Автор: Малаховский Денис Александрович
Должность: Преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: г.Курска
Наименование материала: Музыкальная память
Тема: Развитие музыкальной памяти
Раздел: дополнительное образование
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Преподаватель МБОУ ДО ДШИ
№
4 Малаховский Денис Александрович
Аннотация: в этой статье разберем что такое память, её функции и
разновидность памяти. Также разберём что такое музыкальная память и
способы ее развития.
Память это важный фактор развития в любом виде искусства. Имеет особенно
огромную роль для музыкантов, поскольку им надо перерабатывать большую
информацию в виде нотного текста. Появляются такие проблемы, как запомнить
наизусть, и как не забыть выученный материал. Психологи называют память это
комплекс познавательных способностей и высших психических функций,
относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и
навыков. В основе любого действия лежит наша память. Память дает
возможность ориентироваться в
нашем мире и познавать его. Память
формирует человеческую личность. Такие способности как: зрительное контакт,
тактильные ощущения, слуховая память, моторика тела относятся к функции
памяти. Значимой частью музыкальных способностей является музыкальная
память, её формирует слух (как определение высоты звучания), чувство ритма,
тембровый
слух
(способность
различить
окраску
звука).
При
этом
она
ассоциируется сохранением эмоций, волнений и переживание человека во
время прослушивания произведения или проигрывания произведений. Не зря
говорят музыканты лучше понимаю людей, ведь по интонации речи может
понять врет человек или нет, от всего сердца его переживание или нет. В этом
музыкальная
память
обладает
уникальностью,
как
процесса
мозговой
активности. Запоминание-это процесс благодаря которому происходит отбор
усваиваемой
нами
информации,
для
последующего
воспроизведения,
в
результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с
приобретенным ранее. Надо понять, что запоминаем мы лишь то, что для нас
актуально и значимо, что подкреплено эмоциями. Сохранение материала не
является процессом ее удержания. Психологи раскрыли потребность мозга к
сохранению материала для установок личности. Воспроизведение – процесс
извлечения из памяти накопленной информации. Воспроизведение проходит
на уровне опознания на уровне воспроизведения в узком смысле слова. В
музыкальной памяти процесс опознания очень важен (узнавания стиля музыки
и по нему – автора, при обращении к незнакомой музыке – на основе знаний,
опыта, традиций). Необходимым процессом для продуктивной работы памяти
является забывание. Благодаря забыванию, мозг избавляется от бесчисленных
конкретных деталей и приобретает возможность обобщения. В зависимости от
установки на время хранения информации можно выделить кратковременную
(около 20 сек.), оперативную (от нескольких секунд до нескольких дней) и
долговременную (практически не ограниченный срок) память.
В музыкальной психологии музыкальная память – это быстрое запоминание
музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное
воспроизведение
даже
спустя
длительный
срок
после
выучивания.
Феноменальной
памятью
обладали
С.В.Рахманинов,
Ф.Лист.
а
также
В.А.Моцарт. их музыкальная память была на столько развита, что они могли без
труда воспроизводить услышанные ими произведения лишь единожды. С точки
зрения Н.А. Римского-Корсакова, «музыкальная память, как память вообще,
играет важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается
искусственным способам развития и заставляет более или менее примериться с
тем, что есть у данного субъекта от природы». Для развития музыкальной
памяти методисты предают большое значение предварительному анализу
произведения,
благодаря
которому
происходит
активное
усвоения
музыкального материала.
Смысловая группировка. Метод заключается в делении произведения на
мотивы,
фрагменты,
предложения,
эпизоды
каждый
из
которых
имеет
логическое
завершения.
В
основе
метода
использование
мыслительных
операций
для
сопоставления
между
собой
некоторых
характерных
особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии,
аккомпанемента изучаемого произведения.
Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана «Вижу –
слышу – играю». В основу работы над произведением положены различные
способы:
1. Работа с текстом произведения без инструмента. Процесс ознакомления с
музыкальным
материалом
происходит
без
музыкального
инструмента,
внимательно просматривая ноты и воспроизвести звучания при помощи
внутреннего слуха.
2. Работа с текстом произведения за инструментом. При первых проигрывания
произведения после мысленного ознакомления надо ставить задачи на
раскрытие
художественного
смысла.
Последующими
проигрыванием
начинается
детальная
проработка
произведения
–
разбор
динамики,
фразировки, найти кульминацию, вычленяются смысловые и опорные пункты,
выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном
темпе репетируется исполнительские движения. На этом этапе продолжается
осознание
мелодических,
гармонических
и
фактурных
особенностей
произведения, уясняется его тонально гармонический план, в рамках которого
осуществляется развитие художественного образа. Постоянная работа над
ассоциациями,
найти
для
себя
сюжет
произведения–
залог
успешного
запоминания произведения наизусть. Для наиболее эффективного процесса
запоминания, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов
музыканта, а именно: Репетировать вглядываясь в ноты текст, тем самым
развивая
фото
память,
С.В.
Рахманинов
увидев
один
раз
ноты
мог
воспроизвести их по так называемой фото памяти. Напевать мелодию на слух,
тем самым раскрыть характер фразы, её мотив, фразировку. В медленном
темпе заучивать последовательность действий музыкального аппарата тем
самым запоминать моторнодвигательной памятью. Во время проигрывания
придумывать образы на каждую фразу. Во время игры отмечать опорные
пункты
произведения,
тем
самым
создать
логическую
цепочку
произведения.Заучивание наизусть целиком все произведения не лучшая идея,
поскольку
процент
сохранения
выученной
информации
обратно
пропорционален её забывания.
В связи этого следует нормировать дозу
получаемой материала. Когда музыкальный материал выучен, мозгу надо дать
отдохнуть и переработать информацию. В течение этого перерыва происходит
упрочнение сформированных следов. Если входе процесса запоминания
допустить психологическую перегрузку, то выученный материал забудется в
силу ретроактивного, то есть «действующего назад», торможения.
3. Работа над произведением без текста (игра наизусть). Когда произведения
исполняют наизусть происходит закрепление
двигательной, слуховой и
логической памяти. Ассоциации оказывают большую помощь в запоминании,
исполнитель
обязан
искать
подходящие
ассоциации
для
большей
выразительности.
Привлечение поэтических ассоциаций
для
активизации
эстетического чувства – давняя традиция в музыкальном исполнительстве. Как
показали исследования психологов, эффективное повторение происходит лишь
при условии, что при повторе мы будем вкладывать нечто новое, а не обычный
бессмысленный повтор. Для каждого повторения необходимо вносить новые
элементы технического характера или же эмоционального, как описывал С.С
Прокофьев надо проигрывать произведения когда тебе грустно, играй грустно,
когда весело, тогда играй весело, тем самым максимально вкладывать свою
жизнь в произведения. Притом что текст уже выучен рекомендуется и дальше
заниматься с нотным текстом, искать в задумки композитора. Чередовать
проигрывание по нотам и наизусть.
4. Работа без инструмента и без нот. По мнению А. Стоянова, музыкант может
быть уверен, что произведение выученно, только при услови что он сможет
целиком
воспроизводить
произведение
мысленно
и
ясно
наблюдать
мельчайшие составные элементы. Повторяя мысленно произведение, мы
развиваем
концентрацию
внимания
на
слуховом
образе,
которое
так
необходима для публичного выступления, углубляемся в смысл музыкального
произведения, повышаем музыкальную выразительность.
В заключении музыкальная память это сложный комплекс видов памяти,
основными являются ассоциация с образами, мышечная память и слуховая.
Рациональный подход к занятиям музыки в процессе разучивания, разумные
перерывы и разбор характера произведения приведет к успеху. Большим
достижением в области музыкальной памяти является способность свободно
проигрывать музыкальное сочинение в уме, чувствуя характер произведения. К
такому уровню возможно прийти с помощью многократного повторения с
подключением фантазии и вкладыванием эмоций и ваших личных жизненных
переживаний. В буквальном смысле прожив с произведением, оно станет для
вас, лично вашим и будет передавать ваши переживания, эмоции и ваш
характер, что принесет вам лишь удовольствие.
Список литературы
1.Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения
игре на фортепьяно.
2.Б.М. Психология музыкальных способностей.
3.Маккиннон Л. Игра наизусть.
4.. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие.
5. Стоянов А. Искусство пианиста.
6. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта исполнителя.
7. Блонский П.П. Память и мышление.
8. Мартинсен К. Идивидуальная фортепианная техника.