Напоминание

Урало - сибирская роспись


Автор: Сметанина Ольга Игнатьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: Челябинская обл., г. Коркино
Наименование материала: методическая разработка учебного занятия
Тема: Урало - сибирская роспись
Раздел: среднее образование





Назад




Тема «Лазоревый цвет Урала»

Урало-сибирская роспись

Цели:

1. познакомить с историей возникновения и особенностями урало-сибирской

росписи;

2.создать условия для освоения техники двойного мазка

3. учить выполнять основные мотивы («цветок», «листок», «рыбка», «птичка», «лев»),

используя данную технику

4. воспитывать интерес к народным промыслам России, чувство гордости и

патриотизма.

Задачи:

1)

познакомить с основными этапами выполнения росписи («подмалевок»,

«разбел», « нанесение травок, приписок»); учить работать последовательно

2)

дать представления о семантических значениях отдельных мотивов уральской

домовой росписи, особенностях колорита и техники исполнения, графическими и

живописными видами элементов.

3)

знакомство с понятием « двойной мазок»

4)

развивать живописные навыки: умение пользоваться палитрой, плоской

кистью;

5)

совершенствование навыков кистевого письма: учить выполнять элементы

«змейка», « ягодка», « капелька», «травинка».

Оборудование:

Для учащихся: гуашь, кисти плоские(№8-10) и круглые (№1-2). Палитра, салфетка

сухая и влажная, баночка для воды, альбомный лист.

Для учителя: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, раздаточный

материал: таблица «Варианты написания мотива «цветок», «листок»»,

иллюстративный материал, УМТ « Этапы написания мотивов», старинная прялка из

местного музея, разделочная доска с уральской росписью, 3 Нижне Тагильских

подноса, выставка авторских работ.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский « Вальс цветов» (из балета « Щелкунчик»),

запись пения птиц.

Ход занятия

1.

Организационный момент.

Здравствуйте коллеги! Я очень рада видеть Вас у нас в Центре дополнительного

образования детей. Мы сегодня не только познакомимся с удивительно красивой

урало - сибирской росписью, но сами попробуем выполнить некоторые элементы

этой росписи

1.Из истории урало-сибирской росписи

Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского

народного искусства.

Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись

бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и

распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Зарождение

большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путем.

Прежде всего, это было связано с тем, что с 16в. начинается колонизация

восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Василий

Алексеевич Барадулин — исследователь, посвятивший свои работы изучению

этого удивительного промысла, писал: "Если 16 век заложили основу культуры

уральского крестьянства, близкую культуре русского Севера, Поморья, откуда

были в основном первые переселенцы, то в 17— начале 19 века народная культура

Украины, Поволжья, Вятского края, центральных областей внесла в нее

существенные коррективы".

Поэтому мы видим некоторое сходство уральской росписи с хохломской,

городецкой, жостовской.

В это время на Урале складываются два направления расписной утвари — роспись

металлических и деревянных изделий.

Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах —

Невьянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским.

Впервые в России металлические расписные подносы появились на Урале в городе

Нижний Тагил, но этот промысел постепенно угас и появился в Жостово. Сейчас

же слава о нижнетагильских подносах разнеслась по всей стране, известны они и

за рубежом.

2.

Показ презентации.

По ходу презентации рассказать о трудностях сбора экспонатов для музея

домовой росписи.

Внешний вид старой уральской избы неказист. Глубоко нахлобученная

двускатная крыша, покрывающая козырьком фасад, придает дому

настороженный, угрюмый вид. Но вот входишь в избу... и попадаешь в

«волшебный сад» с красивыми цветами, птицами и зверями. В композиции и в

колорите росписи художники находили удивительную гармонию.

Крестьяне охотно соглашались расписывать свои дома. Роспись отражала их

единство с окружающей природой, их радостное, оптимистичное

мироощущение, народную мечту о красивой райской жизни и стремление у

себя в быту устроить красочный сад при жизни. Число красильщиков-

живописцев стало увеличиваться.

По-видимому обычай расписывать крестьянские дома на Урале появился в

начале XIX в.

Уральская домовая роспись поражает прежде всего своей монументальностью:

расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простенки, потолки, двери и

многое другое.

Первым делом художники расписывали входные двери и голбец. На них

рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем

разрисовывали печь-символ жизни в доме. Её украшали особенно тщательно,

так как по поверьям в подполье под печкой жил домовой — доброе существо —

охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной.

Помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем,

очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным

брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка.

Основой содержания росписи ярусов крестьянской избы, в процессе ее

формирования, служили связи обжитого пространства с окружающим миром:

для нижнего яруса связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для

верхнего — с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус — мир

человека — ориентирован на связь с реальными мифологизированными

обитателями земли.

Основу росписи среднего яруса составлял растительный

орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы,

поставленные в вазу. Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые

взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок

разделывали "под мрамор", позднее — "под кирпич" и "царскими кудрями".

Стены среднего яруса чаще всего окрашивали красным, красно-оранжевым или

золотисто-оранжевыми тонами. Особое отношение человека к красному цвету,

как цвету жизни, шло издревле. Ему отдавали предпочтение при украшении

утвари и одежды. В доме он, как цвет огня, был символом очага и жизни.

Теплые, наполненные жизненными силами поверхности стен крестьянского

жилища часто опоясывались широкими полосами синего и голубого цветов или

обрамлялись удивительно красивым орнаментом "царских кудрей"

Использование этого художественного приема, противопоставление красного и

синего повышало впечатление яркости цвета. Так достигалась большая

звучность всей росписи.

Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых,

зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но

обязательно присутствовал белый — для моделировки форм и чёрный-для

приписок графических элементов.

3. Семантика росписи

Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов,

связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие

мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко

распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В

старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами

украшали ворота, калитки, двери, ставни.

Самый верхний ярус, потолок в доме — это его "небо". Мотивы, украшавшие

потолок, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от

которого зависела судьба крестьянина. Поэтому не случайно изображение

круга, а позднее — венка в домовой росписи. Круги-венки помещались на

частях потолка, соответствующих функциональным зонам. В одном помещении

их могло быть несколько. Как и символы светила, круговые рисунки имели

значение оберега.

3. Семантика росписи

Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов,

связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие

мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко

распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В

старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами

украшали ворота, калитки, двери, ставни.

Самый верхний ярус, потолок в доме — это его "небо". Мотивы, украшавшие

потолок, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от

которого зависела судьба крестьянина. Поэтому не случайно изображение

круга, а позднее — венка в домовой росписи. Круги-венки помещались на

частях потолка, соответствующих функциональным зонам. В одном помещении

их могло быть несколько. Как и символы светила, круговые рисунки имели

значение оберега.

Музей домовой росписи единственный в мире и находится он в Нижней

Синячихе, а создателем является Самойлов Иван Данилович. Когда его

спросили, с чего же всё началось? Он ответил: «Так ведь я сам родился в такой

избе. Сколько помню себя столько и цвели в дедовской избе оранжевые с белым

цветы… Жизнь трудной была, может поэтому люди пытались украсить её

цветами – устроить отраду для глаз»

Собирать домовую роспись это не марки собирать. Однажды из деревни Гаево 6

километров на себе дверь деревянную тащил. Искал на чердаках, в подвалах.

Порой целую стену приходилось переносить. Тащу бывало очередную находку,

потом обливаюсь, а в автобус не пускают, голосую на дороге, да не всякий и в

машину возьмёт. Посмеиваются. Ничего, думаю, справлюсь. Зато спасу диво

дивное

Вот посмотрите старинный образец уральской прялки нашего музея.

Эта досочка 80 годов. На ней ярко прослеживается мировосприятие человека.

Верхний ярус – это изображение птиц, мир верхний, мир божественный.

Средний ярус – мир настоящий, мир в котором мы живём.

Нижний ярус – мир нижний, подземный, мир предков, наши корни.

Вторым направлением является лаковая роспись подносов. В России

существует несколько центров лаковой росписи: это Жостово, Федоскино,

Холуй, Мстёра и Нижний Тагил.

По ходу презентации. Андрей Худояров изобрёл такой лак, который был

прозрачен, как стекло и очень крепкий, даже от ножа царапин нет. Бумагу

скомкают, сожгут на подносе, только пепел останется, а поднос целёхонек,

даже кислота его не брала. Секрет рецепта этого лака крепко хранили, так эта

тайна и канула в века. За большие деньги немецкие купцы пытались выведать

рецепт изготовления лака, но так и не удалось, даже с современным

оборудованием не получается воссоздать такой чудный лак.

3.

Последовательность выполнения росписи подноса по презентации…

4.

Практическая часть

В программе по изобразительному искусству есть часы на региональный

компонент, в которые и можно провести урало – сибирскую роспись.

1.

Выполняем роспись матрёшки.

На каждом столе лежит раздаточный материал (трафарет и готовая

матрёшка). Я показываю последовательность выполнения на мольберте.

2.Выполняем более сложные элементы росписи это «рыбка». Она одна на

альбомном листе.

Представьте, что вы поймали Золотую Рыбку и она может исполнить 3

заветных желания, но только добрых, поэтому постарайтесь, чтобы рыбка

на вас не обиделась. Показываю последовательность выполнения.

Выполнить роспись птички постарайтесь дома самостоятельно.

Посмотрите сколько вариантов на авторских работах, а также они есть в

раздаточном материале, есть и в презентации, которую вы можете скачать.

2.

А сейчас выполним знаменитую Тагильскую розу. Показываю простое

изображение, затем более сложное, которое используют современные

мастера. Для тренировки можно выполнить в альбоме небольшой поднос.

В центре расположите розу, а с боков простые цветы, осталось добавить

листья и завитки. Показать образцы выполнения подноса на альбомных

листах

.

5.

Итог

Народное искусство – это живой организм, которому нужен приток свежих

сил. Такими силами в настоящее время является молодежь,

воспитываемая на традициях народных ремесел.

Урало – сибирская роспись является драгоценной кладезью в созвездии

русских народных промыслов, которая помогает воспитывать чувство

гордости за деятельность далёких предков, тех, кто мужественно пронёс

через века идеалы добра и красоты, вечной любви к своей земле.

Давайте посмотрим, что получилось у нас. Благодарю за прекрасную

работу, разнообразие вариантов, качество выполнения. Желаю отличных

работ, творческих успехов в работе с детьми.

Литература:

, В. С. Бадаев «Русская кистевая роспись» Москва Главный издательский центр

Владос. 2004 г.

В. А. Барадулин «Основы художественного ремесла» Москва «Просвещение» 1979 г.

Екатерина Фролова «Чистый источник» Москва Издательство «Молодая гвардия»

1990 г.



В раздел образования