Автор: Зотова Алина Азхамовна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №7 им.З.В.Хабибуллина
Населённый пункт: РФ,Татарстан г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: «Патриоты России. К 100 летию Комсомола"
Раздел: дополнительное образование
Проект «Патриоты
России. К 100
летию Комсомола»
День комсомола – праздник такой,
Который нельзя обойти стороной.
День комсомола – праздник людей,
В которых всегда бил источник идей.
День комсомола – память о тех,
Кто не боялся стремиться наверх,
Кто Родины стяг наш крепко держал,
Кто нашу страну из руин поднимал.
… Они были разными людьми. Людьми разных национальностей и разных
талантов. Но все они были музыкантами, мечтали о большой карьере, славе,
аплодисментах… Им было немного лет, и жизнь представлялась длинной. А
у некоторых она оказалась совсем короткой. Вспоминая композиторов,
которые воевали на фронтах Великой Отечественной, а некоторые не
вернулись...
2
Автор музыки к популярному балету «Шурале» 26-летний Фарид Яруллин,
ушёл на фронт добровольцем 24 июля 1941 года. Правда, до постановки
первого национального балета командир стрелкового взвода Яруллин
не дожил, погиб в бою.
Но сначала доброволец окончил Ульяновское пехотное училище,
так что на фронте он сражался с декабря 1942-го. «Был он решительным
командиром, бодрым, энергичным, общительным, хотя и отличался какой-
то совсем не строевой выправкой, — вспоминал о Фариде Яруллине
командир его роты Д. Самойлов. — Помню под Старым Бузцом
мы заготавливали лес на сапёрные нужды. Вечером я встретился
с Яруллиным у ротной кухни. Сидел он на пне и постукивал по нему
пальцами, будто по клавишам. Я заинтересовался и спросил,
что это он выстукивает? Яруллин ответил: „Да так… Я ведь музыкант“.
Тогда я предложил ему сыграть на гармони. Но он почему-то отказался.
Потом как-то Яруллин рассказывал, что до войны, во время отпуска,
он плавал летом на теплоходе от Москвы до Казани и обратно. Месяц туда,
месяц назад. Спросил — кем же он работал, что имел такой большой отпуск?
Яруллин ответил: „Я композитор… “.
Этот молодой композитор был участником Курской битвы. 31 июля 1943
года после окончания сражений он писал жене с фронта: „Прочь к чертям
иллюзии о музе! Настоящая музыка была здесь, когда шестнадцатиголосая
контрапункция „Катюши“ в ансамбле с „Лука-Лукичом“ и „Марфушей“
в общей симфонии рева воздушных и наземных богатырей подняли вверх
тормашками всех головорезов Гитлера. Такую симфонию я ещё не встречал
ни в одной музыкальной литературе мира!…“
За Курской битвой последовала Смоленская наступательная операция.
Полк Яруллина шёл на запад вдоль железной дороги и шоссе Москва —
Минск. Он погиб в Витебской области Беларуси на подступах к Орше
17 октября 1943 года, когда ему было всего 28 лет. Кроме балета „Шурале“
3
за свою короткую жизнь он успел написать три пьесы для скрипки
с фортепиано, сонату для виолончели с фортепиано, струнный квартет,
первую часть симфонии, а также несколько романсов и множество песен.
Композитора похоронили в деревне Новая Тухиня. А премьера балета
„Шурале“ состоялась в Театре оперы и балета в Казани 12 марта 1945-го.
Война не загубила таланты.
Осенью 1942 года прямо из Казанского музыкального училища призвали
в армию 21-летнего Рустема Яхина, будущего автора музыки к гимну
Татарстана. В войну он был стрелком зенитно-артиллерийской дивизии.
Как пианист аккомпанировал ансамблю песни и пляски Московского фронта
противовоздушной обороны. В награду получил медали «За оборону
Москвы» и «За победу над Германией».
А вот композитор Энвер Бакиров, автор популярного национального балета
„Золотой гребень“ или „Су анасы“ (»Водяная»), окончил Казанскую
консерваторию уже после войны, в 1952 году. Хотя первую песню
он написал ещё в 1937-ом. Военной службе он отдал около семи лет жизни,
уволился в 1946 году в звании гвардии лейтенанта.
Вёл бойцов в атаку под звуки марша.
Латыпов Масгут Галеевич (1913-1987) – известный татарский композитор,
дирижер, заслуженный деятель искусств ТАССР, один из основоположников
профессионального татарского музыкального искусства, участник Великой
Отечественной войны. Родился 23 августа 1913 г. в Сергиополе (ныне Аягуз
Республики Казахстан).
Родители Масгута Галеевича были казанскими учителями, приехавшими в
Сергиополь по приглашению для открытия татарской школы. С раннего
детства у мальчика обнаружились большие музыкальные способности, но
возможность учиться музыке появляется лишь после возвращения семьи в
1925 г. в Казань. В Казани Масгут берет уроки игры на духовых
4
инструментах у своих дядей Хасана и Салиха Зульфокаровых и играет в их
оркестрах. Постепенно музыка начинает занимать главное место в его жизни
и для получения профессионального образования он в 1932 г. едет в Москву,
где поступает на рабфак при Московской государственной консерватории (в
класс тромбона профессора В.М. Блажевича). В 1934 г. переводится в
музыкальное училище при консерватории, где проходит курс композиции у
профессора Е.О.
Месснера. Начало его творческой деятельности связано с
оркестром НКВД Московской области. Для этого оркестра он сочиняет свои
первые музыкальные произведения: “Татарская сюита”, марш “Красная
Армия”, удостоенный премии конкурса маршей для духового оркестра (1936)
и изданный Музгизом.
В 1936 г. М. Латыпов поступает в Татарскую оперную студию при
Московской государственной консерватории по классу композиции
профессора Г.И. Литинского, которую заканчивает в 1941 г. Талантливый
ученик жадно впитывал все, чему его учили маститые наставники-педагоги.
В эти же годы тесные узы дружбы связывали его с татарскими
композиторами, объединенными вокруг Татарской оперной студии – Ф.
Яруллиным, Н. Жигановым, Дж. Файзи, З. Хабибуллиным, С. Сайдашевым.
В сентябре 1939 г. М.Г. Латыпов вместе с ними вступает в члены Союза
композиторов ТАССР. К этому времени относится создание романсов
“Радостная весть” на слова М. Джалиля, “Любовь моя” на слова Н. Валеевой,
“Я здесь, Инезилья” на слова А. Пушкина в переводе М. Джалиля, массовых
песен, песен для детей, обработок татарских народных песен, а также работа
над операми “Сафа” (либретто А. Файзи) и “Зульхиджа” (либретто А.
Ерикея). Творческая деятельность М. Латыпова в эти годы протекала активно
и плодотворно. Накануне Великой Отечественной войны в 1940 г. в Москве
состоялся авторский концерт композитора, в котором прозвучали дуэты и
арии из его опер “Сафа” и “Зульхиджа”, квартет для деревянно-духовых
инструментов, вариации для арфы, обработки татарских и башкирских
5
народных песен, романсы на слова Г. Тукая и И. Саитова.
Летом 1941 г. М. Латыпова призвали на фронт. В это же время на войну
уходят его друзья-композиторы Ф. Яруллин и З. Хабибуллин. Свой боевой
путь М. Латыпов начал под Москвой в составе 360-й стрелковой дивизии 4-й
Ударной армии. Участвовал в боях за освобождение городов Осташково,
Торопец, Велиж, Великие Луки, Невель, Даугавпилс, Клайпеда, Кенигсберг.
В первые дни формирования дивизии М. Латыпову было поручено
организовать военно-духовые оркестры. Впоследствии М. Латыпов был
назначен начальником и художественным руководителем Ансамбля песни и
пляски 360-й стрелковой дивизии (1943-1945). На фронте по инициативе М.
Латыпова был сформирован оркестр из детей сирот, подобранных на дорогах
войны. Военно-музыкальное обучение проводилось в школе, организованной
специально для них. Творческая деятельность М. Латыпова продолжалась и в
военные годы. На фронте он пишет кантату для солиста, хора и оркестра
“Большая любовь” на слова М. Солянникова и М. Клипиницера. Под звуки
созданных им многочисленных маршей и песен воинские формирования
уходили на передовую. Трижды раненый, награжденный двумя орденами
(орден Отечественной войны и орден Красной Звезды) и восемью медалями,
М.Г. Латыпов заканчивает свой фронтовой путь в 1945 г. в Клайпеде.
В сентябре 1945 г. М. Латыпов возвращается в Казань и передает только
что открывшейся консерватории большое количество ценных клавиров и
партитур немецких изданий, найденных им в разрушенном доме
Кенигсберга. В этом же году он приступает к преподавательской работе в
консерватории и одновременно руководит Окружным ансамблем песни и
пляски Казанского военного округа (1945-1946), а после его
расформирования ансамблями песни и пляски Приволжского военного
округа (1946-1950) и Восточно-Сибирского военного округа (1950-1953). За
этот период композитором были написаны три кантаты, сюита для
симфонического оркестра “После победы”, романсы на слова М. Ногмана, С.
Шакира, Г. Насретдинова, множество песен. В качестве руководителя
6
военных ансамблей М. Латыпов сделал много обработок мелодий
популярной советской музыки.
В 1953 г. после демобилизации М.Г. Латыпов вновь вернулся в Казань.
Среди произведений, созданных им в 50-е гг., – “Кантата о Родине” на слова
М. Хусаина, кантата “Столице нашей отчизны – Москве” на слова Н.
Исанбета, “Танцевальная сюита” для оркестра народных инструментов,
романсы и песни на слова Н. Даули, Н. Арсланова, И. Юзеева, М. Ногмана,
А. Еники, С. Хакима, обработки татарских народных песен для хора.
В 1956 г. М. Латыпову было поручено создание Ансамбля песни и пляски
нефтяников Татарии для участия в Декаде татарского искусства и литературы
в Москве (1957). Концертная программа, подготовленная под его
руководством, имела огромный успех.
Творческая и просветительская деятельность композитора получила
высокую оценку: в 1957 г. М.Г. Латыпову было присвоено почетное звание
“Заслуженный деятель искусств ТАССР”.
В 1960-х гг. в республике получили широкое признание созданные и
руководимые М.Г. Латыповым молодежные духовые оркестры в Кукморе и
Лениногорске. Большой популярностью пользовался духовой оркестр
“Сармановские цветы”, состоявший из ста девушек. В эти и последующие
годы М.Г. Латыпов продолжал создавать новые сочинения. Им было
написано 8 хоровых циклов, в том числе “Песни, ведшие в бой” на слова
советских поэтов, “Песнь о современнике” – вокально-симфоническая поэма
в семи частях на слова М. Хусаина, камерноинструментальная музыка, пьесы
для инструментальных ансамблей, песни и романсы на слова татарских
поэтов, три сюиты для духового оркестра. Многие его песни опубликованы в
сборниках, вошли в репертуар татарских исполнителей и получили широкое
признание. Его песня “Кырда” (“В поле”) стала поистине народной.
М.Г. Латыпов умер 9 апреля 1987 г. На доме 17 по ул. Горького, в
котором проживал композитор, установлена мемориальная доска. В 1994-
2006 гг. издательством Еникеевой были изданы хоровые, инструментальные
7
и вокальные произведения М.Г. Латыпова. Начиная с 1998 г. в ежегодном
конкурсе молодых исполнителей Татарстана, учрежденном сыном
композитора Рустамом Латыповым, исполняются произведения М.Г.
Латыпова для фортепиано, скрипки и виолончели.
В 2003 г. к 90-летию со дня рождения М.Г. Латыпова была сделана
видеозапись из хоровых произведений композитора в исполнении солистов,
хора и оркестра Татарского академического театра оперы и балета им. М.
Джалиля (дирижер Р. Салаватов). Имя Масгута Галеевича носит улица в
Вахитовском районе Казани.
Хабибуллин Загид Валеевич родился 20 сентября 1910 г. в г. Орске
Оренбургской области. Жизненный путь композитора был непрост. Его
детство пришлось на тяжелые годы гражданской войны, голода и разрухи. В
девять лет мальчик остался без родителей, некоторое время воспитывался в
детдоме, из которого вскоре сбежал и стал бродяжничать. Его жестоко били
за то, что он отказывался воровать, и тогда сирота бежал в Актюбинск, где
нашел себе приют в чайхане. Так вспоминал Загид Хабибуллин о своем
знакомстве со скрипкой: «…устроился работать в чайхану, мыл посуду,
выполнял любые поручения. В чайхане был свой музыкальный ансамбль, в
котором играли талантливые самоучки. По мусульманским законам в
пятницу чайхана не работала. Музыканты днем репетировали, я слушал, как
они играют, благо, жил прямо при чайхане, а потом стал подбирать по слуху.
Один из музыкантов, латыш по национальности, однажды застал меня за
этим занятием и показал, как надо играть на скрипке. С тех пор я не
расстаюсь со скрипкой. Я подбирал на ней все мелодии, которые слышал. В
основном это были казахские и татарские народные песни. Видимо, я
преуспевал в игре на скрипке, так как вскоре меня стали заставлять играть
при именитых гостях. Мною «угощали» клиентов, как диковинкой. Чуть что:
«Загид, сыграй».
8
Однажды в Актюбинск приехали известные татарские музыканты
Г.Альмухаметов и С.Габаши. После концерта они зашли в чайхану. Услышав
там игру скрипача-самоучки Загида Хабибуллина, С.Габаши стал
уговаривать его приехать в Казань и дал свой адрес. Так целеустремленный
мальчик, привыкший к невзгодам и лишениям, начинает копить деньги на
дорогу в неведомую Казань.
В 1927 г. Загид Хабибуллин приехал в Казань. Ему было уже семнадцать
лет. Со скрипкой в руках он явился в музыкальное училище, где играл перед
внушительной комиссией, в состав которой входили А.Литвинов, Р.Поляков,
М.Пятницкая, А.Васильев, Г.Корбут и др. И стал студентом Казанского
музыкального училища. В годы учебы в музыкальном училище выявились
творческие способности будущего композитора: он пробует писать
небольшие пьесы для скрипки и фортепиано.
«Это были трудные годы. Приходилось и учиться, и работать» –
вспоминал Загид.
Помимо игры в оркестре С.Сайдашева в татарском академическом театре,
вскоре он стал руководить музыкальной частью рабочего театра при
льнокомбинатском доме культуры в Заречье. Пишет песни, марши и танцы к
спектаклям. Так начинается большой путь Загида Хабибуллина в музыке и
искусстве.
Ощущая свое призвание композитора, молодой музыкант Загид
Хабибуллин в 1934 году едет продолжать учебу в Москву, где он был принят
на 2 курс композиторского отделения рабфака при Московской
консерватории в класс профессора М.Ф.Гнесина, а затем продолжил учебу в
Татарской оперной студии по классу сочинения профессора Г.И.Литинского.
В годы учебы в Казани и Москве Загид сближается с видными татарскими
писателями, поэтами, деятелями театра, познает национальную литературу и
9
фольклор. Близко дружит с С. Сайдашевым, Ф.Яруллиным, М.Джалилем,
Х.Такташем.
В Москве довольно определенно формируются характерные черты его
творчества, отличающиеся стремлением композитора к яркой
выразительности музыки, жанровой характерности и почти зримой
выразительности музыкальных образов.
З.Хабибуллин пишет разнообразные произведения: песни, пьесы для
отдельных инструментов (трубы, кларнета, скрипки), «Татарский марш» для
инструментального ансамбля, обрабатывает народные песни. Но, обращаясь
к различным жанрам, именно в песенном жанре ощущает родную для себя
стихию. В эти годы им написано более 50 песен, отличающихся
разнообразием тематики, богатством мелодико-ритмических рисунков,
эмоциональной емкостью и выразительностью. Многие его песни обрели
большую популярность и стали подлинно народными (вспомним, к примеру,
его песню «Сагыну» (Томление) на слова М.Джалиля). Творчество
композитора сыграло значительную роль в становлении и развитии
песенного жанра в татарской музыкальной культуре.
В 1940 году З.Хабибуллин возвращается в Казань и начинает работу в
инструментальном ансамбле Татарской государственной филармонии.
Вскоре вспыхнула война. В первые же дни Великой Отечественной войны
З.Хабибуллин был призван в ряды Красной Армии. В день отъезда своей
части из Казани композитор написал песню «Возвращайся с победой» на
только что сочиненный писателем К.Наджми текст. Находясь в армии, в
короткие минуты отдыха он продолжает заниматься творчеством. Пишет
различные песни, разящие врага, в том числе частушки, хлесткие задорные
припевки. Из произведений суровых военных лет выделяются «Команда
вперед» на стихи А.Кутуя, «Джигит-партизан» на слова Н.Арсланова,
«Бойцу» на народные слова.
10
В 42 году композитор был отозван из войсковой части и переведен в
Казань.
В 1943 году, к тридцатилетию со дня смерти татарского народного поэта
Г.Тукая, Загид Хабибуллин первым из композиторов Татарии написал цикл
песен на слова поэта.
Большой активностью отмечено его творчество в послевоенные годы.
Одно из центральных мест в творчестве З.Хабибуллина занимает работа с
Татарским ансамблем песни и танца, для которого он создал прекрасные
обработки народных песен и оригинальные песни, ставшие украшением его
репертуара. Всеобщее признание получили такие музыкально-
хореографические композиции, как «Сабантуй» (постановка Гаскарова),
«Дружба», «Мои цветы» (постановка Г.Тагирова), «Свадьба» (постановка А.
Нарыкова).
Композитора волнуют события, происходящие в его стране, он живет
делами и подвигами своего народа: «Да здравствует мир», «Советский
солдат», «Песня пахарей», «Извилистый ручеек» и т.д.
Во второй половине семидесятых годов композитор создает такие
впечатляющие вокальные произведения, как «Хатынь» на слова Н.Даули и
«Мамдуда» на слова С.Хакима.
Почетное место в его вокальной лирике занимают песни, воспевающие
красоту природы, проникнутые любовью к родному краю. Загид Хабибуллин
дарит много интересных и разнообразных песен детям, часто бывает в
школах, рассказывает учащимся о музыке, знакомит их со своими
произведениями.
Композитор обогатил и балетный жанр, создав два балета. В 1950 г.
совместно с композитором Н.И.Пейко и балетмейстером Ф.Гаскаровым он
11
завершает балет «Весенние ветры» по одноименному роману К.Наджми,
повествующий о событиях Октябрьской революции в Казани.
А в 1960 завершает свой второй балет «Раушан», основанный на мотивах
татарских народных сказок Г.Тукая (либретто Г.Салимова). Этот балет был
поставлен в 1961 году и стал первым детским балетом, а в1974 году
композитор представил вторую редакцию балета уже под названием
«Заколдованный мальчик», обновив музыкальные сцены и дополнив балет
новыми образами.
Многие годы З.Хабибуллин композиторскую деятельность сочетал с
исполнительством.
Со своими авторскими концертами он исколесил всю Татарию, и многие
города Союза.
Активно участвовал в музыкально-общественной жизни республики, ведя
значительную работу по организации и руководству коллективами
художественной самодеятельности, оказывая им постоянную творческую
помощь.
Личность талантливого композитора и виртуозного скрипача отличала
удивительная скромность и безграничная преданность искусству.
«Безграничная влюбленность в народную жизнь, в его быт и традиции,
прекрасное знание его музыки, владение искусством импровизации
деревенских музыкантов, неподдельная искренность – исходные факторы,
определяющие творческий облик композитора, исполнителя-скрипача Загида
Хабибуллина» - писал о нем М. Нигмедзянов.
Творчество З.Хабибуллина получило высокую оценку: ему присвоено
почетное звание заслуженного деятеля искусства ТАССР(1950), народного
артиста ТАССР(1970), заслуженного деятеля искусства РСФСР (1981), а
12
песенное творчество удостоено Государственной премии им. Г.Тукая (1968
г).
…Остались в прошлом славный пройденный путь, с честью заслуженные
боевые и трудовые награды. Но жива память людей о беспокойной юности,
комсомольском братстве.
Школу комсомола прошли несколько поколений россиян, около двухсот
миллионов граждан страны. Это целая эпоха в жизни страны, когда
рождались большие комсомольские стройки, руками молодых возводились
города.
Теперь – это уже история. Но, даже утратив свой прежний идеологический
смысл, комсомол не канул в лету: остались его дела, его дух.
В советские годы комсомол был мощной и сильной организацией. Она
сплачивала молодежь одной целью. У молодежи были сильно развиты такие
чувства, как патриотизм, дружба, уважение к старшим. Опыт прошлых
поколений хотелось бы перенести в наше время, чтобы современная
молодежь была добрее, отзывчивее, любила свою Родину!
Воспитание патриотизма неразрывно связано с развитием такого важного
чувства, как уважение к человеку другой национальности – к ребенку в
школьном коллективе, к истории и культуре своего народа.
Для достижения целей и задач гражданского воспитания учащихся школ в
республике Татарстан организуются празднование Дня Знаний, Дня учителя,
Дня пожилого человека, Дня защиты детей, Дня героя Отечества, Дня
Конституции, Дня Государственного флага, Дня Здоровья, Дня защитника
Отечества и др.
Задачу воспитания подрастающего поколения как настоящих патриотов,
активных граждан своей страны помогает решать профориентационная
работа со школьниками – это важный вклад в решение задач сегодняшних.
13
Особое место в профориентационной деятельности педагоги школ
уделяют профессиональной подготовке военных и сотрудников специальных
служб
по
обеспечению
безопасности
и
жизнедеятельности
и
др.
специальностей.
В практике развития военно - и гражданско-патриотического воспитания,
развитию музейной педагогике школы используют современные формы
воспитания: нформационные, мультимедийные, проектноисследовательские,
деятельностные технологии. Все это реализуется через организацию и
проведение тематических вэбинаров, видеотрансляций, телемостов.
Развитию и применению современных технологий способствуют наличие в
школьных библиотеках - медиатеки, информационно-технического центра.
Культурно-досуговое направление гражданско-патриотического воспитания
реализовано
в
ходе
месячника
оборонно-массовой
работы
и
военнопатриотического
воспитания
посредством
различных
конкурсов
(рисунков, эскизов, макетов боевой техники, боевых листков, газет ко Дню
Победы, Дню защитника Отечества).
Преподавателям
при
подготовке
к
общешкольным
мероприятиям
необходимо работать над мотивацией учащихся, четко проговаривая цели и
задачи при выборе форм и методов воспитательной работы:
- формирование чувства патриотизма, гражданского долга;
- воспитание уважения к историческому прошлому своей страны;
- выработка силы, ловкости, выдержки, чувства коллективизма;
-демонстрация
спортивных
достижений
и
творческих
способностей
учащихся.
Таким образом, организация и проведение мероприятий по патриотическому
и
военноприкладному
воспитанию
–
это
целесообразный
процесс,
14
направленный
на
изменение
общественной
позиции
школьника,
формирующий его как гражданина и патриота своей школы, края, страны.
Работая с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию
необходимо продолжать традиционные общешкольные мероприятия в
рамках программы «В патриотизме – будущее молодежи», включать
мероприятия программы в работу классных коллективов, продолжать
поисковую работу в классах, пополнять новыми материалами экспозиции
школьного музея.
15