Автор: Борцова Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 2 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: Консультация
Тема: "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 2 «Звездочка» г.Белебея муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов на тему
«Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста через
ознакомления с историей и культурой
Республики Башкортостан»
Воспитатель
Борцова Вера Владимировна
г. Белебей, 2020г.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать
подлинным патриотом».
С. Михалков
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не
знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего
народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей,
свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не
случайно и академик Д.С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному
краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача
первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
В последние годы в системе дошкольного образования произошли
определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания
детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал
вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой
выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем,
связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества,
приобретает чрезвычайную значимость.
На современном этапе развития общества, в силу ряда причин, возник
дефицит нравственных идеалов и образцов для подражания, и, как следствие,
нравственное здоровье детей оказалось под угрозой. На месте образцов для
подражания детей оказались герои западных мультфильмов, что немедленно
сказалось на поведении детей дошкольного возраста.
Приобщение детей к историческим и культурным ценностям Башкирского
народа, развитие интереса к национальным традициям является очень
актуальным вопросом современности.
Воспитание гражданина и патриота,
знающего и любящего свою Родину,
на сегодняшний день становиться
всеобщей идеей нашего государства и роль системы дошкольного образования
возрастает, становиться наиболее
актуальной.
Содержанием нравственно-
патриотического воспитания является тот опыт, который приобретается в
детстве.
Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как
представителя своего народа, невозможно без обращения к истории и
национальным истокам народов Башкортостана. Наши дети должны хорошо
знать
не
только
историю
Российского
государства,
но
и
традиции
национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в eё
возрождении, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой
народ и все, что с этим связано.
2
При
выстраивании
педагогического
процесса
по
ознакомлению
дошкольников
с
историческими
и
культурными ценностями народов
Башкортостана положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического
порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:
прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью созданы
национальные уголки, подобран материал, включающий как сведения об
историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию
ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть
в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие
общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных
условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о
родном городе, области , страны, с учётом возраста, накопленного им опыта,
особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй,
библиотекой, центром развития творчества детей и юношества, музеем города
и т.п.
Большое значение для познавательного, нравственно-патриотического
воспитания детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом,
его историей, достопримечательностями. Знание истории родного города
позволяет сохранить преемственность поколений. Педагоги учат детей любить
и гордиться своим городом, гордиться людьми, прославившими город Белебей,
показываю красоту города, знакомят со страницами его истории на материале,
доступном для детей дошкольного возраста. Любовь к родным местам, знание
истории своего родного края помогут детям в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов, помогут
ощутить свою неотрывность с окружающим миром, и, в целом, желание
сохранять и приумножать богатство своей страны.
Ознакомление детей с родным краем, воспитание чувства любви и
восхищения своим городом – процесс длительный и сложный. Такие чувства не
могут возникнуть после нескольких занятий. Сам педагог должен знать
историю жизни своего народа, должен уметь отобрать те знания, которые будут
доступны
детям.
Положительного
результата
можно
достичь
только
систематической работой, используя различные формы по ознакомлению с
родным городом.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка
смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,
3
оставленную
в
саду,
который
они
возделывали,
вещах,
которые
им
принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы,
пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если
человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило,
равнодушен к своей стране. » В настоящее время родители часто не имеют
достаточно знаний о своем городе, не уделяют внимания данной проблеме,
считая ее неважной; у детей также отсутствует достаточная информация о
родном
городе.
Не
имея
количества
знаний,
трудно
сформировать
уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема
актуальна для всего общества в целом. Отсутствие заинтересованности у
родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного
города, о его достопримечательностях, истории, настоящем и прошлом
подтолкнуло меня к подготовке работы по ознакомлению с историческими
местами. Главной задачей является не допустить безразличного отношения к
истории своего города среди наших детей.
Исходя из вышеизложенного, определяется актуальность проблемы,
которая заключается в необходимости развития интересов дошкольников в
ознакомлении с историей родного края, и связана с социальным запросом
общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о своей
малой Родине, ее лучших людях, природе, традициях, тем более действенными
окажутся они в воспитании любви к Отчизне.
Актуальность данной проблемы позволяет определить цель и задачи по
воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.
Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного города,
местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к
родному краю.
Задачи:
1) Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного города.
2) Познакомить дошкольников с историческим, культурным, природно-
экологическим своеобразием родного края.
3) Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе.
4) Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно излагать
свои мысли.
5) Воспитывать чувство гордости за свой город, своих земляков,
эмоционально-ценностное отношение к краю.
6) Привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ, активизировать их
творческий потенциал.
4
Работая по данной теме, педагоги использовали разнообразные формы
работы по ознакомлению с родным городом.
• Проведение экскурсий, сотрудничество с музеями и библиотеками,
проведение занятий и бесед по ознакомлению с историей и культурой
• Целевые прогулки по городу, к некоторым историческим местам и
памятникам архитектуры (совместно с родителями).
• Организация выставки детских работ «С чего начинается Родина? »;
фотовыставки «Исторические места.
• Создание предметной среды, группового уголка «История родного
города» (Образцы народных промыслов: дымковская игрушка, изделия из
лозы; коллекция открыток; книги и альбомы с иллюстрациями и современного
города; портреты известных земляков; детские книги.) .
• Игры: дидактические,
сюжетно-ролевые,
театрализованные,
игры-
викторины «Знаешь ли ты свой город?», «Узнай, где я нахожусь?»,
«Путешествие по родному городу», «Букет красивых слов.
• Художественно-изобразительная деятельность (Лепка из глины и
роспись по мотивам дымковской игрушки; рисование «Герб города», «Флаг
города», «Что больше всего запомнилось на экскурсии?».) .
• Чтение книг
заучивание стихотворений о своей малой Родине;
прослушивание песен о родном городе.
• Организация работы с родителями (Проведение родительского собрания
по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей; привлечение
родителей к участию в оформлении выставок фотографий исторических мест;
помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок; проведение открытого
занятия с участием родителей: исполнение ролей, участие в театрализации
сказок, фольклора).
«Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому
именно с дошкольного возраста нужно знакомить детей с нашей малой
Родиной. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город помогут детям
правильно распоряжаться, сохранить и приумножить наследие, полученное от
предшествующих поколений
Актуализация национальной системы образования является одним из
существенных
условий
развития
современного
образования.
Новые
нормативные
документы,
определяющие
направления
реформирования
образования (закон «Об образовании в Российской федерации», федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования),
направлены на решение ряда задач в дошкольном образовании. Приоритет
общечеловеческих,
национально-этнических
ценностей;
общедоступность,
вариативность образования; свободное развитие личности; всесторонняя
защита
обучаемого
–
являются
основными
положениями
Закона
«Об
5
образовании в РФ». Государственная программа "Патриотическое воспитание
граждан на 2011-2015 гг." определила основные пути патриотического
воспитания,
цели
и
задачи,
которые
направлены
на
"поддержание
общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы
народов".Республика Башкортостан объединяет на своей территории много
национальностей: башкиры, русские, мордва, чуваши, татары и другие народы.
Наш детский сад не исключение. В группах есть дети разных национальностей
В 2019-2020 учебном году я вела кружок социально-педагогической
направленности «Радуга дружбы» . Цель кружка: Создание и развитие
комплекса педагогических условий, направленных на формирования общей
культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта.
Задачи обучения:
I.Образовательные:
- формирование системы знаний об историческом прошлом и настоящем
чувашского народа, его быта и культуры.
- формирование и развитие познавательного интереса к народному
творчеству
и
миру
ремесел
в
родном
крае.
II.Развивающие:
- развитие познавательного интереса детей через ознакомление с
культурой чувашского народа
- развитие творческих способностей детей через ознакомление с
прикладным искусством чувашского народа.
III.Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к обычаям и традициям своего народа,
гордости за свой народ и уважение к людям разной национальности.
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их
труду.
- подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине,
краю и ощущению себя частью большого человеческого сообщества
Можно сделать вывод, что к концу учебного года дети имеют четкие
представления о людях разных национальностей, проживающих в их городе,
подъезде, доме, в детском саду. Он осознают свою принадлежность к
определенной нации, знают родной язык (может произнести несколько
предложений; спеть песню, рассказать стихотворение на родном языке) , или
стремится
активно
его
усвоить.
Проявляют
устойчивый
интерес
к
национальному фольклору, обычаям, обрядам, знает чувашские сказки, песни,
загадки, потешки, игры. Дети знают предметы мастеров народного искусства,
особенности
орнаментики
одежды,
головных
уборов,
их
украшение
ювелирными изделиями.
6
Перечисляют некоторые предметы декоративно-прикладного искусства и
одежды, обуви, головных уборов, национальные кушанья; знает особенности
орнаментики одежды, головных уборов. С уважением относится к традициям,
искусству чувашского народа, предметам национального быта.
Культура народов Башкирии
является богатейшим материалом для
введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа,
духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию,
и, вместе с тем, способствует развитию таких психических процессов, как
восприятие, образное мышление, воображение.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к
культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью
возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь. Развитие ребёнка в обществе невозможно без
знания культуры своего народа. Соприкосновение ребёнка с народным
искусством, традициями, историей, природой, участие в народных праздниках
помогут духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и
настоящему, воспитать любовь к своей Родине. Необходимо донести до
ребенка, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к
поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие.
Знакомя с произведениями устного народного творчества мы не только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуем развитию
личности в духе патриотизма.
Единого
подхода
к
определению
«нравственно-патриотическое
воспитание»
не
существует,
но
большинство
современных
педагогов
тактируют
это
понятие
как
систематическое
воздействие,
процесс,
направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества,
формирование
у них
моральных
качеств,
убежденности в
значимости
нравственных
норм.
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей,
по
общему
мнению,
является
одной
из
основных
задач
дошкольного
образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и
привязанности
к
своей
семье,
дому,
детскому
саду,
улице,
городу,
формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение
представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за
достижения страны, чувство уважения к другим народам.
Работа по тому направлению ведется последовательно, от более близкого,
знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой
7
живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей
страны.
Именно
потому,
что
семья
ребенка
является
ключевым
звеном
направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете
новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе
которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность
родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и
дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических
чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.
Формирование
патриотических
чувств
проходит
эффективнее,
если
детский
сад
устанавливает
тесную
связь
с
семьёй.
Всё
это
создаёт
благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский
сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на
помощников детского учреждения, а как на равноправных участников
формирования детской личности.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из
основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием
которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой
общества и хранительницей национальных традиций. Для формирования
чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине,
базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой
страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего
знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать
тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят
каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть
большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель
страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит
свою страну.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств
воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за
свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой
для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
И в завершение я хотела бы сказать, что и дикий шиповник и благородная
роза биологически один и тот же вид, Но шиповник вырос так, как ему
удалось, а розу взрастили несколько поколений садовников. Будет духовность
и нравственность в каждом из ас, будет забота о человеке самого раннего
детства - больше будет
благородных цветов и меньше корявых дичков
—«педагогического брака».
8