Автор: Мельник Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ООШ №26"
Населённый пункт: Челябинская обл. Коркинский район, п. Первомайский
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Разговор о правильном питании"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 26»
Рассмотрено
на ШМО
Протокол № _____
От «___» ___20___г.
Согласованно
зам. директора по УВР
________ Горшенина Л.В.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Разговор о правильном питании»
Программа ориентирована на детей от: 6,5 до 11 лет
Срок
реализации:
4
года
Разработчик
программы:
учитель начальных классов,
Мельник Елена Викторовна
г. Коркино 2021
1
1.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные планируемые результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации
к
творческому
труду,
работе
на
результат,
бережному
отношению
к
материальным и духовным ценностям.
11) сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической
и
национальной
принадлежности;
сформированность
ценностей
многонационального
российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных
ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);
12)
сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам,
семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);
13) уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том
числе рабочих и инженерных (потребности региона).
Личностные результаты по критериям сформированности
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
1 класс:
1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности
1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной
принадлежности
1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя
1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме
1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром
1.6. Действия согласно установленным учителем правилам
1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье
1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены
2 класс:
1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях
1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа
1.3. Демонстрация творчества в проявлении ценностных установок
1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым
2
1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов,
природе
1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности
1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках
1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в
общественном транспорте, правил личной гигиены
3 класс:
1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности
1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего
народа
1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий
1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения
1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде
1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений
1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях
1.8.
Сформированность
культуры
безопасного
поведения
в
общественных
местах,
представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья
4 класс:
1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ, историю России и родного края.
1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности
1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества
1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций
1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире.
1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям.
1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Смыслообразование:
1 класс:
2.1. Осознание себя в роли первоклассника
2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности
2 класс:
2.1. Принятие социальной роли школьника
2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней
3 класс:
2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося
2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности
4 класс:
2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося
2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Нравственно-этическая ориентация:
1 класс:
3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке
3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей
3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности
3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к
конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения
3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения
3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности
3
3.7. Освоение правил общения
в классном коллективе
3.8. Способность быть доброжелательным
2 класс:
3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению
взрослых в том числе педагогов
3.2. Доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи
3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности
3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов
деятельности лиц ближайшего окружения
3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения,
понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности
3.6. Уважительное отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной
деятельности
3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях
3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение
3 класс:
3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
своего народа
3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности
3.4.
Осуществление
творческой
деятельности,
установка
на
результат,
уважение
к
деятельности других людей
3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание
значимости этих профессий для человека, семьи, социума
3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной,
литературной деятельности
3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях
3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы
4 класс:
3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов
3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей
3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе
3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе
рабочих и инженерных
3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств
3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование
знаково-символических
средств
представления
информации
для
создания
моделей
изучаемых
объектов
и
процессов,
схем
решения
учебных
и
практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
2. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм её организации и видов дея-
тельности
5
Разнообразие питания (20 ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно
питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые
полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти
витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс
проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная
зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и
его друзья».
Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,
викторины, спортивные мероприятия, игра-проект.
Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч)
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно
приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли
полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в
питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты –
покупатель.
Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,
викторины, спортивные мероприятия, игра-проект.
Этикет (30 ч)
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки
стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет!
Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо.
Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,
викторины, спортивные мероприятия, игра-проект.
Рацион питания (20 ч)
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна.
Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если
хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение
жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные
блюда. Вкусные и полезные угощения.
Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,
викторины, спортивные мероприятия, игра-проект.
Из истории русской кухни (17ч)
6
Русская трапеза. Русские национальные блюда. Традиции в питании русских людей.
Кулинарное путешествие по России. Кухни разных народов. Как питались на Руси и в
России. Необычное кулинарное путешествие. Особенности национальной кухни.
Виды внеурочной деятельности: беседы, практические занятия
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы,
викторины, спортивные мероприятия, игра-проект, проект.
3.Тематическое планирование
1-й год обучения
7
п/п
Содержание занятия
Всего
часов
Теория
Практика
8
1
Если хочешь быть здоров.
1
0,5
0,5
2
Из чего состоит наша пища.
1
0,5
0,5
3
Полезные и вредные привычки.
1
1
4
Самые полезные продукты.
1
0,5
0,5
5
Как правильно есть (гигиена питания).
1
0,5
0,5
6
Удивительное превращение пирожка.
1
1
7
Твой режим питания.
(составить свой режим)
1
1
8
Из чего варят каши.
1
0,5
0,5
9
Как сделать кашу вкусной.
1
0,5
0,5
10
Плох обед, коли хлеба нет.
1
0,5
0,5
11
Хлеб всему голова.
1
0,5
0,5
12
Полдник.
1
0,5
0,5
13
Время есть булочки.
1
0,5
0,5
14
Пора ужинать.
1
0,5
0,5
15
Почему полезно есть рыбу.
1
0,5
0,5
16
Мясо и мясные блюда.
1
0,5
0,5
17
Где найти витамины зимой и весной.
1
0,5
0,5
18
Всякому овощу – свое время.
1
0,5
0,5
19
Как утолить жажду.
1
0,5
0,5
20-21
Что надо есть – если хочешь стать сильнее.
Текущий контроль: конкурс
2
1
1
22
На вкус и цвет товарищей нет.
1
0,5
0,5
23-24
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные
продукты.
2
1
1
25
Каждому овощу – свое время.
1
0,5
0,5
26-27
Народные праздники, их меню. (составить
меню)
2
1
1
28-29
Как правильно накрыть стол.
2
1
1
30-31
Когда человек начал пользоваться вилкой и
ножом.
2
1
1
32-33
Щи да каша – пища наша.
Текущий контроль: игра-проект
2
1
1
2-й год обучения.
п/п
Содержание занятий.
Всего
часов
Теория
Практика
9
1.
Вводное занятие. Повторение правил питания.
1
2.
Путешествие по улице правильного питания.
0,5
0,5
3.
Время есть булочки.
0,5
0,5
4.
Оформление плаката молоко и молочные
продукты.
0,5
0,5
5.
Викторина «Знатоки молока».
0,5
0,5
6.
Изготовление книжки-самоделки «Кладовая
народной мудрости».
0,5
0,5
7.
Пора ужинать.
0,5
0,5
8.
Практическая работа «Приготовление
бутерброда».
1
9.
Составление меню для ужина.
0,5
0,5
10
Значение витаминов в жизни человека.
0,5
0,5
11
Практическая работа «Готовим ужин».
1
12.
Морепродукты.
0,5
0,5
13.
Отгадай мелодию.
0,5
0,5
14.
«На вкус и цвет товарища нет».
0,5
0,5
15.
Практическая работа «Из чего приготовлен
сок?».
0,5
0,5
16.
Как утолить жажду?
0,5
0,5
17.
Игра «Посещение музея воды».
1
18.
Праздник чая.
0,5
0,5
19.
Что надо есть, что бы стать сильнее.
0,5
0,5
20.
Практическая работа « Меню спортсмена».
0,5
0,5
21.
Практическая работа «Мой день».
0,5
0,5
22.
Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты
0,5
0,5
23.
Практическая работа «Изготовление
витаминного салата».
1
24.
КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые
витаминные продукты».
Текущий контроль
0,5
0,5
25.
Оформление плаката «Витаминная страна».
1
26.
Посадка лука.
0,5
0,5
27.
Каждому овощу свое время.
0,5
0,5
28.
Инсценированные сказки «Вершки и корешки».
1
29.
Конкурс «Овощной ресторан».
1
30.
Изготовление книжки «Витаминная азбука».
0,5
0,5
31-33
Промежуточный контроль: проект
1
2
34.
Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама
овощей».
1
3-й год обучения
п/п
Содержание занятий
Всего
10
часов
Теория
Практика
1.
Введение.
1
1
2.
Практическая работа «Мое меню».
1
1
3.
Из чего состоит наша пища.
1
0,5
0,5
4.
Практическая работа «Меню сказочных героев».
1
0,5
0,5
5.
Что нужно есть в разное время года.
1
0,5
0,5
6.
Оформление дневника здоровья.
1
0,5
0,5
7.
Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи.
1
0,5
0,5
8.
Игра «В гостях у тетушки Припасихи».
1
1
9
Конкурс кулинаров.
1
0,5
0,5
10
Как правильно питаться, если занимаешься
спортом.
1
0,5
0,5
11
Составление меню для спортсменов.
1
0,5
0,5
12
Оформление дневника «Мой день».
1
0,5
0,5
13
Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».
1
1
14
Где и как готовят пищу.
1
0,5
0,5
15
Экскурсия в столовую.
1
1
16
Конкурс «Сказка, сказка, сказка».
Текущий контроль
1
0,5
0,5
17
Как правильно накрыть стол.
1
0,5
0,5
18
Практическая работа: «Накрываем стол».
1
0,5
0,5
19
Молоко и молочные продукты.
1
0,5
0,5
20
Экскурсия на молокозавод.
1
0,5
0,5
21
Игра-исследование «Это удивительное молоко».
1
0,5
0,5
22
Молочное меню.
1
0,5
0,5
23
Блюда из зерна.
1
0,5
0,5
24
Путь от зерна к батону.
1
0,5
0,5
25
Конкурс «Венок из пословиц».
1
0,5
0,5
26
Игра – конкурс «Хлебопеки».
1
0,5
0,5
27
Выпуск стенгазеты.
1
1
28
Праздник «Хлеб всему голова».
1
1
29
Экскурсия на хлебокомбинат.
1
1
30-31
Оформление проекта «Хлеб - всему голова».
Промежуточный контроль: проект
2
0,5
0,5
32-34
Подведение итогов.
3
1
2
4-й год обучения
№ п/п
Содержание занятия
Всего
Теория
11
часов
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Какую пищу можно найти в лесу.
1
0.5
0.5
3.
Правила поведения в лесу
1
0.5
0.5
4.
Лекарственные растения
1
1
5.
Игра – приготовить из рыбы.
1
0.5
0.5
6.
Конкурсов рисунков» В подводном царстве»
1
1
7.
Эстафета поваров
1
1
8.
Конкурс половиц поговорок
1
1
9.
Дары моря.
1
0.5
0.5
10.
Экскурсия в магазин морепродуктов
1
1
11.
Оформление плаката « Обитатели моря»
1
1
12.
Викторина « В гостях у Нептуна»
1
1
13.
Меню из морепродуктов
1
0.5
0.5
14.
Кулинарное путешествие по России.
1
0.5
0.5
15.
Традиционные блюда нашего края
1
0.5
0.5
16.
Практическая работа «Составление меню»
1
0.5
0.5
17.
Конкурс рисунков « Вкусный маршрут»
1
0.5
0.5
18.
Игра – проект « Кулинарный глобус»
1
1
19.
Праздник «Мы за чаем не скучаем»
Текущий контроль
1
1
20.
Что можно приготовить, если выбор продуктов
ограничен
1
0.5
0.5
21.
Составление недельного меню
1
0.5
0.5
22.
Конкурс кулинарных рецептов
1
0.5
0.5
23.
Конкурс « На необитаемом острове»
1
0.5
0.5
24.
Как правильно вести себя за столом
1
0.5
0.5
25.
Практическая работа «Сервировка стола»
1
1
26.
Изготовление книжки « Правила поведения за
столом»
1
0.5
0.5
27.
Практическая работа «Накрываем праздничный
стол»
1
1
28-31
Индивидуальный проект
Итоговый контроль: проект на тему
«Традиционные блюда нашего края»
4
2
2
32-34
Подведение итогов
3
1
2
В конце учебного года во внеурочной деятельности ставится - зачет (не зачет)
12
13