Напоминание

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ"


Автор: Рубижанская Нина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г.о.Королев, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ"
Раздел: полное образование





Назад




Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории

средствами ИКТ

Живя

в

мире

высоких

информационных

технологий,

само

общество

вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое

место

в

социуме,

приводит

к

необходимости

применения

современных

информационных

технологий

на

практике.

Поэтому

я

высоко

оцениваю

возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения

позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя

самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность

для

учителя

иметь

под

рукой

огромное

количество

иллюстративного

материала,

а

главное

очень

быстрый

доступ

к

нему,

возможность

подготавливать

для

школьников

ресурсы,

содержащие

необходимый

материал,

возможность

для

учителя

создавать

самостоятельно

тесты

для

проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство

учителя с новинками методической литературы.

На

мой

взгляд,

своевременным

является

появление

в

учебном

процессе

учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами,

методичками

разработаны

мультимедийные

электронные

учебники.

(«История России: XX век». «История Отечества IX-XVIII вв.», «История

Отечества. 882-1917» и другие.)

Эти учебники - находка для учителя и учащихся он способствует повышению

интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на

уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом,

использовать их на самых разных этапах работы на уроках, поскольку они

одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и

хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом.

У моих учеников благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не

только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные

произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более

насыщенным.

Кроме

этого,

учебники

дают

возможность

формирования

специальных

умений и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении

работы с каждым подпараграфом рекомендую составить его краткий план-

конспект

(своего

рода

«шпаргалку»).

Это

поможет

учащимся

быстро

вспомнить

пройденный

материал,

что

особо

важно

при

подготовке

к

экзамену. Учебники учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню

учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником. Учитывая

психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации,

считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки

зрения

наглядности.

Самый

простой

метод

использования

ИКТ

-

демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или

рассказ

учителя

иллюстрируется

соответствующими

Цифровыми

Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об

изучаемом

материале,

реализуя

принцип

наглядности

и

обогащая

информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР

достигается

особенно

важный

для

учащихся

результат

-

визуализация

изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я

рекомендую

продемонстрировать

учащимся

изображения

местности

изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали

цивилизации

-

жизнь

которых

и

составляет

основное

содержание

исторического

процесса.

Например,

начиная

тему

«Древний

Египет»,

я

демонстрирую

вид

долины

Нила,

реку

Нил,

или

при

изучении

истории

первобытного

общества

наглядно

показываю

каменные

или

бронзовые

орудия труда древнейшего человека, а так же используются различные схемы,

отражающие устройство органов власти и т.п.

Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении

вопросов,

касающихся

культуры

определенного

периода.

Иллюстраций

учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных

достижениях

культуры,

показать

памятники

архитектуры

или

картины

авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при

выполнении

заданий

ЕГЭ

или

олимпиадных

заданий

вызывают

именно

вопросы,

касающиеся

культуры.

Кроме

того,

многие

учебники

истории

содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более

полному

и

насыщенному

восприятию

материала.

Мы

не

всегда

имеем

возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или

района,

а

фонды

крупных

музеев

нам

недоступны,

поэтому

большим

потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ

является

организация

виртуальных

экскурсий.

Это

возможно

благодаря,

например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской

живописи»,

«Художественная

энциклопедия

зарубежного

классического

искусства»,

«Золотое

кольцо

России».

В

одних

случаях

предлагаются

экскурсии

уже

в

готовом

виде,

ими

остается

только

воспользоваться.

В

других случаях после ознакомления с материалами ЦОРа я сама составляю

план экскурсии и планирую этапы ее проведения. Мы часто говорим о том,

что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся

роль личности в истории. Набор такихЦОРов:

«Энциклопедия истории

России 862-1917 гг.» , «Династия Романовых. Три века российской истории»,

«От

Кремля

до

Рейхстага»

может

сыграть

ключевую

роль

в

процессе

включения

учащихся

в

«живую

историю».

У

учащихся

появляется

возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля,

полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что

так

же

способствует

расширению

кругозора

учащихся.

Важно

не

только

показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к

конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы

важную роль играет использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический

словарь

Брокгауза

и

Ефрона»

-

«Биографии:

Россия»

для

получения

разнообразной

информации

при

подготовке

индивидуальных

сообщений.

Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета

я использую на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания,

а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны

способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении

определенных

разделов,

тем,

я

рекомендую

учащимся

обратится

к

материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы

подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности,

составить

доклад,

провести

поиск,

а

это

способствует

организации

самостоятельной работы учащихся.

Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории.

Недостаток

оснащенности

кабинетов

истории

картами

возможно

компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя

есть

возможность

выбрать

необходимую

из

имеющихся

карт

для

формирования

более

полного

представления

об

изучаемом

событие

или

эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории

отдельных

цивилизаций.

Кроме

того,

в

ЦОРах

содержатся

задания,

предполагающие

работу

с

контурными

картами,

которые

я

в

основном

применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика

показывает, что большой интересу учащихся вызывают интерактивные карты.

Возможно сть

увидеть

то

или

иное

сражение

в

движение,

с

соответствующими

комментариями

существенно

повышают

интерес

учащихся

к

предмету.

Однако,

на

мой

взгляд,

имеется

и

определенный

недостаток. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается

со

знакомства

с

памяткой

по

работе

с

картой,

мы

учим

учащихся

как

правильно

показывать

границы

государства

или

тот

или

иной

район

восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот

навык не формируется. Чтобы всем детям было интересно на уроках истории,

я,

конечно,

применяю

на

уроках

ИКТ.

В

большинстве

случаев

это

-

вспомогательное

средства

для

возбуждения

познавательного

интереса

и

создания

проблемных

ситуаций.

Это

настраивает

учащихся

на

изучение

определенного материала и такой урок характеризуется разнообразием форм

организации учебной деятельности учащихся.

Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать

урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному

школьному

материалу.

Он

вносит

новую

струю

в

однообразное

течение

уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.

Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто

необходимо

использовать

Интернет.

Я

рассматриваю

Интернет

как

часть

информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит

богатейший

информационный

потенциал.

Я

использую

образовательные

ресурсы

Интернета

для

поиска

исторических

источников,

текстов

монографий

и

курсов

лекций,

разнообразных

методических

материалов,

газетных и журнальных статей, рефератов и др.

Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое -

либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое

слово,

непосредственное

общение.

Цель,

главным

образом,

состоит

во

включении

компьютерных

технологий

в

процесс

обучения

путем

организованной

и

педагогически

обоснованной

учебной

и

внеурочной

деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как

одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с

традиционными

формации

обучения,

не

увлекаясь

и

не

чрезмерно

злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в

большей

степени

говорит

нам

о

единстве

образовательного

процесса,

поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку

школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка,

иначе результативность их использования будет невысокой.



В раздел образования