Напоминание

Эффективность использования наглядных средств на уроках обществознания.


Автор: Айдак Наталия Юрьевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Старотиньгешская СОШ"
Населённый пункт: д. Старые Тиньгеши, Ядринский район, Чувашская Рескпублика
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность использования наглядных средств на уроках обществознания.
Раздел: среднее образование





Назад




Эффективность использования наглядных средств на уроках обществознания.

В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся

к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить

логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности,

умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные

способности. На пути решения этих актуальных задач учитель должен совершенствовать

и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими

интересы каждого отдельно взятого ребенка. Важно наравне с обычной школьной лекцией

использовать такие средства обучения, которые привлекут внимание учеников и дадут им

задания для размышления и обсуждения. Такими средствами могут стать наглядные.

Наглядный средства используются на уроках обществознания в основном для

улучшения эффективности образования. Функции наглядных спедств:

Наглядность как самоценность. Наши учебники по обществознанию начисто лишены

иллюстраций; задача учителя – восполнить этот недостаток на уроке, для полного

отражения реальной действительности, чтобы ученик лучше имел представление о том

или ином обществоведческом материале.

Наглядность – как средство формирования критического мышления. Например, учитель

выводит какие-либо рисунки, иллюстрации на слайд либо прикрепляет на доске, и ставит

какую либо проблему, над которой ученик должен подумать (сравнить, описать,

объяснить), затем на основе анализа высказать правильно свои логические рассуждения.

Наглядность – как средство привлечения внимания. Учитель на уроках обществознания

может использовать не только научные схемы, таблицы, но и различные смешные

карикатуры. Правда, предоставление ученикам данного вида наглядности не должно стать

частым явлением, так как слишком много развлекательной наглядности будут отвлекать

внимание семиклассников от изучения основного обществоведческого материала.

Наглядность – как средство актуализации и значимости. Учителю здесь важно донести до

учеников, что знания, полученные ими на уроках обществознания, помогут им в

повседневности на протяжении всей жизни, поэтому важно изучать обществоведческий

материал.

Наглядность – как способ закрепления материала через художественный образ.

Размещение неожиданного, метафоричного изображения в конце темы, позволяет

использовать ассоциативное запоминание, то есть для того, чтобы школьники лучше

запомнили какие – либо сложные термины не обходимо провести параллель с

повседневностью.

Наглядность

как

средство

раскрытия

теоретического

материала.

Оперируя

абстрактными терминами, можно упустить из виду, что в сознании аудитории, они не

находят

опытного

подтверждения.

В

данном

случае,

недостаточно

упомянуть

соответствующий пример из обществознания, важно показать конкретно-историческое

воплощение понятия в жизни.

Наглядность – как средство создания игровой ситуации. Раскрывая смысл понятия,

например «обыденное сознание», можно использовать какую – либо мини-игру для

лучшего усвоения данного термина, например, игру по типу ассоциация.

Наглядность

как

средство

закрепления

пройденного

материала

через

игру.

Характеристика основ конституционного строя России, завершается показом набора

слайдов, каждый из которых иллюстрирует один из принципов. Учащиеся должны

соотнести принцип и слайд. В частности, «Республиканскую форму правления»

иллюстрирует

изображение

императорского

трона

с

анимационным

эффектом

перечёркивания. Данная классификация отражает то, как необходимо использовать

наглядность на уроке обществознания и для чего. Использование наглядности эффективно

способствует не только запоминанию материала, но и развития умственных способностей

учеников.

Развивается

самостоятельность,

повышается

личная

ответственность,

увеличивается нагрузка на память и мышление семиклассника. Учащийся учиться делать

выводы и обобщения на основе логического мышления.

У подростков увеличиваются интеллектуальные способности. Задача учителя

направить способности ребёнка на плодотворную деятельность, но таким образом, чтобы

ребёнок не противоречил ему, а сам начал осознавать значимость учебного процесса.

Только правильное использование наглядности способствует улучшению качества

образования и повышению эффективности учебного процесса. Важно правильно

применять наглядные средства обучения и уметь активизировать деятельность учащихся

на уроках обществознания.



В раздел образования