Автор: Воронина Валентина Филипповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 20 "Золушка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: "Составление описательного рассказа по картине И. Шишкина "В сосновом бору" с использованием ИКТ и технологии Мурашковской "Картинка без запинки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности в
подготовительной группе.
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Составление описательного рассказа по картине И. Шишкина
«В сосновом бору» с использованием ИКТ и технологии Мурашковской
«Картинка без запинки»
Педагог: Воронина Валентина Филипповна МДОАУ «Центр развития
ребенка-детский сад № 20» г. Нефтеюганска ХМАО-ЮГРА
Описание материала:
Хочу поделиться опытом проведения организованной образовательной
деятельности по речевому развитию с использованием технологии
Мурашковской «Картинка без запинки! Этот конспект направлен на развитие
связной речи ребёнка, с интеграцией задач образовательных областей:
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное.
Цель:
Формирование связной монологической речи у дошкольников.
Задачи:
Образовательные: Учить детей составлять рассказы – описания по картине
на основе восприятия через разные органы чувств. Закреплять умение
составлять загадки. Учить придерживаться структуры рассказа: название
картины, начало, основная часть, конец.
Развивающие: Развивать умение воспринимать содержание пейзажной
картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, уметь
выделять оттенки цветов, как средство выразительности.
Обогатить словарь детей образными выражениями.
Прилагательными: дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, сумрачный,
нетронутый. Неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые
мишки. Развивать у детей умение оценивать рассказы, повышать самооценку.
Воспитательные: Воспитывать уверенность в своих силах и способностях,
чувства бережного отношения к природе. Продолжать работу по укреплению
здоровья через разные виды деятельности.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание
загадок
о временах года, экскурсии в лес, словарная работа по теме «лес».
Демонстрационный материал: две дорожки: следы и палочки, бинокль,
рисунки: солнце, лес, медвежата, ручей, репродукция картины И. Шишкина
«Сосновый бор», выведенная на интерактивный экран. Схема составления
рассказа, указка, синие и зеленые кружочки, магнитофон, компьютерная
презентация, орешки.
Методические приёмы: рассматривание картины, беседа, игра с
волшебниками «я слышу», «Я нюхаю», «Я трогаю» метод «эмпатии»,
художественное творчество, анализ, самоанализ занятия.
Ход занятия.
Под звуки музыки дети входят в группу, здороваются с гостями. Предлагаю
поздороваться друг с другом, называя ласково по имени.
Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие. Но
куда? Попробуйте догадаться сами.
1. Слайд (карточки-символы) Дети определяют (лес)
2. Слайд (показаны две тропинки)
Воспитатель: В чудный лес ведут две тропинки. Одна ровная – она дает нам
силу, а другая дает вдвое больше силы, но она колючая, болезненная.
Подумайте! Какую дорогу вы выберете и почему?
Дети выбирают дорогу, обосновывая свой выбор, и идут по колючей дорожке
(босо хождение)
Воспитатель: Вот мы и пришли.
3. Слайд (картина И. Шишкина «Сосновый бор»)
Воспитатель: Эту картину написал известный художник – Иван Иванович
Шишкин. Когда он был маленький, он очень любил рисовать. Отец ему
много читал книг, часто бывал с сыном на природе и поощрял в мальчике
любовь к рисованию. Когда Иван вырос, он поступил в Академию художеств,
где был одним из самых лучших учеников. Его произведения мы видим на
слайде. Эту картину знают все. Но я вам предлагаю посмотреть и сказать, как
бы вы назвали картину?
Дети……………………
Воспитатель: А художник назвал «Сосновый бор». Ребята, а кто мне скажет,
что он изобразил на картине? (Пейзаж) Я вам предлагаю войти в картину,
оглянуться, прислушаться.
Игра «Я слышу» - Как качаются деревья, журчит ручей, поют птицы, трещат
ветки под лапами у медведей……………..
Игра «Я нюхаю» - запах лесных цветов, травы, запах хвои…..
Игра «Я трогаю» - траву, песок, землю, воду, дерево, крону……
Воспитатель: А сейчас посмотрите внимательно на картину и скажите. Какие
деревья нарисовал художник? (сосны)
Воспитатель: А как называется лес, в котором растут сосны? (сосновый бор)
Воспитатель: Посмотрите. Какие они высокие и могучие, их вершины уходят
далеко в небо.
- А кто мне скажет, какая крона у сосны? (редкая, лапчатая, ажурная)
- Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? (зеленый)
- Одинаковый ли цвет использует художник, когда рисует лес и почему?
(показать солнечные и теневые места)
- А как вы думаете, какое время дня изображено на картине и почему? (утро,
солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)
- Кого вы видите в центре картины?
- Расскажите, какие они? Что они делают?
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Какой лес»
4. Слайд (лес) Дети: Лес дремучий, красивый, непроходимый…
5.
Слайд
(медвежата)
Медвежата
какие?
Дети:
игривые,
радостные,
шустрые…
6. Слайд (Солнце) Солнце какое? Дети: горячее, лучистое, яркое, красивое….
7.
Слайд
(Ручей)
Ручей
какой?
Дети:
веселый,
холодный,
голубой,
сверкающий, переливающийся на солнце, прозрачный…
Физкультминутка:
Летела муха около уха,
Летели осы около носа,
Летел комар, сел на лоб, А мы его – хлоп!
Игра: «С подзорной трубой»
Воспитатель: А сейчас присаживайтесь, я вам дам подзорную трубу. Вы
наведете её на какой либо предмет и загадайте о нем загадку, а мы отгадаем
(4 человека).
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в картине, послушали, что там
происходит. Почувствовали запахи леса, цветов, травы, хвои. Потрогали
руками деревья, траву, землю, песок. И сейчас я предлагаю составить рассказ
– описание по картине. Думаю, что рассказы получаться разные, так как
каждый из вас слышал разные звуки, чувствовал разные запахи, ощущал все
по разному.
(Дети составляют рассказы)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю оценить рассказы своих товарищей.
(Воспитанники оценивают рассказы своих товарищей и оценивают сами
себя). Выбирают зеленый кружок – активен на занятии, синий – не очень
активен.
Воспитатель благодарит детей за прекрасное путешествие и предлагает
нарисовать свою картину из лесных орешков. Выложить все то, что им
понравилось в лесу (облака, птицу, деревья, цветы..)
-