Напоминание

Формирование нравственных ценностей младших школьников


Автор: Сахабиева Гольфия Исхаковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ""Черемшанская СОШ № 1 им. П. С. Курасанова"
Населённый пункт: Черемшанского района РТ
Наименование материала: программа
Тема: Формирование нравственных ценностей младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Программу « Формирование нравственных

ценностей младших школьников» составила

учительница начальных классов

МБОУ «Черемшанская СОШ № 1

им. П. С. Курасанова» Черемшанского района

Республики Татарстан.

Формирование нравственных ценностей младших школьников

Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность.

Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том,

что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий

может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в

этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности

человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о

всестороннем

развитии

личности,

даёт

основания

утверждать,

что

сердцевина

нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности.

Целью воспитания является решение тех проблем, которые должен решить

человек, чтобы найти своё место в жизни.

Разработанная нами программа имеет, на наш взгляд, следующие положительные

моменты:

– помогает в планировании работы классного руководителя;

– учитывает возрастные особенности;

– предполагает использование различных форм и методов работы;

– помогает построить работу комплексно и целенаправленно;

– дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном

становлении ученика.

Программу мы условно разделили на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями,

умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но,

дополняя друг друга, складывается целостная система.

Содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.

Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут

учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.

I блок “Учусь общаться”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению

общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести

разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться

различными средствами выразительности речи.

2. Задачи.

Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей

отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);

осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации

программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.

3. Содержание проблемы.

Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения.

Ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во

время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное

содержание проблемы: вежливое общение – основа отношений в коллективе детей.

4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:

беседы,

игры,

викторины,

игры-путешествия,

конкурсы

чтецов,

конкурсы

рисунков.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Употребление различных форм приветствия.

– Употребление различных форм прощания.

– Как нужно вести себя во время разговора.

– Разговор по телефону.

– Словесные формы обращения с просьбой.

– Слова благодарности.

– Употребление различных форм словесной вежливости.

– Словарные игры.

– Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с просьбой,

словами благодарности, приветствия, прощания).

– Темп, громкость речи.

– Мимика и жесты.

– Тон как средство выразительности собственной речи.

– Самое беспокойное слово на свете.

– Обманчивое “Потому”.

– Поздравление. Приглашение.

– Объясняем и доказываем.

– Игра-путешествие “Город Вежливости”.

7. Предполагаемый результат.

Учащиеся должны знать и уметь:

выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова

благодарности;

правильно вести себя во время разговора;

правильно разговаривать по телефону;

умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;

вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

II блок “Учусь понимать себя”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком

себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

2. Задачи.

Расширять представления детей о своих физиологических и психологических

особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение,

осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

3. Содержание проблемы.

Я – часть природы, моя жизнь – дар природы. Черты характера человека.

Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей.

4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:

игра-доказательство; тест; игра-загадка; беседа; художественный салон.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Мой режим дня.

– Как я расту.

– Что я знаю о себе.

– Моё настроение.

– Как я познаю мир.

– Мои чувства.

– Как изменить настроение.

– Мои поступки.

– Мои привычки.

– Для чего человеку зеркало?

– Надо ли человеку быть красивым?

– Человек красен статью.

- Кто я? Какой я?

– Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.

– “Расскажи мне обо мне”.

– Тест “Добрый ли ты человек?”

– Игра-загадка “Твои поступки”.

7. Предполагаемый результат:

понимание ценностей человеческой жизни;

уважение человеческого достоинства;

осознание чувства собственного достоинства;

формирование самодисциплины.

III блок “Учусь понимать других”

1. Содержание деятельности.

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать

других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.

Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.

Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся

жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.

2. Задачи.

Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные

стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.

3. Содержание проблемы.

Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни

человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.

4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:

– конкурс знатоков;

– беседа;

– игра с последующей рефлексией;

– день добрых сюрпризов;

– конкурс рисунков;

– смотр талантов.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий

– Что изменилось за год (физические данные, режим дня, работоспособность).

– Как научиться разговаривать с людьми (знакомство, предложение, отказ,

согласие).

– Как научиться разговаривать с людьми (попросить помощь, предложить помощь,

сочувствие, похвалить, поддержать).

– Как научиться преодолевать трудности вместе.

– Как понять друг друга без слов.

– Для чего нужна улыбка.

– Умеешь ли ты дружить.

– Конкурс знатоков.

– Служение другим людям.

– Встречают по одёжке.

– Как выразить привязанность.

– Как сотрудничать, делиться, соблюдать очерёдность.

– Нужно уважать и слушать родителей.

– Загляните в мамины глаза.

– Игра с последующей рефлексией “Брать и давать”.

– Диспут “Надо ли любить всех?”

– День добрых сюрпризов.

7. Предполагаемый результат:

приобретение опыта общения с людьми;

проявление сильных сторон характера;

выполнение

роли

хозяина

в

школе,

поддерживающего

обстановку

доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;

осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой

родителей, заботятся о своей семье.

IV блок “Я среди людей”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности входит осмысление себя как частицы общества, в

котором мы живём. Основное положение: “Ты не только сын или дочь, но и гражданин

своей Родины”.

2. Задачи.

Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с

интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить сочувствию и

милосердию, умению находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и

характер, открывать путь ребёнку к собственному “Я”.

3. Содержание проблемы.

Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем будет

зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не теряться в

сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила воли и твёрдость

характера.

4. Формы реализации направления “Я среди людей”:

– диспут;

– игра;

– творческий конкурс;

– игра с последующей рефлексией;

– игра-путешествие;

– письмо самому себе;

– игровое моделирование;

– тестирование.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Что вы знаете друг о друге.

– Диспут “Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?”.

– Диспут “Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?”.

– Игра “Школа, которую мы строим”.

– “Расскажи мне о себе”.

– Кто твой друг?

– Чтобы иметь друга, надо быть им.

– Как помириться после ссоры.

– Напиши письмо самому себе (самоисповедь).

– Какой у тебя характер.

– Как воспитать характер.

– Как сказать “нет” и отстоять своё мнение.

– Игра с последующей рефлексией “Слепой и поводырь”.

– Твой самый решительный поступок в жизни.

– Всё проходит, всё остаётся.

– Конкурс сочинений “Что значит быть человеком?”.

– Игра-путешествие “Я в мире, мир во мне”.

7. Предполагаемый результат.

Учащиеся должны знать и уметь:

равноправно общаться, считаясь с интересами других;

отстоять своё мнение;

проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;

расширять круг интересов, способностей и увлечений;

самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

В рассмотренной программе нами был составлен календарно-тематический план

внеклассных занятий по формированию нравственности у младших школьников.

Таблица 6

Календарно-тематический план внеклассных занятий по формированию нравственности у

младших школьников

Тема

Дата

Цель

Планируемый результат

1

Употребление

различных

форм

приветствия

Февраль

научить

детей

употреблять

различные

формы

приветствия

в

зависимости

от

ситуации;

прививать

практические

навыки

в

выполнении правил

повседневного

выражать

слова

приветствия,

прощания, обращения

с просьбой, выражать

слова благодарности;

правильно вести себя

во время разговора;

правильно

разговаривать

по

телефону;

умело

использовать

общения.

темп, тон, громкость

речи,

мимику

и

жесты;

вести объяснение и

доказывать

правильность

своей

точки зрения.

2

Словесные

формы

обращения с просьбой

Февраль

научить

детей

употреблять

различные

словесные

формы

обращения

с

просьбой;

прививать навыки в

выполнении

повседневного

этикета

То же

3

Учусь

понимать

других

Март

формировать

ценностные

ориентации,

повышать

статус

нравственности

в

отношениях

с

окружающими

понимание

ценностей

человеческой жизни;

уважение человеческого

достоинства;

осознание

чувства

собственного

достоинства;

формирование

самодисциплины.

4

Игра с последующей

рефлексией «Слепой и

поводырь»

Март

создать

ситуацию

для

приобретения

учениками

определенного

эмоционального

опыта, осмысления

с

помощью

последующей

рефлексии

своих

чувств

и

переживаний

приобретение

опыта

общения с людьми;

проявление

сильных

сторон характера;

выполнение

роли

хозяина

в

школе,

поддерживающего

обстановку

доброжелательности и

радости

общения,

уважения друг к другу;

осознание роли сына

или дочери, которые

помогают

старшим,

берегут

покой

родителей, заботятся о

своей семье.

5

Чтобы

иметь

друга,

надо быть им.

Апрель

Учит

равноправному

общению

и

взаимоотношениям,

равноправно общаться,

считаясь с интересами

других;

отстоять своё мнение;

когда

человек,

считаясь

с

интересами других,

умеет отстоять свои

собственные

интересы.

Учить

сочувствию

и

милосердию,

умению

находить

выход из трудных

обстоятельств,

проявлять

силу

воли

и

характер,

открывать

путь

ребёнку

к

собственному “Я”.

проявлять силу воли и

характер

в

трудных

ситуациях;

расширять

круг

интересов,

способностей

и

увлечений;

самостоятельно

регулировать

отношения с детьми в

коллективе.

6

Игра-путешествие

“Город Вежливости”

Апрель

Воспитание качеств

личности,

определяющих

в

повседневном

поведении

детей

отношение

к

другим

людям

(уважение,

доброжелательное

отношение

к

каждому);

осуществление

взаимосвязи

моральных

представлений,

полученных

при

реализации

программы,

с

повседневной

жизнью,

формирующей

опыт

нравственного

поведения.

выражать

слова

приветствия,

прощания, обращения

с просьбой, выражать

слова благодарности;

правильно вести себя

во время разговора;

правильно

разговаривать

по

телефону;

умело

использовать

темп, тон, громкость

речи,

мимику

и

жесты;

вести объяснение и

доказывать

правильность

своей

точки зрения.

7

Поздравление.

Приглашение

Май

Воспитание качеств

личности,

определяющих

в

повседневном

поведении

детей

отношение

к

другим

людям

То же

(уважение,

доброжелательное

отношение

к

каждому);

осуществление

взаимосвязи

моральных

представлений,

полученных

при

реализации

программы,

с

повседневной

жизнью,

формирующей

опыт

нравственного

поведения.

8

Надо ли человеку быть

красивым?

Май

Расширять

представления

детей

о

своих

физиологических и

психологических

особенностях.

Учить

контролировать

и

оценивать

свои

привычки,

поведение,

настроение,

осознавать

причины

возникающих

трудностей

в

общении

со

сверстниками

и

взрослыми.

понимание ценностей

человеческой жизни;

уважение

человеческого

достоинства;

осознание

чувства

собственного

достоинства;

формирование

самодисциплины.

9

Что изменилось за год

(физические

данные,

режим

дня,

работоспособность)

Сентябрь

Помочь

детям

приобрести

опыт

общения с людьми.

Научить проявлять

сильные

стороны

характера,

понимать

себя

и

других,

сочувствовать,

сопереживать.

приобретение

опыта

общения с людьми;

проявление сильных

сторон характера;

выполнение

роли

хозяина

в

школе,

поддерживающего

обстановку

доброжелательности

и радости общения,

уважения

друг

к

другу;

осознание роли сына

или дочери, которые

помогают

старшим,

берегут

покой

родителей, заботятся

о своей семье

10

“Расскажи

мне

обо

мне”

Сентябрь

Расширять

представления

детей

о

своих

физиологических и

психологических

особенностях.

Учить

контролировать

и

оценивать

свои

привычки,

поведение,

настроение,

осознавать

причины

возникающих

трудностей

в

общении

со

сверстниками

и

взрослыми.

понимание ценностей

человеческой жизни;

уважение

человеческого

достоинства;

осознание

чувства

собственного

достоинства;

формирование

самодисциплины.

11

Как сказать “нет” и

отстоять своё мнение.

Октябрь

Учит

равноправному

общению

и

взаимоотношениям,

когда

человек,

считаясь

с

интересами других,

умеет отстоять свои

собственные

интересы.

Учить

сочувствию

и

милосердию,

умению

находить

выход из трудных

обстоятельств,

проявлять

силу

воли

и

характер,

открывать

путь

ребёнку

к

собственному “Я”.

Учащиеся должны знать

и уметь:

равноправно

общаться, считаясь с

интересами других;

отстоять

своё

мнение;

проявлять силу воли

и

характер

в

трудных ситуациях;

расширять

круг

интересов,

способностей

и

увлечений;

самостоятельно

регулировать

отношения с детьми

в коллективе.

12

Твой

самый

Октябрь

То же

То же

решительный

поступок в жизни

В нашей программе мы создавали воспитывающие проблемные ситуации в ходе

обсуждении тех или иных альтернативных выборов вида деятельности или стиля

поведения; при оценке действий и поступков, основанной на принципах нормативной

нравственности; а также при сопоставлении нормативных положений с конкретными

поведенческими ситуациями; в дискуссии о том, как нужно поступать в предлагаемой

ситуации.



В раздел образования