Автор: Петелина Елена Виктровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №3 "Буратино"
Населённый пункт: п.г.т. Шерловая Гора
Наименование материала: Методическая разработка логоритмического занятия
Тема: "У кошки новоселье"
Раздел: дошкольное образование
Логоритмическое занятие.
«У кошки новоселье»
Цель. Преодолевать речевое нарушение путем развития, воспитания и
коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со
словом и музыкой.
Задачи.
1.
Уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при
произношении изучаемых звуков.
2.
Развитие фонематического восприятия и фонематических
представлений.
3.
Расширение лексического запаса.
4.
Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
5.
Совершенствование мелкой и общей моторики.
6.
Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с
речью.
7.
Развитие мелодико - интонационных и просодических компонентов,
творческой фантазии и воображения.
Оборудование: игрушки – кошка, мяч, лошадка, зайчик с барабаном, пчелка,
слон, козлик, мышка, воздушный шарик, кассеты «Колыбельные».
Ход занятия:
Педагог.
У кого усатая
Морда полосатая?
Спинка, словно мостик,
За мосточком хвостик? (у кошки).
Мы сегодня не ребята,
А веселые котята.
Будем, как котята, жить:
Спать, мяукать и шалить.
1.
Динамические упражнения
Дети ложатся на ковер и под текст подтягиваются.
Педагог.
Вот проснулись, потянулись
(Дети переворачиваются с боку на бок).
С боку на бок повернулись.
Потягушки, потягушки!
Где любимые игрушки?
(Дети садятся на пол по-турецки).
Педагог (показывает мячик).
Ты, наш мячик, поскачи
И котяток разбуди.
2.
Пальчиковая игра «Мячик»
Педагог.
Раз – два – три –
(Три хлопка.)
Беру я мяч.
(Соединяют большие и указательные пальцы рук, показывая мяч.)
Раз – два – три –
(Три хлопка.)
Он мчится вскачь.
(Руки согнуть в локтях, ладонями вниз. Поочередно поднимать и
опускать руки.)
Раз – два – три –
(Три хлопка.)
Бегу за ним,
(Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Поочередно поднимать
и опускать руки.)
Красно-желто-голубым.
(В.Степанов.)
3. Подвижная игра «Веселый мячик».
Дети стают в круг. Они по кругу передают мяч друг другу. Хором.
Ты катись, веселый мячик,
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый мячик,
Тот сейчас танцует нам!
Ребенок, у которого остается мячик, выходит в центр круга и танцует,
остальные дети хлопают в ладоши.
Педагог. Поиграли котята и стали умываться.
4. Массаж лица
Педагог.
Носик, носик!
Провести кулачками по крыльям носа – 4 раза.
Где ты, носик?
Лобик, лобик!
Где ты, лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам – 4 раза.
Щетка, щетка!
Пальцами погладить щеки сверху вниз – 4 раза.
Где ты, щетка?
Будет чистенькая дочка,
Погладить ладонями шею
Будет чистеньким сынок
Растереть ладошками уши.
И котенок - малышок.
Потереть ладони друг о друга.
Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:
- Лапки мыли?
- Мыли!
Ушки мыли?
- Мыли!
- Хвостик мыли?
- Мыли!
Все помыли.
И теперь мы чистые,
Котики пушистые.
Какие у нас красивые большие котята. А вот мой кот совсем не такой.
Мой серенький кот
Совсем не растет,
И даже усы не растут.
Он супа не ест
И каши не ест –
Попробуй-ка вырасти тут!
(М. Карем)
5. Мимическое упражнение «Угости котенка»
Дети мимикой передают, как котенок угощается молочком, мясом,
лимоном, рыбкой, колбаской, морковкой, перцем и т.д.
6. Инсценировка «Кошкин дом» (русская народная потешка).
Хором.
Бом – бом, бом – бом!
Энергично поднимают и опускают руки, сжатые в кулаки.
Загорелся Кошкин дом!
Постепенно поднимают руки вверх и опускают их, описывая в воздухе
круг и быстро перебирая пальцами.
Кошка выскочила,
Схватиться руками за голову и покачать головой.
Глаза выпучила,
Приставить к глазам «очки» из больших и указательных пальцев.
Побежала к дубу,
Бежать друг за другом, поочередно выставлять перед собой лапки-
царапки.
Прикусила губу.
Остановиться, прикусить губу верхними зубами.
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
Расставить сжатые в кулаки руки в стороны и бежать на носках.
А собака – с помелом.
Наклониться вперед, одна рука на поясе, другая как бы подметает
землю.
А лошадка – с фонарем,
Поднять руку, сжатую в кулак вверх.
Серый заинька – с листом.
Обеими ладонями делать махи движением от себя.
Раз – раз, раз – раз!
И огонь погас!
Поднять руки вверх. Ладони раскрыты вниз. На каждый слог
постепенно рывками опускать их вниз.
Педагог.
Бум-бум! Та – ра - рам!
Это что случилось там?
А случилась – то беда!
Эй, пожарники, сюда!
Тили - бом, тили - бом!
Будем строить новый дом!
7. Массаж рук «Строим дом»
Педагог.
Целый день тук да тук,
Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.
Раздается звонкий стук.
Похлопывание ладонью по правой руке.
Молоточки стучат,
Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Поколачивание кулачком по правой руке.
Строим домик бельчат.
Этот дом для белочек,
Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.
Этот дом для зайчиков,
Растирание кулачком правой руки.
Этот дом для девочек,
Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к
плечу.
Этот дом для мальчиков.
«пробежаться» по правой руке.
Вот такой хороший дом,
Погладить ладонью левой руки от кисти к плечу.
Как мы славно заживем,
Погладить ладонью правую руку.
Будем песни распевать,
Скользящие хлопки ладоней друг о друга.
Веселиться и плясать.
Педагог.
Ой, какой красивый дом!
Новоселье будет в нем.
8. Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его
движениями
Хором
Мы купили кошке
Потянули руки вперед, ладонями вверх.
К празднику сапожки,
Поставить ногу на пятку и повертеть носочком.
Причесали ей усы,
От щек развести руки в стороны.
Сшили новые трусы,
Имитировать шитье иголкой.
Только как их надевать?
Пожать плечами, руки в стороны.
Хвостик некуда девать!
(Б. Заходер).
Показать рукой хвостик за спиной.
Педагог.
Вот у кошки новоселье.
Начинается веселье!
Двери открываем,
Гостей поджидаем!
9. Логопедическая гимнастика и динамические упражнения
Педагог.
Едем, едем на лошадке
По дороге гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
1)
Упражнение «Лошадка» (для укрепления мышц языка, выработки
подъема языка).
Рот открыт, губы в улыбке, широкий лопатообразный язык прижать к
небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы
губы были в улыбке, рот широко открыт.
Движение – прямой галоп.
Педагог.
Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит:
Дети:
- Д – д – д, да – ды, да – ды!
2) Упражнение «Зайчик» (для укрепления мышц губ и щек).
Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны,
обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем опять
плотно смыкаются. Движение – прыжки на двух ногах с продвижением
вперед.
Педагог.
Пирожки в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Извела на пирожки
Полнаперсточка муки.
3)Упражнение «Пирожок» (для укрепления мышц языка, развития
умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке,
язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются
вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в
таком положении удерживать на счет от 1 до 5 – 10. Следить за тем,
чтобы губы не помогали языку, оставались не подвижными. Движение
– легкий бег на носках.
Педагог.
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
4) Упражнение «Хоботок» (для координации движений губи выдоха).
Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести
длительный выдох. Движение – ходьба на всей ступне, опираясь в пол
руками.
Педагог.
Проводили Кошка с котятами гостей в новый дом. А вот уже и новый
гость на пороге.
10. Гимнастика для мышц шеи «Козлик»
Дети проговаривают чистоговорку
Хором.
Ома – ома - ома –
Стоит козлик у дома.
Поднимать и опускать голову, руки согнутые в локтях, перед грудью,
кисти опущены вниз, пальцы соединены вместе.
Оме – оме - оме –
Хорошо в высоком доме.
Качать головой вправо, влево, положение рук тоже.
Ме – ме – ме –
Подойди–ка ты ко мне.
Поднимать и опускать голову, делая призывное движение руками.
Мот – мот – мот –
Качать головой вправо, влево, грозя пальцем.
Не ставь копытца на комод.
Педагог.
Здравствуй, Васька – козел,
Поклониться, положив ладонь на грудь.
Если в гости пришел
Покачать головой
Угощайся травкой,
Протянуть ладони вперед.
Да смотри, не чавкай!
(Я.Аким)
Погрозить пальцем.
На празднике все веселились. А кошка даже устроила концерт.
Сцена любая, любая эстрада
Этой певице прославленной рада.
Кошка певица! Голос хорош!
Только услышишь – сам запоешь!
(С.Кац)
12. Песня (любая, любимая детьми).
13. Импровизация движения под стихотворение
Кошка хвостиком играла –
Вот так! Вот так!
Веселилась, хохотала –
Вот так! Вот так!
Мячик по полу катала -
Вот так! Вот так!
И по комнате скакала -
Вот так! Вот так!
А потом устала кошка -
Вот так! Вот так!
И поплакала немножко -
Вот так! Вот так!
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем кошку утешать.
(Н. Пикулева).
14. Ритмическая игра.
Педагог.
Играет кот на скрипке:
Имитировать игру на скрипке.
Тили - ли! Тили - ли!
Прохлопать ритм в ладоши.
На блюде пляшут рыбки
Сделать волнообразные движения кистями рук.
Хлюп – хлюп, люли!
Два хлопка по коленям, два хлопка в ладоши – 2 раза
Хлюп – хлюп, люли!
Танцуют чашки, блюдца:
«Фонарики»
Дзинь – дзинь, хо – хо!
Дзинь – дзинь, хо – хо!
Два «фонарика» над головой, два скользящих удара ладонью о ладонь
(«Тарелочки») – 2 раза.
А лошади смеются:
Постукивать пятками об пол, руки как бы держат вожжи.
И – и – и – го – го! И – и – и – го – го!
На «И – и…» подтянуть обе руки вверх, пальцы сжаты в кулаки; на «го –
го…» опустить их вниз.
Педагог.
Повеселела наша кошка. А котята стали играть с мышатами.
Котенка мышки не боятся,
С ним вместе прыгают, резвятся,
То бантик котику завяжут,
То сказку новую расскажут.
(М.Дружинина)
15. Подвижная игра «Кот и мыши.
Педагог.
Мышки в норочках сидят,
Мышки в щелочки глядят.
«Кот» сидит на стуле в углу зала, «мышки» закрывают ладонями лицо и
подсматривают, выглядывая из-за них.
Ой, как много мышек тут,
Коготками пол скребут.
«Скребут» коготками пол.
Тише, мыши, серый кот!
Он нас всех подстережет!
Грозят друг другу пальцем.
Серый кот гулять пошел,,
И мышат он не нашел.
«Кот» важно гуляет по залу, «мыши» сидят не шевелясь.
Только котик засыпает,
Мышки сразу выбегают.
«Кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по всему залу. С
окончанием музыки кот их старается поймать.
16. Дыхательное упражнение «Шарик» (по Б.Толкачеву)
Педагог.
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой - топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш – ш – ш…
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать
плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки
дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».
Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
Кончилось веселое новоселье. Все гости разъехались. Стала мама Кошка
котят спать укладывать.
17. Релаксация (звучит «Колыбельная»)
Педагог.
Наши ножки устали,
Садятся на ковер и поглаживают ножки.
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали
Поглаживают руки
Они хлопали, играли
Глазки закрываются,
Реснички опускаются.
Ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под музыку.
Глазки засыпают,
Дети отдыхают.
Глаза голубые у киски моей,
Открывают глаза и смотрят вверх.
А небо над ними еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.
Глазки открываются,
Дети просыпаются.
(Н.Нищева).
Спокойно встают и тянутся за руками вверх.