Напоминание

Игры для индивидуальной коррекционной работы с учащимися с ОВЗ ОВЗ


Автор: Мошонкина Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Игринская СОШ №3
Населённый пункт: пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры для индивидуальной коррекционной работы с учащимися с ОВЗ ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Игры и игровые упражнения для коррекционной работы детей с ОВЗ

Предлагаю вашему вниманию набор игр и игровых упражнений которые я использую в

индивидуальной коррекционной работе с ребенком с ОВЗ

(6.1. НОДА)

«Фотоаппарат»

Цель: развитие произвольное внимание и память

1-й вариант. Ребёнку в течение 10 секунд показывать картинку с любым изображением,

затем предложить как можно подробнее описать его.

2-й вариант. Ребёнку в течение 30 секунд показывают картинку с изображением какого-

либо сюжета, после чего дают другую, подобную первой, но на ней некоторые предметы

отсутствуют или заменены на что-то другое. Ребёнок должен сказать, что изменилось.

«Опиши соседа»

Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность.

Описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить её

можно где угодно: на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы

выбираете знакомый предмет или человека. Припоминаете и по очереди называете по

одному отличительному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить

что-нибудь об этом предмете, когда наступит его очередь.

«Что изменилось»

Цель: развивать произвольное внимание.

Поставьте на стол три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и предложите

ребенку рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, уберите

одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу,

спросите его, что же изменилось?

«Сделай как я»

Цель: развивать внимание и память.

У взрослого и ребёнка наборы счётных палочек. Взрослый выкладывает из палочек

произвольную композицию, в течение 10-15 секунд показывает её ребёнку. Ребёнок из

своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Количество используемых

палочек постепенно увеличивается.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания, логическое мышление

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например:

ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить картинками с изображениями

предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и

почему?

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять инструкцию.

- Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был

рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них

большой).

«Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот

предмет. Например:

этот

предмет

большой,

мягкий,

удобный,

со

спинкой

и

подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

«Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

- Сейчас я тебе буду показывать пять (шесть, десять) предметов (картинок, на каждой из

которых изображен знакомый предмет (время показа 5-10 секунд).

- А теперь назови предметы, которые запомнил. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова»

Цель: развивать слуховую память.

- Я назову несколько слов, а ты их запомни: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на

запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

Мальчик устал, девочка плачет, папа читает, мама готовит, бабушка отдыхает.

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении фразы, дайте ему лист

бумаги и карандаш и предложите сделать схематический рисунок, который поможет в

запоминании.

«Топ-хлоп»

Цель: Развивать внимание, память и мышление.

Взрослый произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Если выражение

верное, ребёнок хлопает, если неправильное - топает. Например: «Летом всегда идёт

снег», «Картошку едят сырой», «Медведь зимой спит», «Ворона – перелётная птица».

Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей с ОВЗ

Развивая моторику мы создаем предпосылки для развития высших психических

функций. В работах советских ученых доказано влияние развития мелкой моторики рук на

становление речи.

Существует большой количество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой

моторики рук:

Массаж кисти и ладони: родитель массирует саму ладошку ребенка, и каждый

палец по отдельности.

Пластилиновые картины: ребенок разминает пластилин, скатывает колбаски,

шарики и растирает пластилин пальцем по бумаге или картону

Пальчиковые куклы. Веселый способ разработки движения каждого пальца в

отдельности

Игры с ребенком на повторение позы пальцев (просите сложить пальчики так же

как у вас)

Игры с узелками: завязывание узлов, бантов, повторение сложных узлов.

Лепка фасолью, горохом, семечками по пластилину

Использование пальчиковых красок не только учит чувствовать движение пальцев

по отдельности, но и регулирует эмоциональное состояние ребенка

Лепка из глины. Более вязкий чем пластилин материал глина помогает развить

силу ладоней

Использование бусин и бисера для творчества.

Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить

интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все

чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро

детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные

фигурки. Пластилин можно разминать и отщипывать, надавливать и размазывать,

скатывать шарики, раскатывать колбаски, резать на кусочки, лепить картинки,

готовить обед.

Игры с прищепками. Можно использовать игры с прищепками для развития у

детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета,

счёта. Варианты игр:

«Верёвочка» -игра с прищепками на развитие моторики и конструктивного мышления:

«Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка), «Кто быстрее

наденет 10 прищепок?», «Надень прищепки в следующей последовательности: красная,

синяя, желтая», «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.»,

«Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.», «Повесь на прищепки

платочки (ленточки, флажки)».

«Скажи сам» - ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на

край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например:

флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.

Игра «Утюжок» - прокатывание карандаша по поверхности стола. Инструкция: «Возьми

толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью,

потом другой. Покатай карандаш по столу»

Тюх -тюх –тюх

Мой незаменимый друг

Под рукой пыхтит утюг.

Как корабль по волнам,

Он плывет по простыням.

Игра «Добывание огня» - прокатывание карандаша между ладонями. Инструкция

«Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между

ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь

попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?»

Онь-онь-онь,

Я добуду огонь,

Он жаром хлеб в печи румянит.

В костре картошка вкусной станет.

Игра «Горка» - скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Инструкция

«Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай

карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.»

Громыхала громко горка,

И кричал "Урааа!" Егорка,

И кричал "Урааа!" Денис,

Улетая быстро вниз.

Игры с бумагой.

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и

упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые

аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных

полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов,

животных и других фигурок.

Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки,

карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания

помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими

фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их

одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну

палочку.

«Божьи коровки» («Черепашка», «Ракушка») - круглые тряпичные мешочки, в виде

божьих коровок, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель

через ткань.

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным

правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными

особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено

воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более

сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце

двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и

проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет

детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет

избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической

жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.



В раздел образования