Напоминание

Логоритмические пятиминутки в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.


Автор: Малышева Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Логоритмические пятиминутки в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логоритмические пятиминутки в работе с детьми дошкольного возраста

с речевыми нарушениями.

Логопедическая работа является ведущей в коррекционно-

воспитательном процессе. Логопедическое воздействие в настоящее время

осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.

Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и

индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных

функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической,

артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекцию

нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного

словаря, формирование связной речи детей, совершенствование

грамматического оформления фразы, нормализацию темпа и ритма дыхания

и речи. Параллельно развиваются интеллектуальные способности,

формируется гармоничная личность.

Косвенное логопедическое воздействие это система логопедизации

всех режимных моментов для ребенка и его близкого окружения.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. отмечают что, особая

роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию

двигательных функций, так как ранняя стимуляция моторного развития и

коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению

общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением

центральной нервной системы. Большое значение имеют игры с пением и

музыкальным сопровождением. Поэтому важным разделом логопедической

работы является логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной

терапии, средством воздействия в комплексе методик.

Понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова,

музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть

разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Кроме того, понимание логопедической ритмики обусловливает

включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и

лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Средствами логопедической ритмики являются:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- счетные упражнения;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; -

упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- упражнения в игре на музыкальных инструментах и т.д.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы –

тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным

влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно

разнообразить приемы движения и характер упражнений.

Другим принципом использования логоритмических средств является

обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть

введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов,

драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего

в подвижных играх и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд

упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном,

который способствует ритмичности движений.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции

многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР, Р.Л.

Бабушкина, О.М. Кислякова рекомендуют использовать музицирование

(вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения

(дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую

гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры

и упражнения (игрогимнастику, игроритмику), эмоционально-волевой

тренинг, креативный тренинг.

Логоритмические пятиминутки представляют собой сочетание

стихотворной формы, музыкального сопровождения и двигательной

активности детей. Логоритмические пятиминутки позволяют легко

использовать их в процессе занятий логопеда, включать в различные

режимные моменты, паузы. Данные пятиминутки педагог может придумать

сам, выбрав нужное стихотворение, подобрав необходимую музыку и

движения в соответствии со стихотворной формой. Кроме того, подбирать

логопедические пятиминутки можно и стоит в соответствии с изучаемой

лексической темой.

Ниже приведены примеры логопедических пятиминуток. Такие

пятиминутки просты в использовании, помогают оптимизировать работу

логопеда, их легко применять в своей работе воспитателю.

Песня «Ежик и мыши» с движениями

(песня Е.Железновой «Ежики и мыши»)

Ходит ежик без дорожек Дети прижимают ладони друг к другу

По лесу, по лесу, пальцы раздвигают и поворачивают ладони вперед-

назад («колючки ежа»).

Любит рыться в желтых листьях, Скребут пальчиками по коленям.

Колется, колется.

Уж я ежику-ежу Ставят руки «полочкой» и покачивают ими.

В поле тропку покажу.

Где катают мышки Делают скользящие движения

Еловые шишки. ладонями друг о друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

слова и музыка М.Картушиной.

Здравствуйте, ладошки: хлоп-3р.

Здравствуйте , ножки:топ-3р.

Здравствуйте, щечки, плюх-р

Пухленькие щечки, плюх-3р.

Здравствуйте, губки! Чмок-3р

Здравствуйте, зубки! Щелк-р

Здравствуй мой носик! Би-3р

Здравствуйте, гости, привет!

(выполняются движения в соответствии со стихотворением)

«

Петушок и зёрнышко» (фонопедическое упражнение по методу

В. Емельянова)

Петушок пшеницу серпом сжал, дети произносят «ших, резкоскрещивая

перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Снопов навязал, произносить «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе,

вращая кулаками перед грудью.

Обмолотил, произносить «ты-ды, ты-ды!», ударять кулачками по коленям.

На мельницу свозил. цокать язычком, подражая стуку копыт лошади, руки

«держат вожжи»

Ветер летит, крылья мельницы вертит. произносить звук [У], показывая его

высоту рукой.

Получалась мука хороша, легка. произносить «п… п…», делая короткие

активные выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают

Петушок из муки напек пироги. руками «пекут пирожки», произнося слог

[ля]

Вот они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. произносить «пых… пых…»



В раздел образования