Автор: Малышева Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Логоритмические пятиминутки в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Раздел: дошкольное образование
Логоритмические пятиминутки в работе с детьми дошкольного возраста
с речевыми нарушениями.
Логопедическая работа является ведущей в коррекционно-
воспитательном процессе. Логопедическое воздействие в настоящее время
осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.
Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и
индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных
функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической,
артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекцию
нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного
словаря, формирование связной речи детей, совершенствование
грамматического оформления фразы, нормализацию темпа и ритма дыхания
и речи. Параллельно развиваются интеллектуальные способности,
формируется гармоничная личность.
Косвенное логопедическое воздействие это система логопедизации
всех режимных моментов для ребенка и его близкого окружения.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. отмечают что, особая
роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию
двигательных функций, так как ранняя стимуляция моторного развития и
коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению
общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением
центральной нервной системы. Большое значение имеют игры с пением и
музыкальным сопровождением. Поэтому важным разделом логопедической
работы является логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной
терапии, средством воздействия в комплексе методик.
Понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова,
музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть
разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Кроме того, понимание логопедической ритмики обусловливает
включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и
лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Средствами логопедической ритмики являются:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- счетные упражнения;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; -
упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнения в игре на музыкальных инструментах и т.д.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы –
тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным
влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно
разнообразить приемы движения и характер упражнений.
Другим принципом использования логоритмических средств является
обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть
введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов,
драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего
в подвижных играх и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд
упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном,
который способствует ритмичности движений.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции
многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР, Р.Л.
Бабушкина, О.М. Кислякова рекомендуют использовать музицирование
(вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения
(дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую
гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры
и упражнения (игрогимнастику, игроритмику), эмоционально-волевой
тренинг, креативный тренинг.
Логоритмические пятиминутки представляют собой сочетание
стихотворной формы, музыкального сопровождения и двигательной
активности детей. Логоритмические пятиминутки позволяют легко
использовать их в процессе занятий логопеда, включать в различные
режимные моменты, паузы. Данные пятиминутки педагог может придумать
сам, выбрав нужное стихотворение, подобрав необходимую музыку и
движения в соответствии со стихотворной формой. Кроме того, подбирать
логопедические пятиминутки можно и стоит в соответствии с изучаемой
лексической темой.
Ниже приведены примеры логопедических пятиминуток. Такие
пятиминутки просты в использовании, помогают оптимизировать работу
логопеда, их легко применять в своей работе воспитателю.
Песня «Ежик и мыши» с движениями
(песня Е.Железновой «Ежики и мыши»)
Ходит ежик без дорожек Дети прижимают ладони друг к другу
По лесу, по лесу, пальцы раздвигают и поворачивают ладони вперед-
назад («колючки ежа»).
Любит рыться в желтых листьях, Скребут пальчиками по коленям.
Колется, колется.
Уж я ежику-ежу Ставят руки «полочкой» и покачивают ими.
В поле тропку покажу.
Где катают мышки Делают скользящие движения
Еловые шишки. ладонями друг о друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
слова и музыка М.Картушиной.
Здравствуйте, ладошки: хлоп-3р.
Здравствуйте , ножки:топ-3р.
Здравствуйте, щечки, плюх-р
Пухленькие щечки, плюх-3р.
Здравствуйте, губки! Чмок-3р
Здравствуйте, зубки! Щелк-р
Здравствуй мой носик! Би-3р
Здравствуйте, гости, привет!
(выполняются движения в соответствии со стихотворением)
«
Петушок и зёрнышко» (фонопедическое упражнение по методу
В. Емельянова)
Петушок пшеницу серпом сжал, дети произносят «ших, резкоскрещивая
перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.
Снопов навязал, произносить «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе,
вращая кулаками перед грудью.
Обмолотил, произносить «ты-ды, ты-ды!», ударять кулачками по коленям.
На мельницу свозил. цокать язычком, подражая стуку копыт лошади, руки
«держат вожжи»
Ветер летит, крылья мельницы вертит. произносить звук [У], показывая его
высоту рукой.
Получалась мука хороша, легка. произносить «п… п…», делая короткие
активные выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают
Петушок из муки напек пироги. руками «пекут пирожки», произнося слог
[ля]
Вот они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. произносить «пых… пых…»