Напоминание

" Развитие внимания у младших школьников с ОВЗ в процессе игровой деятельности"


Автор: Бирюкова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ " Тепикинска ШИ"
Населённый пункт: Тепикинский
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: " Развитие внимания у младших школьников с ОВЗ в процессе игровой деятельности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора

нужной информации и отбрасывания лишней.

Человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего

мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш

мозг не смог бы избежать перегрузки

.

Среди

психических

явлений

внимание

занимает

особое

место

.

Оно

представляет

собой

психическое

действие

,

направленное

на

содержание

образа

,

мысли

или

другого

явления

,

играет

значительную

роль

в

регуляции

интеллектуальной

деятельности

.

Проблема

внимания

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

считается

одной

из

самых

важных

и

сложных

проблем

психологии

.

Значимость

внимания

в

жизни

человека

,

его

определяющая

роль

в

отборе

содержания

сознательного

опыта

,

запоминании

и

научении

очевидны

.

Доказано

,

что

внимание

имеет

огромное

значение

в

развитии

и

воспитании

ребенка

.

Исследования

специалистов

показывают

,

что

у

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

низкая

устойчивость

,

трудности

при

распределении

внимания

,

малый

объем

-

это

все

говорит

об

актуальности

изучения

этой

проблемы

.

Внимание

-

это

направленность

и

сосредоточенность

сознания

на

каком

-

нибудь

предмете

,

явлении

или

деятельности

.

Оно

ограничивает

поток

информации

для

последующего

анализа

,

усиливает

восприятие

одной

информации

и

игнорирование

другой

.

Направленность

сознания

определяет

выбор

объекта

,

а

сосредоточенность

предполагает

отвлечение

от

всего

,

что

не

имеет

отношения

к

этому

объекту

.

Выделяют

несколько

видов

внимания

.

Л

.

С

.

Выготский

присоединялся

к

тем

исследователям

,

которые

считали

,

что

существует

два

вида

внимания

непроизвольное

и

произвольное

.

Непроизвольное

внимание

.

Оно

возникает

само

собой

,

появляется

у

человека

не

только

без

всяких

волевых

усилий

,

но

и

без

намерения

что

-

либо

видеть

,

слышать

и

т

.

п

.,

поэтому

данный

вид

внимания

называют

также

непреднамеренным

.

Произвольное внимание - результат обучения, в котором поставлена

специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и

способы контроля данного вида детализированы и отработаны деятельности.

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто встречается

недостаточная произвольность внимания, при этом дети затрудняются

сосредоточивать внимание по требованию. Подобный недостаток каждого из

перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности

ребенка. Он не может быть устранен фрагментарно включаемыми

"упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требует, , для

его преодоления специально организованной работы, нередко посредством

игровой деятельности, близкой сферой для детей с овз. Такая работа должна

вестись по двум направлениям: . Использование специальных игровых

упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем,

распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. .

Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность

как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности

заключается в ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья

на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или

выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им,

"пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача игровых

занятий: попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на

фоне смысла целого.

Специфика обучающей игры заключена в ее структуре, содержащей, наряду

с игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не ставится

перед ребенком в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в

содержании и в правилах игры. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те

или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания

Для развития произвольного внимания у детей ограниченными

возможностями здоровья в своей работе я использовала ряд игровых

ситуаций, которые также помогли создать общий положительный

эмоциональный фон в группе.

Например , игра «В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание

положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности,

а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание игры.

Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности

должны повторять все игроки. Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю

про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много

зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела

себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им

рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она

погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все

обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности

повторяли ее движения. Начинаем играть.

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый.

Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы

со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру

необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в

баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются

(это повышает мотивацию к игре).

Игра «Смотри на руки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание игры.

Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук,

показанные взрослым или «командиром». Инструкция: «Сейчас мы

поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет

придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот,

кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом

по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять

командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук

показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Игра "Что изменилось?".

Описание игры.

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-

15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает

проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему

предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с

расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в

это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30

секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным

листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении

предметов, какие из них были переложены?

Где чей домик?

Игра для развития устойчивости внимания.

Предлагаем ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек,

каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их

домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по

линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со

временем отложите карандаш в сторону.

Игра

«

Ищи

безостановочно

»

Цель

:

развитие

объема

внимания

.

В

течение

10—15

с

.

увидеть

вокруг

себя

как

можно

больше

предметов

одного

и

того

же

цвета

(

или

одного

размера

,

формы

,

материала

и

т

.

п

.).

По

сигналу

учителя

один

ребенок

начинает

перечисление

,

другие

его

дополняют

.

Цель

:

развитие

распределения

внимания

.

Игры

: “

Соблюдай

правило

”, “

Посчитай

правильно

мячи

”, “

Делаем

вместе

”,

Вычеркивай

буквы

и

слушай

”, “

Составь

слово

”, “

Восстанови

текст

”, “

Кто

больше

”, “

Составь

круговые

примеры

”,“

Найди

ошибку

”, “

Продолжи

ряд

”,

Небылицы

”, “

Охотник

(

рыболов

,

лесоруб

)”, “

Один

за

всех

”.

Игровая деятельность играет огромную роль в развитии внимания у

младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Активизирует внимание, мнение, память точно и продуктивно отражает

структуру реальной познавательной деятельности. необходимой для

приобретения новых знаний ,умений, и навыков.

Доклад по теме:

« Развитие внимания у младших школьников с ОВЗ в

процессе игровой деятельности»

Подготовила воспитатель Бирюкова Н.А.



В раздел образования