Напоминание

"Пернатые изобретатели"


Автор: Машкова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Новомарьясово,Орджоникидзевский район, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка урока окружающего мира
Тема: "Пернатые изобретатели"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

« НОВОМАРЬЯСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

« НОВОМАРЬЯСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

УРОК

УРОК

ПО

ПО

ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3 КЛАСС

3 КЛАСС

:

ТЕМА

:

ТЕМА

«

ПЕРНАТЫЕ

«

ПЕРНАТЫЕ

»

ИЗОБРЕТАТЕЛИ

»

ИЗОБРЕТАТЕЛИ

Подготовила:

Подготовила:

учитель начальных классов

учитель начальных классов

Машкова М.В.

Машкова М.В.

НОВОМАРЬЯСОВО

НОВОМАРЬЯСОВО

2013

2013

Пояснительная записка

Пояснительная записка

ФИО

ФИО

Машкова Марина Владимировна – учитель начальных классов

Машкова Марина Владимировна – учитель начальных классов

стаж работы : 25 лет;

стаж работы : 25 лет;

УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» под редакцией А.А.

УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» под редакцией А.А.

Плешакова;

Плешакова;

Окружающий мир, 3 класс

Окружающий мир, 3 класс

Тема урока: « Пернатые изобретатели»

Тема урока: « Пернатые изобретатели»

Характеристика класса:

Характеристика класса:

В 3 классе 12 учащихся ( 6 девочек и 6 мальчиков). Ребята очень дружные,

В 3 классе 12 учащихся ( 6 девочек и 6 мальчиков). Ребята очень дружные,

всегда помогают друг другу, стараются помочь. На уроке работают активно, с

всегда помогают друг другу, стараются помочь. На уроке работают активно, с

интересом. Большинство учащихся самостоятельно делают выводы, стараются

интересом. Большинство учащихся самостоятельно делают выводы, стараются

рассуждать и доказывать свою точку зрения. Все учащиеся с удовольствием

рассуждать и доказывать свою точку зрения. Все учащиеся с удовольствием

готовят сообщения по интересующим их темам, используя различные ресурсы

готовят сообщения по интересующим их темам, используя различные ресурсы

( так как интернет есть не у всех, ребята посещают библиотеки, пользуются

( так как интернет есть не у всех, ребята посещают библиотеки, пользуются

энциклопедиями и др. литературой).

энциклопедиями и др. литературой).

Аннотация к уроку

Тема: «Пернатые изобретатели»

Тип урока: урок получения новых знаний

Целевая аудитория: 3 класс

Цель урока: создание условий для выявления обучающимися

особенностей

многообразия птиц.

Задачи урока:

1)обучающие:

- исследовать перья птиц, выяснить роль перьев в полёте;

- познакомить учащихся с разновидностями птиц по их строению, по среде обитания,

по способам добычи пищи;

- учить детей выделять признаки сходства и различия птиц;

2) развивающие:

- развивать умение сотрудничать в микрогруппах; развивать речь, внимание

учащихся; развивать познавательный интерес к предмету.

3) воспитывающие:

- прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование:

компьютер,

проектор,

интерактивная

доска,

презентация,

карточки с изображением птиц, конверты с перьями, учебник А.А. Плешакова

«Окружающий мир» 3 класс.

Ожидаемые результаты: самостоятельное обоснование учащихся о разновидностях

птиц, формирование навыков работы в группе

Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).

Форма организации учащихся: индивидуальная и групповая, коллективная

В течение урока проводятся 2 физкультминутки, и во время деления на группы

физкультпауза.

ИКТ использовались в процессе подготовки к уроку как средство извлечения

информации и наглядного материала, для этого использовались ресурсы Интернета.

Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower

Poit,

управление

презентацией учителем по клику мыши.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом,

т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

На уроке используется работа с книгой, для получения новых знаний и для

проверки, подтверждения ответов детей на вопросы учителя.

Распределение на микрогруппы заранее не обсуждается, а происходит спонтанно,

способом деления на группы является случайный выбор картинки.

На уроке чередуются несколько видов учебной деятельности:

слушание,

рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, рассказ, чтение, практические

задания.

На уроке используется несколько видов преподавания: словесный, наглядный,

аудиовизуальный, самостоятельная работа.

Для

выполнения

домашнего

задания

предусмотрен

индивидуальный

и

дифференцированный подход.

Урок построен в соответствии дидактическим принципам:

• наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным, в

передаваемой информации;

• системности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обу-

чающихся;

• взаимосвязи теории и практики;

• доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обу-

чающимися в процессе познания и учения;

Методы обучения: практический ( рассматривание перьев), наглядный

(иллюстрация - картинки птиц; демонстрация - показ слайдов, наблюдения

учащихся), словесный (объяснение, рассказ, инструктаж), работа с книгой ( чтение

текста, подписи картинок ).

Учитель опирается на знания, которые уже есть у ученика, ученик же

открывает для себя что-то новое.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПЕРНАТЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ

1.

ФИО

(полностью)

Машкова Марина Владимировна

2.

Место работы

МБОУ « Новомарьясовская СОШ-И»»

3.

Должность

Учитель начальных классов

4.

Предмет

Окружающий мир

5.

Класс

3

6.

Тема

и

номер

урока в теме

Пернатые изобретатели.

Урок № 15 в теме: «Разнообразие животных.

Птицы»

7.

Базовый учебник

Плешаков А.А. «Окружающий мир»

3 класс

Учебник в 2 частях. Часть 1.

8.

Цель урока: Формирование представления об особенностях строения и

образа жизни птиц.

9.

Задачи:

- обучающие:

Познакомить учащихся с новой группой животных – птицами.

Выявить

особенности

строения,

позволяющие

этим

животным

освоить

воздушную стихию.

Познакомить учащихся с осёдлыми и перелётными птицами и причиной их

миграции.

Познакомить с размножением птиц. Обратить внимание учащихся на два типа

развития птенцов, чтобы учащиеся могли отличать птенца от слетков, которые

учатся летать и не нуждаются в помощи людей.

Учить детей сравнивать новый вид животного с ранее изученным, находить

черты сходства и различия, делать выводы

-развивающие:

Расширять детский кругозор.

Учить детей сравнивать новый вид животного с изученным раннее, находить

черты сходства и различия, делать предположения и доказывать его.

Стимулировать повышения познавательных интересов учащихся с помощью

ярких наглядных изображений и удивительных фактов из жизни животных.

Учить пользоваться дополнительной литературой, научным текстом, выбирать из

него нужный материал.

Учить самостоятельно оценивать свои знания и умения.

-воспитательные:

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым

организмам.

учить работать в микрогруппах, развивать умение сотрудничать.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного

обсуждения;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных

формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и кроссворд, др.);

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе

обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения;

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в

совместном решении проблемы (задачи);

Личностные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

10. Тип урока. Урок изучения нового материала с использованием ИКТ, ЭОР.

11. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, индивидуальная,

практическая работа в группах.

12. Методы:

проблемный,

поисковый,

объяснительно-иллюстративный,

фронтальная беседа.

13.Необходимое техническое оборудование.

Компьютеры - 1, интерактивная

доска, мультимедийный проектор, увеличительное стекло (лупа) – 6.

14.Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность

учителя

(с указанием действий

с ЭОР, например,

демонстрация)

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный

момент.

(Опорная

презентация

находится на

рабочем столе

учителя)

Приветствует

учащихся. Настраивает

на работу.

Воспринимают

информацию,

сообщаемую

учителем.

Познавательны

е

Предлагает

прослушать фрагмент.

( соловей)

Слушают

муз.фрагмент.

2

Постановка

проблемной

ситуации и

актуализация

знаний.

Предлагает посмотреть

на экран и найти

лишнее изображение.

Находят лишнее

изображение.

Регулятивные

Задает вопрос:

- На какие группы

можно разделить

животных?

(По щелчку картинки

собираются в группы)

Предлагают

разделить на

- зверей;

- птиц;

- насекомых.

3

Сообщение

темы

урока.

Предлагает отгадать

загадки.

(По щелчку открывает

картинки-отгадки)

Предлагает по общим

признакам

определить тему

урока.

Отгадывают

загадки.

По общим

признакам

определяют тему

урока.

Познавательны

е

Регулятивные

Личностные

Формулирование

проблемы.

Задает вопрос:

-Почему автор

учебника назвал птиц

«пернатыми

изобретателями»

Высказывают

мнения: почему

«пернатые

изобретатели»

(есть перья.

Изобретатели -

это те, кто

создаёт что-то

новое,

придумывает

что- то

полезное.)

Познавательны

е

Регулятивные

Личностные

4

Поиск

решения

(открытие

нового

знания)

Работа в мини

группах (3-4

человека).

Предлагает

выяснить,

какие приспособления

для

полёта

имеют

современные птицы.

Для этого предлагает

разделиться на группы.

Делятся на

группы. (на

столах лежат

карточки с

Познавательны

е

Регулятивные

Личностные

названиями

групп).

Предлагает подойти к

компьютеру.

(Компьютер включен.

На столах лежит

справочная

литература:

энциклопедия «Я

познаю мир» и др.

Подходят к

компьютеру.

(Компьютер

включен.).

Распределяют

обязанности в

группе.

Находят нужный

ЭОР.

Работают со

справочной

литературой,

ЭОР

Познавательны

е

Регулятивные

Личностные

( распределени

е ролей)

Показывает слайд.

Ученик

от

группы

делает

выводы

о

приспособления

х птиц к полёту.

Члены

группы

могут поправить

ответ

или

его

дополнить.

Практическая

работа.

(Перья и лупы на

столах)

Предлагает

рассмотреть

перья

через лупу. Ответить

на вопросы:

-Как бы вы описали

перо? -Что оно из себя

представляет?

Рассматривают

перья.

Делают вывод:

перья – это

лучшее

изобретение

птиц, без

которого они

просто не

смогли бы

летать .

Познавательны

е

Регулятивные

Личностные

5

Выражение

решения

Обращает внимание на

проблему урока

-Почему автор назвал

Объясняют, что

птицы - лучшие

летуны, потому

что имеют:

Познавательны

птиц

пернатыми

изобретателями?

1)Обтекаемое

тело;

2)Лёгкие

трубчатые кости;

3)Негибкий

позвоночник;

4)Отсутствие

зубов;

5)Крылья

(большие по

размеру, чем

туловище);

6) Перья

7) Запас энергии.

е

Регулятивные

Личностные

- Смогли мы ответить

на этот вопрос?

Делают вывод.

6

Физ. минутка:

(Материал

физминутки

на

рабочем

столе

учителя)

Демонстрирует

физминутку на

интерактивной доске

Выполняют

физминутку для

глаз.

7

Применение нового

знания

Задает вопрос:

В чём сходство обмена

веществ

у

птиц

и

человека?

Что общего у птиц и

пресмыкающихся?

Делают вывод:

Птицы и люди –

теплокровные

организмы.

У

них

обмен

веществ

идёт

достаточно

интенсивно.

Познавательны

е

Птицы

так

же

как

пресмыкающиес

я

откладывают

яйца.

Работа в группах.

Раздает карточки с

названием птиц.

Делятся на 4

команды в

соответствии с

названием

птицы.

Познавательны

е

Регулятивные

Личностные

Раздает материал, из

которого учащиеся

добывают

информацию.

Находят нужную

информацию.

Рассказывают по

плану:

-Перечислить

названия птиц.

-Особенности

ног и клюва.

-Где

добывают

пищу.

-Чем питаются.

8

Рефлексия.

Подведение итогов.

Предлагает отгадать

кроссворд. (Материал

на рабочем столе

учителя)

Закрасить

«пушистиков» по

настроению от урока.

Отгадывают

кроссворд.

Называют птиц.

Закрашивают

«своего

пушистика»

Регулятивные

Личностные

Предлагает ответить

на вопросы:

-Кто

объяснит

название

темы

Формулируют

тезисы:

«Пернатые

изобретатели»?

Как

бы

вы

сформулировали

основные

тезисы

урока?

-Легкие

трубчатые

кости

-

Перья

-Полетные

мышцы хорошо

развиты

-Энергия

запасается в

жировых

отложения

-Птицы –

теплокровные

животные

-Обмен веществ

идет быстро

-Заботятся о

потомстве

-Некоторые

внутренние

органы

уменьшены

-Хорошо

развиты сердце

и легкие.

Предлагает ответить

на вопросы:

-Как вы чувствовали

себя на уроке?

-Что вы открыли для

Отвечают на

вопросы.

себя на уроке?

-Что из «открытого»

вами на уроке вы

сможете

использовать в

жизни?

-Какое настроение у

вас после урока?

-Дайте оценку уроку

и своей работе.

Дают оценку

своей работе на

уроке.

9

Домашнее

задание.

Предлагает

домашнее задание на

выбор:

Учебник с.102 ,

рабочая тетрадь с.

54.

Создание

презентации «Птицы

Хакасии»

-Подготовить

сообщения на темы:

- « Нелетающие

птицы»,

- «Рекордсмены

среди птиц»,

- «Птицы,

занесенные в

Красную книгу».

- «Разнообразие

птичьих клювов»

-Составить

кроссворд по теме.

Записывают

задание.

Выделенные

шрифтом –

обязательно.

Регулятивные

Закрасить

«пушистиков» по

настроению от урока.

Благодарит за урок!

Закрашивают

«своего

пушистика»

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРНАТЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ

Приложение

Приложение



В раздел образования