Автор: Егорова Светлана Арсентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №151 "Ромашка"
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Путешествие в страну "Геометрия"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 151 «Ромашка» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей
младшей группы по формированию элементарных математических
представлений на тему: «Путешествие в волшебную страну «Геометрия»
Подготовила воспитатель: Егорова С.А.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Образовательные задачи:
- Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник, объёмные фигуры шар и куб );
- Закрепить умение сравнивать предметы по цвету (одинаковые - разные,
количеству (один, много, ни одного ), размеру (большой-маленький);
- Совершенствовать умение выделять один предмет из группы.
Развивающие задачи:
- развивать умение различать и называть основные цвета;
- развивать мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к математике, самостоятельность;
- воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Образовательная область «Познавательное развитие»
-Познакомить детей с обобщающим понятием «геометрические фигуры».
-Закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры (круг,
треугольник, квадрат).
-Учить находить их в очертаниях ближайшего окружения.
Образовательная область «Речевое развитие»
-Пополнение словарного запаса обобщающим понятием «геометрические
фигуры», активизировать употребление имени существительного.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности,
инициативности.
Предварительная работа: Повторить геометрические фигуры, их особенности.
Материалы: модели геометрических фигур , объемные геометрические фигуры:
шары, кубы разного размера, «волшебный сундучок с геометрическими
фигурами (для тактильного восприятия), теремок, жители теремка: квадрат, круг,
треугольник из фетра с веселыми личиками
Ход НОД
1. Вводная часть
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей). Если вы любите
путешествовать, то я предлагаю вам отправиться со мной в гости в
волшебную страну «Геометрия». А поедем мы на поезде. Я буду машинистом, а
вы пассажирами.
Воспитатель вместе с детьми отправляется в путь (с музыкальным
сопровождением).
Воспитатель:. Вот и приехали в волшебную страну «Геометрия», Выходим из
поезда и садимся на стульчики .(Стоит теремок).
Воспитатель:- Как вы думаете, кто в этом домике живёт? Загадаю вам загадку,
а вы отгадайте
-Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я (квадрат).
Воспитатель:
Давайте нарисуем квадрат в воздухе.
-Домик, домик отварись, ты квадрат нам покажись!
Появляется геометрическая фигура квадрат (можно 2 квадрата: большой и
маленький)
-Дети, а это что за фигура, знаете? (ответы детей)
- Сколько углов у квадрата и какие они ? (ответы детей)
- Сколько сторон у квадрата и какие они? (ответы детей)
Воспитатель: -Кто же еще живет в этом домике. Загадаю следующую загадку, а
вы отгадайте.
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)
Воспитатель:- Давайте нарисуем круг пальчиком в воздухе.
-Домик, домик отварись, круг ты друг нам покажись!
Появляется геометрическая фигура круг (можно 2 круга: большой и
маленький)
Воспитатель:
- Что это за фигура? (ответы детей) .
- Что умеет делать круг? (ответы детей)
- Почему он может катиться? (ответы детей)
- Правильно! У круга углов нет.
Воспитатель:
- А теперь мы с вами немножко поиграем.
Игра «Вот кружок… »
Воспитатель: Беритесь за руки, сделаем круг.
Дети ходят по кругу, в центре круга разноцветные шары и кубы.
«Вот кружок, кружок, кружок.
Покатился наш кружок.
Он катился, он катился-
Вдруг кружок остановился.
Выйди (имя ребёнка) в кружок,
Покажи красный шар. и т.д.»
(Ребёнок выходит в круг и поднимает над головой фигуру соответствующего
цвета и форм, воспитатель хвалит детей за правильно найденную фигуру).
Воспитатель: Ребята, кто – то еще в домике живет. Я загадаю вам следующую
загадку, а вы отгадайте.
Он похож на крышу дома
И на кончик стрелки тоже.
Что же загадала я?
(Треугольник). Да , друзья
Воспитатель: Давайте нарисуем треугольник в воздухе.(дети рисуют)
Домик, домик отварись, треугольник покажись!
Появляется геометрическая фигура треугольник (можно 2 треугольника:
большой и маленький)
Воспитатель:
-Что это за фигура? (ответы детей)
-Сколько углов у треугольника? Сколько сторон? (ответы детей)
- Ребята, а на что похож треугольник? (ответы детей)
Игра «Волшебный сундучок» (найди и опиши фигуру по геометрическим
признакам).
Игра «Найди свой домик».
Вспомнить, что днём ребятки играют, бегают, а ночью спят.
Обручи – ваши домики. Вы тоже должны найти свой домик, а фигура, которая у
вас в руке, подскажет вам кто, где живет (играем два раза).
На полу в обручах лежат геометрические фигуры, дети в руках держат такие же
из цветного картона. По команде воспитателя «день», они прыгают, ходят,
изображают разные виды деятельности. По команде «ночь», занимают места в
круге, в соответствии с фигурой в руке.
Игра «Что изменилось»
Воспитатель выставляет несколько разных игрушек (5 штук). Показывает их
детям. Затем просит закрыть глазки, а сама убирает 1 – 2 игрушки и спрашивает:
- Что изменилось?
Воспитатель:
- Ребята, какие вы молодцы! А как называется волшебная страна, в которой мы
сегодня побывали?
Ответы детей
Воспитатель:
- Какие геометрические фигуры живут в этой стране?
Ответы детей
Воспитатель:- Какие вы умные! А теперь мы отправимся обратно в детский сад
к своим любимым игрушкам. Наш поезд отправляется в страну игрушек.
Чух, чух, чух. Ту – ту!