Автор: Проворных Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Наречие как часть речи 4 класс
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Проворных Нина Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока: Наречие как часть речи.
ЦЕЛЬ: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи
Задачи:
1.
Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;
2.
Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.
Этап урока
Содержание урока
Деятельность
ученика
Деятельнос
ть учителя
Планируемые
результаты
Организацион
ный момент
-Создает эмоциональный настрой на урок
Настраиваются на работу записывают число.
Слушают учителя
Настраивает
на
активную
работу
на
уроке,
создает
эмоциональ
ный
настрой
Личностные:
Внутренняя
позиция
школьника
на
уровне
положительного
отношения
к
школе,учебно-
познавательный
интерес к новому
учебному
материалу
Актуализация
знаний
-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить
правильное написание букв и их соединения.
- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа
усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша
задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав
его в тетради. Итак, приступаем!
В слове билет безударная гласная …
Звук парный звуку {ж}. Запишите букву, которой он обозначается…
Пунктуационный знак, похожий на действие деление…
Буква мягкого согласного в слове часы…
Приставка в слове улететь…
Приставка в слове выбежишь…
У существительных женского рода после шипящих на конце
пишется …
- Давайте проверим себя (учитель открывает ответы). Поднимите
руку
у
кого
всё
верно.
Если
есть
ошибки
у
кого-то,
не
расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.
(и ш : ч у вы ь)
Слушают
Выполняют
задание в тетради
Проверяют
по
эталону
Формулиру
ет
задание,
дает
инструктаж.
Организует
проверку
Регулятивные:
целеполагание
как постановка
учебной задачи
на основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися, и
того, что ещё не
известно.
Познавательные:
овладение
способностью
принимать
и
сохранять цели и
задачи
учебной
деятельности
Изучение
нового
материала
Прочитать пословицу.
Выучишь правило – выполнишь верно
задание.
– Как понимаете её смысл?
– Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью
речи является.
-Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.
-А теперь тот, кто засомневался?
-С какой проблемой вы столкнулись? (Как обозначить слово «
верно» в предложении)
-Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и
назовите словосочетание.
- Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос «как?».
- Это и не имя прилаг., т.к. слово « прочно» поясняет глагол, а не
имя сущ.
-Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета.
- А кто знает, что это за часть речи?
-Откуда знаете?
– Представляю вам новую часть речи – наречие
-Что знаете о наречии? А чтобы вы хотели узнать об этой части
речи?
– Предлагаю исследовать наречие со всех сторон.
Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану
построены определения других частей речи. Например, глагол.
1. На какие вопросы отвечает?
2. Что обозначает?
3. С какой частью речи связано?
4. Как изменяется?
5. Каким членом предложения является?
- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. На
Читают пословицу
Записывают
пословицу
Формулируют
собственное
мнение
и
аргументируют его
Предполагают свои
действия,
ориентируясь
на
приобретённый
ранее опыт
Ставят
цели,
формулируют
Побуждает
к
высказыван
ию
собственног
о мнения.
Организует
самооценку
Побуждает
к
высказыван
ию
собственног
о мнения
Совместно с
детьми
составляет
план
исследован
ия
Познавательные:
самостоятельное
выделение
и
формулирование
познавательной
цели;
поиск
и
выделение
необходимой
информации;
применение
методов
информационног
о поиска
структурировани
е знаний;
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения задач в
зависимости
от
конкретных
условий
Коммуникативн
ые:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем
и
сверстниками
–
какой из вопросов вы уже можете ответить? (На доске записываются
предположения детей)
Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем
работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к
выполняемой работе.
-Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его
помощью мы сможем ответить на все вопросы.
Текс на карточке и на доске
Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это
время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе
быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц.
Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы.
Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.
-Читаем текст. (Дети читают про себя).
-Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в
группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает).
-Почему именно эти слова вы выделили? ( К ним не подходят
вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это
наречие)
-Выписываем словосочетания с этими словами (комментированное
письмо)
чувствуется (где?) повсюду,
встречают (как?) по-разному,
появятся (когда) скоро,
подрастает (как?) быстро,
слышим (где?) везде,
прилетели (когда?) вчера,
возвещают (как?) радостно,
посмотришь (куда?) вверх.
- На какие вопросы отвечают наши слова? (На доске выставляются
карточки: (где? когда? куда? как?)
-Что же обозначают наши слова? (Время, признак, место действия)
- Исследуем наречие дальше. Ответим на следующий вопрос.
(уточняют)
тему
урока.
Читают текст.
Высказывают свои
предположения
в
паре
Выписывают
словосочетания
Отвечают
на
вопросы учителя
Организует
работу
в
паре
Организует
подводящий
диалог,
уточняет
Правило
определение
цели,
функций
участников,
способов
взаимодействия;
постановка
вопросов
–
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;уме
ние
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли
в
соответствии
с
задачами
и
условиями
коммуникации;
владение
монологической
и диалогической
формами речи в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами родного
языка;
формирование
Понаблюдайте, с какой частью речи связано наречие. От какого
слова мы задавали вопрос?
-Давайте обратимся к словарю.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен:
сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,
оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы
связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи
«ПРИГЛАГОЛИЕМ»
(это
буквальный
перевод).
Русские
грамматисты назвали её точно также.
-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при
глаголе и поясняет его)
-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если
глагол
обозначает
действие,
значит,
наречие
будет
обозначать признак этого действия)
-Как найти наречие? (Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь
от него вопрос)
Физминутка.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...
-Ответим на вопрос 4. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия.
Выскажите предположение: как может изменяться наречие? (по
родам, числам, временам, лицам и падежам).
-Предлагаю вам задания для работы в группе.
Приложение
-Какой вывод сделали? (Проверка по группам)
- Какой вывод напрашивается из выше сказанного? (наречия не
изменяются)
-Отвечаем на последний пункт нашего плана.
- Как вы думает, каким членом предложения является наречие?
-Верно, этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО»
-Как подчеркнуть наречие?
-Вернемся к нашей пословице и подчеркнем наречие верно
Работают
со
словарем
Высказывают
предположения
Работают в группах
Формулируют
выводы
наблюдений
Высказывают
предположения
Организует
подводящий
диалог,
уточняет
правило
Организует
работу
в
группах
умения
объяснять
свой
выбор,
строить
фразы,
отвечать
на поставленный
вопрос,
аргументировать;
формирование
вербальных
способов
коммуникации
формирование
умения работать
в парах и малых
группах;
Регулятивные
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль в форме
сличения способа
действия
и
его
результата
с
заданным
эталоном;
коррекция;
оценка;
волевая
саморегуляция
как
способность
к
мобилизации
- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали.
Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
-
Что
заметили?
Изменился
ли
текст? (Стало
скучным,
не
эмоциональным)
- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её,
делают её более точной и выразительной)
-Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык
необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной,
образной, выразительной.)
-Составьте правило, пользуясь планом о наречии.
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает
признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где?
и в
предложении является обстоятельством.
-В ходе исследования получилась блок-схема:
Анализируют,
отвечают
на
вопросы учителя
Формулируют
выводы
наблюдений
Организует
подводящий
диалог
сил
и
энергии;
способность
к
волевому усилию
–
к
выбору
в
ситуации
мотивационного
конфликта
и
преодолению
препятствий.
Закрепление
изученного
-Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает
самостоятельно.
В
качестве
закрепления
полученных
знаний
выполним упр. 4, с.124
-Самопроверка по эталону. Оцените свою работу. Кто не допустил
ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих
знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться,
поставьте «-».
Работают
самостоятельно
с
учебником,
контролируют
и
оценивают
результат
по
эталону
Организует
самостоятел
ьную
работу
с
учебником
Регулятивные:
выделение
и
осознание
учащимися того,
что уже усвоено
и что ещё нужно
усвоить,
осознание
качества
и
уровня усвоения
Итог
урока
(рефлексивна
я
деятельность
учащихся)
-Расскажите о наречии все, что вы узнали.
-Откройте учебник на с.124 и прочитайте правила. Все ли выводы
мы с вами сделали?
- Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебнике.
-Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена
прилагательные.
-Верно, эту задачу мы решим на следующих
уроках, а также
попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались
Работают
с
учебником, находят
информацию,
сравнивают,
анализируют.
Формулируют
конечный результат
Организует
самостоятел
ьную
работу
с
учебником
Акцентируе
т внимание
на
Личностные:
способность
к
самооценке
на
основе критерия
успешной
учебной
деятельности
нерешёнными
-Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?
- Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю,
что такое наречие!
- Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить
наречие в предложении.
- Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у
меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.
своей работы
на уроке.
конечных
результатах
учебной
деятельност
и
обучающих
ся
на уроке
Домашнее
задание
-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из
литературных произведений. Найдите наречия, подчеркните их и
укажите их роль в предложении.
Или выполните упр. № 5 стр.125
Слушают
Дает
комментари
й
к
домашнему
заданию.
Создает
ситуацию
выбора
Личностные:
Смыслообразова
ние,
т.е.
установление
учащимися связи
между
целью
учебной
деятельности и её
мотивом.
Рефлексия
– А сейчас узнаем, не зря ли мы провели время на уроке. На доске
плакат
с
изображением
Дерева
Знаний
(яблоня).
Дети
самостоятельно анализируют свою работу на уроке и прикрепляют
на дерево яблочко, цветок или жёлтый листик.
Яблочко – «Я всё понял!»
Цветок – «Кое в чем еще сомневаюсь, необходимо повторить»
Листик – «Зря время потерял!
организует
самоконтро
ль
и
самооценку
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения
изучаемого
материала.
Личностные:
адекватно
оценивают свои
достижения;
понимают
значение знаний
для человека и
принимают его.
Приложение
Карточка 1.
Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вверх, если оно сочетается с глаголами
разного _______________.
смотрю ____________________
смотрел ___________________
буду смотреть __________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _________________.
Карточка 2.
Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вчера по ___________________.
И.п. (что?) __________________
Р.п. (чего?) ___________________
Д.п. (чему?) ____________________
В.п. (что?) _____________________
Т.п. (чем?) ______________________
П.п. (о чем?) ___________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по ______________.
Карточка 3.
Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами
разного _________________.
слышу __________________
слышишь ________________
слышит __________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _____________.
Карточка 4.
Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия радостно, если оно сочетается с глаголами
разного _____________ или разного ___________
возвещал ___________________
возвещала ____________________
возвещало ____________________
возвещали _____________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _________________ и по _________________.