Напоминание

Театрализованная деятельность в развитии дошкольников с умственной отсталостью.


Авторы: Гуртученко Светлана Викторовна, Тимошина Светлана Вячаславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: Москва, ул.Фёдора Полетаева, д.2, к.1, кв.34
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность в развитии дошкольников с умственной отсталостью.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрализованная деятельность в развитии дошкольников с умственной

отсталостью.

В ратифицированной Россией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов

отдельно отмечается «необходимость использования технологий, учитывающих

разные формы инвалидности, принятие и содействие способов общения и всех

доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов». В

коррекционно-педагогической работе становится совершенно очевидным, что наших

детей с ОВЗ надо воспринимать такими, какие они есть, ведь все их

проблемы: замкнутость, агрессивность, необщительность, неуправляемость – не их

вина, а следствие заболевания. Для всех умственно отсталых детей является

нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных

процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-

логического мышления, обобщающей и регулирующей функций речи. Также для них

весьма характерны нарушения пространственного восприятия и разнообразные

патологические изменения в

моторной сфере. В процессе своей

педагогической деятельности я убедилась, что традиционные формы работы,

рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые

мы перед собой ставим. Поэтому чаще стала обращаться к арт-терапии, а именно,

к театрализованной деятельности.

В процессе практической работы, с особыми детьми театрализованная

деятельность является эффективнейшим средством для социальной адаптации

умственно отсталых детей. Особенность театра позволяет освоению мира

социальных связей и отношений.

Театральное искусство широко используется

воспитателями и педагогами в коррекционно-педагогической работе. Оно близко и

понятно таким детям, потому что в основе театра лежит игра. Игра - это

деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально

осваивает систему человеческих отношений, правила поведения, окружающую

действительность.

Коммуникативный опыт детей, живущих в Центре содействия

семейному воспитанию все равно скуден, по сравнению с детьми, которые

проживают дома. И, пожалуй, только в театрализованной игре,

сотрудничестве,

усваиваются адекватные способы поведения. В театрализованной деятельности, на

игровых занятиях я использую театрализованные игры - драматизации, пальчиковые

игры, различные дидактические, сюжетно-ролевые игры, всевозможные упражнения

(и тоже с элементами игры) - на развитие пантомимики, на развитие чувств, эмоций.

Комплекс игр на ковре дает возможность проводить целенаправленные занятия

по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы:



формирование сенсорных эталонов формы, величины предмета;



обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину,

выполнять сложные глазомерные действия («Собери бусы по образцу», «Сделай

так же», «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Найди такой

же», и др.)

Центральное место занимают различные виды театрализованных игр:

игры в кукольный театр;

игры-драматизации.

Исходя из возрастных и психологических особенностей детей с выраженной

умственной отсталостью театрализованные игры построены мною на материале

сказок,

несущие

в

себе

активизирующее

воздействие.

Сказка

оказывает

благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка.

Дети не только наблюдают со стороны за действиями воспитателя, но и

самостоятельно

выполняют

некоторые

задания.

Это

немаловажно

для

интенсивного

развития

способностей

детей и более

успешного решения

педагогических задач. Учебно-образовательная работа ведётся индивидуально,

строится на с учетом развития каждого ребёнка. Это позволяет организовывать и

проводить работу по развитию психических процессов: внимания, памяти,

мышления, воображения, динамично и наглядно проводить игры и занятия по

всем разделам: по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по

изобразительной и театральной деятельности.

В результате театрализованной деятельности у наших «особенных» детей

улучшается образное мышление, память, а педагоги и дефектологи в процессе

подготовки создают атмосферу взаимопонимания и сотрудничества с младшим

персоналом учреждения, что важно для хорошего микроклимата в группе.

Список литературы:

1.

Стивен фон Течнер, Хоральд Мартинсен Введение в альтернативную и

дополнительную коммуникацию - М., Теревинф, 2017

2.

Е.А. Стребелева Коррекционн-развивающее обучение детей в процессе

дидактических игр: пособие педагога-дефектолога – М.: ВЛАДОС , 2018



В раздел образования