Напоминание

«Расскажем детям о войне»


Авторы: Першина Елена Валентиновна, Ляпшина Людмила Ивановна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: п. Приладожский, Ленинградская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: «Расскажем детям о войне»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ « Детский сад комбинированного вида №29»

Задохнулись канонады, в мире тишина,

На большой Земле однажды кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть!

Р.Рождественский.

.

Педагогический проект

«Расскажем детям о войне»

Авторы проекта:

Першина Елена Валентиновна

Ляпшина Людмила Ивановна

п. Приладожский

Пояснительная записка

.

Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что

формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе

совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить

новые

знания,

наиболее

результативным

средством

нравственно-

патриотического воспитания является метод проектов. Имея в основе

личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей

старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к

различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает

большие возможности в организации совместной поисковой деятельности

дошкольников,

педагогов,

родителей.

Проект

направлен

на

патриотическое

воспитание

детей

старшего

дошкольного

возраста.

В

результате

приобретенных

знаний

на

патриотическую тему у детей расширяется словарный запас и кругозор,

развивается речь, воспитывается уважение к ветеранам, к памяти павших

бойцов,

к

профессии

защитника

Отечества,

любовь

к

Родине.

Дошкольники

знакомятся

с

художественной

литературой

(стихами,

рассказами), песнями на военную тему; приобщаются к прошлому и

настоящему своей страны через связь поколений. В ходе проектной

деятельности

дети

создадут

различные

продукты

деятельности

(совместные, индивидуальные): рисунки, аппликации, продукты лепки, а это

совершенствует трудовые навыки, развивает творческие способности.

Данный проект вызывает у детей желание активно участвовать в подготовке

к

предстоящему

празднику.

В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех

участников образовательного процесса, обозначаемый особым словом

«сотрудничество». Сотрудничают все: педагог - с родителями и детьми,

дети – друг с другом, с родителями и педагогом.

.

Актуальность проекта

:

Сегодня, в период смены общественных

формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и

прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных

установок. Современное поколение недостаточно знает и интересуется

событиями

Великой

Отечественной

войны.

Очень

важно,

чтобы

с

дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических

событиях

1941-1945

годов.

Тема

Великой

Отечественной

войны

чрезвычайно

актуальна

в

современном

обществе,

способствует

объединению, сплочению нашего народа, но в то же время для наших детей

это далекая история. Наши дети не испытывают чувства гордости за свою

Родину, героев-победителей в Великой Отечественной войне. Поэтому было

принято решение разработать и реализовать проект «Расскажем детям о

войне». Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников

формируются чувства патриотизма, собственного достоинства, гордости за

свою Родину.

Тип проекта: Информационно - познавательный

Продолжительность: длительный

Сроки проведения: январь – май 2015 г.

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста, родители,

воспитатели, учитель – логопед, учитель-дефектолог, воспитатель по изо

деятельности,

инструктор по физическому воспитанию, музыкальный

руководитель.

Проблема проекта:

помочь подрастающему поколению сформировать у

них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины,

чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую

жизнь.

Причины:

дефицит знаний и представлений старших дошкольников о

Великой Отечественной войне, о героях Великой Отечественной войны,

причинах

возникновения

праздника

«День

Победы»;

дети

плохо

ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие

понятия, как оборона, блокада, захватчики, фашисты, фашистская Германия,

ветераны Великой Отечественной войны.

Цель

проекта:

формировать

патриотические

чувства

на

основе

ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков;

пополнить знания об отдельных страницах героической истории нашего

края; познакомить с памятниками нашего края; создать условия для

ознакомления детей с героическим подвигом советского народа в Великой

Отечественной войне; сформировать знания о Великой Отечественной

войне через различные виды деятельности; воспитание патриотизма,

чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне,

уважение к ветеранам.

Задачи проекта:

Познавательные:

- уточнить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне;

- формировать у детей представления о подвиге народа, который встал

на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны;

- закреплять знания детей об армии – защитнице нашей страны;

Развивающие:

- развивать интерес и уважение к героическим событиям прошлого,

боевой славе русских людей;

- развивать речь детей, обогащать словарный запас через беседы,

экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен о

войне, составление рассказов о ветеранах; поощрять пересказы детей,

услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;

- развивать познавательные способности детей в процессе практической

деятельности,

интеллект

ребенка,

формировать

наглядно-образное

мышление,

творческие

способности,

самостоятельность,

навыки

взаимоотношений со взрослыми;

-развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать,

обобщать, делать выводы):

Коррекционные:

- пополнить, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех

режимных моментов;

- закреплять навыки правильного произношения изученных звуков.

- развитие памяти и внимания - процессов тесно связанных с речью;

-

закреплять

навыки

пользования

самостоятельной

связной

речью,

различной сложности.

- закреплять навыки умения внимательно выслушивать собеседника.

- учить правильно, строить предложение, согласовывая слова в роде, числе,

падеже.

- учить овладевать интонационными средствами выразительной речи в

различной деятельности.

- работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.

Воспитательные:

-

расширять

гендерные

представления:

формировать

в

мальчиках

стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины;

воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам

Родины;

- воспитывать нравственные чувства (любовь, ответственность, гордость)

к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества;

- воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

- организовать сотрудничество детей, родителей, педагогов в совместном

освоении

данной

темы.

обеспечить

атмосферу

доброжелательности,

комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель –

ребенок;

- вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности;

-способствовать формированию коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта

у детей:

-появится знание таких терминов как: блокада, «дорога жизни», ветеран;

Великая Отечественная война, Парад Победы, День Победы, салют

-появится понимание важности праздника Дня Победы в жизни российского

человека;

-в результате проведенных мероприятий сформируются представления о

легендарном прошлом нашей Родины;

- появится представление о военных профессиях, о родах войск, военной

технике, о памятных местах родного края, поселка;

- проявится интерес к чтению произведений на военную тему;

- повысится внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям;

- приобретут навыки социального общения со взрослыми;

- расширятся простейшие представления о мероприятиях, направленных на

воспитание патриотических чувств (Парад Победы, салют, возложение

цветов и венков к обелискам, встречи с ветеранами).

у родителей:

- повысится компетентность в вопросах патриотического воспитания детей;

-появится заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ;

у педагогов:

-повысится

компетентность

в

вопросах

освоения

технологии

проектирования; -

расширятся партнерские отношения с семьями воспитанников.

Визитка проекта

Основополагающий вопрос

Почему мы помним о празднике День Победы?

Проблемные вопросы

 Почему наш народ отмечает праздник День Победы?

 Почему День Победы - это праздник со слезами на глазах?

 Кого можно назвать ветераном Великой Отечественной войны?

 Кого можно назвать защитником Отечества?

Учебные вопросы

 Что по традиции делают 9 мая?

 Что такое вечный огонь, почетный караул?

 Что такое памятник, обелиск, аллея Славы?

 Что такое подвиг, героизм?

 Что такое орден?

 Какие военные профессии, военная техника есть в нашей Армии?

 Что такое Отечество?

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Формулировка темы проекта, его цели, задач и ожидаемого результата.

Продумывание основных вопросов: основополагающий, проблемные,

учебные.

Выявление первоначальных знаний детей о войне, о защитниках Отечества,

о ветеранах, о Дне Победы.

Составление плана работы над проектом совместно со специалистами,

работающими с детьми.

Сбор информации и необходимого материала для реализации цели проекта.

Создание предметно-развивающей среды по теме проекта: подборка

наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны

и солдатских будней; дидактические игры с патриотическим содержанием;

художественной литературы – рассказов, стихотворений, пословиц и

поговорок о войне, блокаде, празднике 9 Мая, военных, мире, песен военных

лет; различных материалов для продуктивной деятельности детей.

Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику

.

Разработка мероприятий по совместной деятельности с детьми.

Составление презентаций для родителей, для детей.

Разработка буклетов, анкеты для родителей. Заполнение анкет родителями.

Информация родителей о предстоящем проекте.

Дать домашнее задание родителям и детям.

Вовлечение детей и родителей в процесс решения поставленных задач.

2 этап – основной.

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции

образовательных областей

Системная паутинка.

Познавательно-

исследовательская

деятельность

Игровая деятельность

Чтение художественной

литературы

Коммуникативная

деятельность

РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ О

ВОЙНЕ

Двигательная

деятельность

Продуктивная

деятельность

Музыкальная

деятельность

Конструирование из

разного материала

Формы и методы реализации проекта.

Анкетирование родителей «О патриотическом воспитании детей

дошкольного возраста в семье».

Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений.

Рассматривание рисунков, плакатов, альбомов, иллюстраций.

Беседы.

Решение проблемных ситуаций.

Экскурсия вне детского сада (поселковая библиотека, школьный музей

Боевой славы, возложение цветов к памятнику Павшим воинам).

Организованные формы обучения в непосредственной образовательной

деятельности детей.

Составление рассказов.

Просмотр слайдов.

Совместная деятельность (воспитатель - дети, дети – дети, родители – дети,

воспитатель – родители).

Конкурсы и выставки.

Физкультурный досуг

Игры: сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные.

Оформление информации для родителей.

Домашние задания для родителей и детей.

Праздники, посвященные защитникам Отечества и Дню Победы.

Задачи проекта решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных

областей.

Содержание проекта или план осуществления проекта ( основной этап )

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Непосредственно

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в ходе

режимных моментов

Социально-

коммуникативное

развитие

Беседа «Почему война

называется Великой

Отечественной войной?»,

беседа «История георгиевской

ленточки». Посещение

выставки детских книг в

детской библиотеке,

посвящённой 70-летию

Победы в ВОВ.

Организация

торжественной встречи с

ветеранами

Экскурсия к

памятнику Павших,

возложение цветов. .

Разучивание стихов,

пальчиковой гимнастики

«Защитники Отечества»

Беседы, знакомство с

пословицами и поговорками,

рассматривание иллюстраций,

открыток, картинок и т.п.

Знакомство с календарем

знаменательных дат. Беседа

«

Как вести себя во время

экскурсий» Игра-

соревнование «Одеваемся

быстро, как солдаты».

Сюжетно-ролевые игры

«Моряки», «Разведчики»,«На

границе» «Мы военные»,

«Летчики». «Готовим обед для

солдата». «Почта»,

«Госпиталь».

Дидактические

игры: «Кто служит в армии?»,

«Подбери признак», «Парад

военной техники», «Подбери

предметы по родам войск».

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Непосредственно

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в ходе

режимных моментов

Познавательное

развитие

Проведение бесед с показом

презентаций: «Блокадный

Ленинград», «Дорога жизни»,

«Великая Отечественная

война», «Наша Армия»,

«Защитники Отечества»,

«Символы Победы – ордена,

медали и знамена». Беседа с

показом презентации

«Путешествие по памятным

местам».

Рассматривание карты

блокадного Ленинграда,

фотографий , репродукций ,

картин , иллюстраций в т.ч.

русских богатырей ,военной

амуниции (форма, головные

уборы), военной техники

(старой и современной).

альбомов «О детях героях»,

«Великая Отечественная

война», «Памятники героям»,

«Военная техника». Просмотр

с детьми открыток из цикла

«Города –герои»

Рассматривание плакатов

«Родина – мать зовет».

Дидактические игры:«Подбери

картинку»,«Воину солдату

своё оружие», «Чья форма»,

«Что изменилось»,"Военный

транспорт», «Обработка

раны»

Рассматривание книг,

иллюстраций, открыток о

войне, блокаде Ленинграда,

военных. Дидактические игры

«Составь из частей»

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Непосредственно

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в ходе режимных

моментов

Речевое развитие

Чтение рассказа Л.А.Кассиля

«Сестра». беседы об истории

праздника «День защитника

Отечества» , о « военных»

профессиях» Проведение

смотра-конкурса «Юный

чтец», посвященный Дню

Победы ВОВ 1941-1945гг

Составление рассказов на

тему: «Кем бы я хотел

служить в Армии».

Проведение опроса о Вов в

виде игры «Что?.Где?

Когда?» (Кто и когда напал

на нашу страну?, что такое

«солдатский треугольник?,

Что такое полевая кухня? И

т.д.)

Организация выставки и

чтение художественной

литературы с последующим

обсуждением о блокаде, Вов и

Дне Победы.

Заучивание

пословиц, стихов по выбору,

В.Н.Семенцова «Лист фикуса»,

Е. Благинина «Шинель»; Н.

Дилакторская «Почему маму

прозвали Гришкой»; А. Митяев

«Землянка»; «Мешок овсянки»;

«Почему армия родная?»;

глав

из книги С. Баруздина «Шел по

улице солдат»; Л. Кассиль из

книги «Твои защитники».

Берестов «Богатыри»,

В.Коржиков «Вот какой

Пахомов», С.Могилевская

«Сказка о громком барабане»,

А.Коваль «Алый», А.Маркуша

«Я - солдат, и ты – солдат»,

А.Барто «На заставе»,

Георгиевская «Галина мама»,

С.Маршак

«Наша Армия», ,А.

Твардовский «Рассказ

танкиста».

Рассматривание книг о

войне.

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Непосредственно

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в ходе

режимных моментов

Художественно-

эстетическое развитие:

лепка

Военная техника (танк,

самолет) из пластилина.

«пограничник с собакой»

Военная техника (танк,

самолет) из пластилина с

использованием природного

материала

материалы и инструменты для

лепки

аппликация

Подарок папе-

«Вертолет»,»Военная техника

на страже Родины» (прием

мозаика), «Ракета»,

материалы и инструменты для

аппликации.

рисование

Папин портрет, «Салют над

городом»

Раскрашивание раскрасок на

военную тему.

материалы и инструменты для

рисования.

Рисунок «На поле боя»

ручной труд

Конструирование из бумаги

«оригами» - Журавлики.

«треугольное письмо»

Изготовление поделок и

цветов для ветеранов

изготовление атрибутов для

тематических с- р. игр

Изготовление оригами:

«Лодка», «Собака»,

Сооружение снежной крепости

Конструирование:«Военная

база» (из маленьких

солдатиков, мелкого и

крупного конструктора

«Военная техника» (ТИКО)

музыка

Слушание фрагментов из

Седьмой симфонии

«Ленинградской»

Д.Шостаковича Пение

(разучивание песен).

Музыкально-ритмические

движения: танцы, ритмические

упражнения.

Проведение

праздника к 70-летию Победы

в ВОВ 1941-1945гг.

Слушание песен о ВОв:

«Землянка», «Синий

платочек», «День Победы» Д.

Тухманов,

«Журавли»,«Священная

война»- сл. В. Лебедев-

Кумача», «Катюша» М.

Блантер, «Прощание

словянки»-В.Алкин.

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Непосредственно

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в ходе

режимных моментов

Физическое развитие

Беседа «Как важно быть

здоровым». Спортивный

праздник «Хочется

мальчишкам в армии

служить». Спортивные

соревнования.

Разучивание пальчиковой

гимнастики и физкульт.

минуток. Игры-эстафеты

«Перетягивание каната»,

Беседы по правилам

патриотических игр,

безопасность в спортивном

зале Беседа «Зарядка

помогает стать сильным,

смелым».

Игры «Попади в

цель», «Встречные

перебежки», «Кто дальше»,

«Переправа через мост», «Кто

быстрее соберется по

тревоге».

Наш книжный уголок.

(выставка книг)

Иллюстр

ативный материал.

Рассказ -беседы с использованием презентаций;

Мини выставки: «Военная техника»

«Вещи солдат»

Конкурс чтецов о блокаде и блокадном Ленинграде.

НОД Чтение рассказа Л. Кассиль «Сестра»

Свободная деятельность. Конструктор «ТИКО»

Свободная деятельность. Лего «Военная база»

Сюжетно-ролевая игра «Мы военные»

«Роем окопы, строим крепости»

Аппликация «Подарок папе»

НОД Лепка «Военная техника»

Свободная деятельность пластилинография с использованием

бросового материала «Военная техника»

Свободная деятельность. Раскрашивание раскрасок.

Спортивный праздник «Хочется мальчишкам в армии служить».

Спортивные соревнования.

Взаим

одействие с семьей.

Привлечение родителей к участию в проекте.

Совместные поиски информации.

Анкетирование родителей «О патриотическом воспитании детей

дошкольного возраста в семье».

Советы для родителей в родительском уголке «Как рассказать детям о

войне»;

Оформление папок-передвижек, консультаций о патриотическом воспитании

детей дошкольного возраста в семье.

Выставка совместных работ детей и родителей «Никто не забыт, ничто не

забыто».

Посещение музеев и выставочных залов с детьми, посвящённых военной

тематике,

торжеств, посвящённых 70-летию Победы в Приладожском,

Кировске, на Синявинских высотах с последующим оформлением

фотовыставки в ДОУ

Родителям рекомендуется совместно с детьми рассмотреть праздничное

украшение поселка, понаблюдать за праздничным салютом, просмотреть

телепередачи «Парад на Красной площади», просмотреть фильмы о героях

войны и совместно обсудить; прослушать песни на военную тему.

Привлечь к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Оформление мини-музея «Военная техника» с помощью детских игрушек.

Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим

прошлым России».

Выставка детской литературы о Великой Отечественной войне.

Экскурсия к памятнику «Неизвестному солдату» Возложение цветов

Спортивно – музыкальный праздник «Бравые солдаты»

Конкурс рисунков совместно с родителями «Поклонимся великим тем

годам!»

Результаты анкетирования родителей, посвященное изучению темы:

«Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Анкетирование родителей показало:

- 90% родителей считают, что тема Великой Отечественной войны

актуальна в современном обществе.

Для 60% 9 Мая является праздником, для 30% - Днем памяти погибших на

войне.

- 40% родителей отметили, что в их доме есть традиция отмечать этот

праздник: 10 % - выезд на природу, 30 % - посещение Синявинских высот,

возложение цветов к памятнику погибшим.

- 100% опрошенных считают, что детей дошкольного возраста следует

знакомить с историей этого праздника.

- 70% взрослых отметили, что их ребенок имеет представление о войне из

рассказов взрослых, книг, телепередач, кинофильмов.

У 70% семей кто-то из ее членов принимал участие в боевых действиях в

период Великой Отечественной войны.

- 50% рассказывали детям о войне.

Наиболее приемлемой формой совместной работы с детьми:

- 30% родителей считают – конкурс рисунков,

- 10% создание альбома «Наши прадеды – герои», содержащего рассказы

детей о родственниках, участниках войны;

- 10% оформление мини-музея, фотовыставки.

3. Заключительный этап.

Оформление выставки детских работ, посвященной Дню Победы.

Создание альбомов: «Памяти павших»; «Победе-70»; «Наша Армия отважна

и сильна».

Проведение праздника посвященному дню Победы.

Презентация проекта для родителей.

Экскурсия к памятнику, возложение цветов

Презентация для детей «С Днем Победы»

Конкурс чтецов.

Анализ проектной деятельности.

Публикация на сайте детского сада материалов о проведенных

мероприятиях.

Подведение итогов

Реализация проекта показала свою эффективность:

Дети узнали об истории через знакомство с легендарным прошлым России

в период Великой Отечественной войны.

Дети имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.

Они познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на

военную тематику, владеют словарным запасом по данной теме: у детей

сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики,

фашисты, фашистская Германия, победители.

Также они имеют представление об истории памятных мест родного

поселка и края.

Дети испытывают уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой

Отечественной войны и чувство гордости за свой народ.

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная

специально организованная деятельность, игры, продуктивная

деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями,

эмоциями, способствуют формированию познавательного интереса,

коллективных взаимоотношений, доставляют радость творчества всем

участникам образовательного процесса.

Данные получены на основании:

-наблюдений за поведением и работой детей;

- проведения бесед, рассматривания иллюстраций;

- анализ продуктов детской деятельности;

- применение знаний в игре

Праздник, посвященный дню Победы. Встреча с ветеранами.

Возложение цветов к памятнику.

Используемая литература и дидактический материал

в работе с детьми

1 информационно-деловое оснащение ДОУ Этот День Победы Издательство

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2 Комплект карточек «Великая Отечественная война». Беседы с ребенком .

Издательский дом «Карапуз».

3 Журнал «Овеянная славой земля кировская» посвящается 65-летию

Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.

4 Д.В.Павлов «Ленинград в блокаде». Лениздат 1985

5 Комплект открыток «Пискаревское и Серафимовское мемориальные

кладбища». Издательство «Аврора». Ленинград. 1971.

Список используемой литературы.

1.

Журнал «Дошкольное воспитание» №10/2014

2.

Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2014

3.

Ж. В. Черноиванова и другие. Сценарии праздника Великой Победы.

Волгоград. Издательство «Учитель», 2014

4.

Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. –М.: ЦГЛ,

2008.

5.

Ю.В..Кулешова. Война глазами детей. – Волгоград: Издатель, 2008.

6.

М.Б.Зацепина. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание

дошкольников: для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез,

2008.

7.

Г.А.Ковалева. Воспитание маленького гражданина: практическое

пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. –

М.: АРКТИ, 20054.

8.

Н.Г. Комратова Патриотическое воспитание детей 6-7 лет:

методическое пособие – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.

9.

Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева Нравственно-патриотическое воспитание

старших дошкольников6 целевой творческий практико-

ориентированный проект. – Волгоград: Учитель,2013.

10.

Л.С. Киселева Проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения: пособие для руководителей и практических работников

ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.

11.

Е.А.Румянцева Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет.

– Волгоград: Учитель, 2014.

12.

Е.Ю.Александрова, Система патриотического воспитания в ДОУ.

Планирование, педагогические проекты. – Волгоград: Учитель, 2007.

13.

Т.А.Шарыгина. Наша Родина Россия. – М. : Сфера, 2013.

Приложение к проекту.

Беседы с детьми:

Что такое блокада? Когда началась блокада Ленинграда? Почему в городе

сложилось тяжелое положение?

Что такое «Дорога жизни»?

Где она

проходила? Что везли по «Дороге жизни»? Сколько дней продолжалась

блокада Ленинграда? Кто освободил ленинградцев?

Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая? Что

случилось летом в 1941 г. Что такое война? Кто напал на нашу Родину?

Зачем? Кто встал на защиту нашей Родины? Кто такие солдаты, что они

делают? Когда закончилась война? Кто победил в этой войне? Что

такое парад? Что такое памятник павшим воинам? Как страна празднует

День Победы? Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах? Тебе

читают книги о ВОВ? Ты смотришь фильмы о ВОВ? Как ты думаешь, мы

должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что нужно для этого? «Кто

помогал солдатам победить? »

Решение проблемных ситуаций

Почему наш народ отмечает праздник День Победы?

Почему День Победы - это праздник со слезами на глазах?

Кого можно назвать ветераном Великой Отечественной войны?

Кого можно назвать защитником Отечества

Рассматривание иллюстраций

Чтение рассказов, стихотворений о Вов, блокаде Ленинграда.

Игры с пальчиками.

Речь с движением.

Физкультминутка «Мы пока что дошколята…».

Мы пока что дошколята, Ходьба на месте.

Но шагаем как солдаты

Раз, два – дружно в ногу, Ходьба по кругу.

Три, четыре – тверже шаг.

На парад идут солдаты - «Взять под козырек».

Они смелые ребята..

Физкультминутка «Солдатик».

На одной ноге постой-ка, Стойка на правой ноге.

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую к груди,

Да чсмотри – не упади.

А теперь постой на левой, Стойка на левой ноге.

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу. Ходьба на месте.

Три, четыре – тверже шаг.

Не допустят к нам войну, Руки соединить перед собой.

Защитят свою страну: Обе ладони от себя.

Пограничник, вертолетчик, Загибаем по одному пальцы

Врач военный и танкист, сначала на правой руке, потом

На левой, начиная с мизинца.

А еще – десантник, летчик, Смена рук

Снайпер и артиллерист.

Пословицы и поговорки о войне. солдатах, Родине, и мире:

Без смелости не возьмешь крепости

Герой за Родину горой!

Жить – Родине служить!

Где смелость, там и победа!

Если армия сильна, непобедима и страна.

Худой мир луче доброй брани.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Веселое горе – солдатская жизнь.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Пуля чинов не разбирает.

Что с бою взято, то свято.

Войной да огнем не шутят.

Кому война, а кому мать родна.

Хочешь победить на войне, работай вдвойне.

Воин воюет, а детки горюют.

Один в поле не воин.

Мир строит – война разрушает.

Держи порох сухим – будешь непобедим.

В бою побывать – цену жизни узнать.

Миром дорожить – людям долго жить.

Друзья познаются в беде.

Без смелости не возьмешь крепости.

Солдат близко – кланяйся ему низко.

Сам погибай, а товарища выручай.

Жить – родине служить.

Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.

Создать альбом пословиц : «Держи порох сухим -будешь непобедим» , «Без

смелости – не возьмешь крепости» , «Бой красен мужеством» , «Честь

солдата береги свято» , «Кто оружием владеет , тот и врага одолеет» ,

«Плох тот солдат , который не мечтает стать генералом» , «Умелый боец

везде молодец» , «Храбрость-сестра победы» , «Дерутся не силой , а

умением».

Загадки.

Он готов в огонь и бой, Кто. Ребята. На границе

Защищая нас с тобой. Нашу землю стережет,

Он в дозор идет и в град, Чтоб работать и учиться

Не покинет пост… (солдат). Мог спокойно наш народ?

(пограничник)

Не трактор. А с гусеницами, Гусеницы две ползут,

Не крепость, а с башней, Башню с пушкою везут.

Не ружье, а с дулом. (танк.)

(танк.)

Из ограды ствол торчит, Грянул гром, веселый гром,

Беспощадно он строчит. Засверкало все кругом.

Кто догадлив, тот поймет Рвутся в небо неустанно

То, что это… (пулемет). Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют –

Это праздничный… (салют).

В небе праздничном ночном Этот праздник всей страны -

Расцветает он огнем. Помнить мы о нем должны.

Вянет быстро тот букет: Наш народ врагов разбил

Миг-другой, его уж нет. И Отчизну защитил.

(салют.) (День Победы.)

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в нашем исследовании, посвященном изучению

темы «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».Заполняя

анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для Вас вариант ответа

1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой

Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые

дни?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

2. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?

- Праздником Великой Победы.

- Днем памяти погибших на войне.

- Дополнительным выходным.

3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть,

то какая?

_______________________________________________________________

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с

историей этого праздника?

- Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в

соответствии с возрастом детей.

- Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.

- Затрудняюсь ответить.

5. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?

- Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов.

- Нет. Затрудняюсь ответить.

6. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых

действиях в период Великой Отечественной войны?

- Если да, напишите, кто именно.

_________________________________________________________________

7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

8. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете

наиболее приемлемой?

- Конкурс рисунков.

- Оформление мини-музея, фотовыставки.

- Создание альбома « Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей

о родственниках – участниках войны.

Благодарим за сотрудничество!

Советы родителям

«Как рассказать детям о войне»

Приближается великий и светлый праздник – День Победы! Праздник, который

ждали миллионы людей по всему миру.

Дорогая цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма, слезы жен,

матерей и детей. Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой

жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм.

Фильмы о Великой Отечественной Войне, познавательные занятия в ДОУ, встречи с

ветеранами, утренники и выступления для ветеранов - всё это заставляет ребенка

задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется вот уже семь

десятилетий? Самый надежный источник, из которого ребенок может

почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья. И вот перед Вами

неожиданно встает важная и сложная задача: как объяснить юному человечку, что

такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн. На

первый взгляд задача эта кажется простой только, на самом же деле,

мировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от

мировосприятия взрослого. Поэтому многие вещи, ребенку необходимо объяснять

отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и выбудете периодически

возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере

взросления ребенка, все больше и больше. Чтобы пробудить в ребенке интерес к

теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого.

Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно,

являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные

мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит,

напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку

о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на

разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок

имеет представление о существовании разных наций. Не вдаваясь в подробности,

особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой

страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле

управляет страной и её народом. Дети хорошо воспринимают информацию,

приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит

сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев

(для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Если в живых

есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместить

приятное с полезным – навестить их и выслушать их воспоминания о военных днях.

Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите

возможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек.

В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах

войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для

неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо

вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали

подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города

вынуждены были голодать.

Первое, что Вам следует объяснить ребенку - это то, что специального места для

проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле,

будь то ненаселенное место или населенный пункт. Фронт - это совокупность всех

полей боя. Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья

армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта называют линию

на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности

никаких линий, прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет.

Тыл - это тоже не специальное место, где трусы прячутся среди заводских труб, а

всего лишь территории, расположенные далеко от линии фронта.

Ребенок уверен, что сражаются на войне только Солдаты и Партизаны. Солдаты -

люди, обученные в Армии, чтобы защищать страну (либо обученные во Вражеской

Армии нападать на чужие страны). Партизаны - люди, которых не взяли в армию по

какой-то причине, но которые тоже хотят защищать страну. Солдаты сражаются с

врагом лицом к лицу, партизаны нападают из леса, прячась за кустами и деревьями.

Всё остальное население страны в военных действиях не участвует. Расскажите

ребенку, что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные граждане

страны, которые отправились защищать свои семьи. Что партизаны - это люди,

которые, вместо того, чтобы бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к их

жилищам, спрятались в окрестных лесах и вносили свой вклад в борьбу с врагом.

Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях - люди работали

изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением,

припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше.

Объясните, что вся страна, от мала до велика, в меру своих сил и возможностей,

приняла участие в этой войне. Именно поэтому и победа является заслугой не

только армии, но всей страны.

По мнению ребенка, враги - это единый неделимый монолит. Раз война велась с

Германией, значит все жители страны - враги. И их потомки - современные немцы -

тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия

как раз и была первой страной, захваченной и порабощенной нацистами, что как раз

именно Германия больше всего пострадала от нацистских зверств.

Вам придется четко разграничить Германию как страну и нацистов как

приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами

жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их

вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не

дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли

на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили,

угрожая убить их семьи.

Ребенок должен понять: Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот

нацисты - плохие, они и есть настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир,

даже сами немцы.

Именно поэтому говорится не о победе над «Германией» а о победе над

«Фашистской Германией», это два совершенно разных понятия. Ребенок уверен,

что какие-то особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги

нападают потому, что они враги. Набрали достаточно оружия и солдат - и напали.

Это естественное поведение для врага, по-другому враг не может. Цель

любого врага - завоевать другие страны. Ради чего ведется это завоевание, ребенок

не задумывается. Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война

ведется не просто так, а ради какой-то цели. Одни войны ведутся, чтобы присвоить

богатства соседей. Другие - чтобы присоединить к своей стране часть

соседской территории. Иногда войны начинаются потому, что поссорились

правители государств, или потому, что правительство одного государства считает,

что правительство другого государства делает что-то отвратительное и

недопустимое. И только эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял

сумасшедший правитель, который хотел вовсе не богатств, земель и власти. Он

собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным.

Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность.

Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которые

считали недостойными жить, они и получили свое название. А в результате

опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди, которых нацисты

захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для

нашей страны в частности.

И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не по значимости - вопрос,

который следует разъяснить ребенку. Почему война носит название Великая

Отечественная.

Хотя ответ очевиден для взрослого, ребенку нужно объяснить происхождение

каждого слова. Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а,

разъяснив ребенку значение слова «отечество», предложить ему подумать, почему

война называется именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты

беседы и убедиться, что ребенок понял Ваш рассказ правильно. В нашем городе

Кировске есть музей, посвященный военной тематике, Вы вместе с ребёнком

можете его посетить. Окунуться в историю тех времён, взглянуть на вещи, которые

пережили военные действия, прослушать интересную лекцию экскурсовода. Ну и

конечно обязательно посетите вместе с ребёнком торжественный парад,

посвящённый 9 мая и Дню Победы. Посетите мемориалы и памятники павшим

солдатам, возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы. Не забудьте

поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может

изготовить самодельно или с Вашей помощью. Ну а вечерний салют в честь

победителей заключит Ваш рассказ о войне и военном времени.

Пройдут годы. Ваш повзрослевший ребёнок посадить на колени своих детей и

расскажет им о войне. История будет продолжать жить в наших детях

Памятка

«Как читать детям»

1.

Перед прослушиванием художественного произведения необходимо

убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки,

занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку

слушать рассказ или сказку.

2.

Художественный текст должен быть подобран в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

3.

Знакомство с литературными произведениями происходит на слух,

поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению

выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных

местах, соблюдать необходимые паузы.

4.

Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше

воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается

практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на

то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более

реалистичными.

5.

Во время прочтения литературного произведения желательно не

отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети

способны активно и продуктивно заниматься одним видом

деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6.

Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7.

Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к

ней



В раздел образования