Автор: Максимова Лейсан Тагировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ" сош №13"
Населённый пункт: г. Альметьевска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Геометрия. 8 класс. Рабочая программа.
Раздел: среднее образование
Планируемые результаты изучения предмета «Геометрия»
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические
фигуры;
-
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
-
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
-
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
-
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя
определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии,
поворот, параллельный перенос);
-
оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
-
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями
углов;
-
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя
изученные методы доказательств;
-
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
-
решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, решать
простейшие планиметрические задачи в пространстве;
-
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
-
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
-
оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников,
параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
-
изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов;
-
строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки;
-
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины
окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
-
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги
окружности, формулы площадей фигур;
-
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
-
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
-
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул
площадей фигур;
-
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости
справочники и технические средства);
-
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
-
применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при
вычислениях, когда все данные имеются в условии;
-
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний,
площадей в простейших случаях;
-
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор,
равный произведению заданного вектора на число;
-
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более
векторов,
координаты
произведения
вектора
на
число,
применяя
при
необходимости
сочетательный,
переместительный и распределительный законы;
-
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность
прямых.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
вычислять
объёмы
пространственных
геометрических фигур, составленных
из
прямоугольных
параллелепипедов;
-
углублять и развивать представления о пространственных геометрических фигурах;
-
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
-
владеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия,
методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
-
приобретать опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении
геометрических задач;
-
владеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение,
доказательство и исследование;
-
решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
-
приобретать опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
-
приобретать опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение
отрезков по формуле»;
-
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной
жизни, задач практического содержания;
-
использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;
-
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
-
распознавать движение объектов в окружающем мире; симметричные фигуры в окружающем мире;
-
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников,
круга и сектора;
-
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
-
приобретать опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении
задач на вычисление площадей многоугольников;
-
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в
простейших ситуациях в повседневной жизни;
-
владеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
-
приобретать опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление
и доказательство».
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
коммуникативные УУД:
-
организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, находить способы общей работы;
-
работать в группе: сотрудничать в поиске и сборе информации, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
-
слушать партнера и вступать в диалог;
-
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
регулятивные УУД:
-
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
-
осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить
необходимые коррективы;
-
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и
собственные возможности её решения;
-
планировать и действовать в соответствии с планом при решении задач исследовательского характера.
познавательные УУД:
-
осознанно
владеть
логическими
действиями
определения
понятий,
обобщения,
установления
аналогий,
классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
-
устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
-
обладать
учебной
и
общепользовательской
компетентностью
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
Обучающийся получит возможность научиться:
-
иметь первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и
техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
-
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и
представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
-
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
-
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом;
-
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной
траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
-
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости
для развития цивилизации;
-
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач;
-
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Содержание учебного предмета «Геометрия»
Глава V. Четырехугольники (11 ч + 1ч)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря-
моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Глава VI. Площадь (10 ч + 1ч)
Понятие площади многоугольника. Площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Теорема Пифагора. Формула Герона.
Глава VII. Подобные треугольники (15 ч + 1ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению
задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава VIII. Окружность (15 ч + 1ч)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и
вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Глава IX. Векторы (7 ч + 1ч)
Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
Повторение. Решение задач. (4 ч + 1 ч)
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
В том числе
контрольные работы
Глава V. Четырехугольники
12
1
Глава VI. Площадь
11
1
Глава VII. Подобные
треугольники
16
1
Глава VIII. Окружность
16
1
Глава IX. Векторы
8
1
Повторение. Решение задач
5
1
Итого:
68
6
Номе
ра
уроков
Наименование разделов и тем
Кол- во
часов
По плану
Факт
Глава V. Четырехугольники. (11ч + 1ч)
1
Многоугольники
1
01.09.2020
2
Многоугольники
1
03.09.2020
3
Параллелограмм и трапеция
1
08.09.2020
4
Параллелограмм и трапеция
1
10.09.2020
5
Параллелограмм и трапеция
1
15.09.2020
6
Параллелограмм и трапеция
1
17.09.2020
7
Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
1
22.09.2020
8
Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
1
24.09.2020
9
Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
1
29.09.2020
10
Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
1
31.09.2020
11
Решение задач.
1
5.10.2020
12
Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники»
1
7.10.2020
Глава VI. Площадь (10ч + 1ч)
13
Площадь многоугольника.
1
5.10.2020
14
Площадь многоугольника.
1
7.10.2020
15
Площадь параллелограмма,
треугольника, трапеции.
1
13.10.2020
16
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.
1
15.10.2020
17
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.
1
20.10.2020
18
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.
1
22.10.2020
19
Теорема Пифагора
1
27.10.2020
20
Теорема Пифагора
1
29.10.2020
21
Теорема Пифагора. Формула Герона
1
10.11.2020
22
Решение задач
1
12.11.2020
23
Контрольная работа №2 по теме: «Площади»
1
17.11.2020
Глава VII. Подобные треугольники. (15ч + 1ч)
24
Определение подобных треугольников.
1
10.11.2020
25
Определение подобных треугольников.
1
12.11.2020
26
Признаки подобия треугольников.
1
17.11.2020
27
Признаки подобия треугольников.
1
19.11.2020
28
Признаки подобия треугольников.
1
24.11.2020
29
Признаки подобия треугольников.
1
26.11.2020
30
Признаки подобия треугольников.
1
1.12.2020
31
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
1
3.12.2020
32
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
1
8.12.2020
33
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
1
10.12.2020
34
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
1
15.12.2020
35
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
1
17.12.2020
36
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного
треугольника.
1
22.12.2020
37
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного
треугольника.
1
24.12.2020
38
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного
треугольника.
1
29.12.2020
39
Контрольная работа №3 по теме: «Соотношения между
сторонами и углами прямоугольного треугольника»
1
31.12.2020
Глава VIII. Окружность. (15ч + 1ч)
40
Касательная к окружности.
1
12.01.2021
41
Касательная к окружности.
1
14.01.2021
42
Касательная к окружности.
1
19.01.2021
43
Центральные и вписанные углы
1
21.01.2021
44
Центральные и вписанные углы
1
26.01.2021
45
Центральные и вписанные углы
1
28.01.2021
46
Центральные и вписанные углы
1
2.02.2021
47
Четыре замечательные точки треугольника.
1
4.02.2021
48
Четыре замечательные точки треугольника.
1
9.02.2021
49
Четыре замечательные точки треугольника.
1
11.02.2021
50
Вписанная и описанная окружность
1
16.02.2021
51
Вписанная и описанная окружность
1
18.02.2021
52
Вписанная и описанная окружность
1
25.02.2021
53
Вписанная и описанная окружность
1
2.03.2021
54
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»
1
4.03.2021
55
Контрольная работа № 4 по теме: «Окружность»
1
9.03.2021
Глава IX. Векторы. (7ч + 1ч)
56
Понятие вектора
1
11.03.2021
57
Сложение и вычитание векторов.
1
16.03.2021
58
Сложение и вычитание векторов.
18.03.2021
59
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению
1
6.04.2021
задач.
60
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению
задач.
1
13.04.2021
61
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению
задач.
1
15.04.2021
62
Решение задач.
1
20.04.2021
63
Контрольная работа № 5 по теме: «Векторы»
1
27.04.2021
Повторение. (4ч + 1ч)
64
Четырехугольники. Площадь.
1
29.04.2021
65
Подобные треугольники.
1
4.05.2021
66
Окружность.
1
11.05.2021
67
Итоговая контрольная работа
1
13.05.2021
68
Итоговое повторение.
1
18.05.2021
Итого: 68 часов