Напоминание

"Культура семейного досуга"


Автор: Максимовская Юлия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Краснозерский лицей № 2 имени Ф.И. Анисичкина
Населённый пункт: Новосибирская область, Краснозерский район, р.п. Краснозерское
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Культура семейного досуга"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ Краснозерский лицей №2 имени Ф.И. Анисичкина

Семинар-практикум для родителей

учащихся 8-х классов

«Культура семейного досуга»

(В рамках областной X Недели психологии

«Традиции. Творчество. Поиск», школьной Недели психологии

«Школа добрых традиций»).

Автор: педагог-психолог Ю.А. Максимовская

2020г.

Слайд№2

Цель: формирование представлений у родителей об актуальности

укрепления связи поколений, передачи духовно-нравственных ориентиров

от старших к младшим через семейные традиции, в частности через

организацию семейного досуга

Задачи:

1.

Обратить внимание родителей учащихся-подростков на значимость

проблемы сохранения семейных традиций и организации семейного

досуга в семье, как залога успешного развития личности ребенка;

2.

Формирование у родителей понимание необходимости воспитания

нравственных качеств подростка через создания благоприятной

атмосферы в семье;

3.

Сплочение детского и родительского коллективов.

Форма проведения: семинар-практикум

Вопросы для обсуждения: анализ проектов учащихся «Моя семья – моя

крепость!», значимость нравственных традиций и обычаев в семейной жизни

и жизни подростков.

Подготовительная работа: подготовка мини-проектов учащимися « Моя

семья – моя крепость!» ( 2 проекта от класса), разработка сценария

родительского собрания, подготовка приглашений для родителей, ромашки

– символы для родителей.

Оборудование: Проектор, мультимедийная установка, презентация, подбор

песен и клипов на начало мероприятия и на паузы-заставки («Родительский

дом», «Семейный альбом», «Погода в доме»)

Участники :родители, классные руководители 8а-8б классов, учащиеся 8-х

классов подготовившие мини-проекты «Моя семья – моя крепость!!!»

Ход собрания

Слайд№3

1.Приветствие родителей .( Звучит музыка «Погода в доме)

Мы знаем – время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Н.Заболоцкий.

Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера

родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фром

Слайд №4

2. Притча о семейном очаге

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но

решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию

каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет

у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та

ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца

заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, —

говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и

получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты

хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не

уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому

что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

Слайд №5

3.Упражнение «Ассоциации» (родителям предлагается назвать ассоциации

связанные со словом СЕМЬЯ, слова фиксируются на слайде)

Слайд №6

4.

Важными составляющими семейного воспитания являются:

климат в семье (традиции, уют, отношения);

режим семейного воспитания;

содержание досуговой деятельности.

Слайд №7

Культура семейного досуга

Культура семейного досуга несомненно зависит от культуры

родителей, от того, как и чем они заполняют свое свободное

время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети

охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае,

если они оказываются активными участниками увлечения, а не

его пассивными наблюдателями.

Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят

время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с

застольем, разговорами и анекдотами, то они не вызывают

особого интереса. К тому же в таких компаниях детей не

допускают к столу. Но если родительская компания устраивает

игры, театрализует встречи, соответственно их оформляет и

наполняет творчеством, то это накладывает отпечаток и на

детское групповое проведение досуга.

Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они

ездят с родителями отдыхать. Дети с восторгом рассказывают о

том, где они были

и что видели, как вместе с родителями

собирали грибы, удили рыбу, строили на морском берегу

песочные замки и купались. А если это были еще и выезды на

природу с ночевкой в лесу, с костром и звездным небом над

головой – родительское влияние будет безграничным. Никакой

фильм не заменит собственных впечатлений, собственной живой

мысли, собственного внимательного взгляда и собственного

действия.

Слайд№8

5.

Учащиеся представляют

свои заранее приготовленные Мини-

проекты «Моя семья – моя крепость!!!», в которых отражены вопросы

семейных традиций, ценностей, совместного труда и отдыха. (4 проекта,

с каждого класса по 2 проекта, 10 минут на проект )

Обсуждение с родителями:

А какие семейные традиции есть в вашей семье?

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Что такое семейные традиции? (это духовная атмосфера дома, которую

составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его

обитателей) Слайд №9

Какова роль семейных традиций?

Слайд№10

6. Психолог:

- Семейные традиции очень важны для становления настоящей Семьи.

- Они важны для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для

формирования у него чувства защищенности, уверенности, да и просто:

семейные традиции и обычаи — это тепло, это ценности, это вечно. И даже

не столь важно, что именно станет такой семейной традицией —

ежесубботние прогулки в лес, празднование Нового года, совместные

воскресные ужины и пр.

Важно, что это все создает дружественную

атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

Слайд№11

-

Ещё одна из значительных составляющих семейных традиций и обычаев -

это то, что ребенок становится полноценным их участником и выполняет

определенную роль. Совместные походы в театр и на природу, семейный

просмотр нового семейного фильма, поездки к бабушке на день рождения,

изготовление подарков ей собственными руками, свежевыпеченный пирог

по воскресеньям - все это создает дружественную атмосферу уюта,

стабильности

и

взаимоподдержки

в

семье.

Создайте семейную традицию уже сегодня - и кто знает, быть может, через

несколько

десятилетий

ваши

дети

станут

рассказывать

о

теплых

воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в

поколение. Так каждый из членов семьи сможет получше узнать друг друга,

научиться понимать мысли родных, в задушевных беседах становиться

ближе и роднее. А если личностное становление происходит в семье, будьте

уверены, у вас не будет проблем с пониманием собственного ребенка и тогда,

когда он вырастет.

Слайд№12

7.

Игра - разминка «Объединить объекты в систему». (Звучит музыка

«Семейный альбом»)

Родителям предлагается составить короткий рассказ, используя имеющиеся

заголовки, заранее вырезанные из газет, связанные со словом «семейный

досуг».

Обсуждение рассказов, составленных участниками собрания.

Слайд№13

8. Родителям предлагается закончить пословицу или поговорку о семье

Когда семья вместе, и…..(сердце на месте)

Нет дороже …..(отца с матерью)

В гостях хорошо, а…..(дома лучше)

Изба красна не углами, а……(пирогами)

Всякой матери свое….(дитя мило)

Мать кормит детей, как ……..(земля людей)

Слайд № 14

9. Заключительная часть . Психологическая акция «Ромашка в

подарок»

Обсуждение (мнения и вопросы родителей)

Дети раздают ромашки родителям.

Ромашка символ семьи, любви, доброты и радости .

С помощью этих очаровательных цветов,

Мы выражаем Вам самые теплые и душевные пожелания!!!

Слайд №15

10. Чтение стихотворение «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

А. Лопатина

Список литературы

1.

Васильева Е.В. Родительские собрания 5-8 классы Нравственное

воспитание в семье –Волгоград: Учитель, 2008 г.

2.

Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания 5-9 классы .,

Москва 2007г.

3.

Плющ И.В., Чеснакова Г.С, Герьянская Н.О. Школа и родители

вместе, Новосибирск 2006



В раздел образования