. Латыпов вновь вернулся в Казань.

Среди произведений, созданных им в 50-е гг., – “Кантата о Родине” на слова

М. Хусаина, кантата “Столице нашей отчизны – Москве” на слова Н.

Исанбета, “Танцевальная сюита” для оркестра народных инструментов,

романсы и песни на слова Н. Даули, Н. Арсланова, И. Юзеева, М. Ногмана,

А. Еники, С. Хакима, обработки татарских народных песен для хора.

В 1956 г. М. Латыпову было поручено создание Ансамбля песни и пляски

нефтяников Татарии для участия в Декаде татарского искусства и литературы

в Москве (1957). Концертная программа, подготовленная под его

руководством, имела огромный успех.

Творческая и просветительская деятельность композитора получила

высокую оценку: в 1957 г. М.Г. Латыпову было присвоено почетное звание

“Заслуженный деятель искусств ТАССР”.

В 1960-х гг. в республике получили широкое признание созданные и

руководимые М.Г. Латыповым молодежные духовые оркестры в Кукморе и

Лениногорске. Большой популярностью пользовался духовой оркестр

“Сармановские цветы”, состоявший из ста девушек. В эти и последующие

годы М.Г. Латыпов продолжал создавать новые сочинения. Им было

написано 8 хоровых циклов, в том числе “Песни, ведшие в бой” на слова

советских поэтов, “Песнь о современнике” – вокально-симфоническая поэма

в семи частях на слова М. Хусаина, камерноинструментальная музыка, пьесы

для инструментальных ансамблей, песни и романсы на слова татарских

поэтов, три сюиты для духового оркестра. Многие его песни опубликованы в

сборниках, вошли в репертуар татарских исполнителей и получили широкое

признание. Его песня “Кырда” (“В поле”) стала поистине народной.

М.Г. Латыпов умер 9 апреля 1987 г. На доме 17 по ул. Горького, в

котором проживал композитор, установлена мемориальная доска. В 1994-

2006 гг. издательством Еникеевой были изданы хоровые, инструментальные

7

и вокальные произведения М.Г. Латыпова. Начиная с 1998 г. в ежегодном

конкурсе молодых исполнителей Татарстана, учрежденном сыном

композитора Рустамом Латыповым, исполняются произведения М.Г.

Латыпова для фортепиано, скрипки и виолончели.

В 2003 г. к 90-летию со дня рождения М.Г. Латыпова была сделана

видеозапись из хоровых произведений композитора в исполнении солистов,

хора и оркестра Татарского академического театра оперы и балета им. М.

Джалиля (дирижер Р. Салаватов). Имя Масгута Галеевича носит улица в

Вахитовском районе Казани.

Хабибуллин Загид Валеевич родился 20 сентября 1910 г. в г. Орске

Оренбургской области. Жизненный путь композитора был непрост. Его

детство пришлось на тяжелые годы гражданской войны, голода и разрухи. В

девять лет мальчик остался без родителей, некоторое время воспитывался в

детдоме, из которого вскоре сбежал и стал бродяжничать. Его жестоко били

за то, что он отказывался воровать, и тогда сирота бежал в Актюбинск, где

нашел себе приют в чайхане. Так вспоминал Загид Хабибуллин о своем

знакомстве со скрипкой: «…устроился работать в чайхану, мыл посуду,

выполнял любые поручения. В чайхане был свой музыкальный ансамбль, в

котором играли талантливые самоучки. По мусульманским законам в

пятницу чайхана не работала. Музыканты днем репетировали, я слушал, как

они играют, благо, жил прямо при чайхане, а потом стал подбирать по слуху.

Один из музыкантов, латыш по национальности, однажды застал меня за

этим занятием и показал, как надо играть на скрипке. С тех пор я не

расстаюсь со скрипкой. Я подбирал на ней все мелодии, которые слышал. В

основном это были казахские и татарские народные песни. Видимо, я

преуспевал в игре на скрипке, так как вскоре меня стали заставлять играть

при именитых гостях. Мною «угощали» клиентов, как диковинкой. Чуть что:

«Загид, сыграй».

8

Однажды в Актюбинск приехали известные татарские музыканты

Г.Альмухаметов и С.Габаши. После концерта они зашли в чайхану. Услышав

там игру скрипача-самоучки Загида Хабибуллина, С.Габаши стал

уговаривать его приехать в Казань и дал свой адрес. Так целеустремленный

мальчик, привыкший к невзгодам и лишениям, начинает копить деньги на

дорогу в неведомую Казань.

В 1927 г. Загид Хабибуллин приехал в Казань. Ему было уже семнадцать

лет. Со скрипкой в руках он явился в музыкальное училище, где играл перед

внушительной комиссией, в состав которой входили А.Литвинов, Р.Поляков,

М.Пятницкая, А.Васильев, Г.Корбут и др. И стал студентом Казанского

музыкального училища. В годы учебы в музыкальном училище выявились

творческие способности будущего композитора: он пробует писать

небольшие пьесы для скрипки и фортепиано.

«Это были трудные годы. Приходилось и учиться, и работать» –

вспоминал Загид.

Помимо игры в оркестре С.Сайдашева в татарском академическом театре,

вскоре он стал руководить музыкальной частью рабочего театра при

льнокомбинатском доме культуры в Заречье. Пишет песни, марши и танцы к

спектаклям. Так начинается большой путь Загида Хабибуллина в музыке и

искусстве.

Ощущая свое призвание композитора, молодой музыкант Загид

Хабибуллин в 1934 году едет продолжать учебу в Москву, где он был принят

на 2 курс композиторского отделения рабфака при Московской

консерватории в класс профессора М.Ф.Гнесина, а затем продолжил учебу в

Татарской оперной студии по классу сочинения профессора Г.И.Литинского.

В годы учебы в Казани и Москве Загид сближается с видными татарскими

писателями, поэтами, деятелями театра, познает национальную литературу и

9

фольклор. Близко дружит с С. Сайдашевым, Ф.Яруллиным, М.Джалилем,

Х.Такташем.

В Москве довольно определенно формируются характерные черты его

творчества, отличающиеся стремлением композитора к яркой

выразительности музыки, жанровой характерности и почти зримой

выразительности музыкальных образов.

З.Хабибуллин пишет разнообразные произведения: песни, пьесы для

отдельных инструментов (трубы, кларнета, скрипки), «Татарский марш» для

инструментального ансамбля, обрабатывает народные песни. Но, обращаясь

к различным жанрам, именно в песенном жанре ощущает родную для себя

стихию. В эти годы им написано более 50 песен, отличающихся

разнообразием тематики, богатством мелодико-ритмических рисунков,

эмоциональной емкостью и выразительностью. Многие его песни обрели

большую популярность и стали подлинно народными (вспомним, к примеру,

его песню «Сагыну» (Томление) на слова М.Джалиля). Творчество

композитора сыграло значительную роль в становлении и развитии

песенного жанра в татарской музыкальной культуре.

В 1940 году З.Хабибуллин возвращается в Казань и начинает работу в

инструментальном ансамбле Татарской государственной филармонии.

Вскоре вспыхнула война. В первые же дни Великой Отечественной войны

З.Хабибуллин был призван в ряды Красной Армии. В день отъезда своей

части из Казани композитор написал песню «Возвращайся с победой» на

только что сочиненный писателем К.Наджми текст. Находясь в армии, в

короткие минуты отдыха он продолжает заниматься творчеством. Пишет

различные песни, разящие врага, в том числе частушки, хлесткие задорные

припевки. Из произведений суровых военных лет выделяются «Команда

вперед» на стихи А.Кутуя, «Джигит-партизан» на слова Н.Арсланова,

«Бойцу» на народные слова.

10

В 42 году композитор был отозван из войсковой части и переведен в

Казань.

В 1943 году, к тридцатилетию со дня смерти татарского народного поэта

Г.Тукая, Загид Хабибуллин первым из композиторов Татарии написал цикл

песен на слова поэта.

Большой активностью отмечено его творчество в послевоенные годы.

Одно из центральных мест в творчестве З.Хабибуллина занимает работа с

Татарским ансамблем песни и танца, для которого он создал прекрасные

обработки народных песен и оригинальные песни, ставшие украшением его

репертуара. Всеобщее признание получили такие музыкально-

хореографические композиции, как «Сабантуй» (постановка Гаскарова),

«Дружба», «Мои цветы» (постановка Г.Тагирова), «Свадьба» (постановка А.

Нарыкова).

Композитора волнуют события, происходящие в его стране, он живет

делами и подвигами своего народа: «Да здравствует мир», «Советский

солдат», «Песня пахарей», «Извилистый ручеек» и т.д.

Во второй половине семидесятых годов композитор создает такие

впечатляющие вокальные произведения, как «Хатынь» на слова Н.Даули и

«Мамдуда» на слова С.Хакима.

Почетное место в его вокальной лирике занимают песни, воспевающие

красоту природы, проникнутые любовью к родному краю. Загид Хабибуллин

дарит много интересных и разнообразных песен детям, часто бывает в

школах, рассказывает учащимся о музыке, знакомит их со своими

произведениями.

Композитор обогатил и балетный жанр, создав два балета. В 1950 г.

совместно с композитором Н.И.Пейко и балетмейстером Ф.Гаскаровым он

11

завершает балет «Весенние ветры» по одноименному роману К.Наджми,

повествующий о событиях Октябрьской революции в Казани.

А в 1960 завершает свой второй балет «Раушан», основанный на мотивах

татарских народных сказок Г.Тукая (либретто Г.Салимова). Этот балет был

поставлен в 1961 году и стал первым детским балетом, а в1974 году

композитор представил вторую редакцию балета уже под названием

«Заколдованный мальчик», обновив музыкальные сцены и дополнив балет

новыми образами.

Многие годы З.Хабибуллин композиторскую деятельность сочетал с

исполнительством.

Со своими авторскими концертами он исколесил всю Татарию, и многие

города Союза.

Активно участвовал в музыкально-общественной жизни республики, ведя

значительную работу по организации и руководству коллективами

художественной самодеятельности, оказывая им постоянную творческую

помощь.

Личность талантливого композитора и виртуозного скрипача отличала

удивительная скромность и безграничная преданность искусству.

«Безграничная влюбленность в народную жизнь, в его быт и традиции,

прекрасное знание его музыки, владение искусством импровизации

деревенских музыкантов, неподдельная искренность – исходные факторы,

определяющие творческий облик композитора, исполнителя-скрипача Загида

Хабибуллина» - писал о нем М. Нигмедзянов.

Творчество З.Хабибуллина получило высокую оценку: ему присвоено

почетное звание заслуженного деятеля искусства ТАССР(1950), народного

артиста ТАССР(1970), заслуженного деятеля искусства РСФСР (1981), а

12

песенное творчество удостоено Государственной премии им. Г.Тукая (1968

г).

…Остались в прошлом славный пройденный путь, с честью заслуженные

боевые и трудовые награды. Но жива память людей о беспокойной юности,

комсомольском братстве.

Школу комсомола прошли несколько поколений россиян, около двухсот

миллионов граждан страны. Это целая эпоха в жизни страны, когда

рождались большие комсомольские стройки, руками молодых возводились

города.

Теперь – это уже история. Но, даже утратив свой прежний идеологический

смысл, комсомол не канул в лету: остались его дела, его дух.

В советские годы комсомол был мощной и сильной организацией. Она

сплачивала молодежь одной целью. У молодежи были сильно развиты такие

чувства, как патриотизм, дружба, уважение к старшим. Опыт прошлых

поколений хотелось бы перенести в наше время, чтобы современная

молодежь была добрее, отзывчивее, любила свою Родину!

Воспитание патриотизма неразрывно связано с развитием такого важного

чувства, как уважение к человеку другой национальности – к ребенку в

школьном коллективе, к истории и культуре своего народа.

Для достижения целей и задач гражданского воспитания учащихся школ в

республике Татарстан организуются празднование Дня Знаний, Дня учителя,

Дня пожилого человека, Дня защиты детей, Дня героя Отечества, Дня

Конституции, Дня Государственного флага, Дня Здоровья, Дня защитника

Отечества и др.

Задачу воспитания подрастающего поколения как настоящих патриотов,

активных граждан своей страны помогает решать профориентационная

работа со школьниками – это важный вклад в решение задач сегодняшних.

13

Особое место в профориентационной деятельности педагоги школ

уделяют профессиональной подготовке военных и сотрудников специальных

служб

по

обеспечению

безопасности

и

жизнедеятельности

и

др.

специальностей.

В практике развития военно - и гражданско-патриотического воспитания,

развитию музейной педагогике школы используют современные формы

воспитания: нформационные, мультимедийные, проектноисследовательские,

деятельностные технологии. Все это реализуется через организацию и

проведение тематических вэбинаров, видеотрансляций, телемостов.

Развитию и применению современных технологий способствуют наличие в

школьных библиотеках - медиатеки, информационно-технического центра.

Культурно-досуговое направление гражданско-патриотического воспитания

реализовано

в

ходе

месячника

оборонно-массовой

работы

и

военнопатриотического

воспитания

посредством

различных

конкурсов

(рисунков, эскизов, макетов боевой техники, боевых листков, газет ко Дню

Победы, Дню защитника Отечества).

Преподавателям

при

подготовке

к

общешкольным

мероприятиям

необходимо работать над мотивацией учащихся, четко проговаривая цели и

задачи при выборе форм и методов воспитательной работы:

- формирование чувства патриотизма, гражданского долга;

- воспитание уважения к историческому прошлому своей страны;

- выработка силы, ловкости, выдержки, чувства коллективизма;

-демонстрация

спортивных

достижений

и

творческих

способностей

учащихся.

Таким образом, организация и проведение мероприятий по патриотическому

и

военноприкладному

воспитанию

это

целесообразный

процесс,

14

направленный

на

изменение

общественной

позиции

школьника,

формирующий его как гражданина и патриота своей школы, края, страны.

Работая с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию

необходимо продолжать традиционные общешкольные мероприятия в

рамках программы «В патриотизме – будущее молодежи», включать

мероприятия программы в работу классных коллективов, продолжать

поисковую работу в классах, пополнять новыми материалами экспозиции

школьного музея.

15



В раздел образования