Автор: Айдак Наталия Юрьевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Старотиньгешская СОШ"
Населённый пункт: д. Старые Тиньгеши, Ядринский район, Чувашская Рескпублика
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность использования наглядных средств на уроках обществознания.
Раздел: среднее образование
Эффективность использования наглядных средств на уроках обществознания.
В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся
к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить
логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности,
умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные
способности. На пути решения этих актуальных задач учитель должен совершенствовать
и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими
интересы каждого отдельно взятого ребенка. Важно наравне с обычной школьной лекцией
использовать такие средства обучения, которые привлекут внимание учеников и дадут им
задания для размышления и обсуждения. Такими средствами могут стать наглядные.
Наглядный средства используются на уроках обществознания в основном для
улучшения эффективности образования. Функции наглядных спедств:
Наглядность как самоценность. Наши учебники по обществознанию начисто лишены
иллюстраций; задача учителя – восполнить этот недостаток на уроке, для полного
отражения реальной действительности, чтобы ученик лучше имел представление о том
или ином обществоведческом материале.
Наглядность – как средство формирования критического мышления. Например, учитель
выводит какие-либо рисунки, иллюстрации на слайд либо прикрепляет на доске, и ставит
какую либо проблему, над которой ученик должен подумать (сравнить, описать,
объяснить), затем на основе анализа высказать правильно свои логические рассуждения.
Наглядность – как средство привлечения внимания. Учитель на уроках обществознания
может использовать не только научные схемы, таблицы, но и различные смешные
карикатуры. Правда, предоставление ученикам данного вида наглядности не должно стать
частым явлением, так как слишком много развлекательной наглядности будут отвлекать
внимание семиклассников от изучения основного обществоведческого материала.
Наглядность – как средство актуализации и значимости. Учителю здесь важно донести до
учеников, что знания, полученные ими на уроках обществознания, помогут им в
повседневности на протяжении всей жизни, поэтому важно изучать обществоведческий
материал.
Наглядность – как способ закрепления материала через художественный образ.
Размещение неожиданного, метафоричного изображения в конце темы, позволяет
использовать ассоциативное запоминание, то есть для того, чтобы школьники лучше
запомнили какие – либо сложные термины не обходимо провести параллель с
повседневностью.
Наглядность
–
как
средство
раскрытия
теоретического
материала.
Оперируя
абстрактными терминами, можно упустить из виду, что в сознании аудитории, они не
находят
опытного
подтверждения.
В
данном
случае,
недостаточно
упомянуть
соответствующий пример из обществознания, важно показать конкретно-историческое
воплощение понятия в жизни.
Наглядность – как средство создания игровой ситуации. Раскрывая смысл понятия,
например «обыденное сознание», можно использовать какую – либо мини-игру для
лучшего усвоения данного термина, например, игру по типу ассоциация.
Наглядность
–
как
средство
закрепления
пройденного
материала
через
игру.
Характеристика основ конституционного строя России, завершается показом набора
слайдов, каждый из которых иллюстрирует один из принципов. Учащиеся должны
соотнести принцип и слайд. В частности, «Республиканскую форму правления»
иллюстрирует
изображение
императорского
трона
с
анимационным
эффектом
перечёркивания. Данная классификация отражает то, как необходимо использовать
наглядность на уроке обществознания и для чего. Использование наглядности эффективно
способствует не только запоминанию материала, но и развития умственных способностей
учеников.
Развивается
самостоятельность,
повышается
личная
ответственность,
увеличивается нагрузка на память и мышление семиклассника. Учащийся учиться делать
выводы и обобщения на основе логического мышления.
У подростков увеличиваются интеллектуальные способности. Задача учителя
направить способности ребёнка на плодотворную деятельность, но таким образом, чтобы
ребёнок не противоречил ему, а сам начал осознавать значимость учебного процесса.
Только правильное использование наглядности способствует улучшению качества
образования и повышению эффективности учебного процесса. Важно правильно
применять наглядные средства обучения и уметь активизировать деятельность учащихся
на уроках обществознания.