Автор: Мошонкина Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Игринская СОШ №3
Населённый пункт: пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры для индивидуальной коррекционной работы с учащимися с ОВЗ ОВЗ
Раздел: начальное образование
Игры и игровые упражнения для коррекционной работы детей с ОВЗ
Предлагаю вашему вниманию набор игр и игровых упражнений которые я использую в
индивидуальной коррекционной работе с ребенком с ОВЗ
(6.1. НОДА)
«Фотоаппарат»
Цель: развитие произвольное внимание и память
1-й вариант. Ребёнку в течение 10 секунд показывать картинку с любым изображением,
затем предложить как можно подробнее описать его.
2-й вариант. Ребёнку в течение 30 секунд показывают картинку с изображением какого-
либо сюжета, после чего дают другую, подобную первой, но на ней некоторые предметы
отсутствуют или заменены на что-то другое. Ребёнок должен сказать, что изменилось.
«Опиши соседа»
Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность.
Описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить её
можно где угодно: на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы
выбираете знакомый предмет или человека. Припоминаете и по очереди называете по
одному отличительному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить
что-нибудь об этом предмете, когда наступит его очередь.
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
Поставьте на стол три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и предложите
ребенку рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, уберите
одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу,
спросите его, что же изменилось?
«Сделай как я»
Цель: развивать внимание и память.
У взрослого и ребёнка наборы счётных палочек. Взрослый выкладывает из палочек
произвольную композицию, в течение 10-15 секунд показывает её ребёнку. Ребёнок из
своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Количество используемых
палочек постепенно увеличивается.
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания, логическое мышление
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например:
ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить картинками с изображениями
предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и
почему?
«Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять инструкцию.
- Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был
рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них
большой).
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот
предмет. Например:
этот
предмет
большой,
мягкий,
удобный,
со
спинкой
и
подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
- Сейчас я тебе буду показывать пять (шесть, десять) предметов (картинок, на каждой из
которых изображен знакомый предмет (время показа 5-10 секунд).
- А теперь назови предметы, которые запомнил. Порядок значения не имеет.
«Игра в слова»
Цель: развивать слуховую память.
- Я назову несколько слов, а ты их запомни: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на
запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
Мальчик устал, девочка плачет, папа читает, мама готовит, бабушка отдыхает.
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении фразы, дайте ему лист
бумаги и карандаш и предложите сделать схематический рисунок, который поможет в
запоминании.
«Топ-хлоп»
Цель: Развивать внимание, память и мышление.
Взрослый произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Если выражение
верное, ребёнок хлопает, если неправильное - топает. Например: «Летом всегда идёт
снег», «Картошку едят сырой», «Медведь зимой спит», «Ворона – перелётная птица».
Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей с ОВЗ
Развивая моторику мы создаем предпосылки для развития высших психических
функций. В работах советских ученых доказано влияние развития мелкой моторики рук на
становление речи.
Существует большой количество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой
моторики рук:
Массаж кисти и ладони: родитель массирует саму ладошку ребенка, и каждый
палец по отдельности.
Пластилиновые картины: ребенок разминает пластилин, скатывает колбаски,
шарики и растирает пластилин пальцем по бумаге или картону
Пальчиковые куклы. Веселый способ разработки движения каждого пальца в
отдельности
Игры с ребенком на повторение позы пальцев (просите сложить пальчики так же
как у вас)
Игры с узелками: завязывание узлов, бантов, повторение сложных узлов.
Лепка фасолью, горохом, семечками по пластилину
Использование пальчиковых красок не только учит чувствовать движение пальцев
по отдельности, но и регулирует эмоциональное состояние ребенка
Лепка из глины. Более вязкий чем пластилин материал глина помогает развить
силу ладоней
Использование бусин и бисера для творчества.
Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить
интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все
чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро
детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные
фигурки. Пластилин можно разминать и отщипывать, надавливать и размазывать,
скатывать шарики, раскатывать колбаски, резать на кусочки, лепить картинки,
готовить обед.
Игры с прищепками. Можно использовать игры с прищепками для развития у
детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета,
счёта. Варианты игр:
«Верёвочка» -игра с прищепками на развитие моторики и конструктивного мышления:
«Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка), «Кто быстрее
наденет 10 прищепок?», «Надень прищепки в следующей последовательности: красная,
синяя, желтая», «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.»,
«Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.», «Повесь на прищепки
платочки (ленточки, флажки)».
«Скажи сам» - ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на
край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например:
флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.
Игра «Утюжок» - прокатывание карандаша по поверхности стола. Инструкция: «Возьми
толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью,
потом другой. Покатай карандаш по столу»
Тюх -тюх –тюх
Мой незаменимый друг
Под рукой пыхтит утюг.
Как корабль по волнам,
Он плывет по простыням.
Игра «Добывание огня» - прокатывание карандаша между ладонями. Инструкция
«Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между
ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь
попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?»
Онь-онь-онь,
Я добуду огонь,
Он жаром хлеб в печи румянит.
В костре картошка вкусной станет.
Игра «Горка» - скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Инструкция
«Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай
карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.»
Громыхала громко горка,
И кричал "Урааа!" Егорка,
И кричал "Урааа!" Денис,
Улетая быстро вниз.
Игры с бумагой.
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и
упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые
аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных
полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов,
животных и других фигурок.
Игры со счетными палочками
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки,
карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания
помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими
фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их
одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну
палочку.
«Божьи коровки» («Черепашка», «Ракушка») - круглые тряпичные мешочки, в виде
божьих коровок, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель
через ткань.
При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным
правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными
особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено
воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более
сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце
двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и
проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет
детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет
избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической
жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.