Напоминание

«Театр – дома»


Автор: Сингатуллина Лилия Гареевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 49 «Жемчужинка»
Населённый пункт: г Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: консультация
Тема: «Театр – дома»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Театр – дома»

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит иг-ра.

Театральная игра и игра ребенка исходит из одной и той же условности, и

фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый

видит ее и в какой способен выразить. Анализ роли театра в формировании

навыков общения и развития эмоциональной сферы показал, что, например

дети, занимающиеся театром, чаще имеют более высокий художественный

вкус, они свободнее, раскованнее в общении, в движениях, их речь более вы-

разительна, эмоционально насыщена, чем те, которые были далеки от театра.

Какие же должны быть театральные игры дошкольников и как нам по-мочь

детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «дет-ском

театре»?

Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано.

Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или

цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перево-пло-

щаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действие их подража-тель-

ны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и пото-

му несут в себе большой положительный заряд.

Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом

прочно и уверенно вошло телевидение, компьютер, но ведь оно никогда не

сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

Чем же еще можно занять ребенка дома? Чем укрепить его контакты со

взрослыми? Общим интересным делом! Театром! Именно театр доставит ре-

бенку много радости и удовольствия, сформирует интересы и отношение к

окружающему. Сделанные своими руками игрушки оживут, что необычно

интересно. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, разви-

вают речь, общение. Начать можно с простейшего.

«Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сум-

ки сверток, разворачивает его....Перед глазами малышки предстает за-бавная,

пушистая мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеёт-ся, по-

том целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней

спать. Так продолжается несколько дней, а потом девочка к привыкает и вот

уже симпатичная собачка, несколько помятая валяется в углу....

Что же произошло? Ушла новизна восприятия, появились новые впе-чатле-

ния, появились новые, которые погасили в ребёнке непосредственность тех

первых чувств, которые вызвали образ собачки, ее привлекательный внеш-

ний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен вос-

торженный взгляд. Знакомая зверушка вдруг заговорила ожила....

...Гав, гав, гав, - как-то очень по-щенячьи повизгивает собачка и затем совсем

уже по человечески: - Нет, не надо сюда я не хочу....

-Почему?- спрашивает уже мама.

Меня здесь не любят, - снова говорит собачка (озвучивает мама).

- Ну не обижайся на Машу, - теперь снова говорит мама. Вы снова подружи-

тесь, и она будет тебя любить ещё больше. А потом и ты виновата тоже, по-

чему всё время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, где ты жила рань-

ше, почему не договорилась с Машей, как будете жить вместе?

... .Было ещё много маминых «почему», а Маша, изумленная смотрела и

слушала, а потом и сама заговорила:

Собаченька, миленькая, скажи мне, как тебя зовут?

Эту импровизацию можно продолжать развивать; своим действиями мама за-

ставила Машу поверить в реальность собачки. Это, конечно, не театр, но

здесь присутствует его элементы, попытка драматизации действия, испол-

нения по ролям импровизированного диалога, выявления некоторых характе-

ра персонажа (обидчивость). И, конечно, «сверхзадачей» мамы было заста-

вить Машу включиться в диалог, развернут совместное с персонажем дей-

ствие. Мама без дидактическо нажима обучала девочку игровым приемам,

будила ее воображение и фантазию, подводила к элементарным творческим

проявлениям.

Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней по-

степенно перейти к небольшим сюжетам.

Постепенно можно объединить несколько персонажей в знакомом литератур-

ном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персо-

нажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Следует

обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит

по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному. По-

лезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним

было до того, как он попал в сказку (например, «Теремок»). Хорошо, если ре-

бенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит

представление малыша об игровом образе.

Игрушка в своем обобщенно - образном виде, чаще всего лишенная ха-рак-

терности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Воз-

никает

потребность

в

использовании

выразительных

дополнительных

средств- декораций, костюмы, музыкальное оформление.

Совершенствуется умение ребенка в управлении персонажем, в речевой ха-

рактеристики образа. К старшему дошкольному возрасту при систематично-

сти театрально - игровой деятельности можно добиться от детей хороших ре-

зультатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в ко-

тором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Ря-

дом с готовыми литературными сюжетами могут появиться пьесы или инсце-

нировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной

куклой.

Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными

проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими

мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересам, который приве-

дет малыша в мир театра большого и позволит ему стать умным, чутким, до-

брым.



В раздел образования