Автор: Рубижанская Нина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г.о.Королев, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ"
Раздел: полное образование
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории
средствами ИКТ
Живя
в
мире
высоких
информационных
технологий,
само
общество
вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое
место
в
социуме,
приводит
к
необходимости
применения
современных
информационных
технологий
на
практике.
Поэтому
я
высоко
оцениваю
возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения
позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя
самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность
для
учителя
иметь
под
рукой
огромное
количество
иллюстративного
материала,
а
главное
очень
быстрый
доступ
к
нему,
возможность
подготавливать
для
школьников
ресурсы,
содержащие
необходимый
материал,
возможность
для
учителя
создавать
самостоятельно
тесты
для
проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство
учителя с новинками методической литературы.
На
мой
взгляд,
своевременным
является
появление
в
учебном
процессе
учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами,
методичками
разработаны
мультимедийные
электронные
учебники.
(«История России: XX век». «История Отечества IX-XVIII вв.», «История
Отечества. 882-1917» и другие.)
Эти учебники - находка для учителя и учащихся он способствует повышению
интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на
уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом,
использовать их на самых разных этапах работы на уроках, поскольку они
одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и
хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом.
У моих учеников благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не
только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные
произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более
насыщенным.
Кроме
этого,
учебники
дают
возможность
формирования
специальных
умений и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении
работы с каждым подпараграфом рекомендую составить его краткий план-
конспект
(своего
рода
«шпаргалку»).
Это
поможет
учащимся
быстро
вспомнить
пройденный
материал,
что
особо
важно
при
подготовке
к
экзамену. Учебники учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню
учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником. Учитывая
психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации,
считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки
зрения
наглядности.
Самый
простой
метод
использования
ИКТ
-
демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или
рассказ
учителя
иллюстрируется
соответствующими
Цифровыми
Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об
изучаемом
материале,
реализуя
принцип
наглядности
и
обогащая
информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР
достигается
особенно
важный
для
учащихся
результат
-
визуализация
изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я
рекомендую
продемонстрировать
учащимся
изображения
местности
изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали
цивилизации
-
жизнь
которых
и
составляет
основное
содержание
исторического
процесса.
Например,
начиная
тему
«Древний
Египет»,
я
демонстрирую
вид
долины
Нила,
реку
Нил,
или
при
изучении
истории
первобытного
общества
наглядно
показываю
каменные
или
бронзовые
орудия труда древнейшего человека, а так же используются различные схемы,
отражающие устройство органов власти и т.п.
Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении
вопросов,
касающихся
культуры
определенного
периода.
Иллюстраций
учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных
достижениях
культуры,
показать
памятники
архитектуры
или
картины
авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при
выполнении
заданий
ЕГЭ
или
олимпиадных
заданий
вызывают
именно
вопросы,
касающиеся
культуры.
Кроме
того,
многие
учебники
истории
содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более
полному
и
насыщенному
восприятию
материала.
Мы
не
всегда
имеем
возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или
района,
а
фонды
крупных
музеев
нам
недоступны,
поэтому
большим
потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ
является
организация
виртуальных
экскурсий.
Это
возможно
благодаря,
например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской
живописи»,
«Художественная
энциклопедия
зарубежного
классического
искусства»,
«Золотое
кольцо
России».
В
одних
случаях
предлагаются
экскурсии
уже
в
готовом
виде,
ими
остается
только
воспользоваться.
В
других случаях после ознакомления с материалами ЦОРа я сама составляю
план экскурсии и планирую этапы ее проведения. Мы часто говорим о том,
что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся
роль личности в истории. Набор такихЦОРов:
«Энциклопедия истории
России 862-1917 гг.» , «Династия Романовых. Три века российской истории»,
«От
Кремля
до
Рейхстага»
может
сыграть
ключевую
роль
в
процессе
включения
учащихся
в
«живую
историю».
У
учащихся
появляется
возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля,
полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что
так
же
способствует
расширению
кругозора
учащихся.
Важно
не
только
показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к
конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы
важную роль играет использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический
словарь
Брокгауза
и
Ефрона»
-
«Биографии:
Россия»
для
получения
разнообразной
информации
при
подготовке
индивидуальных
сообщений.
Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета
я использую на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания,
а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны
способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении
определенных
разделов,
тем,
я
рекомендую
учащимся
обратится
к
материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы
подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности,
составить
доклад,
провести
поиск,
а
это
способствует
организации
самостоятельной работы учащихся.
Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории.
Недостаток
оснащенности
кабинетов
истории
картами
возможно
компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя
есть
возможность
выбрать
необходимую
из
имеющихся
карт
для
формирования
более
полного
представления
об
изучаемом
событие
или
эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории
отдельных
цивилизаций.
Кроме
того,
в
ЦОРах
содержатся
задания,
предполагающие
работу
с
контурными
картами,
которые
я
в
основном
применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика
показывает, что большой интересу учащихся вызывают интерактивные карты.
Возможно сть
увидеть
то
или
иное
сражение
в
движение,
с
соответствующими
комментариями
существенно
повышают
интерес
учащихся
к
предмету.
Однако,
на
мой
взгляд,
имеется
и
определенный
недостаток. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается
со
знакомства
с
памяткой
по
работе
с
картой,
мы
учим
учащихся
как
правильно
показывать
границы
государства
или
тот
или
иной
район
восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот
навык не формируется. Чтобы всем детям было интересно на уроках истории,
я,
конечно,
применяю
на
уроках
ИКТ.
В
большинстве
случаев
это
-
вспомогательное
средства
для
возбуждения
познавательного
интереса
и
создания
проблемных
ситуаций.
Это
настраивает
учащихся
на
изучение
определенного материала и такой урок характеризуется разнообразием форм
организации учебной деятельности учащихся.
Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать
урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному
школьному
материалу.
Он
вносит
новую
струю
в
однообразное
течение
уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.
Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто
необходимо
использовать
Интернет.
Я
рассматриваю
Интернет
как
часть
информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит
богатейший
информационный
потенциал.
Я
использую
образовательные
ресурсы
Интернета
для
поиска
исторических
источников,
текстов
монографий
и
курсов
лекций,
разнообразных
методических
материалов,
газетных и журнальных статей, рефератов и др.
Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое -
либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое
слово,
непосредственное
общение.
Цель,
главным
образом,
состоит
во
включении
компьютерных
технологий
в
процесс
обучения
путем
организованной
и
педагогически
обоснованной
учебной
и
внеурочной
деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как
одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с
традиционными
формации
обучения,
не
увлекаясь
и
не
чрезмерно
злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в
большей
степени
говорит
нам
о
единстве
образовательного
процесса,
поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку
школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка,
иначе результативность их использования будет невысокой.