Автор: Бархатова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ Кунцевский
Населённый пункт: Владимирская обл., г.Покров, ул.Больничный пр., д.3, кв.97
Наименование материала: статья
Тема: Театральная деятельность с детьми с множественными и тяжёлыми нарушениями в условиях центра содействия семейного воспитания.
Раздел: дошкольное образование
Театральная деятельность с детьми с множественными и тяжёлыми
нарушениями в условиях центра содействия семейного воспитания.
воспитатель ГБУ ЦССВ «Кунцевский», Бархатова Ольга Викторовна
Россия, г.Москва
В настоящее время здоровье детского населения Российской Федерации
представляет серьёзную социальную проблему. Накоплен достаточно большой
опыт
по
работе
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
опирающийся на новую стратегию по отношению к ребёнку-инвалиду.
Различные
подходы
–
в
первую
очередь
психолого
–
педагогические,
направлены
на
преодоление
неприемлемого
поведения:
истерик,
аутостимуляций, у детей с так называемыми множественными нарушениями,
когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной
степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка. К
множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого
ряда небольших нарушений. Например, при сочетании небольших нарушений
моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное
недоразвитие речи.
Группы детей в Центре содействия семейному воспитанию «Кунцевский» с
ТМНР (тяжёлыми и множественными нарушениями развития) различны по
количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих
нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них встречаются
следующие проблемы: наблюдается выраженная задержка развития, проблемы
здесь от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных
действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, нарушения зрения или
слуха незначительных проблем до полной потери, эпилепсия, есть также,
расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, защитные
реакции по отношению к определенным стимулам или в виде поиска
специфических ощущений (необычное поведение)
Различают традиционные и специальные методы коррекции для детей с ТМНР.
В коррекционно-педагогической работе делается упор именно на
специальные методы коррекции. Среди проблем, связанных с коррекцией
поведения у детей с ТМНР, на мой взгляд, театрализация привлекает тем, что в
однообразную жизнь детей входит праздничное настроение, ожидание чуда.
Театрализация - это использование средств театра в процессе образования и
социализации.
Важно, что педагоги развивают эмоциональную сферу, находят отклик у детей,
ребёнок начинает реагировать на музыку, слово. Активность ребенка во время
театральной постановки не направлена только на коммуникацию, хотя она имеет
односторонний вектор, но педагог использует её с целью установления и
зрительного контакта, и возможности коммуникации со взрослым.
Цель таких театров - внести разнообразие игры в группе, сделать для них
игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем более что все это
можно сделать своими руками. Театр теней приковывает внимание, развивает
умение сосредоточиться.
С большим удовольствием дети следят за
движущимися на ярко освещенном экране фигурами. Хорошо использовать
пальчиковый театр, что дает возможность поиграть вместе с ребенком.
Совместные игры с пальчиковыми куклами помогают детям лучше управлять
движениями собственных пальцев.
Слуховые впечатления обогащаются при исполнении одних и тех же мелодий на
различных детских музыкальных инструментах. Педагог обучает ребёнка
правильно держать музыкальные игрушки, под музыку, подражая взрослому,
греметь погремушкой, стучать по бубну и т.д.
Игрушки спектакля в нашей группе педагоги Центра содействия семейному
воспитанию «Кунцевский» шьют сами, вяжут крючком и спицами.
Также можно используют в своей работе и сделать другие виды театра:
- театр игрушек-вертушек. Такие игрушки приходят в движение при повороте
палочки, на которой крепится игрушка.
- театр кулачковых кукол. У таких кукол подвижна голова. В изготовлении
такие куклы очень просты. Туловище куклы – чехольчик или платье, надеваемое
на руку.
По своей природе такой кукольный театр, понятен детям и поэтому имеет для
них огромное эмоциональное воздействие. На сцене театра они видят знакомые
и любимые куклы, игрушки. Куклы двигаются, говорят, во время спектакля.
В связи с этим поставленные задачи перед педагогами дают хорошие
результаты. Каждый год реализуются задачи:
Формирование и развитие предпосылок для развития высших психических
функций: непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия,
совершенствование моторных функции, межсенсорные связи, познавательная
активность ребенка.
Список литературы:
1. А.В. Виневская // Вопросы теории и практики внедрения Ростов - на –Дону,
2014
2. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями
развития Информационно-методический сборник для специалистов под
редакцией А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О.С.
Бояршиновой, канд. биол. наук Москва 2017
3. Ярославцева И.: Кукольный театр для малышей. Библиотека воспитателя
Издательство «Сфера», 2019