Напоминание

"Значение театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии детей"


Автор: Лукичева Вера Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 33
Населённый пункт: Ленинградская область, Кировский район, г.Отрадное
Наименование материала: статья
Тема: "Значение театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение театрализованной деятельности в

социально-эмоциональном развитии детей.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного вос-

питания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые

программы, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне социальных изменений, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда

уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития. Одна-

ко, как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное

функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выпол-

нение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард : «Эмоции энергетизиру-

ют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы

должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач

воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меня-

ются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка созна-

вать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера

качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми

и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сфе-

ру. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа,

направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Многие дети застенчивы, не уверены в себе, непривычны к публичным выступлениям,

что при посторонних не могут произнести ни слова. Привычку к выразительной пуб-

личной речи можно воспитать только путем вовлечения ребенка к выступлениям

перед аудиторией. Помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятель-

ности.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития

чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Она позволяет формиро-

вать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное

произведение или сказка, для детей дошкольного возраста, всегда имеют нравствен-

ную направленность ( дружба, доброта, честность, смелость и тд.).

Сказка является

неиссякаемым источником самых разнообразных эмоций, ярких образных описаний

взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положитель-

ных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызы-

вают у детей непосредственный отклик.

В результате ребенок познает мир не только

умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение

к добру и злу.

Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествле-

ния. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом

позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное

влияние на детей.

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает

окружающее

.

Театр - искусство коллективное по своей природе, в наиболее предмет-

ной форме имитирующее межличностные контакты, в значительно большей степени,

чем любое другое искусство, привлекающее людей к сопереживанию и сотрудниче-

ству, дает человеку возможность каким - то образом слиться с другой личностью, уста-

новить с ней наиболее глубокие, наиболее тесные и разнообразные отношения. Спе-

цифика же собственно театрального творчества, подразумевающего деятельность ре-

бенка в роли актера – исполнителя, актера – творца рассматривается как отражение

социальной жизни людей, чем - то похожей на театр, со всеми присущими ему атрибу-

тами типа сценариев, масок и декораций. Ролевое познание мира, освоение навыков

сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умения дей-

ствовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Театр со всей присущей ему зре-

лищностью – это, прежде всего искусство действия. «Действие», «акт» – движение за-

ложено уже в самой структуре пьесы. Даже герои названы «действующими лицами».

Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопро-

сы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизнен-

ную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощён-

ными. Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обуче-

ние социальному опыту. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружаю-

щим миром через образы, краски и звуки. Довольно сильный воспитательный эффект

возникает, когда ребёнок сопереживает герою, но он значительно усиливается, когда

ему даётся возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход

борьбы. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Театр

открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых раз-

личных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от наше-

го характера. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в жизни». Также и дети.

Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. Театрализованная

деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредо-

ванно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость,

связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. В этом заключается кор-

рекционное свойство театрализованной деятельности.

Занятие театральной деятельностью воспитывают и театральную дисциплину. В те-

атральной деятельности детского коллектива важно выработать художественную эти-

ку и дисциплину. Под «художественной этикой и дисциплиной» надо понимать чёт-

кую организацию коллектива, уважение к труду товарища, взаимную помощь и ответ-

ственное отношение к взятым на себя обязательствам. Такие условия нужны в каждом

культурном обществе. Восприятия внешнего выражения (жесты и мимика) являются

также и невербальными средствами общения. Общение – эта сфера общества, где со-

прикосновение с театром теснее всего. Воспитание коммуникативных способностей

– стержень их социальной адаптации. Научить общаться, понимать эмоциональное

состояние других, адекватно реагировать на него – вот задача воспитания, которую

проще и интереснее решать в процессе театрализованной деятельности.

Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует кон-

центрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального твор-

чества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.

Нельзя, говоря о воздействии театральной деятельности на детей, не говорить о раз-

витии творчества. Действительно, как можно действовать в вымышленной ситуации и

не развивать воображение? По определению К.С.Станиславского, «творчество начина-

ется с «если бы», т.е. с допущения, которое переводит актёра из условий реальной

жизни в условия вымысла. Что бы я делал, если бы предложенный вымысел оказался

действительностью? Этот вопрос даёт толчок работе воображения, вызывает отклик в

действии».

И, наконец, развитие речи – важный этап развития наших детей. У некоторых детей

есть проблемы с техникой речи: торопятся, «глотают» буквы, речь невыразительна и

монотонна, изобилует вводными словами, не умеют делать логических ударений и

т.д. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное

четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, раз-

вивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширять словарный

запас. Важную роль в развитии техники речи играет тренировка интонаций.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, ка-

сающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно

- эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития

чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному

богатству, тем самым решает вопросы развития социальных навыков у детей.



В раздел образования