Автор: Сахабиева Гольфия Исхаковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ""Черемшанская СОШ № 1 им. П. С. Курасанова"
Населённый пункт: Черемшанского района РТ
Наименование материала: программа
Тема: Формирование нравственных ценностей младших школьников
Раздел: начальное образование
Программу « Формирование нравственных
ценностей младших школьников» составила
учительница начальных классов
МБОУ «Черемшанская СОШ № 1
им. П. С. Курасанова» Черемшанского района
Республики Татарстан.
Формирование нравственных ценностей младших школьников
Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность.
Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том,
что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий
может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в
этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности
человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о
всестороннем
развитии
личности,
даёт
основания
утверждать,
что
сердцевина
нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности.
Целью воспитания является решение тех проблем, которые должен решить
человек, чтобы найти своё место в жизни.
Разработанная нами программа имеет, на наш взгляд, следующие положительные
моменты:
– помогает в планировании работы классного руководителя;
– учитывает возрастные особенности;
– предполагает использование различных форм и методов работы;
– помогает построить работу комплексно и целенаправленно;
– дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном
становлении ученика.
Программу мы условно разделили на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями,
умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но,
дополняя друг друга, складывается целостная система.
Содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут
учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.
I блок “Учусь общаться”
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению
общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести
разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться
различными средствами выразительности речи.
2. Задачи.
Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей
отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);
осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации
программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
3. Содержание проблемы.
Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения.
Ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во
время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное
содержание проблемы: вежливое общение – основа отношений в коллективе детей.
4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:
беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы
чтецов,
конкурсы
рисунков.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
– Употребление различных форм приветствия.
– Употребление различных форм прощания.
– Как нужно вести себя во время разговора.
– Разговор по телефону.
– Словесные формы обращения с просьбой.
– Слова благодарности.
– Употребление различных форм словесной вежливости.
– Словарные игры.
– Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с просьбой,
словами благодарности, приветствия, прощания).
– Темп, громкость речи.
– Мимика и жесты.
– Тон как средство выразительности собственной речи.
– Самое беспокойное слово на свете.
– Обманчивое “Потому”.
– Поздравление. Приглашение.
– Объясняем и доказываем.
– Игра-путешествие “Город Вежливости”.
7. Предполагаемый результат.
Учащиеся должны знать и уметь:
выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова
благодарности;
правильно вести себя во время разговора;
правильно разговаривать по телефону;
умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
II блок “Учусь понимать себя”
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком
себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
2. Задачи.
Расширять представления детей о своих физиологических и психологических
особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение,
осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
3. Содержание проблемы.
Я – часть природы, моя жизнь – дар природы. Черты характера человека.
Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:
игра-доказательство; тест; игра-загадка; беседа; художественный салон.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
– Мой режим дня.
– Как я расту.
– Что я знаю о себе.
– Моё настроение.
– Как я познаю мир.
– Мои чувства.
– Как изменить настроение.
– Мои поступки.
– Мои привычки.
– Для чего человеку зеркало?
– Надо ли человеку быть красивым?
– Человек красен статью.
- Кто я? Какой я?
– Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.
– “Расскажи мне обо мне”.
– Тест “Добрый ли ты человек?”
– Игра-загадка “Твои поступки”.
7. Предполагаемый результат:
понимание ценностей человеческой жизни;
уважение человеческого достоинства;
осознание чувства собственного достоинства;
формирование самодисциплины.
III блок “Учусь понимать других”
1. Содержание деятельности.
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать
других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.
Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся
жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.
2. Задачи.
Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные
стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
3. Содержание проблемы.
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни
человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:
– конкурс знатоков;
– беседа;
– игра с последующей рефлексией;
– день добрых сюрпризов;
– конкурс рисунков;
– смотр талантов.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий
– Что изменилось за год (физические данные, режим дня, работоспособность).
– Как научиться разговаривать с людьми (знакомство, предложение, отказ,
согласие).
– Как научиться разговаривать с людьми (попросить помощь, предложить помощь,
сочувствие, похвалить, поддержать).
– Как научиться преодолевать трудности вместе.
– Как понять друг друга без слов.
– Для чего нужна улыбка.
– Умеешь ли ты дружить.
– Конкурс знатоков.
– Служение другим людям.
– Встречают по одёжке.
– Как выразить привязанность.
– Как сотрудничать, делиться, соблюдать очерёдность.
– Нужно уважать и слушать родителей.
– Загляните в мамины глаза.
– Игра с последующей рефлексией “Брать и давать”.
– Диспут “Надо ли любить всех?”
– День добрых сюрпризов.
7. Предполагаемый результат:
приобретение опыта общения с людьми;
проявление сильных сторон характера;
выполнение
роли
хозяина
в
школе,
поддерживающего
обстановку
доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой
родителей, заботятся о своей семье.
IV блок “Я среди людей”
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности входит осмысление себя как частицы общества, в
котором мы живём. Основное положение: “Ты не только сын или дочь, но и гражданин
своей Родины”.
2. Задачи.
Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с
интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить сочувствию и
милосердию, умению находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и
характер, открывать путь ребёнку к собственному “Я”.
3. Содержание проблемы.
Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем будет
зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не теряться в
сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила воли и твёрдость
характера.
4. Формы реализации направления “Я среди людей”:
– диспут;
– игра;
– творческий конкурс;
– игра с последующей рефлексией;
– игра-путешествие;
– письмо самому себе;
– игровое моделирование;
– тестирование.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
– Что вы знаете друг о друге.
– Диспут “Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?”.
– Диспут “Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?”.
– Игра “Школа, которую мы строим”.
– “Расскажи мне о себе”.
– Кто твой друг?
– Чтобы иметь друга, надо быть им.
– Как помириться после ссоры.
– Напиши письмо самому себе (самоисповедь).
– Какой у тебя характер.
– Как воспитать характер.
– Как сказать “нет” и отстоять своё мнение.
– Игра с последующей рефлексией “Слепой и поводырь”.
– Твой самый решительный поступок в жизни.
– Всё проходит, всё остаётся.
– Конкурс сочинений “Что значит быть человеком?”.
– Игра-путешествие “Я в мире, мир во мне”.
7. Предполагаемый результат.
Учащиеся должны знать и уметь:
равноправно общаться, считаясь с интересами других;
отстоять своё мнение;
проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
расширять круг интересов, способностей и увлечений;
самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
В рассмотренной программе нами был составлен календарно-тематический план
внеклассных занятий по формированию нравственности у младших школьников.
Таблица 6
Календарно-тематический план внеклассных занятий по формированию нравственности у
младших школьников
№
Тема
Дата
Цель
Планируемый результат
1
Употребление
различных
форм
приветствия
Февраль
научить
детей
употреблять
различные
формы
приветствия
в
зависимости
от
ситуации;
прививать
практические
навыки
в
выполнении правил
повседневного
выражать
слова
приветствия,
прощания, обращения
с просьбой, выражать
слова благодарности;
правильно вести себя
во время разговора;
правильно
разговаривать
по
телефону;
умело
использовать
общения.
темп, тон, громкость
речи,
мимику
и
жесты;
вести объяснение и
доказывать
правильность
своей
точки зрения.
2
Словесные
формы
обращения с просьбой
Февраль
научить
детей
употреблять
различные
словесные
формы
обращения
с
просьбой;
прививать навыки в
выполнении
повседневного
этикета
То же
3
Учусь
понимать
других
Март
формировать
ценностные
ориентации,
повышать
статус
нравственности
в
отношениях
с
окружающими
понимание
ценностей
человеческой жизни;
уважение человеческого
достоинства;
осознание
чувства
собственного
достоинства;
формирование
самодисциплины.
4
Игра с последующей
рефлексией «Слепой и
поводырь»
Март
создать
ситуацию
для
приобретения
учениками
определенного
эмоционального
опыта, осмысления
с
помощью
последующей
рефлексии
своих
чувств
и
переживаний
приобретение
опыта
общения с людьми;
проявление
сильных
сторон характера;
выполнение
роли
хозяина
в
школе,
поддерживающего
обстановку
доброжелательности и
радости
общения,
уважения друг к другу;
осознание роли сына
или дочери, которые
помогают
старшим,
берегут
покой
родителей, заботятся о
своей семье.
5
Чтобы
иметь
друга,
надо быть им.
Апрель
Учит
равноправному
общению
и
взаимоотношениям,
равноправно общаться,
считаясь с интересами
других;
отстоять своё мнение;
когда
человек,
считаясь
с
интересами других,
умеет отстоять свои
собственные
интересы.
Учить
сочувствию
и
милосердию,
умению
находить
выход из трудных
обстоятельств,
проявлять
силу
воли
и
характер,
открывать
путь
ребёнку
к
собственному “Я”.
проявлять силу воли и
характер
в
трудных
ситуациях;
расширять
круг
интересов,
способностей
и
увлечений;
самостоятельно
регулировать
отношения с детьми в
коллективе.
6
Игра-путешествие
“Город Вежливости”
Апрель
Воспитание качеств
личности,
определяющих
в
повседневном
поведении
детей
отношение
к
другим
людям
(уважение,
доброжелательное
отношение
к
каждому);
осуществление
взаимосвязи
моральных
представлений,
полученных
при
реализации
программы,
с
повседневной
жизнью,
формирующей
опыт
нравственного
поведения.
выражать
слова
приветствия,
прощания, обращения
с просьбой, выражать
слова благодарности;
правильно вести себя
во время разговора;
правильно
разговаривать
по
телефону;
умело
использовать
темп, тон, громкость
речи,
мимику
и
жесты;
вести объяснение и
доказывать
правильность
своей
точки зрения.
7
Поздравление.
Приглашение
Май
Воспитание качеств
личности,
определяющих
в
повседневном
поведении
детей
отношение
к
другим
людям
То же
(уважение,
доброжелательное
отношение
к
каждому);
осуществление
взаимосвязи
моральных
представлений,
полученных
при
реализации
программы,
с
повседневной
жизнью,
формирующей
опыт
нравственного
поведения.
8
Надо ли человеку быть
красивым?
Май
Расширять
представления
детей
о
своих
физиологических и
психологических
особенностях.
Учить
контролировать
и
оценивать
свои
привычки,
поведение,
настроение,
осознавать
причины
возникающих
трудностей
в
общении
со
сверстниками
и
взрослыми.
понимание ценностей
человеческой жизни;
уважение
человеческого
достоинства;
осознание
чувства
собственного
достоинства;
формирование
самодисциплины.
9
Что изменилось за год
(физические
данные,
режим
дня,
работоспособность)
Сентябрь
Помочь
детям
приобрести
опыт
общения с людьми.
Научить проявлять
сильные
стороны
характера,
понимать
себя
и
других,
сочувствовать,
сопереживать.
приобретение
опыта
общения с людьми;
проявление сильных
сторон характера;
выполнение
роли
хозяина
в
школе,
поддерживающего
обстановку
доброжелательности
и радости общения,
уважения
друг
к
другу;
осознание роли сына
или дочери, которые
помогают
старшим,
берегут
покой
родителей, заботятся
о своей семье
10
“Расскажи
мне
обо
мне”
Сентябрь
Расширять
представления
детей
о
своих
физиологических и
психологических
особенностях.
Учить
контролировать
и
оценивать
свои
привычки,
поведение,
настроение,
осознавать
причины
возникающих
трудностей
в
общении
со
сверстниками
и
взрослыми.
понимание ценностей
человеческой жизни;
уважение
человеческого
достоинства;
осознание
чувства
собственного
достоинства;
формирование
самодисциплины.
11
Как сказать “нет” и
отстоять своё мнение.
Октябрь
Учит
равноправному
общению
и
взаимоотношениям,
когда
человек,
считаясь
с
интересами других,
умеет отстоять свои
собственные
интересы.
Учить
сочувствию
и
милосердию,
умению
находить
выход из трудных
обстоятельств,
проявлять
силу
воли
и
характер,
открывать
путь
ребёнку
к
собственному “Я”.
Учащиеся должны знать
и уметь:
равноправно
общаться, считаясь с
интересами других;
отстоять
своё
мнение;
проявлять силу воли
и
характер
в
трудных ситуациях;
расширять
круг
интересов,
способностей
и
увлечений;
самостоятельно
регулировать
отношения с детьми
в коллективе.
12
Твой
самый
Октябрь
То же
То же
решительный
поступок в жизни
В нашей программе мы создавали воспитывающие проблемные ситуации в ходе
обсуждении тех или иных альтернативных выборов вида деятельности или стиля
поведения; при оценке действий и поступков, основанной на принципах нормативной
нравственности; а также при сопоставлении нормативных положений с конкретными
поведенческими ситуациями; в дискуссии о том, как нужно поступать в предлагаемой
ситуации.