Автор: Максимовская Юлия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Краснозерский лицей № 2 имени Ф.И. Анисичкина
Населённый пункт: Новосибирская область, Краснозерский район, р.п. Краснозерское
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Культура семейного досуга"
Раздел: среднее образование
МБОУ Краснозерский лицей №2 имени Ф.И. Анисичкина
Семинар-практикум для родителей
учащихся 8-х классов
«Культура семейного досуга»
(В рамках областной X Недели психологии
«Традиции. Творчество. Поиск», школьной Недели психологии
«Школа добрых традиций»).
Автор: педагог-психолог Ю.А. Максимовская
2020г.
Слайд№2
Цель: формирование представлений у родителей об актуальности
укрепления связи поколений, передачи духовно-нравственных ориентиров
от старших к младшим через семейные традиции, в частности через
организацию семейного досуга
Задачи:
1.
Обратить внимание родителей учащихся-подростков на значимость
проблемы сохранения семейных традиций и организации семейного
досуга в семье, как залога успешного развития личности ребенка;
2.
Формирование у родителей понимание необходимости воспитания
нравственных качеств подростка через создания благоприятной
атмосферы в семье;
3.
Сплочение детского и родительского коллективов.
Форма проведения: семинар-практикум
Вопросы для обсуждения: анализ проектов учащихся «Моя семья – моя
крепость!», значимость нравственных традиций и обычаев в семейной жизни
и жизни подростков.
Подготовительная работа: подготовка мини-проектов учащимися « Моя
семья – моя крепость!» ( 2 проекта от класса), разработка сценария
родительского собрания, подготовка приглашений для родителей, ромашки
– символы для родителей.
Оборудование: Проектор, мультимедийная установка, презентация, подбор
песен и клипов на начало мероприятия и на паузы-заставки («Родительский
дом», «Семейный альбом», «Погода в доме»)
Участники :родители, классные руководители 8а-8б классов, учащиеся 8-х
классов подготовившие мини-проекты «Моя семья – моя крепость!!!»
Ход собрания
Слайд№3
1.Приветствие родителей .( Звучит музыка «Погода в доме)
Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Н.Заболоцкий.
Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера
родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих Фром
Слайд №4
2. Притча о семейном очаге
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но
решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию
каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет
у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та
ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца
заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, —
говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и
получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты
хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не
уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому
что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Слайд №5
3.Упражнение «Ассоциации» (родителям предлагается назвать ассоциации
связанные со словом СЕМЬЯ, слова фиксируются на слайде)
Слайд №6
4.
Важными составляющими семейного воспитания являются:
климат в семье (традиции, уют, отношения);
режим семейного воспитания;
содержание досуговой деятельности.
Слайд №7
Культура семейного досуга
Культура семейного досуга несомненно зависит от культуры
родителей, от того, как и чем они заполняют свое свободное
время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети
охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае,
если они оказываются активными участниками увлечения, а не
его пассивными наблюдателями.
Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят
время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с
застольем, разговорами и анекдотами, то они не вызывают
особого интереса. К тому же в таких компаниях детей не
допускают к столу. Но если родительская компания устраивает
игры, театрализует встречи, соответственно их оформляет и
наполняет творчеством, то это накладывает отпечаток и на
детское групповое проведение досуга.
Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они
ездят с родителями отдыхать. Дети с восторгом рассказывают о
том, где они были
и что видели, как вместе с родителями
собирали грибы, удили рыбу, строили на морском берегу
песочные замки и купались. А если это были еще и выезды на
природу с ночевкой в лесу, с костром и звездным небом над
головой – родительское влияние будет безграничным. Никакой
фильм не заменит собственных впечатлений, собственной живой
мысли, собственного внимательного взгляда и собственного
действия.
Слайд№8
5.
Учащиеся представляют
свои заранее приготовленные Мини-
проекты «Моя семья – моя крепость!!!», в которых отражены вопросы
семейных традиций, ценностей, совместного труда и отдыха. (4 проекта,
с каждого класса по 2 проекта, 10 минут на проект )
Обсуждение с родителями:
А какие семейные традиции есть в вашей семье?
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Что такое семейные традиции? (это духовная атмосфера дома, которую
составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его
обитателей) Слайд №9
Какова роль семейных традиций?
Слайд№10
6. Психолог:
- Семейные традиции очень важны для становления настоящей Семьи.
- Они важны для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для
формирования у него чувства защищенности, уверенности, да и просто:
семейные традиции и обычаи — это тепло, это ценности, это вечно. И даже
не столь важно, что именно станет такой семейной традицией —
ежесубботние прогулки в лес, празднование Нового года, совместные
воскресные ужины и пр.
Важно, что это все создает дружественную
атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.
Слайд№11
-
Ещё одна из значительных составляющих семейных традиций и обычаев -
это то, что ребенок становится полноценным их участником и выполняет
определенную роль. Совместные походы в театр и на природу, семейный
просмотр нового семейного фильма, поездки к бабушке на день рождения,
изготовление подарков ей собственными руками, свежевыпеченный пирог
по воскресеньям - все это создает дружественную атмосферу уюта,
стабильности
и
взаимоподдержки
в
семье.
Создайте семейную традицию уже сегодня - и кто знает, быть может, через
несколько
десятилетий
ваши
дети
станут
рассказывать
о
теплых
воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в
поколение. Так каждый из членов семьи сможет получше узнать друг друга,
научиться понимать мысли родных, в задушевных беседах становиться
ближе и роднее. А если личностное становление происходит в семье, будьте
уверены, у вас не будет проблем с пониманием собственного ребенка и тогда,
когда он вырастет.
Слайд№12
7.
Игра - разминка «Объединить объекты в систему». (Звучит музыка
«Семейный альбом»)
Родителям предлагается составить короткий рассказ, используя имеющиеся
заголовки, заранее вырезанные из газет, связанные со словом «семейный
досуг».
Обсуждение рассказов, составленных участниками собрания.
Слайд№13
8. Родителям предлагается закончить пословицу или поговорку о семье
Когда семья вместе, и…..(сердце на месте)
Нет дороже …..(отца с матерью)
В гостях хорошо, а…..(дома лучше)
Изба красна не углами, а……(пирогами)
Всякой матери свое….(дитя мило)
Мать кормит детей, как ……..(земля людей)
Слайд № 14
9. Заключительная часть . Психологическая акция «Ромашка в
подарок»
Обсуждение (мнения и вопросы родителей)
Дети раздают ромашки родителям.
Ромашка символ семьи, любви, доброты и радости .
С помощью этих очаровательных цветов,
Мы выражаем Вам самые теплые и душевные пожелания!!!
Слайд №15
10. Чтение стихотворение «Дружите с детьми».
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
А. Лопатина
Список литературы
1.
Васильева Е.В. Родительские собрания 5-8 классы Нравственное
воспитание в семье –Волгоград: Учитель, 2008 г.
2.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания 5-9 классы .,
Москва 2007г.
3.
Плющ И.В., Чеснакова Г.С, Герьянская Н.О. Школа и родители
вместе, Новосибирск 2006