Напоминание

"Разговор о правильном питании"


Автор: Мельник Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ООШ №26"
Населённый пункт: Челябинская обл. Коркинский район, п. Первомайский
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Разговор о правильном питании"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 26»

Рассмотрено

на ШМО

Протокол № _____

От «___» ___20___г.

Согласованно

зам. директора по УВР

________ Горшенина Л.В.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности

«Разговор о правильном питании»

Программа ориентирована на детей от: 6,5 до 11 лет

Срок

реализации:

4

года

Разработчик

программы:

учитель начальных классов,

Мельник Елена Викторовна

г. Коркино 2021

1

1.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные планируемые результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной

принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов;

4)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации

к

творческому

труду,

работе

на

результат,

бережному

отношению

к

материальным и духовным ценностям.

11) сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической

и

национальной

принадлежности;

сформированность

ценностей

многонационального

российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных

ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);

12)

сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам,

семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);

13) уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том

числе рабочих и инженерных (потребности региона).

Личностные результаты по критериям сформированности

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

1 класс:

1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности

1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной

принадлежности

1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя

1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме

1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром

1.6. Действия согласно установленным учителем правилам

1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены

2 класс:

1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях

1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа

1.3. Демонстрация творчества в проявлении ценностных установок

1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым

2

1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов,

природе

1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности

1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в

общественном транспорте, правил личной гигиены

3 класс:

1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности

1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего

народа

1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий

1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения

1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде

1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений

1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях

1.8.

Сформированность

культуры

безопасного

поведения

в

общественных

местах,

представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья

4 класс:

1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ, историю России и родного края.

1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности

1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества

1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций

1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся

мире.

1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям.

1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Смыслообразование:

1 класс:

2.1. Осознание себя в роли первоклассника

2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности

2 класс:

2.1. Принятие социальной роли школьника

2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней

3 класс:

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности

4 класс:

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Нравственно-этическая ориентация:

1 класс:

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке

3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей

3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности

3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к

конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения

3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности

3

3.7. Освоение правил общения

в классном коллективе

3.8. Способность быть доброжелательным

2 класс:

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению

взрослых в том числе педагогов

3.2. Доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи

3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности

3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов

деятельности лиц ближайшего окружения

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения,

понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности

3.6. Уважительное отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной

деятельности

3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях

3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение

3 класс:

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

своего народа

3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности

3.4.

Осуществление

творческой

деятельности,

установка

на

результат,

уважение

к

деятельности других людей

3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание

значимости этих профессий для человека, семьи, социума

3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной,

литературной деятельности

3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях

3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы

4 класс:

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов

3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

понимание и сопереживание чувствам других людей

3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе

3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям

3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе

рабочих и инженерных

3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств

3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата;

4

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)

использование

знаково-символических

средств

представления

информации

для

создания

моделей

изучаемых

объектов

и

процессов,

схем

решения

учебных

и

практических задач;

7)

активное

использование

речевых

средств

и

средств

информационных

и

коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и

познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом

учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации,

передачи

и

интерпретации

информации

в

соответствии

с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в

том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в

цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить

свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в

соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной

формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации

по

родовидовым

признакам,

установления

аналогий

и

причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность

существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое

мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон

и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в

соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием

конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования

словарями в системе универсальных учебных действий.

2. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм её организации и видов дея-

тельности

5

Разнообразие питания (20 ч)

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно

питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые

полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти

витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс

проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная

зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и

его друзья».

Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия

Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,

викторины, спортивные мероприятия, игра-проект.

Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч)

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно

приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли

полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в

питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты –

покупатель.

Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия

Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,

викторины, спортивные мероприятия, игра-проект.

Этикет (30 ч)

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки

стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет!

Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо.

Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия

Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,

викторины, спортивные мероприятия, игра-проект.

Рацион питания (20 ч)

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна.

Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если

хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение

жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные

блюда. Вкусные и полезные угощения.

Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия

Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,

викторины, спортивные мероприятия, игра-проект.

Из истории русской кухни (17ч)

6

Русская трапеза. Русские национальные блюда. Традиции в питании русских людей.

Кулинарное путешествие по России. Кухни разных народов. Как питались на Руси и в

России. Необычное кулинарное путешествие. Особенности национальной кухни.

Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия

Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,

викторины, спортивные мероприятия, игра-проект, проект.

3.Тематическое планирование

1-й год обучения

7

п/п

Содержание занятия

Всего

часов

Теория

Практика

8

1

Если хочешь быть здоров.

1

0,5

0,5

2

Из чего состоит наша пища.

1

0,5

0,5

3

Полезные и вредные привычки.

1

1

4

Самые полезные продукты.

1

0,5

0,5

5

Как правильно есть (гигиена питания).

1

0,5

0,5

6

Удивительное превращение пирожка.

1

1

7

Твой режим питания.

(составить свой режим)

1

1

8

Из чего варят каши.

1

0,5

0,5

9

Как сделать кашу вкусной.

1

0,5

0,5

10

Плох обед, коли хлеба нет.

1

0,5

0,5

11

Хлеб всему голова.

1

0,5

0,5

12

Полдник.

1

0,5

0,5

13

Время есть булочки.

1

0,5

0,5

14

Пора ужинать.

1

0,5

0,5

15

Почему полезно есть рыбу.

1

0,5

0,5

16

Мясо и мясные блюда.

1

0,5

0,5

17

Где найти витамины зимой и весной.

1

0,5

0,5

18

Всякому овощу – свое время.

1

0,5

0,5

19

Как утолить жажду.

1

0,5

0,5

20-21

Что надо есть – если хочешь стать сильнее.

Текущий контроль: конкурс

2

1

1

22

На вкус и цвет товарищей нет.

1

0,5

0,5

23-24

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные

продукты.

2

1

1

25

Каждому овощу – свое время.

1

0,5

0,5

26-27

Народные праздники, их меню. (составить

меню)

2

1

1

28-29

Как правильно накрыть стол.

2

1

1

30-31

Когда человек начал пользоваться вилкой и

ножом.

2

1

1

32-33

Щи да каша – пища наша.

Текущий контроль: игра-проект

2

1

1

2-й год обучения.

п/п

Содержание занятий.

Всего

часов

Теория

Практика

9

1.

Вводное занятие. Повторение правил питания.

1

2.

Путешествие по улице правильного питания.

0,5

0,5

3.

Время есть булочки.

0,5

0,5

4.

Оформление плаката молоко и молочные

продукты.

0,5

0,5

5.

Викторина «Знатоки молока».

0,5

0,5

6.

Изготовление книжки-самоделки «Кладовая

народной мудрости».

0,5

0,5

7.

Пора ужинать.

0,5

0,5

8.

Практическая работа «Приготовление

бутерброда».

1

9.

Составление меню для ужина.

0,5

0,5

10

Значение витаминов в жизни человека.

0,5

0,5

11

Практическая работа «Готовим ужин».

1

12.

Морепродукты.

0,5

0,5

13.

Отгадай мелодию.

0,5

0,5

14.

«На вкус и цвет товарища нет».

0,5

0,5

15.

Практическая работа «Из чего приготовлен

сок?».

0,5

0,5

16.

Как утолить жажду?

0,5

0,5

17.

Игра «Посещение музея воды».

1

18.

Праздник чая.

0,5

0,5

19.

Что надо есть, что бы стать сильнее.

0,5

0,5

20.

Практическая работа « Меню спортсмена».

0,5

0,5

21.

Практическая работа «Мой день».

0,5

0,5

22.

Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты

0,5

0,5

23.

Практическая работа «Изготовление

витаминного салата».

1

24.

КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые

витаминные продукты».

Текущий контроль

0,5

0,5

25.

Оформление плаката «Витаминная страна».

1

26.

Посадка лука.

0,5

0,5

27.

Каждому овощу свое время.

0,5

0,5

28.

Инсценированные сказки «Вершки и корешки».

1

29.

Конкурс «Овощной ресторан».

1

30.

Изготовление книжки «Витаминная азбука».

0,5

0,5

31-33

Промежуточный контроль: проект

1

2

34.

Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама

овощей».

1

3-й год обучения

п/п

Содержание занятий

Всего

10

часов

Теория

Практика

1.

Введение.

1

1

2.

Практическая работа «Мое меню».

1

1

3.

Из чего состоит наша пища.

1

0,5

0,5

4.

Практическая работа «Меню сказочных героев».

1

0,5

0,5

5.

Что нужно есть в разное время года.

1

0,5

0,5

6.

Оформление дневника здоровья.

1

0,5

0,5

7.

Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи.

1

0,5

0,5

8.

Игра «В гостях у тетушки Припасихи».

1

1

9

Конкурс кулинаров.

1

0,5

0,5

10

Как правильно питаться, если занимаешься

спортом.

1

0,5

0,5

11

Составление меню для спортсменов.

1

0,5

0,5

12

Оформление дневника «Мой день».

1

0,5

0,5

13

Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».

1

1

14

Где и как готовят пищу.

1

0,5

0,5

15

Экскурсия в столовую.

1

1

16

Конкурс «Сказка, сказка, сказка».

Текущий контроль

1

0,5

0,5

17

Как правильно накрыть стол.

1

0,5

0,5

18

Практическая работа: «Накрываем стол».

1

0,5

0,5

19

Молоко и молочные продукты.

1

0,5

0,5

20

Экскурсия на молокозавод.

1

0,5

0,5

21

Игра-исследование «Это удивительное молоко».

1

0,5

0,5

22

Молочное меню.

1

0,5

0,5

23

Блюда из зерна.

1

0,5

0,5

24

Путь от зерна к батону.

1

0,5

0,5

25

Конкурс «Венок из пословиц».

1

0,5

0,5

26

Игра – конкурс «Хлебопеки».

1

0,5

0,5

27

Выпуск стенгазеты.

1

1

28

Праздник «Хлеб всему голова».

1

1

29

Экскурсия на хлебокомбинат.

1

1

30-31

Оформление проекта «Хлеб - всему голова».

Промежуточный контроль: проект

2

0,5

0,5

32-34

Подведение итогов.

3

1

2

4-й год обучения

№ п/п

Содержание занятия

Всего

Теория

11

часов

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Какую пищу можно найти в лесу.

1

0.5

0.5

3.

Правила поведения в лесу

1

0.5

0.5

4.

Лекарственные растения

1

1

5.

Игра – приготовить из рыбы.

1

0.5

0.5

6.

Конкурсов рисунков» В подводном царстве»

1

1

7.

Эстафета поваров

1

1

8.

Конкурс половиц поговорок

1

1

9.

Дары моря.

1

0.5

0.5

10.

Экскурсия в магазин морепродуктов

1

1

11.

Оформление плаката « Обитатели моря»

1

1

12.

Викторина « В гостях у Нептуна»

1

1

13.

Меню из морепродуктов

1

0.5

0.5

14.

Кулинарное путешествие по России.

1

0.5

0.5

15.

Традиционные блюда нашего края

1

0.5

0.5

16.

Практическая работа «Составление меню»

1

0.5

0.5

17.

Конкурс рисунков « Вкусный маршрут»

1

0.5

0.5

18.

Игра – проект « Кулинарный глобус»

1

1

19.

Праздник «Мы за чаем не скучаем»

Текущий контроль

1

1

20.

Что можно приготовить, если выбор продуктов

ограничен

1

0.5

0.5

21.

Составление недельного меню

1

0.5

0.5

22.

Конкурс кулинарных рецептов

1

0.5

0.5

23.

Конкурс « На необитаемом острове»

1

0.5

0.5

24.

Как правильно вести себя за столом

1

0.5

0.5

25.

Практическая работа «Сервировка стола»

1

1

26.

Изготовление книжки « Правила поведения за

столом»

1

0.5

0.5

27.

Практическая работа «Накрываем праздничный

стол»

1

1

28-31

Индивидуальный проект

Итоговый контроль: проект на тему

«Традиционные блюда нашего края»

4

2

2

32-34

Подведение итогов

3

1

2

В конце учебного года во внеурочной деятельности ставится - зачет (не зачет)

12

13



В раздел образования