Напоминание

Работа с текстом на уроках биологии как средство формирования УУД


Автор: Зырянова Елена Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ №34
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с текстом на уроках биологии как средство формирования УУД
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с текстом на уроках биологии как средство формирования УУД

Давно уже мы говорим о том, что на уроке важно не только и даже не столько

«передавать» ученикам новую информацию, сколько формировать у них умения и

потребность учиться.

Не

случайно

в

новом

стандарте

общего

образования

особое

место

занимают

универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и

личностные. В группе коммуникативных действий можно выделить информационно-

коммуникативные умения – умения, обеспечивающие адекватное восприятие и изложение

устной и письменной информации, а также ее отбор и обработку. Они, с одной стороны,

являются самостоятельной целью обучения, с другой – служат средствами усвоения

школьниками понятий и других видов знаний.

Среди заданий ГИА есть такие, которые требуют анализа содержания текста, его

интерпретации и преобразования его в другие формы (таблицу, схему, конспект)которые

проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия

у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные учащиеся допускают ошибки.

В практике преподавания биологии арсенал средств формирования информационно

– коммуникативных умений пока невелик. Чаще всего учащиеся составляют таблицы,

зарисовывают объекты природы, подписывают их, изредка составляют план или работают

с терминами. Это помогает учащимся изучить предметный материал, но не обеспечивает

целенаправленное формирование информационно-коммуникативных умений.

В учебниках и тетрадях программной линии В.В. Пасечника достаточно большое

внимание уделяется умениям приводить примеры, формулировать выводы, передавать

содержание текста. В тетрадях достаточное количество заданий, требующих привести

доказательства или объяснить причины какого-либо явления. Умениям адекватно

воспринимать письменную и устную речь, внимания уделено намного меньше. Под

адекватным восприятием письменной речи понимается умение извлечь информацию,

представленную в разных формах: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

извлечение из текста информации, данную в неявном виде; установление причинно-

следственных связей между предложениями абзаца, соотнесение ситуации с личным

опытом; выделение главной мысли текста; составление плана текста.

Виды заданий

По форме задания можно разделить на тексты-инструкции, задания в тестовой

форме, деформированные тексты

Особенность текста инструкции в том, что он состоит из двух частей:

непосредственно текста и перечня заданий, которые необходимо выполнить по мере его

изучения. В представденном варианте две группы вопросов: одни направлены на

понимание основного содержания текста, другие – на связывание основных частей текста

и оформление развернутого высказывания.

Тип Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы

Эвглена зеленая

1.

Жгутиконосцы – одноклеточные организмы, имеющие в качестве органоидов движения

длинные выросты, называемые жгутиками.

Обитает эвглена зеленая в сильнозагрязненных небольших пресных водоемах. Тело

эвглены зеленой веретеновидной формы, покрыто эластичной оболочкой, позволяющей ей

вытягиваться и изгибаться. На переднем конце тела эвглена имеет один длинный жгутик,

при помощи которого она передвигается. В цитоплазме эвглены находятся ядро,

сократительная вакуоль, хлоропласты и светочувствительный глазок. При помощи

светочувствительного глазка эвглена различает изменения освещенности. В цитоплазме

содержаться зеленые пластиды – хлоропласты, несущие зеленый пигмент – хлорофилл.

1)

Где обитает эвглена зеленая?

2)

Каково строение эвглены зеленой?

3)

Как передвигается эвглена зеленая?

4)

Какой пигмент содержится в организме эвглены?

2.

Питается эвглена в зависимости от условий среды. На свету она способна сама создавать

органические вещества при помощи хлорофилла. В темноте эвглена питается готовыми

органическими веществами, растворенными в воде. Поэтому одни ученые относят эвглену

к растениям, а другие относят ее к животным.

- Как питается эвглена?

3. Дышит эвглена кислородом, растворенным в воде, через всю поверхность тела.

- Чем дышит эвглена?

4. В сократительную вакуоль собираются все вредные вещества и избыток воды, которые

потом выталкиваются наружу.

- Какую функцию выполняет сократительная вакуоль?

5. Размножается эвглена бесполым путем. Клетка делится в продольном направлении.

Сначала делится ядро, затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две почти

равные части. Если в дочернюю клетку не попал какой-либо органоид, то впоследствии он

там образуется.

Эвглена – организм, сочетающий в себе признаки животного и растения. Жгутиконосцы

занимают как бы промежуточное положение между растительным и животным царствами.

1)

Как происходит бесполое размножение эвглены?

2)

Какое место занимают жгутиконосцы среди царств живых организмов?

Задание второй группы:

1.

Почему одни ученые относят эвглену к растениям, другие к животным?

Докажите ответ, используя примеры из текста.

Задания в тестовой форме закрытого типа наиболее эффективны на этапе становления

коммуникативных умений, так как содержат в перечне ответов правильный и позволяют

учащимся сопоставлять разные варианты друг с другом и анализировать их.

Прочитайте текст.

Дышат все живые организмы, так как для поддержания жизни необходимо постоянное

поступление кислорода, а его запасов в организме нет. Кислород участвует в химических

процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется

энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения,

питания, размножения и других процессов.

Обведите правильные ответы.

1)

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ АБЗАЦА

А. Дыхание – это одна из функций организма.

Б. В процессе дыхания потребляется кислород.

В. Процесс дыхания обеспечивает жизнедеятельность организма.

Г. Дыхание – это потребление кислорода и выделение углекислого газа.

2) ПРИМЕРЫ. ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ:

А. В результате выделяется энергия, необходимая для роста, движения, питания,

размножения…

Б. Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических

веществ.

В. Дышат все живые организмы.

Г. Запасов кислорода в организме нет.

В-4

Прочитайте текст __________________________________

Особенностями этой среды обитания являются достаточное количество кислорода, резкие

колебания температуры и влажности. Животные и растения вынуждены приспосабливаться к

таким условиям. Например, растения засушливых мест имеют специальные приспособления для

добывания, запасания и экономного расходования воды. Перелет птиц в теплые края, смена

густоты шерсти у зверей связаны с перепадами температуры. Для животных наземно-воздушной

среды обитания характерны два типа передвижения: по земле и по воздуху. Конечности

животных, передвигающихся по земле, приспособлены к бегу или прыжкам. Животные,

передвигающиеся в воздухе, имеют крылья.

Выберите верные утверждения:

1.

Для наземно-воздушной среды характерны…

А. Стабильная температура, резкие колебания осадков и большое количество

кислорода.

Б. Недостаточное количество кислорода, резкие колебания температуры и

влажности.

В. Резкие колебания влажности и температуры, большое количество кислорода.

2. Приведите примеры животных, передвигающихся по воздуху (не менее пяти)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

3.Приведите примеры растений, приспособленных к засухе (не менее трех)

_____________________________________________________________________

4.Заголовок текста:

А. Особенности наземно-воздушной среды обитания.

Б. Наземно-воздушная среда.

В. Среда обитания.

Г. Приспособления животных и растений к наземно-воздушной среде обитания.

Еще один тип заданий – деформированный текст. Это могут быть задания, ориентирующие на поиск

ошибок, составление связного текста из предложений или дополнение отдельных частей предложения.

Пустыни

Составьте текст из предложенных предложений.

1.

Они встречаются на всех материках, кроме Антарктиды.

2.

В пустынях наиболее засушливый климат.

3.

И все же в пустыне обитают змеи, ящерицы, грызуны.

4.

Наиболее распространенными растениями пустынь являются саксаул, песчаная осока, верблюжья

колючка.

5.

К жизни в пустыне приспособились немногие организмы.



В раздел образования