Автор: Юрасова Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89
Населённый пункт: ХМАО - Югра, город Сургут
Наименование материала: "Особые потребности - равные возможности"
Тема: "Организация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"
Раздел: дошкольное образование
Организация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями
На сегодняшний
день одной из актуальных
проблем является
реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное
образование
-
процесс
создания
оптимального
образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов
удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.
Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в
первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и
воспитание.
В
настоящее время часто происходит так называемое стихийное
включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников,
особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями
здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от
психического
и
речевого
развития,
от
структуры
дефекта,
от
психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных
дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей
воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с
рядом других социально-экономических и
психолого-педагогических
причин.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с
нормально
развивающимися
сверстниками
способствует
сокращению
дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность
включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности
самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения,
наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми
потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной
инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия,
межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие
социальной дистанции.
Для оптимального осуществления инклюзивного образования на этапе
дошкольного
детства
необходимо
создавать
следующие
специальные
условия воспитания и обучения детей с ОВЗ:
1.
Создание
нормативно-правового
и
программно-методического
обеспечения. В
учреждении
должна
быть
разработана
нормативно-
правовая база, задающая концептуально – содержательные основы развития
инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ. Обучение и воспитание
детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять в
соответствии со специальными программами с учетом индивидуальных
особенностей
воспитанников:
возраста,
структуры
нарушения,
уровня
психофизического развития, поэтому ДОУ должно быть укомплектовано
специальной литературой по коррекционному обучению.
1
2. Создание предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ. Для успеха
инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям
ребенка
предметно-развивающей
среды,
то
есть
системы
условий,
обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности,
коррекцию отклонений высших психических функций и становление
личности
ребенка
(культурные
ландшафты,
физкультурно-игровые
и
оздоровительные
сооружения,
предметно-игровая,
детская
библиотека,
игротека,
музыкально-театральная
среда и
др. (Е.А.
Екжанова,
Е.А.
Стребелева). Одним из важных условий организации процесса воспитания и
обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада является оснащение его
специальным оборудованием:
-
для
детей,
имеющих
нарушения
опорно-двигательной
системы,
необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы,
корректоры осанки; следует предусмотреть наличие пандуса;
- для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные
оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы
материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими
различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране
зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
- для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и
другие
3.
Кадровое обеспечение. Важное условие обеспечения удовлетворения
специальных
потребностей
детей
является
наличие
в
дошкольном
учреждении общеразвивающего вида специалистов: учителя - логопеда,
учителя - дефектолога, педагога- психолога, социального педагога, а также
высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.
4.
Создание психолого-педагогического сопровождения. В
дошкольных
учреждениях
необходимо
создавать
психолого-медико-педагогические
консилиумы, цель которых – организация воспитания, обучения и развития
детей с ограниченными возможностями здоровья, расширение круга общения
детей, а также психологическая и социальная поддержка семей. Организация
комплексного
коррекционно-педагогического
сопровождения
детей
с
ограниченными возможностями здоровья предполагает участие каждого
специалиста, а именно, заведующего, старшего воспитателя, учителя-
логопеда,
воспитателей,
педагога-психолога,
социального
педагога,
музыкального
руководителя,
инструктора
по
физической
культуре,
медицинской сестры.
В
начале
каждого
учебного
года
необходимо
проводить
комплексное обследование детей с ОВЗ специалистами и воспитателями. В
соответствии с медицинскими диагнозами разрабатывать индивидуальные
маршруты развития на каждого ребенка, определять учебную нагрузку.
На этапе реализации каждого индивидуального маршрута развития
ребенка с ОВЗ возникает задача – создание комплексной целенаправленной
работы. Вся коррекционно-педагогическая помощь должна осуществляться
2
наряду с лечением. На протяжении всей коррекционной работы детям с
ограниченными возможностями здоровья требуется внимание и участие
медицинских специалистов, так как многие виды нарушений связаны с
органическими поражениями центральной нервной системы. Коррекционное
воздействие на детей оказывается более эффективным в сочетании со
специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание
центральной нервной системы.
Все педагоги, которые будут сопровождать детей с ОВЗ, должны знать
основы коррекционного воспитания и обучения таких детей.
В
процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в дошкольном образовательном учреждении педагогам необходимо:
-
включать
в
занятия
всех
детей
группы,
независимо
от
дефекта,
разрабатывая
для
каждого
из
них
индивидуальную
коррекционно-
развивающую программу;
- создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической
безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию
ребенка, пониманию его ситуации;
- корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка;
-
при
оценке
динамики
продвижения
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным
образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
- педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма,
стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции,
положительные стороны его личности и развития, на которые можно
опереться при педагогической работе.
Организация
воспитания
и
обучения
дошкольников
с
ОВЗ
в
дошкольном учреждении предполагает внесение изменений в формы
коррекционно-развивающей работы. В этом случае педагогический поиск
заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества,
которые будут интересны и доступны каждому из участников группы.
Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может самостоятельно
развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и
упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных программ
обучения. Важным условием организации занятий должна являться игровая
форма
проведения.
Так
же
необходимо
предусмотреть
варьирование
организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых,
подгрупповых, индивидуальных. В данной модели могут гармонично
сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья
характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая
работоспособность, что требует внесения изменений в планирование
образовательной деятельности и режим дня. В режиме
дня
должны
быть
предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение занятий,
гигиенических процедур, прием пищи.
3
В
соответствии
с
возможностями
детей
с
ОВЗ
должны
определяться методы обучения. При планировании работы использовать
наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.
Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов
использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания.
Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие
эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы
методов и отдельных методических приемов нужно решать индивидуально.
В
тех случаях, когда основная программа не может быть освоена из-за
тяжести
физических,
психических
нарушений,
должны
составляться
индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию
воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения,
формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной
деятельности, социально-бытовой ориентации.
Для
отдельных
категорий
детей
с
ОВЗ,
обладающих
особой
спецификой развития, необходимо предусмотреть включение в работу
инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так,
например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха
использовать невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы,
система жестов, картинки-символы и др.
5.
Взаимодействие
детского
сада
и
семьи
–
необходимое
условие
полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех
требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять
сущность
имеющихся
у
ребенка
отклонений.
Непрерывную
связь
с
родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы,
родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие
формы работы. Родители должны получать информацию о том, какие знания,
умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, познакомиться с
различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее
развитие.
Таким образом, обычный детский сад при четко продуманном
содержании
организации
его
работы
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
обладает
эффективностью
коррекционного
воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к школьному
обучению. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья
любое
образовательное
учреждение
делают,
прежде
всего,
педагоги,
способные реализовать особые образовательные потребности детей данной
категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в
которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все.
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья
в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является
актуальной
и
многоаспектной,
решение
которой
требует
создания
специальных условий в дошкольных учреждениях.
4
Литература:
1.
Алексеева, В.В. Опыт работы интегрированного детского сада /
В.В.Алексеева, И.В.Сошина.- М.:Теревинф, 2004,112 с.
2.
Антология
дошкольного
образования:
Навигатор
образовательных
программ
дошкольного
образования:сборник.
–
М.:
Издательство «Национальное образование»,2015.
3.
Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-
синтез, 2014.
4.
Екжанова, Е.А.Основы интегрированного обучения: пособие для
вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова – М.: ТЦ Сфера, 2005,90 с.
5.
Инклюзивное
образование.
Выпуск
4.
Методические
рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в
детском саду / М.М. Прочухаева, Е.В.Самсонова – М.: Центр «Школьная
книга», 2010. – 240 с.
6.
Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич.
пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.
Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
7.
Конвенция
о
правах
ребенка,
одобренная
Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989 (Сборник международных договоров СССР,
выпуск XLVI, 1993).
8.
Конституция Российской Федерации, принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст.
445).
9.
Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей
дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0–7 лет). – М.:
Просвещение, 2014.
10.
О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детьми-инвалидами.
Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с
ОВЗ
и
детьми-инвалидами
в
субъекте
РФ.
Методическое
письмо
Минобразования РФ от 18.04.2008 г.
5