Автор: Машкова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Новомарьясово,Орджоникидзевский район, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка урока окружающего мира
Тема: "Пернатые изобретатели"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
« НОВОМАРЬЯСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
« НОВОМАРЬЯСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
УРОК
УРОК
ПО
ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 КЛАСС
3 КЛАСС
:
ТЕМА
:
ТЕМА
«
ПЕРНАТЫЕ
«
ПЕРНАТЫЕ
»
ИЗОБРЕТАТЕЛИ
»
ИЗОБРЕТАТЕЛИ
Подготовила:
Подготовила:
учитель начальных классов
учитель начальных классов
Машкова М.В.
Машкова М.В.
НОВОМАРЬЯСОВО
НОВОМАРЬЯСОВО
2013
2013
Пояснительная записка
Пояснительная записка
ФИО
ФИО
Машкова Марина Владимировна – учитель начальных классов
Машкова Марина Владимировна – учитель начальных классов
стаж работы : 25 лет;
стаж работы : 25 лет;
УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» под редакцией А.А.
УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» под редакцией А.А.
Плешакова;
Плешакова;
Окружающий мир, 3 класс
Окружающий мир, 3 класс
Тема урока: « Пернатые изобретатели»
Тема урока: « Пернатые изобретатели»
Характеристика класса:
Характеристика класса:
В 3 классе 12 учащихся ( 6 девочек и 6 мальчиков). Ребята очень дружные,
В 3 классе 12 учащихся ( 6 девочек и 6 мальчиков). Ребята очень дружные,
всегда помогают друг другу, стараются помочь. На уроке работают активно, с
всегда помогают друг другу, стараются помочь. На уроке работают активно, с
интересом. Большинство учащихся самостоятельно делают выводы, стараются
интересом. Большинство учащихся самостоятельно делают выводы, стараются
рассуждать и доказывать свою точку зрения. Все учащиеся с удовольствием
рассуждать и доказывать свою точку зрения. Все учащиеся с удовольствием
готовят сообщения по интересующим их темам, используя различные ресурсы
готовят сообщения по интересующим их темам, используя различные ресурсы
( так как интернет есть не у всех, ребята посещают библиотеки, пользуются
( так как интернет есть не у всех, ребята посещают библиотеки, пользуются
энциклопедиями и др. литературой).
энциклопедиями и др. литературой).
Аннотация к уроку
Тема: «Пернатые изобретатели»
Тип урока: урок получения новых знаний
Целевая аудитория: 3 класс
Цель урока: создание условий для выявления обучающимися
особенностей
многообразия птиц.
Задачи урока:
1)обучающие:
- исследовать перья птиц, выяснить роль перьев в полёте;
- познакомить учащихся с разновидностями птиц по их строению, по среде обитания,
по способам добычи пищи;
- учить детей выделять признаки сходства и различия птиц;
2) развивающие:
- развивать умение сотрудничать в микрогруппах; развивать речь, внимание
учащихся; развивать познавательный интерес к предмету.
3) воспитывающие:
- прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
интерактивная
доска,
презентация,
карточки с изображением птиц, конверты с перьями, учебник А.А. Плешакова
«Окружающий мир» 3 класс.
Ожидаемые результаты: самостоятельное обоснование учащихся о разновидностях
птиц, формирование навыков работы в группе
Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).
Форма организации учащихся: индивидуальная и групповая, коллективная
В течение урока проводятся 2 физкультминутки, и во время деления на группы
физкультпауза.
ИКТ использовались в процессе подготовки к уроку как средство извлечения
информации и наглядного материала, для этого использовались ресурсы Интернета.
Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower
Poit,
управление
презентацией учителем по клику мыши.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом,
т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
На уроке используется работа с книгой, для получения новых знаний и для
проверки, подтверждения ответов детей на вопросы учителя.
Распределение на микрогруппы заранее не обсуждается, а происходит спонтанно,
способом деления на группы является случайный выбор картинки.
На уроке чередуются несколько видов учебной деятельности:
слушание,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, рассказ, чтение, практические
задания.
На уроке используется несколько видов преподавания: словесный, наглядный,
аудиовизуальный, самостоятельная работа.
Для
выполнения
домашнего
задания
предусмотрен
индивидуальный
и
дифференцированный подход.
Урок построен в соответствии дидактическим принципам:
• наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным, в
передаваемой информации;
• системности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обу-
чающихся;
• взаимосвязи теории и практики;
• доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обу-
чающимися в процессе познания и учения;
Методы обучения: практический ( рассматривание перьев), наглядный
(иллюстрация - картинки птиц; демонстрация - показ слайдов, наблюдения
учащихся), словесный (объяснение, рассказ, инструктаж), работа с книгой ( чтение
текста, подписи картинок ).
Учитель опирается на знания, которые уже есть у ученика, ученик же
открывает для себя что-то новое.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПЕРНАТЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ
1.
ФИО
(полностью)
Машкова Марина Владимировна
2.
Место работы
МБОУ « Новомарьясовская СОШ-И»»
3.
Должность
Учитель начальных классов
4.
Предмет
Окружающий мир
5.
Класс
3
6.
Тема
и
номер
урока в теме
Пернатые изобретатели.
Урок № 15 в теме: «Разнообразие животных.
Птицы»
7.
Базовый учебник
Плешаков А.А. «Окружающий мир»
3 класс
Учебник в 2 частях. Часть 1.
8.
Цель урока: Формирование представления об особенностях строения и
образа жизни птиц.
9.
Задачи:
- обучающие:
Познакомить учащихся с новой группой животных – птицами.
Выявить
особенности
строения,
позволяющие
этим
животным
освоить
воздушную стихию.
Познакомить учащихся с осёдлыми и перелётными птицами и причиной их
миграции.
Познакомить с размножением птиц. Обратить внимание учащихся на два типа
развития птенцов, чтобы учащиеся могли отличать птенца от слетков, которые
учатся летать и не нуждаются в помощи людей.
Учить детей сравнивать новый вид животного с ранее изученным, находить
черты сходства и различия, делать выводы
-развивающие:
Расширять детский кругозор.
Учить детей сравнивать новый вид животного с изученным раннее, находить
черты сходства и различия, делать предположения и доказывать его.
Стимулировать повышения познавательных интересов учащихся с помощью
ярких наглядных изображений и удивительных фактов из жизни животных.
Учить пользоваться дополнительной литературой, научным текстом, выбирать из
него нужный материал.
Учить самостоятельно оценивать свои знания и умения.
-воспитательные:
Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым
организмам.
учить работать в микрогруппах, развивать умение сотрудничать.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного
обсуждения;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и кроссворд, др.);
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи);
Личностные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
10. Тип урока. Урок изучения нового материала с использованием ИКТ, ЭОР.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, индивидуальная,
практическая работа в группах.
12. Методы:
проблемный,
поисковый,
объяснительно-иллюстративный,
фронтальная беседа.
13.Необходимое техническое оборудование.
Компьютеры - 1, интерактивная
доска, мультимедийный проектор, увеличительное стекло (лупа) – 6.
14.Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность
учителя
(с указанием действий
с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Формируемые
УУД
1
2
3
4
5
1
Организационный
момент.
(Опорная
презентация
находится на
рабочем столе
учителя)
Приветствует
учащихся. Настраивает
на работу.
Воспринимают
информацию,
сообщаемую
учителем.
Познавательны
е
Предлагает
прослушать фрагмент.
( соловей)
Слушают
муз.фрагмент.
2
Постановка
проблемной
ситуации и
актуализация
знаний.
Предлагает посмотреть
на экран и найти
лишнее изображение.
Находят лишнее
изображение.
Регулятивные
Задает вопрос:
- На какие группы
можно разделить
животных?
(По щелчку картинки
собираются в группы)
Предлагают
разделить на
- зверей;
- птиц;
- насекомых.
3
Сообщение
темы
урока.
Предлагает отгадать
загадки.
(По щелчку открывает
картинки-отгадки)
Предлагает по общим
признакам
определить тему
урока.
Отгадывают
загадки.
По общим
признакам
определяют тему
урока.
Познавательны
е
Регулятивные
Личностные
Формулирование
проблемы.
Задает вопрос:
-Почему автор
учебника назвал птиц
«пернатыми
изобретателями»
Высказывают
мнения: почему
«пернатые
изобретатели»
(есть перья.
Изобретатели -
это те, кто
создаёт что-то
новое,
придумывает
что- то
полезное.)
Познавательны
е
Регулятивные
Личностные
4
Поиск
решения
(открытие
нового
знания)
Работа в мини
группах (3-4
человека).
Предлагает
выяснить,
какие приспособления
для
полёта
имеют
современные птицы.
Для этого предлагает
разделиться на группы.
Делятся на
группы. (на
столах лежат
карточки с
Познавательны
е
Регулятивные
Личностные
названиями
групп).
Предлагает подойти к
компьютеру.
(Компьютер включен.
На столах лежит
справочная
литература:
энциклопедия «Я
познаю мир» и др.
Подходят к
компьютеру.
(Компьютер
включен.).
Распределяют
обязанности в
группе.
Находят нужный
ЭОР.
Работают со
справочной
литературой,
ЭОР
Познавательны
е
Регулятивные
Личностные
( распределени
е ролей)
Показывает слайд.
Ученик
от
группы
делает
выводы
о
приспособления
х птиц к полёту.
Члены
группы
могут поправить
ответ
или
его
дополнить.
Практическая
работа.
(Перья и лупы на
столах)
Предлагает
рассмотреть
перья
через лупу. Ответить
на вопросы:
-Как бы вы описали
перо? -Что оно из себя
представляет?
Рассматривают
перья.
Делают вывод:
перья – это
лучшее
изобретение
птиц, без
которого они
просто не
смогли бы
летать .
Познавательны
е
Регулятивные
Личностные
5
Выражение
решения
Обращает внимание на
проблему урока
-Почему автор назвал
Объясняют, что
птицы - лучшие
летуны, потому
что имеют:
Познавательны
птиц
пернатыми
изобретателями?
1)Обтекаемое
тело;
2)Лёгкие
трубчатые кости;
3)Негибкий
позвоночник;
4)Отсутствие
зубов;
5)Крылья
(большие по
размеру, чем
туловище);
6) Перья
7) Запас энергии.
е
Регулятивные
Личностные
- Смогли мы ответить
на этот вопрос?
Делают вывод.
6
Физ. минутка:
(Материал
физминутки
–
на
рабочем
столе
учителя)
Демонстрирует
физминутку на
интерактивной доске
Выполняют
физминутку для
глаз.
7
Применение нового
знания
Задает вопрос:
В чём сходство обмена
веществ
у
птиц
и
человека?
Что общего у птиц и
пресмыкающихся?
Делают вывод:
Птицы и люди –
теплокровные
организмы.
У
них
обмен
веществ
идёт
достаточно
интенсивно.
Познавательны
е
Птицы
так
же
как
пресмыкающиес
я
откладывают
яйца.
Работа в группах.
Раздает карточки с
названием птиц.
Делятся на 4
команды в
соответствии с
названием
птицы.
Познавательны
е
Регулятивные
Личностные
Раздает материал, из
которого учащиеся
добывают
информацию.
Находят нужную
информацию.
Рассказывают по
плану:
-Перечислить
названия птиц.
-Особенности
ног и клюва.
-Где
добывают
пищу.
-Чем питаются.
8
Рефлексия.
Подведение итогов.
Предлагает отгадать
кроссворд. (Материал
на рабочем столе
учителя)
Закрасить
«пушистиков» по
настроению от урока.
Отгадывают
кроссворд.
Называют птиц.
Закрашивают
«своего
пушистика»
Регулятивные
Личностные
Предлагает ответить
на вопросы:
-Кто
объяснит
название
темы
Формулируют
тезисы:
«Пернатые
изобретатели»?
Как
бы
вы
сформулировали
основные
тезисы
урока?
-Легкие
трубчатые
кости
-
Перья
-Полетные
мышцы хорошо
развиты
-Энергия
запасается в
жировых
отложения
-Птицы –
теплокровные
животные
-Обмен веществ
идет быстро
-Заботятся о
потомстве
-Некоторые
внутренние
органы
уменьшены
-Хорошо
развиты сердце
и легкие.
Предлагает ответить
на вопросы:
-Как вы чувствовали
себя на уроке?
-Что вы открыли для
Отвечают на
вопросы.
себя на уроке?
-Что из «открытого»
вами на уроке вы
сможете
использовать в
жизни?
-Какое настроение у
вас после урока?
-Дайте оценку уроку
и своей работе.
Дают оценку
своей работе на
уроке.
9
Домашнее
задание.
Предлагает
домашнее задание на
выбор:
Учебник с.102 ,
рабочая тетрадь с.
54.
Создание
презентации «Птицы
Хакасии»
-Подготовить
сообщения на темы:
- « Нелетающие
птицы»,
- «Рекордсмены
среди птиц»,
- «Птицы,
занесенные в
Красную книгу».
- «Разнообразие
птичьих клювов»
-Составить
кроссворд по теме.
Записывают
задание.
Выделенные
шрифтом –
обязательно.
Регулятивные
Закрасить
«пушистиков» по
настроению от урока.
Благодарит за урок!
Закрашивают
«своего
пушистика»
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРНАТЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ
Приложение
Приложение