Автор: Краснова Наталья Геннадьевна
Должность: МБОУ АСОШ №2 имени Героя Советского Союза И.Е.Кочнева
Учебное заведение: МБОУ АСОШ №2 имени Героя Советского Союза И.Е.Кочнева
Населённый пункт: пгт Алексеевское РТ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие экологической грамотности младших школьников
Раздел: начальное образование
Развитие экологической грамотности младших школьников
Краснова Наталья Геннадьевна -учитель МБОУ «Алексеевская СОШ №2 имени
Героя Советского Союза И.Е.Кочнева Алексеевского МР РТ»
«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не
подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты
первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство
прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность».
В.А. Сухомлинский.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее,
великодушнее, ответственнее. Любить природу может тот, кто ее знает и понимает, кто
умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с
самого раннего детства.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной
средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста
самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум
развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.
Именно поэтому так важен в экологическом воспитании и обучении начальный этап.
Главная задача экологического обучения и воспитания – формирование человека,
который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный
процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными
знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание
активно защищать, улучшать и облагораживать родную среду. У детей должны быть
сформированы представления об окружающем мире, о связях между предметами и
явлениями природы, об экологических связях между живой и неживой природой, между
различными компонентами живой природы, между природой и человеком.
Предмета экологии в школе нет, но экологическое воспитание проводится на всех
учебных предметах.
Экологические знания формируются у младших школьников в первую очередь на
уроках окружающего мира. На этих уроках дети получают представления об
уникальности, сложности, хрупкости жизни, о полезности всех природных объектов, об
их взаимосвязях и взаимозависимостях. Экологические представления лучше всего
формируются при непосредственном наблюдении природы. Для этого проводятся
сезонные экскурсии. Все экскурсии проходят в одном месте, чтобы проследить
изменения в природе с приходом другого времени года. Выбирается место, где будут
дети вести наблюдение. Важнейший прием наблюдения для учеников начальной школы -
это прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки.
Наблюдение начинается с выделения у предмета его признаков, свойств. В этот процесс
должны быть включены все возможные органы чувств.
Пусть дети, которые пришли на экскурсию в осенний парк, не только прослушают
объяснения учителя, но и поднимут осенние листья, потрогают их, определят какие они
стали. Пусть они подышат воздухом осеннего леса и расскажут, как пахнут опавшие
осенние листья.
На экскурсии в зимний парк, мы с детьми говорили, как образуется снег,
рассматривали снежинки. Говорили о свойствах снега, о пользе снега для природы.
Итогом разговора стал вопрос: «Почему на протоптанных зимой в снегу дорожках
весной не растет трава? Как нужно ходить по парку зимой»?
Огромную роль в работе с младшими школьниками по формированию экологических
знаний играют занимательные игры и задания. Роль игры в экологическом воспитании
определяется тем, что она способствует расширению знаний ребенка о природе,
формированию нравственных представлений, развивает у детей способность
предсказывать следствие по причине, создает опыт упражнения в нравственном
поведении, формирует у ребят потребность положительного воздействия на природу.
На уроках и во время экскурсии можно поводить такие дидактические игры. «Зверь,
птица, небылица», «Скажи шестое», « Деревья и кусты», « Кто дальше пройдет», « У
кого детки с этой ветки?», « Ботанические жмурки».
Особое значение для создания интереса к экологическому материалу имеют участия в
инсценированиях. Примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их
действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что
способствует развитию у детей экологической этики.
При работе над темой: «Животные весной» детям предлагается посмотреть и
проанализировать вместе с учителем сценку. Встретились однажды на лесной полянке
Ежонок, Бельчонок, Зайчонок.
-Б. Ой, ежонок, какой ты колючий!
- Е. Да, шубка у меня колючая, имея такую шубку, я никого не боюсь. Появится
опасность – свернусь в клубочек – попробуй – ка тронь меня, сразу получишь тысячу
уколов.
- Б.А родился ты тоже с иголками?
- Е. Ежи рождаются без иголок и слепыми. На розовом теле у нас множество бугорков.
Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но
постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
-Б. А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому
что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
-З. А я свою маму не помню, и дома у меня нет!
- Б. Как это? Почему?
-З. Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила
молоком, оставила под кустом и убежала.
-Е. И тебе не хотелось есть?
-З. Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
-Б.А как же на следующие дни?
-З. А когда мне захочется, есть, я начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап.
По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А
когда я подрасту, я начинаю питаться травой.
Полезно предлагать детям «взгляд со стороны», которые развивают умение и желание
видеть реальность глазами других, учат быть объективными, беспристрастными к себе и
другим. Интересны для этого задания, которые связаны с разыгрыванием ролей
различных объектов живой природы. Например: «Встретились еж с белкой и
разговорились…» «Выглянул подснежник из-под снега, огляделся и подумал…» Дети
должны придумать и сыграть экспромтом продолжение ситуации. Это дает возможность
детям понимать эмоциональное состояние других, умение сопереживать им.
На уроках математики тоже можно расширять и углублять экологические знания.
Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках
математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению
экологических понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию
необходимости бережного отношения к природе. Изучая математику, ученик
одновременно познает окружающую природу и учится ее охранять. Такой подход
способствует тому, что изучение математики становится более занимательным, а значит,
и более результативным. На уроках математики чаще всего даются задачи, которые
знакомят с элементами природы. Я предлагаю задачи такого содержания.
Муравей за минуту приносит 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесет
муравей за 1 час ? За сутки?
Кукушка за 1 час съедает 100 гусениц и сохраняет деревья от смерти. Сколько гусениц
она может уничтожить за сутки?
Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от короедов. За 1 час он съедает 30
короедов. Сколько жуков он съест за сутки?
Длина божьей коровки 8 мм, в день она съедает до 50 тлей. Сколько тлей она съест за
неделю?
На зиму бурундук делает себе запасы. Защечные мешки у бурундука вмещают 10 г
зерна. Сколько раз нужно сбегать бурундуку, чтобы принести 6 кг еды?
Стрижи пойманных насекомых обволакивают слюной, образуя «пакетик». В нем 350
насекомых. Сколько насекомых получают птенцы в день, если родители прилетают к
гнезду 40 раз?
В процессе решения следующих задач ребенок узнает, какую пользу может принести
человек своими действиями природе.
Для встречи пернатых друзей дети изготовили 4 скворечника и израсходовали 48
гвоздей. Сколько нужно гвоздей для изготовления 8 таких же скворечников?
60 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно дерево. Сколько кг макулатуры нужно
собрать, чтобы сохранить 2 дерева? 100 деревьев?
Чтобы подкормить птиц зимой, ученики заготовили 10 кг семян подсолнечника, плодов
калины на 6 кг больше, чем подсолнечника, а плодов рябины столько, сколько
подсолнечника и калины вместе. Сколько всего корма заготовили ученики?
Текстовые задачи, основанные на местном материале, помогают воспитывать любовь к
родному краю, дают возможность узнать о своём родном крае что-то новое.
Для укрепления берега реки Камы привезли саженцы ивы. У ивы легко отрастают
корни, и она быстро приживается на новом месте. Посадили 45 саженцев, и еще осталось
посадить в 2 раза больше, чем посадили. Сколько всего саженцев привезли
Протяженность реки Волги 3530 км, реки Камы –1805км. На сколько км Волга
длиннее Камы?
В этом году осень длится 48 дней, весна- 84 дня, а лето – 88 дней. Сколько дней
длилась зима?
Использование заданий экологического характера очень оживляет работу как учителя,
так и учащихся, вызывает у них эмоциональный отклик, способствует формированию
активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять.
В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы
гуманитарного цикла. Большими возможностями для осуществления экологического
образования обладают уроки литературного чтения. В них содержится большое
количество произведений писателей Б. Чарушина, Г.Скребицкого, М. Пришвина, В.
Бианки. Произведения этих авторов помогают формировать у учащихся знания об
объектах природы, взаимосвязях в природе, мотивах охраны природы.
Лирические стихи о природе А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Майкова
помогают развивать у детей умение сравнивать состояние природы в разное время года,
открывают для себя многообразие форм и настроений природы, раскрывают её
неповторимую красоту. Анализируя стихотворения авторов, дети видят отношение их к
природе, формируют своё видение к окружающему миру.
Сочиняя сказки на экологические темы, сочинения – зарисовки, сочинения в стиле
путевого очерка дети выражают своё отношение к окружающему миру. Учебные тексты
русского языка помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее
охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться
и удивляться в процессе общения и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е.
формируют мотивы охраны природы.
На уроках русского языка дети пишут сочинения – описания о птицах, о животных.
Составляют небольшие тексты о листопаде, снегопаде, о различных деревьях и цветах.
Все эти задания сопровождаются беседами о пользе и бережном отношении к растениям
и животным.
Проектная деятельность - ведущий метод современного образования
. В 1-ом классе много коллективных проектов: «Звериная азбука», «Цветочная
азбука» (после изучения алфавита), «Островки радости» (дизайн-проект цветочной
клумбы). При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-
группы. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность
школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.
Во
2-х
классах
появляются
самостоятельные
проекты
экологической
направленности: «Откуда пришли комнатные растения?», «Моя безопасность», «Еда без
вреда», «Живые кондиционеры», «Зимующие птицы нашего города», «Экология класса»
и др.
В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные
проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в
которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого
ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций,
разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот
тематика некоторых из них: «Были о пыли», «В защиту сорняков», «Березовая роща.
SOS», «Люди и мусор. Кто кого?», «Экология школы, или Школа, в которой я бы хотел
учиться», «Экологическая обстановка микрорайона школы», «Хочу выступить в защиту
…», «Проект детской площадки». Ребята активно участвуют в составлении сборников
«Заповеди друзей Маленького принца», «Экологические игры» (для 1-2 классов),
выпуске справочника «Экологические системы», подготовке Календаря экологических
дат. Проводят экологические акции «Елочка – зеленая иголочка», «Сдай батарейку –
спаси планету» и др.
Экологическое воспитание в современной школе - это не дань моде, а забота о
подрастающих поколениях, о гражданах новой России. Школьный учитель должен учить
своих учеников быть грамотными детьми природы, с детства учить природной
разумности. Учитель должен учить детей законам природы, воспитывать поколения,
которые будут разумно мыслить и жить, думая о будущем.