Автор: Лукичева Вера Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 33
Населённый пункт: Ленинградская область, Кировский район, г.Отрадное
Наименование материала: статья
Тема: "Значение театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии детей"
Раздел: дошкольное образование
Значение театрализованной деятельности в
социально-эмоциональном развитии детей.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного вос-
питания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые
программы, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне социальных изменений, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда
уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития. Одна-
ко, как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное
функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выпол-
нение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард : «Эмоции энергетизиру-
ют и организуют восприятие, мышление и действие».
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы
должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач
воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меня-
ются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка созна-
вать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера
качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми
и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сфе-
ру. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа,
направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Многие дети застенчивы, не уверены в себе, непривычны к публичным выступлениям,
что при посторонних не могут произнести ни слова. Привычку к выразительной пуб-
личной речи можно воспитать только путем вовлечения ребенка к выступлениям
перед аудиторией. Помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятель-
ности.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития
чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Она позволяет формиро-
вать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение или сказка, для детей дошкольного возраста, всегда имеют нравствен-
ную направленность ( дружба, доброта, честность, смелость и тд.).
Сказка является
неиссякаемым источником самых разнообразных эмоций, ярких образных описаний
взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положитель-
ных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызы-
вают у детей непосредственный отклик.
В результате ребенок познает мир не только
умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение
к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествле-
ния. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом
позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное
влияние на детей.
Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает
окружающее
.
Театр - искусство коллективное по своей природе, в наиболее предмет-
ной форме имитирующее межличностные контакты, в значительно большей степени,
чем любое другое искусство, привлекающее людей к сопереживанию и сотрудниче-
ству, дает человеку возможность каким - то образом слиться с другой личностью, уста-
новить с ней наиболее глубокие, наиболее тесные и разнообразные отношения. Спе-
цифика же собственно театрального творчества, подразумевающего деятельность ре-
бенка в роли актера – исполнителя, актера – творца рассматривается как отражение
социальной жизни людей, чем - то похожей на театр, со всеми присущими ему атрибу-
тами типа сценариев, масок и декораций. Ролевое познание мира, освоение навыков
сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умения дей-
ствовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Театр со всей присущей ему зре-
лищностью – это, прежде всего искусство действия. «Действие», «акт» – движение за-
ложено уже в самой структуре пьесы. Даже герои названы «действующими лицами».
Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопро-
сы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизнен-
ную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощён-
ными. Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обуче-
ние социальному опыту. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружаю-
щим миром через образы, краски и звуки. Довольно сильный воспитательный эффект
возникает, когда ребёнок сопереживает герою, но он значительно усиливается, когда
ему даётся возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход
борьбы. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Театр
открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых раз-
личных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от наше-
го характера. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в жизни». Также и дети.
Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. Театрализованная
деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредо-
ванно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость,
связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. В этом заключается кор-
рекционное свойство театрализованной деятельности.
Занятие театральной деятельностью воспитывают и театральную дисциплину. В те-
атральной деятельности детского коллектива важно выработать художественную эти-
ку и дисциплину. Под «художественной этикой и дисциплиной» надо понимать чёт-
кую организацию коллектива, уважение к труду товарища, взаимную помощь и ответ-
ственное отношение к взятым на себя обязательствам. Такие условия нужны в каждом
культурном обществе. Восприятия внешнего выражения (жесты и мимика) являются
также и невербальными средствами общения. Общение – эта сфера общества, где со-
прикосновение с театром теснее всего. Воспитание коммуникативных способностей
– стержень их социальной адаптации. Научить общаться, понимать эмоциональное
состояние других, адекватно реагировать на него – вот задача воспитания, которую
проще и интереснее решать в процессе театрализованной деятельности.
Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует кон-
центрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального твор-
чества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.
Нельзя, говоря о воздействии театральной деятельности на детей, не говорить о раз-
витии творчества. Действительно, как можно действовать в вымышленной ситуации и
не развивать воображение? По определению К.С.Станиславского, «творчество начина-
ется с «если бы», т.е. с допущения, которое переводит актёра из условий реальной
жизни в условия вымысла. Что бы я делал, если бы предложенный вымысел оказался
действительностью? Этот вопрос даёт толчок работе воображения, вызывает отклик в
действии».
И, наконец, развитие речи – важный этап развития наших детей. У некоторых детей
есть проблемы с техникой речи: торопятся, «глотают» буквы, речь невыразительна и
монотонна, изобилует вводными словами, не умеют делать логических ударений и
т.д. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное
четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, раз-
вивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширять словарный
запас. Важную роль в развитии техники речи играет тренировка интонаций.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, ка-
сающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно
- эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития
чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному
богатству, тем самым решает вопросы развития социальных навыков у детей.