Напоминание

"Особенности воспитания физических качеств на тренировочных занятиях по легкой атлетике в детско-юношеской спортивной школе"


Автор: Алексеенко Николай Геннадьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Куйбышевского муниципального района "ДЮСШ"
Населённый пункт: г. Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности воспитания физических качеств на тренировочных занятиях по легкой атлетике в детско-юношеской спортивной школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности воспитания физических качеств на

тренировочных занятиях по легкой атлетике в детско-

юношеской спортивной школе.

Н.Г.

Алексеенко

тренер-преподаватель

МБУ

ДО

Куйбышевского муниципального района «ДЮСШ»

Актуальность данной темы обусловлена подбором методов и средств для

воспитания основных физических качеств у воспитанников ДЮСШ отделения

легкой

атлетики

разных

возрастных

групп.

Тренировочный

процесс

предусматривает освоение воспитанниками целого ряда двигательных действий из

раздела

дополнительной

общеобразовательной

предпрофессиональной

программы по легкой атлетике. Для этого требуется соответствующий уровень

воспитания основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости,

ловкости).

Наблюдение за физическим и двигательным развитием занимающихся

показывает,

что

воспитанники

одной

возрастной

группы

обладают

значительными индивидуальными особенностями. Разница в росте у отдельных

воспитанников достигает 30см, а в весе 15кг, что определяет необходимость

дифференцированного подхода к тренировочному процессу.

Педагогическое воздействие с

целью

равномерного

воспитания всех

физических качеств рекомендуется осуществлять в основной части тренировочного

занятия. Для этого на каждом занятии отводится 25-30мин. Подбор упражнений

должен осуществляться с учетом особенностей воспитанников и требований

легкоатлетических видов. На тренировочных занятиях легкой атлетики в основном

решаются задачи обучения техническим элементам

и воспитанию физических

качеств.

Способность к быстроте движений заложена у человека генетически. К 11-12

годам быстрота и подвижность нервных процессов достигают уровня взрослого

человека.

Поэтому важным фактором достижения генетически заложенных

возможностей

в

проявлении

быстроты

является

совершенствование

ее

составляющих: до 11-12 лет - частоты и темпа движений, в 13-15 лет - скоростно-

силовых качеств и мышечной силы, в 15-17 лет - скоростной выносливости.

Следует помнить, что максимальный темп как в элементарных, так и в

комплексных формах движений достигается с первых же секунд и удерживается в

пределах 5-6с, далее начинается снижение. Поэтому для воспитания максимальной

частоты Движений обычно пользуются интервалом 5-12с.

В младшем школьном возрасте для воспитания скоростных качеств подбор

средств должен быть направлен главным образом на повышение, собственно,

скоростных способностей. Упражнения скоростно-силового характера оказывают

комплексное воздействие на организм ребенка. Для воспитания силы применяются

многочисленные упражнения, которые необходимо варьировать в зависимости от

возраста, пола и индивидуальных особенностей детей.

Силу более мелких групп мышц следует развивать в младшем школьном

возрасте, а более крупных - в среднем и старшем. При воспитании силы у девушек

особое внимание следует обращать на развитие мышц брюшного пресса, туловища и

плечевого пояса.

Одновременно с развитием мышечной силы в школьном возрасте необходимо

уделять внимание развитию гибкости в плечевом и тазобедренном суставах.

Гибкость лучше развивать в младшем школьном возрасте. Учащиеся должны

включать упражнения на гибкость в утреннюю зарядку и домашнее задание.

Многие

упражнения,

применяемые

для

развития

силы,

быстроты,

выносливости, одновременно развивают и ловкость (спортивные и подвижные игры,

комбинированные

упражнения

на

гимнастических

снарядах,

акробатические

упражнения и др.). Развивать ловкость следует начинать в детском и подростковом

возрасте, поскольку организм в это время более пластичен. Упражнения для

развития ловкости лучше выполнять в начале основной части урока (в небольшом

объеме, но как можно чаще).

Упражнения для воспитания выносливости на тренировочных занятиях легкой

атлетики целенаправленно воздействуют на воспитание преимущественно общей

выносливости. Общее требование для воспитания выносливости состоит в том, что

все упражнения должны увеличивать ЧСС не менее чем до 130-140уд/мин.

При воспитании выносливости у воспитанников младшего школьного

возраста целесообразно чередовать равномерный, умеренной интенсивности бег с

ходьбой, комплексами ОРУ и подвижными играми. Общая продолжительность - 6-

10мин, скорость равномерного бега - 2,2-3,0м/с. Темп ходьбы составляет 100-120

шагов в минуту.

В среднем и старшем школьном возрасте

для воспитания общей

выносливости используется кроссовый бег на дистанции 1000-3000м со скоростью

2,6-3,6м/с. Продолжительность бега от 8 до 15мин.

Эффективным средством воспитания физических качеств на занятиях легкой

атлетики являются игровые упражнения с бегом, прыжками, метаниями. Наиболее

эффективными методами воспитания физических качеств являются: круговой,

игровой, строго регламентированный, соревновательный. Немаловажную роль играют

специальные подготовительные упражнения, под которыми следует понимать

упражнения, развивающие необходимые физические качества и, в то же время, по

амплитуде,

направлению

и

двигательной

структуре

наиболее

близкие

к

легкоатлетическим видам.

Указанные средства и методы используются успешно на тренировочных

занятиях

отделения легкой атлетики МБУ ДО ДЮСШ Куйбышевского

муниципальнго района в с целью повышения морфо-функционального развития

занимающихся и воспитании у них физических качеств.



В раздел образования