Напоминание

"Организация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"


Автор: Юрасова Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89
Населённый пункт: ХМАО - Югра, город Сургут
Наименование материала: "Особые потребности - равные возможности"
Тема: "Организация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного

возраста с ограниченными возможностями

На сегодняшний

день одной из актуальных

проблем является

реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное

образование

-

процесс

создания

оптимального

образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов

удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.

Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в

первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и

воспитание.

В

настоящее время часто происходит так называемое стихийное

включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников,

особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями

здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от

психического

и

речевого

развития,

от

структуры

дефекта,

от

психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных

дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей

воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с

рядом других социально-экономических и

психолого-педагогических

причин.

Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с

нормально

развивающимися

сверстниками

способствует

сокращению

дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность

включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности

самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения,

наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми

потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной

инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия,

межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие

социальной дистанции.

Для оптимального осуществления инклюзивного образования на этапе

дошкольного

детства

необходимо

создавать

следующие

специальные

условия воспитания и обучения детей с ОВЗ:

1.

Создание

нормативно-правового

и

программно-методического

обеспечения. В

учреждении

должна

быть

разработана

нормативно-

правовая база, задающая концептуально – содержательные основы развития

инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ. Обучение и воспитание

детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять в

соответствии со специальными программами с учетом индивидуальных

особенностей

воспитанников:

возраста,

структуры

нарушения,

уровня

психофизического развития, поэтому ДОУ должно быть укомплектовано

специальной литературой по коррекционному обучению.

1

2. Создание предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ. Для успеха

инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям

ребенка

предметно-развивающей

среды,

то

есть

системы

условий,

обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности,

коррекцию отклонений высших психических функций и становление

личности

ребенка

(культурные

ландшафты,

физкультурно-игровые

и

оздоровительные

сооружения,

предметно-игровая,

детская

библиотека,

игротека,

музыкально-театральная

среда и

др. (Е.А.

Екжанова,

Е.А.

Стребелева). Одним из важных условий организации процесса воспитания и

обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада является оснащение его

специальным оборудованием:

-

для

детей,

имеющих

нарушения

опорно-двигательной

системы,

необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы,

корректоры осанки; следует предусмотреть наличие пандуса;

- для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные

оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы

материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими

различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране

зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;

- для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и

другие

3.

Кадровое обеспечение. Важное условие обеспечения удовлетворения

специальных

потребностей

детей

является

наличие

в

дошкольном

учреждении общеразвивающего вида специалистов: учителя - логопеда,

учителя - дефектолога, педагога- психолога, социального педагога, а также

высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.

4.

Создание психолого-педагогического сопровождения. В

дошкольных

учреждениях

необходимо

создавать

психолого-медико-педагогические

консилиумы, цель которых – организация воспитания, обучения и развития

детей с ограниченными возможностями здоровья, расширение круга общения

детей, а также психологическая и социальная поддержка семей. Организация

комплексного

коррекционно-педагогического

сопровождения

детей

с

ограниченными возможностями здоровья предполагает участие каждого

специалиста, а именно, заведующего, старшего воспитателя, учителя-

логопеда,

воспитателей,

педагога-психолога,

социального

педагога,

музыкального

руководителя,

инструктора

по

физической

культуре,

медицинской сестры.

В

начале

каждого

учебного

года

необходимо

проводить

комплексное обследование детей с ОВЗ специалистами и воспитателями. В

соответствии с медицинскими диагнозами разрабатывать индивидуальные

маршруты развития на каждого ребенка, определять учебную нагрузку.

На этапе реализации каждого индивидуального маршрута развития

ребенка с ОВЗ возникает задача – создание комплексной целенаправленной

работы. Вся коррекционно-педагогическая помощь должна осуществляться

2

наряду с лечением. На протяжении всей коррекционной работы детям с

ограниченными возможностями здоровья требуется внимание и участие

медицинских специалистов, так как многие виды нарушений связаны с

органическими поражениями центральной нервной системы. Коррекционное

воздействие на детей оказывается более эффективным в сочетании со

специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание

центральной нервной системы.

Все педагоги, которые будут сопровождать детей с ОВЗ, должны знать

основы коррекционного воспитания и обучения таких детей.

В

процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями

здоровья в дошкольном образовательном учреждении педагогам необходимо:

-

включать

в

занятия

всех

детей

группы,

независимо

от

дефекта,

разрабатывая

для

каждого

из

них

индивидуальную

коррекционно-

развивающую программу;

- создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической

безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию

ребенка, пониманию его ситуации;

- корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка;

-

при

оценке

динамики

продвижения

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным

образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;

- педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма,

стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции,

положительные стороны его личности и развития, на которые можно

опереться при педагогической работе.

Организация

воспитания

и

обучения

дошкольников

с

ОВЗ

в

дошкольном учреждении предполагает внесение изменений в формы

коррекционно-развивающей работы. В этом случае педагогический поиск

заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества,

которые будут интересны и доступны каждому из участников группы.

Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может самостоятельно

развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и

упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных программ

обучения. Важным условием организации занятий должна являться игровая

форма

проведения.

Так

же

необходимо

предусмотреть

варьирование

организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых,

подгрупповых, индивидуальных. В данной модели могут гармонично

сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья

характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая

работоспособность, что требует внесения изменений в планирование

образовательной деятельности и режим дня. В режиме

дня

должны

быть

предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение занятий,

гигиенических процедур, прием пищи.

3

В

соответствии

с

возможностями

детей

с

ОВЗ

должны

определяться методы обучения. При планировании работы использовать

наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.

Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов

использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания.

Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие

эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы

методов и отдельных методических приемов нужно решать индивидуально.

В

тех случаях, когда основная программа не может быть освоена из-за

тяжести

физических,

психических

нарушений,

должны

составляться

индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию

воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения,

формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной

деятельности, социально-бытовой ориентации.

Для

отдельных

категорий

детей

с

ОВЗ,

обладающих

особой

спецификой развития, необходимо предусмотреть включение в работу

инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так,

например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха

использовать невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы,

система жестов, картинки-символы и др.

5.

Взаимодействие

детского

сада

и

семьи

необходимое

условие

полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех

требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять

сущность

имеющихся

у

ребенка

отклонений.

Непрерывную

связь

с

родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы,

родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие

формы работы. Родители должны получать информацию о том, какие знания,

умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, познакомиться с

различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее

развитие.

Таким образом, обычный детский сад при четко продуманном

содержании

организации

его

работы

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

обладает

эффективностью

коррекционного

воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к школьному

обучению. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья

любое

образовательное

учреждение

делают,

прежде

всего,

педагоги,

способные реализовать особые образовательные потребности детей данной

категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в

которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все.

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья

в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является

актуальной

и

многоаспектной,

решение

которой

требует

создания

специальных условий в дошкольных учреждениях.

4

Литература:

1.

Алексеева, В.В. Опыт работы интегрированного детского сада /

В.В.Алексеева, И.В.Сошина.- М.:Теревинф, 2004,112 с.

2.

Антология

дошкольного

образования:

Навигатор

образовательных

программ

дошкольного

образования:сборник.

М.:

Издательство «Национальное образование»,2015.

3.

Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-

синтез, 2014.

4.

Екжанова, Е.А.Основы интегрированного обучения: пособие для

вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова – М.: ТЦ Сфера, 2005,90 с.

5.

Инклюзивное

образование.

Выпуск

4.

Методические

рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в

детском саду / М.М. Прочухаева, Е.В.Самсонова – М.: Центр «Школьная

книга», 2010. – 240 с.

6.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич.

пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.

Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

7.

Конвенция

о

правах

ребенка,

одобренная

Генеральной

Ассамблеей ООН 20.11.1989 (Сборник международных договоров СССР,

выпуск XLVI, 1993).

8.

Конституция Российской Федерации, принята всенародным

голосованием 12.12.1993 (Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст.

445).

9.

Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей

дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0–7 лет). – М.:

Просвещение, 2014.

10.

О создании условий для получения образования детьми с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детьми-инвалидами.

Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с

ОВЗ

и

детьми-инвалидами

в

субъекте

РФ.

Методическое

письмо

Минобразования РФ от 18.04.2008 г.

5



В раздел образования