Автор: Григорьева Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 75 Общеразвивающего вида Красносельского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Организация игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Слова " игра ", " играть " в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово " игра " употребляется
в значении развлечения, в переносном значении. Так у древних греков слово " игра " означало
собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется
"придаваться ребячеству"..У евреев слово " игра " соответствовало понятию о шутке и смехе. В
последствии на всех европейских языках словом "игра"стали обозначать обширный круг
человеческих действий, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой –
доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить
все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене
театра.
Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх взрослого человека и
ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий,
объединенных единством мотива.
Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к
окружающей действительности.
Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует
действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая,
преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка
воздействовать на мир. В этом основное, центральное и самое общее значение игры.
2. Этапы развития игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву,
заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-
игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в
процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё
содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета - игрушки и
потому перерастает в ориентированные действия - операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры, в которой
отдельные предметно - специфические операции переходят в ранг действии, направленных на
выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета
определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание
игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка
соответствующей предметной деятельности.
Наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется
и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными,
имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно
заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. На рубеже первого и второго годов жизни
ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится.
Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий . На данном этапе развития игры
слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми
отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие
моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность
выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой
деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное
решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а
именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в
условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому
отражению действительности.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для
взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного
комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к
воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех
факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех
возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на
его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае
обучение игре становится механическим.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково
важны при работе с детьми раннего возраста.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен
на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В
связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды.
Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым,
направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из
участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам,
способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная
общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и
благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с
учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр,
установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой
деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её
мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив
которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не
и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой
другой продуктивной деятельности.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её
содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое
(музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время
способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и
др.).
3. Особенности игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом
развития личностных механизмов поведения. К трем годам ребенок проделывает огромный путь
в своем психическом развитии. Он уже свободно передвигается в пространстве, хорошо говорит,
понимает речь окружающих, сознательно руководствуется (или также сознательно не
руководствуется) требованиями и указаниями взрослых, проявляет инициативу и
самостоятельность.
Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую деятельность дошкольников, отмечали,
что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное
значение имеет руководство со стороны воспитателей. Так Н.М. Аксарина на основании своего
исследования пришла к выводу, что для появления игры необходимы три условия: 1)
наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; 2) наличие различных
игрушек и воспитательных пособий; 3) частое общение ребенка со взрослым.
Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка.
Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с
действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными
условиями жизни ребенка в обществе. Для того чтобы дети дошкольного возраста играли,
необходимо наличие у них ярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей
действительности. При этом вся окружающая ребенка действительность может быть условно
разделена на мир предметов и на мир человеческой деятельности и отношений. Исследования
Н.В. Королевой показали особую чувствительность детей именно к сфере человеческой
деятельности и взаимоотношений.
В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от
ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои
действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую
сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития
игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на
действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш
начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и
приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений
проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в
желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому
в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого
существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину
расстояния».
На следующем этапе (в три-четыре года) ребенок начинает более интенсивно общаться со своими
сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления
отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок
овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой
замысел. В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с
игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие
ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает
оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать
друг другу; один может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину,
а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более
длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и
взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в
совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт
каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых
взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания,
обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение
содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и
к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования
действий.
С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную
деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними
связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и
возможности.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой игры является
воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие
отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое
влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на
развитие всех сторон его психической жизни.
4. Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка раннего
возраста.
Весь дошкольный возраст считается классическим возрастом игровой деятельности. В этот период
возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в
психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть
деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и
в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или
моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой деятельности наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности
личности ребенка.
Соподчинение мотивов, впервые возникает и наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.
Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные
действия.
Так какое же влияние оказывает игра на социально-психологическое развитие ребенка?
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от
элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение,
произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше
запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться,
запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком
в игре.
Игровая деятельность оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с
предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве.
Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия
сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом,
игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме
того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает
видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной
способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия
происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других,
воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия
в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к
творческому воображению.
Общение ребенка со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной
игровой деятельности. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого
ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра
оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают
самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование)
первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка
из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат
продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит
воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Ребенок начинает учиться, играя. К
учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя
эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.
Огромное значение игровой деятельности для развития всех психических процессов и личности
ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является ведущей.
5. Виды игр в младшем дошкольном возрасте.
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько
разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам
организации, игровому материалу.
Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры
создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы
заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою
очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.
Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.
І. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку,
инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от
придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до
перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера
творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на
режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид
игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние годы
складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились
исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр.
Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные
игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за
всех участников.
ІІ. Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой
подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по
предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
ІІІ. Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с
предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с
ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в
том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой,
качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные
картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их
использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь
на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются
использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети
самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя
характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия;
группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.