Напоминание

Технология ТРИЗ как одно из эффективных условий развития личности ребенка в ДОУ


Автор: Соколовская Людмила Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 28
Населённый пункт: п. Усть-Ордынский, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология ТРИЗ как одно из эффективных условий развития личности ребенка в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Соколовская Л.Н., воспитатель МДОУ

детский сад № 28 «Туяна»

Мастер-класс «Технология ТРИЗ как одно из эффективных условий

развития личности ребенка в ДОУ»

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи:

1.

Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-

технологии.

2.

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

3.

Побудить

к

использованию

игр

ТРИЗ-технологии

в

совместной

деятельности с детьми.

4.

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование

ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.

Актуальность:

На современном этапе развития системы дошкольного образования, задачи

развития творческой личности, которая способна подходить нестандартно к

решению различных жизненных задач, отражены в рамках Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования и

являются одними и социально значимых приоритетов. В связи с этим, важное

значение, приобретает использование эффективных педагогических технологий

для решения разнообразных задач связанных с обучением и воспитанием детей

дошкольного возраста, в том числе и задачи связанной с развитием творческого

воображения. Одной из технологий, которая позволяет эти задачи решать,

является Теория решения изобретательских задач.

Именно игровые методы

технологии

ТРИЗ

развивают у ребенка такие качества, как творческое

воображение, фантазию, умение логически думать, обосновывать свой выбор

ответа, находить нестандартные решения, что является одним из факторов

развития личности ребенка.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса «Технология ТРИЗ как одно из эффективных условий

развития личности ребенка в ДОУ»

Прежде чем перейти непосредственно к практической части и пригласить

участников, я хочу кратко познакомить вас с технологией ТРИЗ через

презентацию.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, основателем которой является

Генрих Саулович Альтшуллер.

Цель технологии ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить

системно, с пониманием происходящих процессов.

Данная технология используется практически во всех видах детской

деятельности: как в образовательной деятельности, так и в играх и режимных

моментах.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к

дошкольному развитию – это возможность для самостоятельного поиска детьми

ответов на вопросы.

Основные функции ТРИЗ:

1.Решение

творческих

и

изобретательских

задач

любой

сложности

и

направленности без перебора вариантов.

2.

Прогнозирование

развития

технических

систем

(ТС)

и

получение

перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качества творческой личности ребенка.

Сегодня я хочу вас познакомить с дидактическими пособиями и играми, которые

эффективно влияют на развитие личности ребенка.

Дидактическое пособие «Домик признаков»

Данное пособие предназначено для знакомства детей с признаками предметов

или объектов. Признаки обозначены схемами или пиктограммами, которые мы

придумываем с детьми вместе, в течение всей работы схемы не меняются, по

мере знакомства, добавляются новые схемы.

1.Игра «Кубики признаков» (Игра проводится с участниками мастер-класса)

Цель игры: формировать у ребенка умение находить значения признака в

объекте.

Для знакомства детей с функциями и составными частями каких либо объектов,

использую в своей работе дидактическое пособие «Системный оператор. Данное

пособие разделено на несколько частей:

2 этаж – сам предмет, 1 этаж - части, из

которых он состоит, на 3 этаже находятся места, где этот предмет может быть.

Слева от предмета его прошлое, справа – будущее.

2.Игра «Волшебный лифт» (Игра проводится с участниками мастер-класса)

Цель игры: формирование у детей целостного представления об изучаемом

объекте.

3.Для сплочения коллектива мы поиграем в групповую игру «Лимерика»,

которая развивает речь детей, фантазию и нестандартное решение.

Педагогам предлагаю выбрать любую картинку и по ней составить короткое

стихотворение, нелепицу, небылицу, согласно схеме.

1

строчка

Жил(а)-был(а) предмет: объект или субъект

2

строчка

Свойства предмета, сравнение предмета с кем-то или с чем-то

3

строчка

Необычные действия предмета, обычные действия предмета

4

Взаимодействия с другими предметами

строчка

5

строчка

Вывод (утверждение или мораль)

В прошлом году, прослушав по вебинару семинар по теме «Развитие

инженерного мышления у дошкольников», была приятно удивлена, посмотрев в

какие игры умеют играть дети в городе Оренбурге. В наше детство слова

"матрица", "алгоритм", и "системный оператор" мы слышали только на уроках

информатики в школе, а сейчас дети с лёгкостью оперируют такими

выражениями, уже с 4 лет, при этом абсолютно понимая, о чём говорят.

После просмотра этого семинара я сделала несколько игр для детей своей

группы и сейчас в средней группе, буду знакомить детей с особенностями

инженерного мышления, с результатом которого я познакомлю вас в новом

учебном году.

Я считаю, что данные игры помогут нам педагогам, начиная уже с младшего

дошкольного

возраста

развивать

у

детей

воображение,

научит

их

нестандартному мышлению, активному поиску, творчеству, которое пригодится

им в школе и в дальнейшей жизни.

Рефлексия:

Уважаемы коллеги, предлагаю вам оценить мастер – класс по следующим

критериям. Выберите из трех предметов, которые у вас находятся в руках один.

Чемодан - информацию забираю с собой, и буду использовать в своей

деятельности.

Мясорубка

было

интересно,

информацию

нужно

переработать,

подумать, докрутить.

Корзина – материал не нужный, выброшу в корзину.

Спасибо за внимание

Библиографический список литературы:

1.Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских

задач [Текст]

2.

Бабанова, И.А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе

[Электронный документ].

3.

Киселева, М. В. Применение ТРИЗ в обучении дошкольника творчеству

[Текст]

3.

Сивкова, Т.П. Развивающее обучение детей дошкольного возраста с

использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ [Текст]

4.

Страунинг, А. М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста

«Росток», 1 том: Учебно-методическое пособие [Текст]

5.

Ляшко, Т.В. Через игру – к творчеству [Текст]



В раздел образования