Авторы: Гуртученко Светлана Викторовна, Тимошина Светлана Вячаславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: Москва, ул.Фёдора Полетаева, д.2, к.1, кв.34
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность в развитии дошкольников с умственной отсталостью.
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность в развитии дошкольников с умственной
отсталостью.
В ратифицированной Россией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов
отдельно отмечается «необходимость использования технологий, учитывающих
разные формы инвалидности, принятие и содействие способов общения и всех
доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов». В
коррекционно-педагогической работе становится совершенно очевидным, что наших
детей с ОВЗ надо воспринимать такими, какие они есть, ведь все их
проблемы: замкнутость, агрессивность, необщительность, неуправляемость – не их
вина, а следствие заболевания. Для всех умственно отсталых детей является
нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных
процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-
логического мышления, обобщающей и регулирующей функций речи. Также для них
весьма характерны нарушения пространственного восприятия и разнообразные
патологические изменения в
моторной сфере. В процессе своей
педагогической деятельности я убедилась, что традиционные формы работы,
рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые
мы перед собой ставим. Поэтому чаще стала обращаться к арт-терапии, а именно,
к театрализованной деятельности.
В процессе практической работы, с особыми детьми театрализованная
деятельность является эффективнейшим средством для социальной адаптации
умственно отсталых детей. Особенность театра позволяет освоению мира
социальных связей и отношений.
Театральное искусство широко используется
воспитателями и педагогами в коррекционно-педагогической работе. Оно близко и
понятно таким детям, потому что в основе театра лежит игра. Игра - это
деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально
осваивает систему человеческих отношений, правила поведения, окружающую
действительность.
Коммуникативный опыт детей, живущих в Центре содействия
семейному воспитанию все равно скуден, по сравнению с детьми, которые
проживают дома. И, пожалуй, только в театрализованной игре,
сотрудничестве,
усваиваются адекватные способы поведения. В театрализованной деятельности, на
игровых занятиях я использую театрализованные игры - драматизации, пальчиковые
игры, различные дидактические, сюжетно-ролевые игры, всевозможные упражнения
(и тоже с элементами игры) - на развитие пантомимики, на развитие чувств, эмоций.
Комплекс игр на ковре дает возможность проводить целенаправленные занятия
по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы:
формирование сенсорных эталонов формы, величины предмета;
обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину,
выполнять сложные глазомерные действия («Собери бусы по образцу», «Сделай
так же», «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Найди такой
же», и др.)
Центральное место занимают различные виды театрализованных игр:
игры в кукольный театр;
игры-драматизации.
Исходя из возрастных и психологических особенностей детей с выраженной
умственной отсталостью театрализованные игры построены мною на материале
сказок,
несущие
в
себе
активизирующее
воздействие.
Сказка
оказывает
благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка.
Дети не только наблюдают со стороны за действиями воспитателя, но и
самостоятельно
выполняют
некоторые
задания.
Это
немаловажно
для
интенсивного
развития
способностей
детей и более
успешного решения
педагогических задач. Учебно-образовательная работа ведётся индивидуально,
строится на с учетом развития каждого ребёнка. Это позволяет организовывать и
проводить работу по развитию психических процессов: внимания, памяти,
мышления, воображения, динамично и наглядно проводить игры и занятия по
всем разделам: по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по
изобразительной и театральной деятельности.
В результате театрализованной деятельности у наших «особенных» детей
улучшается образное мышление, память, а педагоги и дефектологи в процессе
подготовки создают атмосферу взаимопонимания и сотрудничества с младшим
персоналом учреждения, что важно для хорошего микроклимата в группе.
Список литературы:
1.
Стивен фон Течнер, Хоральд Мартинсен Введение в альтернативную и
дополнительную коммуникацию - М., Теревинф, 2017
2.
Е.А. Стребелева Коррекционн-развивающее обучение детей в процессе
дидактических игр: пособие педагога-дефектолога – М.: ВЛАДОС , 2018