Напоминание

Наречие как часть речи 4 класс


Автор: Проворных Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Наречие как часть речи 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

ФИО учителя: Проворных Нина Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: Наречие как часть речи.

ЦЕЛЬ: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи

Задачи:

1.

Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;

2.

Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность

ученика

Деятельнос

ть учителя

Планируемые

результаты

Организацион

ный момент

-Создает эмоциональный настрой на урок

Настраиваются на работу записывают число.

Слушают учителя

Настраивает

на

активную

работу

на

уроке,

создает

эмоциональ

ный

настрой

Личностные:

Внутренняя

позиция

школьника

на

уровне

положительного

отношения

к

школе,учебно-

познавательный

интерес к новому

учебному

материалу

Актуализация

знаний

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить

правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа

усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша

задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав

его в тетради. Итак, приступаем!

В слове билет безударная гласная …

Звук парный звуку {ж}. Запишите букву, которой он обозначается…

Пунктуационный знак, похожий на действие деление…

Буква мягкого согласного в слове часы…

Приставка в слове улететь…

Приставка в слове выбежишь…

У существительных женского рода после шипящих на конце

пишется …

- Давайте проверим себя (учитель открывает ответы). Поднимите

руку

у

кого

всё

верно.

Если

есть

ошибки

у

кого-то,

не

расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

(и ш : ч у вы ь)

Слушают

Выполняют

задание в тетради

Проверяют

по

эталону

Формулиру

ет

задание,

дает

инструктаж.

Организует

проверку

Регулятивные:

целеполагание

как постановка

учебной задачи

на основе

соотнесения того,

что уже известно

и усвоено

учащимися, и

того, что ещё не

известно.

Познавательные:

овладение

способностью

принимать

и

сохранять цели и

задачи

учебной

деятельности

Изучение

нового

материала

Прочитать пословицу.

Выучишь правило – выполнишь верно

задание.

– Как понимаете её смысл?

– Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью

речи является.

-Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.

-А теперь тот, кто засомневался?

-С какой проблемой вы столкнулись? (Как обозначить слово «

верно» в предложении)

-Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и

назовите словосочетание.

- Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос «как?».

- Это и не имя прилаг., т.к. слово « прочно» поясняет глагол, а не

имя сущ.

-Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета.

- А кто знает, что это за часть речи?

-Откуда знаете?

– Представляю вам новую часть речи – наречие

-Что знаете о наречии? А чтобы вы хотели узнать об этой части

речи?

– Предлагаю исследовать наречие со всех сторон.

Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану

построены определения других частей речи. Например, глагол.

1. На какие вопросы отвечает?

2. Что обозначает?

3. С какой частью речи связано?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения является?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. На

Читают пословицу

Записывают

пословицу

Формулируют

собственное

мнение

и

аргументируют его

Предполагают свои

действия,

ориентируясь

на

приобретённый

ранее опыт

Ставят

цели,

формулируют

Побуждает

к

высказыван

ию

собственног

о мнения.

Организует

самооценку

Побуждает

к

высказыван

ию

собственног

о мнения

Совместно с

детьми

составляет

план

исследован

ия

Познавательные:

самостоятельное

выделение

и

формулирование

познавательной

цели;

поиск

и

выделение

необходимой

информации;

применение

методов

информационног

о поиска

структурировани

е знаний;

выбор

наиболее

эффективных

способов

решения задач в

зависимости

от

конкретных

условий

Коммуникативн

ые:

планирование

учебного

сотрудничества с

учителем

и

сверстниками

какой из вопросов вы уже можете ответить? (На доске записываются

предположения детей)

Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем

работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к

выполняемой работе.

-Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его

помощью мы сможем ответить на все вопросы.

Текс на карточке и на доске

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это

время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе

быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц.

Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы.

Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

-Читаем текст. (Дети читают про себя).

-Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в

группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает).

-Почему именно эти слова вы выделили? ( К ним не подходят

вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это

наречие)

-Выписываем словосочетания с этими словами (комментированное

письмо)

чувствуется (где?) повсюду,

встречают (как?) по-разному,

появятся (когда) скоро,

подрастает (как?) быстро,

слышим (где?) везде,

прилетели (когда?) вчера,

возвещают (как?) радостно,

посмотришь (куда?) вверх.

- На какие вопросы отвечают наши слова? (На доске выставляются

карточки: (где? когда? куда? как?)

-Что же обозначают наши слова? (Время, признак, место действия)

- Исследуем наречие дальше. Ответим на следующий вопрос.

(уточняют)

тему

урока.

Читают текст.

Высказывают свои

предположения

в

паре

Выписывают

словосочетания

Отвечают

на

вопросы учителя

Организует

работу

в

паре

Организует

подводящий

диалог,

уточняет

Правило

определение

цели,

функций

участников,

способов

взаимодействия;

постановка

вопросов

инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации;уме

ние

с

достаточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли

в

соответствии

с

задачами

и

условиями

коммуникации;

владение

монологической

и диалогической

формами речи в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими

нормами родного

языка;

формирование

Понаблюдайте, с какой частью речи связано наречие. От какого

слова мы задавали вопрос?

-Давайте обратимся к словарю.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен:

сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,

оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы

связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи

«ПРИГЛАГОЛИЕМ»

(это

буквальный

перевод).

Русские

грамматисты назвали её точно также.

-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при

глаголе и поясняет его)

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если

глагол

обозначает

действие,

значит,

наречие

будет

обозначать признак этого действия)

-Как найти наречие? (Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь

от него вопрос)

Физминутка.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...

Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...

Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

-Ответим на вопрос 4. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия.

Выскажите предположение: как может изменяться наречие? (по

родам, числам, временам, лицам и падежам).

-Предлагаю вам задания для работы в группе.

Приложение

-Какой вывод сделали? (Проверка по группам)

- Какой вывод напрашивается из выше сказанного? (наречия не

изменяются)

-Отвечаем на последний пункт нашего плана.

- Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

-Верно, этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО»

-Как подчеркнуть наречие?

-Вернемся к нашей пословице и подчеркнем наречие верно

Работают

со

словарем

Высказывают

предположения

Работают в группах

Формулируют

выводы

наблюдений

Высказывают

предположения

Организует

подводящий

диалог,

уточняет

правило

Организует

работу

в

группах

умения

объяснять

свой

выбор,

строить

фразы,

отвечать

на поставленный

вопрос,

аргументировать;

формирование

вербальных

способов

коммуникации

формирование

умения работать

в парах и малых

группах;

Регулятивные

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль в форме

сличения способа

действия

и

его

результата

с

заданным

эталоном;

коррекция;

оценка;

волевая

саморегуляция

как

способность

к

мобилизации

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали.

Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

-

Что

заметили?

Изменился

ли

текст? (Стало

скучным,

не

эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её,

делают её более точной и выразительной)

-Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык

необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной,

образной, выразительной.)

-Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает

признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где?

и в

предложении является обстоятельством.

-В ходе исследования получилась блок-схема:

Анализируют,

отвечают

на

вопросы учителя

Формулируют

выводы

наблюдений

Организует

подводящий

диалог

сил

и

энергии;

способность

к

волевому усилию

к

выбору

в

ситуации

мотивационного

конфликта

и

преодолению

препятствий.

Закрепление

изученного

-Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает

самостоятельно.

В

качестве

закрепления

полученных

знаний

выполним упр. 4, с.124

-Самопроверка по эталону. Оцените свою работу. Кто не допустил

ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих

знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться,

поставьте «-».

Работают

самостоятельно

с

учебником,

контролируют

и

оценивают

результат

по

эталону

Организует

самостоятел

ьную

работу

с

учебником

Регулятивные:

выделение

и

осознание

учащимися того,

что уже усвоено

и что ещё нужно

усвоить,

осознание

качества

и

уровня усвоения

Итог

урока

(рефлексивна

я

деятельность

учащихся)

-Расскажите о наречии все, что вы узнали.

-Откройте учебник на с.124 и прочитайте правила. Все ли выводы

мы с вами сделали?

- Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебнике.

-Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена

прилагательные.

-Верно, эту задачу мы решим на следующих

уроках, а также

попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались

Работают

с

учебником, находят

информацию,

сравнивают,

анализируют.

Формулируют

конечный результат

Организует

самостоятел

ьную

работу

с

учебником

Акцентируе

т внимание

на

Личностные:

способность

к

самооценке

на

основе критерия

успешной

учебной

деятельности

нерешёнными

-Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

- Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю,

что такое наречие!

- Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить

наречие в предложении.

- Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у

меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.

своей работы

на уроке.

конечных

результатах

учебной

деятельност

и

обучающих

ся

на уроке

Домашнее

задание

-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из

литературных произведений. Найдите наречия, подчеркните их и

укажите их роль в предложении.

Или выполните упр. № 5 стр.125

Слушают

Дает

комментари

й

к

домашнему

заданию.

Создает

ситуацию

выбора

Личностные:

Смыслообразова

ние,

т.е.

установление

учащимися связи

между

целью

учебной

деятельности и её

мотивом.

Рефлексия

– А сейчас узнаем, не зря ли мы провели время на уроке. На доске

плакат

с

изображением

Дерева

Знаний

(яблоня).

Дети

самостоятельно анализируют свою работу на уроке и прикрепляют

на дерево яблочко, цветок или жёлтый листик.

Яблочко – «Я всё понял!»

Цветок – «Кое в чем еще сомневаюсь, необходимо повторить»

Листик – «Зря время потерял!

организует

самоконтро

ль

и

самооценку

Регулятивные:

прогнозируют

результаты

уровня усвоения

изучаемого

материала.

Личностные:

адекватно

оценивают свои

достижения;

понимают

значение знаний

для человека и

принимают его.

Приложение

Карточка 1.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вверх, если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _________________.

Карточка 2.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вчера по ___________________.

И.п. (что?) __________________

Р.п. (чего?) ___________________

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________

Т.п. (чем?) ______________________

П.п. (о чем?) ___________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по ______________.

Карточка 3.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами

разного _________________.

слышу __________________

слышишь ________________

слышит __________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _____________.

Карточка 4.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия радостно, если оно сочетается с глаголами

разного _____________ или разного ___________

возвещал ___________________

возвещала ____________________

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _________________ и по _________________.



В раздел образования