Напоминание

Исследовательская деятельность обучающихся с применением компьютерных технологий при переходе на ФГОС в старшей школе


Автор: Атапина Елена Никаноровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАНОУ "Лицей № 4"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность обучающихся с применением компьютерных технологий при переходе на ФГОС в старшей школе
Раздел: полное образование





Назад




Исследовательская деятельность учащихся с применением компьютерных

технологий

в условиях перехода на ФГОС в старшей школе

Атапина Е.Н., учитель математики,

МАНОУ «Лицей № 4»,

г. Ленинск-Кузнецкий

Исследовательская деятельность учащихся является одним из ведущих

компонентов содержания лицейского образования и важным этапом подготовки

к научно-исследовательской работе в дальнейшем при обучении в вузе.

Для эффективной исследовательской деятельности учащихся необходима

инновационная образовательная среда, которая способна обеспечить основу

организации

нового

культурно-образовательного

мышления.

Такой

образовательной средой является электронная.

Мы присоединяемся к мнению Шевченко Г.И., который определяет

образовательную

электронную

среду

как

совокупность

программно-

аппаратных средств и учебно-методических материалов для организации,

контроля, и управления образовательным процессом.

При организации исследовательской деятельности учащихся в лицее

широко используются компьютерные технологии, которые прочно вошли во

все сферы современной жизни и деятельности. Компьютерные технологии

выполняют различные функции: счетную, аналитическую, синтезирующую,

информативную и другие. Здесь и создание баз данных, и ускорение поиска

необходимых сведений в научной периодике. Средства компьютерной графики

позволяют сегодня эффективно представлять большие объемы информации в

виде таблиц, графиков, карт и т.д., что дает возможность более эффективно

проводить научные исследования.

Исходя из профиля образовательного учреждения, исследовательской

деятельностью с помощью компьютера учащиеся начинают заниматься

практически с начала обучения в лицее. Этому способствует изучение

элективных курсов «Основы логики и программирования» и «Технология

создания сайтов» в классах технологического профиля, а также программы

внеурочной деятельности «Музей занимательной науки», которая осваивается в

рамках перехода старшеклассников на ФГОС, который осуществляется с 2019

года.

Развитию

навыков

проектно-исследовательской

деятельности

способствует введение в 10-11 классах нового предмета «Индивидуальный

проект». На занятиях по этому предмету учащиеся в деталях осваивают

технологии создания самых разных проектов, в том числе с использованием

компьютерных технологий. Каждый обучающийся лицея в течение двух

учебных лет работает над индивидуальным проектом, тему которого выбирает

самостоятельно с помощью научного руководителя из числа педагогов лицея.

Защита проекта состоится в конце 11 класса. Компьютер используется как для

написания программы на каком-либо языке программирования (Turbo Paskal,

Delphi, HTML и т.д.), так и для подготовки отчета и выступления на защите.

Вот примеры тем, которые выбирают обучающиеся для проектов с

использованием

компьютерных

технологий:

«

Arduino

"Умный

дом",

«Исследование проблемы безопасности работы в сети Интернет», «Создание и

проектирование сайта», «Повышение мотивации подростков к изучению

математики и физики посредством видеоигры», «Программы для создания

модификаций для игр», «Обработка данных систем управления конвейерами

методом интерполяции».

По мере продвижения характер действий, степень сложности и объем

содержания исследовательской деятельности с применением компьютерных

технологий

возрастает.

Результатом

деятельности

становится

сформированность исследовательских умений учащихся.

Большая часть выпускников лицея становится студентами вузов. Как

правило, у тех обучающихся, которые плодотворно занимались проектно-

исследовательской деятельностью, к началу обучения в институте уже

сформированы исследовательские умения базового уровня: умение работать с

информацией, умение представить результаты исследований, умение оформить

результат в виде реферата или доклада. Об этом можно судить, поскольку у

лицея есть многолетний опыт сотрудничества с КемГУ и КузГТУ, студентами

которых становятся выпускники лицея.

Таким образом, субъектный опыт, приобретенный при обучении в лицее,

играет важную роль в формировании исследовательских умений средствами

компьютерных технологий и эффективно влияет на дальнейшую научно-

исследовательскую работу студентов.

Литература:

1.

Алейникова, И. Интеллект будущего [Текст]/ И. Алейникова //

Управление школой: изд. дом Первое сентября. – 2007. - № 1. – с.25-

27.

2.

Колмогоров, А.Н. Научно-исследовательская деятельность учащихся

[Электронный

ресурс]

/

А.Н.

Колмогоров.

http

://

sokolovskaya

.86

mmcmegionscch

2.

edusiye

.

ru

/

p

4

aal

/

html

.

3.

Шевченко,

Г.И.

Инновационный

характер

организации

и

функционирования образовательной электронной среды [Электронный

ресурс] / Г.И. Шевченко. – http

://

www

.

rusnauka

.

com

/15_

NNM

_2012/

Pedagogika

/5_111459.

doc

.

htm

.



В раздел образования