Автор: Хузина Лейсан Фаниловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Экологическое воспитание младших школьников»
В. А. Сухомлинский : «Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.
Но сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы
ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это
качество с раннего детства».
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы,
воздействие человека на окружающую среду стала очень актуальной. Громадное значение
приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания
человека.
Под экологическим воспитанием детей понимается, прежде всего, формирование
экологической культуры,
воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного
отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно
оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно
учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно
вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать
правильную линию поведения. Основная цель экологического воспитания - формирование
экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.
Ответственное отношение к окружающему миру формируется у человека практически
на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Это сложный и
длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение
определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и
желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач:
1.Доказать учащимся, что в природе всё взаимосвязано.
2.Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи, т.е. не нарушать их,
ибо нарушение связей влечёт за собой необратимые последствия для природы и человека.
3.Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в
ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
Уже в первом классе дети узнают об изменениях в природе, происходящих под
воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в
посильную природоохранительную деятельность, затем продолжается формирование
знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и
животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне
раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути её
расширения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед
людьми.
При
этом
формируются
понятия:
экология,
экологические
цепочки,
экологические проблемы, экологическая катастрофа.
В последующие годы обучения особое внимание воспитанников обращается на
раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе. Рассматриваются связи между живой и
неживой природой, между компонентами живой природы, между природой и человеком.
Через познание данных связей и отношений воспитанники изучают окружающий мир и в
этом им помогают экологические связи. Изучение экологических связей способствует
повышению экологической культуры младших школьников, воспитанию ответственного
отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные
последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно
полноценное экологическое воспитание учащихся.
Отмечается, что экологические представления у детей формируются лишь при
непосредственном наблюдении природы. Удачным сочетанием игровой и познавательной
деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Каждая экскурсия должна
быть подготовлена, иметь тему, цель и задачи. Надо составить план, выбрать место,
спланировать
организационные
формы
деятельности
учащихся.
Все
явления
рассматриваются в тесной взаимосвязи и развитии. Перед экскурсией дети заучивают
стихи о природе. При проведении использую загадки, дидактические игры, такие как:
«Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного
и воспроизведение в памяти того, что было. Перед экскурсией даю детям по подгруппам
или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и
растениями.
Необходимо уделять большое внимание повышению познавательной
активности учащихся.
Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и
оценивают его состояния.
Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с
помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность.
Задания, используемые на занятиях, должны раскрывать не только связи организмов со
средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты
отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого
учащиеся
чаще
вовлекаются
в
самостоятельный
поиск,
учатся
прогнозировать
последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими
умениями, участвуют в творческой деятельности.
Учитель должен стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об
окружающей среде, развивать творческое мышление, умение предвидеть возможные
последствия
природообразующей
деятельности
человека,
формировать
исследовательские навыки, умения, способности принимать экологически целесообразные
решения и самостоятельно приобретать новые знания, вовлекать ребят в практическую
деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявлять
редких и исчезающих видов, организация экологической тропы).
Увлекает детей и такая работа как составление кроссвордов, участие в викторинах,
сочинение сказок на экологическую тему, защита экологических плакатов.
Популярностью у ребят пользуются конкурсы. Игровые конкурсы носят обычно
комплексный характер, представляя собой викторины, соревнования и выступления.
Учащиеся, получая определённую систему знаний, усваивают нормы и правила
нравственно – экологического поведения в природе, так как через экологическое
просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Эти нормы и правила
формируются в определённых условиях. Первое важнейшее условие – экологическое
воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного
краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и
углубления отдельных элементов. Второе непременное условие – нужно активно
вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране
местных природных ресурсов. Это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера,
охрана и подкормка птиц, уборка природных территорий, шефство над памятниками
природы и тому подобное.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических
связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые
будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Проблема
экологического
воспитания
и
образования
существовала,
и
будет
существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание
позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.