Автор: Регентова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Кунцевский"
Населённый пункт: Москва, ул.ак. Павлова, 15
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.
Раздел: дошкольное образование
Коррекция личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями
здоровья средствами изобразительного искусства.
Сегодня особую значимость приобретает поиск путей преодоления
сложившейся ситуации в социльно-культурной и эмоциональной сферах
жизни особого ребёнка. Анализируется практическая деятельность
социальных учреждений, что показывает реальные резервы по повышению
уровня коррекционной работы за счет использования разнообразных приемов
коррекции, учитывая индивидуальные особенности детей. Л.С.Выготский,
который рассматривал культурное развитие ребёнка как целое в его
возрастных изменениях, а процесс «врастания» ребёнка в культуру – через
осмысление картины мира, способствующее расширению представлений о
природе, окружающем мире и человеке.
В результате работы в ЦССВ «Кунцевский», определяется, что системное
коррекционно-воспитательное сопровождение - это общение взрослого и
воспитанника, в ходе которого происходит коррекция каких-либо
отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его
потенциальных возможностей.
Для коррекции личностной сферы особого ребенка с ограниченными
возможностями здоровья определили следующие проблемы:
снижение эмоционального тонуса, депрессия, лабильность,
импульсивность эмоциональных реакций;
эмоциональная депривация детей, переживание ребенком
эмоционального отвержения и чувства одиночества;
конфликтные отношения, неудовлетворенность внутрисемейной
ситуацией;
Повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;
Успешное применение арт-терапевтических методик в коррекционной
работе с детьми является правильность выбора изобразительной
деятельности. Мы определили основные виды деятельности в Центре
семейного воспитания - рисование, аппликация и лепка.
Участвуя в арт-терапии, ребёнок получает неограниченные возможности
для самопознания, самовыражения. В итоге, со стороны окружающих
проявляется интерес, повышается самооценка степень самоценности
ребёнка.
Овладение карандашом и кистью особым детям удается не сразу. Ребёнок
или слишком сильно зажимает карандаш в руке, и рука напряжена, или
почти не держит его, и карандаш падает. Чаще всего на это упражнение
уходит много времени, чтобы выработалось правильное держание
карандаша, кисти. Необходимо взять «рука в руку», чтобы ребенок
правильно держал карандаш.
Средствами коррекционно-развивающего обучения мы определили:
-рисование
с
использованием
различных
материалов
(цветные
карандаши, гуашь, восковые мелки, фломастеры, мел);
-лепка (пластилин, соленое тесто, глина);
-аппликация (бумага, ткань, природный материал).
Технологии, применяемые в изобразительной деятельности:
-рисование по точкам,
-рисование на боях, на асфальте,
-графическая музыка (рисование под музыку),
- трафареты, раскраски,
-экспериментирование с материалами,
-работа
с
пластилином,
глиной,
цветным
соленым
тестом
с
использованием природного материала,
-работа с бумагой тканью, природным материалом
В
методике
преподавания
изобразительного
искусства
известны
три
основные
формы
организации
занятий:
совместно-индивидуальная,
совместно-последовательная,
совместно-взаимодействующая,
которая
применяется в качестве средства активизации учебно-воспитательного
процесса, направленного на достижение решения поставленных задач.
Список литературы:
1. ЗацепинаМ.Б. М., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Редакционно-издательский центр 2012г.
2. А.В.Виневская Педагогические технологии: вопросы теории и практики
внедрения. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.