Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Основы партнерства семьи и школы в вопросах воспитания детей"
Раздел: начальное образование
Основы партнерства семьи и школы в вопросах воспитания детей
Несмотря
на
разницу
в
методах
педагогической
организации
образовательных учреждений и семьи, их деятельность объединяется единой
целью – воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового
для жизни в обществе и социуме.
Если говорить о взаимоотношениях семьи и школы, то следует принять
за основу два положения:
1. При всем уважении к любым образовательным организациям,
работающим с детьми, семья – это самая заинтересованная сторона в судьбе
ребенка, за исключением каких-то крайних случаев.
2. Только семья больше всех переживает из-за неудач ребенка.
Таким образом, именно семья имеет право решать, что больше нужно
ребенку. Образовательные организации могут только помочь семье развить и
раскрыть у ребенка те качества, которые помогут ему быть успешным в
жизни и полезным обществу. Учитывая выше написанное, делаем вывод, что
профессионализм педагогического коллектива включает в себя умение
слышать, профессионально анализировать, обсуждать и учитывать в своей
работе мнение родителей.
Существуют положения, на которые следует опираться в организации
сотрудничества родительской общественности и школы в обеспечении
практики партнерства. Прежде всего, это права родителей, определенные
Конституцией РФ и Законом об образовании.
Основные права родителей (законных представителей) следующие.
Они имеют право:
- выбирать форму обучения (очное, семейное или экстернат);
- защищать права и интересы детей;
- участвовать в самоуправлении школы (конференциях, советах школы,
родительском комитете, комиссиях, попечительском совете);
-
получать
объективную
информацию
об
освоении
ребенком
образовательной программы;
- консультироваться по проблемам обучения и воспитания детей;
- знакомиться с содержанием и результатами, а также ходом
образовательного процесса и др.
В
целом
развитие
партнерства
с
родителями
воспитанников
предполагает два направления деятельности учителя. Педагог должен
опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространять
его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных
тенденций и уменьшения отрицательных. С другой стороны, важная задача
учителя – наполнить семьи педагогическими знаниями и умениями, помочь
ей в усвоении этих знаний и умений непосредственно в определенным
образом
организованной
деятельности.
Очевидно,
что
условием
положительного
направления
взаимодействия
являются
доверительные
отношения между учителями, социальными педагогами и родителями.
Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес
к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих
силах.
Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет
активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и
класса в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг
друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную
доброжелательность и уважение.