Напоминание

Театральная деятельность с детьми с множественными и тяжёлыми нарушениями в условиях центра содействия семейного воспитания.


Автор: Бархатова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ Кунцевский
Населённый пункт: Владимирская обл., г.Покров, ул.Больничный пр., д.3, кв.97
Наименование материала: статья
Тема: Театральная деятельность с детьми с множественными и тяжёлыми нарушениями в условиях центра содействия семейного воспитания.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театральная деятельность с детьми с множественными и тяжёлыми

нарушениями в условиях центра содействия семейного воспитания.

воспитатель ГБУ ЦССВ «Кунцевский», Бархатова Ольга Викторовна

Россия, г.Москва

В настоящее время здоровье детского населения Российской Федерации

представляет серьёзную социальную проблему. Накоплен достаточно большой

опыт

по

работе

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

опирающийся на новую стратегию по отношению к ребёнку-инвалиду.

Различные

подходы

в

первую

очередь

психолого

педагогические,

направлены

на

преодоление

неприемлемого

поведения:

истерик,

аутостимуляций, у детей с так называемыми множественными нарушениями,

когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной

степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка. К

множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого

ряда небольших нарушений. Например, при сочетании небольших нарушений

моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное

недоразвитие речи.

Группы детей в Центре содействия семейному воспитанию «Кунцевский» с

ТМНР (тяжёлыми и множественными нарушениями развития) различны по

количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих

нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них встречаются

следующие проблемы: наблюдается выраженная задержка развития, проблемы

здесь от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных

действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, нарушения зрения или

слуха незначительных проблем до полной потери, эпилепсия, есть также,

расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, защитные

реакции по отношению к определенным стимулам или в виде поиска

специфических ощущений (необычное поведение)

Различают традиционные и специальные методы коррекции для детей с ТМНР.

В коррекционно-педагогической работе делается упор именно на

специальные методы коррекции. Среди проблем, связанных с коррекцией

поведения у детей с ТМНР, на мой взгляд, театрализация привлекает тем, что в

однообразную жизнь детей входит праздничное настроение, ожидание чуда.

Театрализация - это использование средств театра в процессе образования и

социализации.

Важно, что педагоги развивают эмоциональную сферу, находят отклик у детей,

ребёнок начинает реагировать на музыку, слово. Активность ребенка во время

театральной постановки не направлена только на коммуникацию, хотя она имеет

односторонний вектор, но педагог использует её с целью установления и

зрительного контакта, и возможности коммуникации со взрослым.

Цель таких театров - внести разнообразие игры в группе, сделать для них

игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем более что все это

можно сделать своими руками. Театр теней приковывает внимание, развивает

умение сосредоточиться.

С большим удовольствием дети следят за

движущимися на ярко освещенном экране фигурами. Хорошо использовать

пальчиковый театр, что дает возможность поиграть вместе с ребенком.

Совместные игры с пальчиковыми куклами помогают детям лучше управлять

движениями собственных пальцев.

Слуховые впечатления обогащаются при исполнении одних и тех же мелодий на

различных детских музыкальных инструментах. Педагог обучает ребёнка

правильно держать музыкальные игрушки, под музыку, подражая взрослому,

греметь погремушкой, стучать по бубну и т.д.

Игрушки спектакля в нашей группе педагоги Центра содействия семейному

воспитанию «Кунцевский» шьют сами, вяжут крючком и спицами.

Также можно используют в своей работе и сделать другие виды театра:

- театр игрушек-вертушек. Такие игрушки приходят в движение при повороте

палочки, на которой крепится игрушка.

- театр кулачковых кукол. У таких кукол подвижна голова. В изготовлении

такие куклы очень просты. Туловище куклы – чехольчик или платье, надеваемое

на руку.

По своей природе такой кукольный театр, понятен детям и поэтому имеет для

них огромное эмоциональное воздействие. На сцене театра они видят знакомые

и любимые куклы, игрушки. Куклы двигаются, говорят, во время спектакля.

В связи с этим поставленные задачи перед педагогами дают хорошие

результаты. Каждый год реализуются задачи:

Формирование и развитие предпосылок для развития высших психических

функций: непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия,

совершенствование моторных функции, межсенсорные связи, познавательная

активность ребенка.

Список литературы:

1. А.В. Виневская // Вопросы теории и практики внедрения Ростов - на –Дону,

2014

2. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями

развития Информационно-методический сборник для специалистов под

редакцией А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О.С.

Бояршиновой, канд. биол. наук Москва 2017

3. Ярославцева И.: Кукольный театр для малышей. Библиотека воспитателя

Издательство «Сфера», 2019



В раздел образования