Автор: Соколовская Людмила Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 28
Населённый пункт: п. Усть-Ордынский, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология ТРИЗ как одно из эффективных условий развития личности ребенка в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Соколовская Л.Н., воспитатель МДОУ
детский сад № 28 «Туяна»
Мастер-класс «Технология ТРИЗ как одно из эффективных условий
развития личности ребенка в ДОУ»
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Задачи:
1.
Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-
технологии.
2.
Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.
3.
Побудить
к
использованию
игр
ТРИЗ-технологии
в
совместной
деятельности с детьми.
4.
Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование
ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.
Актуальность:
На современном этапе развития системы дошкольного образования, задачи
развития творческой личности, которая способна подходить нестандартно к
решению различных жизненных задач, отражены в рамках Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования и
являются одними и социально значимых приоритетов. В связи с этим, важное
значение, приобретает использование эффективных педагогических технологий
для решения разнообразных задач связанных с обучением и воспитанием детей
дошкольного возраста, в том числе и задачи связанной с развитием творческого
воображения. Одной из технологий, которая позволяет эти задачи решать,
является Теория решения изобретательских задач.
Именно игровые методы
технологии
ТРИЗ
развивают у ребенка такие качества, как творческое
воображение, фантазию, умение логически думать, обосновывать свой выбор
ответа, находить нестандартные решения, что является одним из факторов
развития личности ребенка.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Технология ТРИЗ как одно из эффективных условий
развития личности ребенка в ДОУ»
Прежде чем перейти непосредственно к практической части и пригласить
участников, я хочу кратко познакомить вас с технологией ТРИЗ через
презентацию.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, основателем которой является
Генрих Саулович Альтшуллер.
Цель технологии ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов.
Данная технология используется практически во всех видах детской
деятельности: как в образовательной деятельности, так и в играх и режимных
моментах.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к
дошкольному развитию – это возможность для самостоятельного поиска детьми
ответов на вопросы.
Основные функции ТРИЗ:
1.Решение
творческих
и
изобретательских
задач
любой
сложности
и
направленности без перебора вариантов.
2.
Прогнозирование
развития
технических
систем
(ТС)
и
получение
перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качества творческой личности ребенка.
Сегодня я хочу вас познакомить с дидактическими пособиями и играми, которые
эффективно влияют на развитие личности ребенка.
Дидактическое пособие «Домик признаков»
Данное пособие предназначено для знакомства детей с признаками предметов
или объектов. Признаки обозначены схемами или пиктограммами, которые мы
придумываем с детьми вместе, в течение всей работы схемы не меняются, по
мере знакомства, добавляются новые схемы.
1.Игра «Кубики признаков» (Игра проводится с участниками мастер-класса)
Цель игры: формировать у ребенка умение находить значения признака в
объекте.
Для знакомства детей с функциями и составными частями каких либо объектов,
использую в своей работе дидактическое пособие «Системный оператор. Данное
пособие разделено на несколько частей:
2 этаж – сам предмет, 1 этаж - части, из
которых он состоит, на 3 этаже находятся места, где этот предмет может быть.
Слева от предмета его прошлое, справа – будущее.
2.Игра «Волшебный лифт» (Игра проводится с участниками мастер-класса)
Цель игры: формирование у детей целостного представления об изучаемом
объекте.
3.Для сплочения коллектива мы поиграем в групповую игру «Лимерика»,
которая развивает речь детей, фантазию и нестандартное решение.
Педагогам предлагаю выбрать любую картинку и по ней составить короткое
стихотворение, нелепицу, небылицу, согласно схеме.
1
строчка
Жил(а)-был(а) предмет: объект или субъект
2
строчка
Свойства предмета, сравнение предмета с кем-то или с чем-то
3
строчка
Необычные действия предмета, обычные действия предмета
4
Взаимодействия с другими предметами
строчка
5
строчка
Вывод (утверждение или мораль)
В прошлом году, прослушав по вебинару семинар по теме «Развитие
инженерного мышления у дошкольников», была приятно удивлена, посмотрев в
какие игры умеют играть дети в городе Оренбурге. В наше детство слова
"матрица", "алгоритм", и "системный оператор" мы слышали только на уроках
информатики в школе, а сейчас дети с лёгкостью оперируют такими
выражениями, уже с 4 лет, при этом абсолютно понимая, о чём говорят.
После просмотра этого семинара я сделала несколько игр для детей своей
группы и сейчас в средней группе, буду знакомить детей с особенностями
инженерного мышления, с результатом которого я познакомлю вас в новом
учебном году.
Я считаю, что данные игры помогут нам педагогам, начиная уже с младшего
дошкольного
возраста
развивать
у
детей
воображение,
научит
их
нестандартному мышлению, активному поиску, творчеству, которое пригодится
им в школе и в дальнейшей жизни.
Рефлексия:
Уважаемы коллеги, предлагаю вам оценить мастер – класс по следующим
критериям. Выберите из трех предметов, которые у вас находятся в руках один.
Чемодан - информацию забираю с собой, и буду использовать в своей
деятельности.
Мясорубка
–
было
интересно,
информацию
нужно
переработать,
подумать, докрутить.
Корзина – материал не нужный, выброшу в корзину.
Спасибо за внимание
Библиографический список литературы:
1.Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских
задач [Текст]
2.
Бабанова, И.А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе
[Электронный документ].
3.
Киселева, М. В. Применение ТРИЗ в обучении дошкольника творчеству
[Текст]
3.
Сивкова, Т.П. Развивающее обучение детей дошкольного возраста с
использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ [Текст]
4.
Страунинг, А. М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста
«Росток», 1 том: Учебно-методическое пособие [Текст]
5.
Ляшко, Т.В. Через игру – к творчеству [Текст]