Автор: Сингатуллина Лилия Гареевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 49 «Жемчужинка»
Населённый пункт: г Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: консультация
Тема: «Театр – дома»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Театр – дома»
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит иг-ра.
Театральная игра и игра ребенка исходит из одной и той же условности, и
фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый
видит ее и в какой способен выразить. Анализ роли театра в формировании
навыков общения и развития эмоциональной сферы показал, что, например
дети, занимающиеся театром, чаще имеют более высокий художественный
вкус, они свободнее, раскованнее в общении, в движениях, их речь более вы-
разительна, эмоционально насыщена, чем те, которые были далеки от театра.
Какие же должны быть театральные игры дошкольников и как нам по-мочь
детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «дет-ском
театре»?
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано.
Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или
цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перево-пло-
щаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действие их подража-тель-
ны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и пото-
му несут в себе большой положительный заряд.
Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом
прочно и уверенно вошло телевидение, компьютер, но ведь оно никогда не
сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.
Чем же еще можно занять ребенка дома? Чем укрепить его контакты со
взрослыми? Общим интересным делом! Театром! Именно театр доставит ре-
бенку много радости и удовольствия, сформирует интересы и отношение к
окружающему. Сделанные своими руками игрушки оживут, что необычно
интересно. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, разви-
вают речь, общение. Начать можно с простейшего.
«Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сум-
ки сверток, разворачивает его....Перед глазами малышки предстает за-бавная,
пушистая мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеёт-ся, по-
том целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней
спать. Так продолжается несколько дней, а потом девочка к привыкает и вот
уже симпатичная собачка, несколько помятая валяется в углу....
Что же произошло? Ушла новизна восприятия, появились новые впе-чатле-
ния, появились новые, которые погасили в ребёнке непосредственность тех
первых чувств, которые вызвали образ собачки, ее привлекательный внеш-
ний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен вос-
торженный взгляд. Знакомая зверушка вдруг заговорила ожила....
...Гав, гав, гав, - как-то очень по-щенячьи повизгивает собачка и затем совсем
уже по человечески: - Нет, не надо сюда я не хочу....
-Почему?- спрашивает уже мама.
Меня здесь не любят, - снова говорит собачка (озвучивает мама).
- Ну не обижайся на Машу, - теперь снова говорит мама. Вы снова подружи-
тесь, и она будет тебя любить ещё больше. А потом и ты виновата тоже, по-
чему всё время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, где ты жила рань-
ше, почему не договорилась с Машей, как будете жить вместе?
... .Было ещё много маминых «почему», а Маша, изумленная смотрела и
слушала, а потом и сама заговорила:
Собаченька, миленькая, скажи мне, как тебя зовут?
Эту импровизацию можно продолжать развивать; своим действиями мама за-
ставила Машу поверить в реальность собачки. Это, конечно, не театр, но
здесь присутствует его элементы, попытка драматизации действия, испол-
нения по ролям импровизированного диалога, выявления некоторых характе-
ра персонажа (обидчивость). И, конечно, «сверхзадачей» мамы было заста-
вить Машу включиться в диалог, развернут совместное с персонажем дей-
ствие. Мама без дидактическо нажима обучала девочку игровым приемам,
будила ее воображение и фантазию, подводила к элементарным творческим
проявлениям.
Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней по-
степенно перейти к небольшим сюжетам.
Постепенно можно объединить несколько персонажей в знакомом литератур-
ном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персо-
нажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Следует
обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит
по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному. По-
лезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним
было до того, как он попал в сказку (например, «Теремок»). Хорошо, если ре-
бенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит
представление малыша об игровом образе.
Игрушка в своем обобщенно - образном виде, чаще всего лишенная ха-рак-
терности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Воз-
никает
потребность
в
использовании
выразительных
дополнительных
средств- декораций, костюмы, музыкальное оформление.
Совершенствуется умение ребенка в управлении персонажем, в речевой ха-
рактеристики образа. К старшему дошкольному возрасту при систематично-
сти театрально - игровой деятельности можно добиться от детей хороших ре-
зультатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в ко-
тором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Ря-
дом с готовыми литературными сюжетами могут появиться пьесы или инсце-
нировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной
куклой.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными
проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими
мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересам, который приве-
дет малыша в мир театра большого и позволит ему стать умным, чутким, до-
брым.