Автор: Саенко Ольга Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Краснозерский лицей № 2 имени Ф.И. Анисичкина
Населённый пункт: Новосибирская область, Краснозерский район, р.п. Краснозерское
Наименование материала: статья
Тема: Правовое просвещение как необходимое условие гражданского воспитания и профилактики экстремизма обучающихся
Раздел: среднее образование
Правовое просвещение как необходимое условие гражданского
воспитания и профилактики экстремизма обучающихся.
Концепция модернизации российского образования в качестве важнейших
задач воспитания обозначает формирование у школьников гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности,
самостоятельности,
толерантности,
способности
к
успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.
Правовое просвещение и воспитание является одним из важных условий
формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека
в обществе. В рамках концепции современного российского образования в
школе
была
создана
комплексная
программа
профилактики
безнадзорности,
правонарушений
и
вредных
зависимостей
среди
несовершеннолетних
«Содружество»,
одна
из
задач
которой
совершенствование
системы
гражданско-правового
образования.
Программа предполагает совместную деятельность школы, специалистов
государственных
структур,
учреждений
профилактики,
общественных
организаций
в
решении
широкого
спектра
проблем
педагогической
деятельности по предупреждению правонарушений среди школьников.
Профилактическая деятельность
осуществляется через систему
классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальных бесед. Она
способствует формированию у учащихся представлений об адекватном
поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
В сфере правового просвещения в начальной школе основными
задачами являются:
получение знаний о праве как об особой сфере жизни современного
общества, о правилах поведения в школе, семье, на улице;
приобретение умений в предотвращении и разрешении реальных
детских конфликтов, а также практического опыта действия в
реальных
жизненных
ситуациях,
определенных
правилами
и
нормами.
Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть
беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание
семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных
вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и
произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.
Основная школа продолжает формировать систему ценностей и
установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения,
необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На
этом
этапе
стержнем
гражданского
образования
является
формирование уважения к закону, праву,
правам других людей и
ответственности перед обществом. Происходит обогащение сознания и
мышления учащихся знаниями об истории Отечества, о моральных и
правовых нормах.
1
В старших классах углубляются, расширяются знания о правовых
процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей,
определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая
ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе
общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и
умение защищать свои права и права других людей, умели строить
индивидуальную и коллективную деятельность.
Работа с детьми «группы риска» – одно из самых сложных направлений,
она проводится как администрацией школы, так и вспомогательными
социально – психолого - педагогическими службами. Ежегодно эти ученики
принимают участие в общешкольном мероприятии «Зарница», в районных
конкурсах гражданско- патриотической направленности. Совместно с ПДН
МО
МВД
России
«Краснозерский»
проводим
профилактическое
мероприятие
«Шаг
навстречу»,
направленное
на
законопослушное
поведение учащихся. Мероприятие проводится для учащихся района,
состоящих на учете в ПДН. В этот день проводятся профилактические
беседы специалистами различных служб.
Патриотическое
воспитание
неразрывно
связано с
подготовкой
молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная
деятельность по формированию у юных граждан высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
Родины.
Учащиеся среднего и старшего звена (8-11 классы) участвуют в
различных спортивных соревнованиях района. Юноши старших классов
выступают на спортивных соревнованиях молодежи допризывного возраста,
демонстрируя хорошую подготовку к защите Отечества, к службе в
вооруженных силах.
Традиционно проводятся Неделя защиты прав человека
и Неделя
здоровья.
В рамках этих недель на профилактических часах общения
учащиеся
получают
важную,
необходимую
для
них
информацию;
выпускают плакаты, рисунки. Учащиеся успешно проявляют себя
в
деловых играх: «Мой взгляд», «Права детей», «Я - гражданин своей
страны»; активно участвуют в игровых переменах на тему «Сделай свой
выбор».
В образовательном учреждении реализуются программы для
обучающихся 5-х классов «Социальная адаптация» и «Гармония здоровья»,
направленные
на
здоровьесбережение,
профилактику
конфликтов,
негативизма,
агрессии.
Для
обучающихся
7-8
классов
реализуется
комплексная программа по волонтерству и здоровому образу жизни «Я за
активный образ жизни», а так же предложена программа тренинговых
занятий для 5-11 классов «Технология развития общения» и программы
психолого-педагогического сопровождения детей «группы-риска»
В школе сложилась система традиционных мероприятий:
2
- организация празднования Дня Победы, проводится акция «Георгиевская
ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!»,
- благоустройство памятника, возложение венков и цветов к памятнику
- «Вахта памяти», которую несут кадеты нашей школы,
-
организация
тематических
встреч
тружеников
тыла
и
молодежи,
организация праздничных концертов патриотической направленности,
- благотворительная акция «Доброе сердце»
Значимым критерием результативности профилактической
деятельности является состояние правонарушений несовершеннолетних
За последние 5 лет в школе наблюдается динамика улучшения: не
зарегистрировано ни одного случая употребления наркотических веществ,
отсутствие проявлений экстремистского характера среди обучающихся
школы
свидетельствует
об
успешности
предпринимаемой
профилактической работы.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал :
«Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в
народе столько же веков, сколько существует сам народ…». Народ-
воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью
утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна такой
мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
3
4