Автор: Тимиршина Наталья Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №113 "Детствоград"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Мы-актеры" для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Проект «Мы - актеры» для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проекта: развитие эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы у детей старшего
дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
1. Учить детей управлять своими чувствами, эмоциями, приобщать к
духовным ценностям.
2. Развивать способность распознавать эмоциональное состояние
человека по мимике, жестам, интонации.
3. Содействовать эмоциональному раскрепощению ребёнка,
снятию
зажатости
обучения,
восприятию
художественного
воображения,
фантазированию, сочинительству.
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта по продолжительности проведения — долгосрочный.
Участники
проекта:
проект
предназначен для
детей старшего
дошкольного возраста.
Реализация
проекта
проводится
в
процессе
образовательной
деятельности в режиме дня в соответствии с тематическим планом,
образовательной деятельности рассчитана на 12 занятий по одному занятию
в неделю. Продолжительность занятий 25 минут, занятия проводятся в
группе. Сроки реализации проекта: три месяца.
Структура каждого занятия состоит из следующих этапов:
1.
Ритуал приветствия — позволяет создать доверительную атмо-
сферу между воспитанниками и педагогом.
2.
Основная часть — театрализованная деятельность, направленная
на развитие эмоциональной сферы.
3.
Подведение итогов — обсуждение полученных впечатлений вос-
питанников.
деятельность включает игры и игровые упражнения, предназначенные
для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности.
Тематическое планирование по развитию эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности
№
п/п
Тема
Цель
Вид театрализованной
деятельности
1
2
3
4
1
Мы — актёры
Учить детей управлять
своими чувствами,
эмоциями.
Театрально-игровая
деятельность
2
Весёлое
путешествие
Учить детей управлять
своими чувствами,
эмоциями, приобщать к
духовным ценностям.
Показ сказки-драматизации
3
Мой любимый
герой
Развивать способность
распознавать
эмоциональное состояние
человека : по мимике,
жестам, интонации.
Режиссёрская игра
4
Королевство
зеркал
Развивать эмпатию,
чувствительность к
эмоциональному состоянию
другого человека
Игра-драматизация
5
В гостях у
сказки
Передавать эмоции в
движениях, интонациях,
мимике.
Художественно–речевая
деятельность
6
Я не трус, но я
боюсь
Выражать сопереживание,
эмпатию на эмоциональное
состояние литературного
героя.
Режиссёрская игра
7
Давайте
удивляться
чудесам
Передавать в интонациях,
движениях, мимике,
разнообразные эмоции.
Музыкально–игровая
деятельность
8
Язык жестов и
движений
Развивать выразительность
невербальных средств
выражения эмоции.
Просмотр кукольного спектакля
9
Добрые
волшебники
Формировать способности к
гибкому реагированию на
эмоциональное сотояние
героев, развитие эмпатии,
самоконтроля,
выразительности и речи.
Режиссёрская игра
10
Мой ласковый
и нежный зверь
Содействовать
эмоциональному
раскрепощению, снятию
зажатости, выразительности
движений,
Театрально-игровая
деятельность
11
Общение с
животными
Содействовать
эмоциональному
раскрепощению ребёнка,
снятию зажатости обучения,
восприятию
художественного
воображения,
фантазированию,
сочинительству.
Развивать саморегуляцию
эмоциональных
проявлений, развитие
выразительности движений
и речи
Игра-драматизация
12
Волшебные
превращения
Содействовать
эмоциональному
раскрепощению ребёнка,
снятию зажатости обучения,
восприятию
художественного
воображения,
фантазированию,
сочинительству .
Инсценировка кукольного
спектакля
Содержание образовательной деятельности.
Тема 1: Мы — актёры.
Цель: учить детей управлять своими чувствами, эмоциями.
Оборудование: ширма, тростевые куклы, магнитофон, аудиозаписи,
театральные маски на палочке (грустные и весёлые).
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Ритуал приветствия.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг».
Этюд: «Котята».
Игра «Маски».
Театрализованная игра «Мы — актёры».
Разыгрывание спектакля «День рождения Петушка».
Подведение итогов занятия.
Тема 2: Весёлое путешествие.
Цель: учить детей управлять своими чувствами, эмоциями, приобщать
к духовным ценностям.
Оборудование: декорации, стол, настольный театр «Красная Шапочка».
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Ритуал приветствия.
Ритуал «Вход в сказочную страну».
Чтение и анализ сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
Задание: «Покажи мимикой и жестами».
Инсценировка сказки «Красная Шапочка».
Упражнение «Угадай эмоции героев сказки».
Задание: «Покажи сказку».
Ритуал «Выхода».
Подведение итогов занятия.
Тема 3: Мой любимый герой.
Цель: развивать способность распознавать эмоциональное состояние
человека: по мимике, жестам, интонации.
Оборудование: маски, ширма, сказочные герои кукольного театра.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Ритуал приветствия.
Ритуал «Превращение в артистов».
Мимическая игра «Покажи настроение».
Театральные загадки.
Упражнение «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя».
Игра спектакль «Ожившие игрушки».
Подведение итогов занятия.
Тема 4: Королевство зеркал.
Цель:
развивать
эмпатию,
чувствительность
к
эмоциональному
состоянию другого человека, побуждать детей использовать выразительные
средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
Оборудование: зеркала, пиктограммы с разными эмоциональными
состояниями, маски-шапочки.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Ритуал приветствия.
Ритуал «Вход в Королевство зеркал».
Игровое упражнение «Зеркало».
Упражнение «Превращение».
Драматизация сказки «Теремок».
Чтение сказки.
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Беседа с детьми о том, какие характеры у героев сказки.
Разыгрывание одной из сцен сказки.
Ритуал «Выхода».
Подведение итогов занятия.
Тема 5: В гостях у сказки.
Цель: учить детей передавать характер персонажа через интонацию,
жесты, движения.
Оборудование: кукла марионетка мышка, декорации, аудиозаписи с
детскими песнями, проектор
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Ритуал приветствия.
Педагог предлагает детям помочь Мышке (кукла-марионетка), стать
настоящим артистом.
Пальчиковая игра «Мышки».
Игры-имитации: неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок
шагает по дорожке.
Мимическая игра «Покажи настроение».
Педагог обращает внимание детей на проектор, там появляются разные
пиктограммы, изображающие разные эмоции. Мышка часто ошибается, дети
её поправляют.
Мимическая игра «Филин».
Игра с жестами «Как живёшь?».
Сюрпризный момент.
Подведение итогов занятия.
Тема 6: Я не трус, но я боюсь.
Цель: познакомить детей с эмоцией страха, его схематическим
изображением,
различать
музыку
тревожного
и
весёлого
характера,
двигаться в соответствии с музыкой.
Оборудование: фонограмма, куклы театра би-ба-бо.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Ритуал приветствия.
Игра-пантомима «Муравейник».
Сказка «У страха глаза велики».
Рассматривание картинок.
Обыгрывание театральными куклами.
Игра-имитация «Пойми меня».
Мини-сценка «Великан и мышь» (А.Фронденберг)
Подведение итогов занятия.
Тема 7: Давайте удивляться чудесам.
Цель: познакомить детей с эмоцией удивления, закреплять мимические
навыки, способствовать развитию воображения, фантазии детей.
Оборудование: настольный театр: лиса, петух, медведь, волк, заяц;
музыкальные отрывки, соответствующие характеру героев. Пиктограммы с
разными видами эмоций.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Ритуал приветствия.
Ритуал «Вход в волшебную страну».
Игра-пантомима «Передай дальше».
Обсуждение идеи сказки, оценочных характеристик героев сказки.
Распределение ролей.
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Игра «Музыкальное послание».
Игра-драматизация «Зимовье зверей».
Подведение итогов занятия.
Тема 8: Язык жестов и движений.
Цель: развивать выразительность вербальных и невербальных средств
выражения эмоции.
Оборудование:
магнитная
доска,
декорации,
персонажи
сказки,
пиктограммы с разными видами эмоций.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Ритуал приветствия.
Театральная загадка.
Показ сказки с использованим фланелеграфа «Три поросёнка».
Этюд «Встреча с другом».
Игра «Изобрази».
Упражнение «Угадай эмоции героев сказки».
Подведение итогов занятия.
Тема 9: Добрые волшебники.
Цель:
формировать
способности
к
гибкому
реагированию
на
эмоциональное состояние героев, развитие эмпатии.
Оборудование: маски, декорации, куклы марионетки.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности.
Приветствие.
Ритуал «Вход в сказочную страну».
Упражнение «Поделись настроением».
Словесно–режиссёрская игра «Сотворение чуда».
Игра «Маски».
Игра «Угадай сказку».
Показ отрывка из сказки о рыбаке и рыбке.
Ритуал «Выхода».
Подведение итога занятия.
Тема 10: Мой ласковый и нежный зверь.
Цель:
содействовать
эмоциональному
раскрепощению,
снятию
зажатости, выразительности движений.
Оборудование: перчаточный театр, аудиозаписи «голоса животных».
содержание непосредственно-образовательной деятельности:
Приветствие.
Игра-разминка «Передавалки».
Игра «Дедушка Молчок».
Слушание аудиозаписи «Голоса животных».
Игра «Изобрази животное».
Игра-драматизация «Заюшкина избушка».
Подведение итога занятия.
Тема 11: Общение с животными.
Цель: содействовать эмоциональному раскрепощению ребёнка, снятию
зажатости
обучения,
восприятию
художественного
воображения,
фантазированию, сочинительству.
Оборудование: маски, костюмы.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Приветствие.
Загадка про волка и семеро козлят.
Конкурс на самого страшного волка.
Упражнение «Доброе слово волку».
Игра «Хоровод».
Театрализованная постановка по сказке «Волк и семеро козлят».
Подведение итога занятия.
Тема 12: Волшебные превращения.
Цель: Содействовать эмоциональному раскрепощению ребёнка.
Оборудование: ширма, тростевые куклы, магнитофон, аудиозаписи.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Ритуал приветствия.
Чтение отрывка из рассказа «Рассеяный волшебник».
Игра «Цветик – семицветик».
Театральная игра «Угадай мои эмоции».
Инсценировка кукольного спектакля «Доктор Айболит».
Подведение итогов занятия.