Автор: Атапина Елена Никаноровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАНОУ "Лицей № 4"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность обучающихся с применением компьютерных технологий при переходе на ФГОС в старшей школе
Раздел: полное образование
Исследовательская деятельность учащихся с применением компьютерных
технологий
в условиях перехода на ФГОС в старшей школе
Атапина Е.Н., учитель математики,
МАНОУ «Лицей № 4»,
г. Ленинск-Кузнецкий
Исследовательская деятельность учащихся является одним из ведущих
компонентов содержания лицейского образования и важным этапом подготовки
к научно-исследовательской работе в дальнейшем при обучении в вузе.
Для эффективной исследовательской деятельности учащихся необходима
инновационная образовательная среда, которая способна обеспечить основу
организации
нового
культурно-образовательного
мышления.
Такой
образовательной средой является электронная.
Мы присоединяемся к мнению Шевченко Г.И., который определяет
образовательную
электронную
среду
как
совокупность
программно-
аппаратных средств и учебно-методических материалов для организации,
контроля, и управления образовательным процессом.
При организации исследовательской деятельности учащихся в лицее
широко используются компьютерные технологии, которые прочно вошли во
все сферы современной жизни и деятельности. Компьютерные технологии
выполняют различные функции: счетную, аналитическую, синтезирующую,
информативную и другие. Здесь и создание баз данных, и ускорение поиска
необходимых сведений в научной периодике. Средства компьютерной графики
позволяют сегодня эффективно представлять большие объемы информации в
виде таблиц, графиков, карт и т.д., что дает возможность более эффективно
проводить научные исследования.
Исходя из профиля образовательного учреждения, исследовательской
деятельностью с помощью компьютера учащиеся начинают заниматься
практически с начала обучения в лицее. Этому способствует изучение
элективных курсов «Основы логики и программирования» и «Технология
создания сайтов» в классах технологического профиля, а также программы
внеурочной деятельности «Музей занимательной науки», которая осваивается в
рамках перехода старшеклассников на ФГОС, который осуществляется с 2019
года.
Развитию
навыков
проектно-исследовательской
деятельности
способствует введение в 10-11 классах нового предмета «Индивидуальный
проект». На занятиях по этому предмету учащиеся в деталях осваивают
технологии создания самых разных проектов, в том числе с использованием
компьютерных технологий. Каждый обучающийся лицея в течение двух
учебных лет работает над индивидуальным проектом, тему которого выбирает
самостоятельно с помощью научного руководителя из числа педагогов лицея.
Защита проекта состоится в конце 11 класса. Компьютер используется как для
написания программы на каком-либо языке программирования (Turbo Paskal,
Delphi, HTML и т.д.), так и для подготовки отчета и выступления на защите.
Вот примеры тем, которые выбирают обучающиеся для проектов с
использованием
компьютерных
технологий:
«
Arduino
"Умный
дом",
«Исследование проблемы безопасности работы в сети Интернет», «Создание и
проектирование сайта», «Повышение мотивации подростков к изучению
математики и физики посредством видеоигры», «Программы для создания
модификаций для игр», «Обработка данных систем управления конвейерами
методом интерполяции».
По мере продвижения характер действий, степень сложности и объем
содержания исследовательской деятельности с применением компьютерных
технологий
возрастает.
Результатом
деятельности
становится
сформированность исследовательских умений учащихся.
Большая часть выпускников лицея становится студентами вузов. Как
правило, у тех обучающихся, которые плодотворно занимались проектно-
исследовательской деятельностью, к началу обучения в институте уже
сформированы исследовательские умения базового уровня: умение работать с
информацией, умение представить результаты исследований, умение оформить
результат в виде реферата или доклада. Об этом можно судить, поскольку у
лицея есть многолетний опыт сотрудничества с КемГУ и КузГТУ, студентами
которых становятся выпускники лицея.
Таким образом, субъектный опыт, приобретенный при обучении в лицее,
играет важную роль в формировании исследовательских умений средствами
компьютерных технологий и эффективно влияет на дальнейшую научно-
исследовательскую работу студентов.
Литература:
1.
Алейникова, И. Интеллект будущего [Текст]/ И. Алейникова //
Управление школой: изд. дом Первое сентября. – 2007. - № 1. – с.25-
27.
2.
Колмогоров, А.Н. Научно-исследовательская деятельность учащихся
[Электронный
ресурс]
/
А.Н.
Колмогоров.
–
http
://
sokolovskaya
.86
mmcmegionscch
2.
edusiye
.
ru
/
p
4
aal
/
html
.
3.
Шевченко,
Г.И.
Инновационный
характер
организации
и
функционирования образовательной электронной среды [Электронный
ресурс] / Г.И. Шевченко. – http
://
www
.
rusnauka
.
com
/15_
NNM
_2012/
Pedagogika
/5_111459.
doc
.
htm
.