Напоминание

Развитие экологической грамотности младших школьников


Автор: Краснова Наталья Геннадьевна
Должность: МБОУ АСОШ №2 имени Героя Советского Союза И.Е.Кочнева
Учебное заведение: МБОУ АСОШ №2 имени Героя Советского Союза И.Е.Кочнева
Населённый пункт: пгт Алексеевское РТ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие экологической грамотности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие экологической грамотности младших школьников

Краснова Наталья Геннадьевна -учитель МБОУ «Алексеевская СОШ №2 имени

Героя Советского Союза И.Е.Кочнева Алексеевского МР РТ»

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не

подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты

первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство

прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность».

В.А. Сухомлинский.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее,

великодушнее, ответственнее. Любить природу может тот, кто ее знает и понимает, кто

умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с

самого раннего детства.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной

средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста

самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум

развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.

Именно поэтому так важен в экологическом воспитании и обучении начальный этап.

Главная задача экологического обучения и воспитания – формирование человека,

который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный

процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными

знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание

активно защищать, улучшать и облагораживать родную среду. У детей должны быть

сформированы представления об окружающем мире, о связях между предметами и

явлениями природы, об экологических связях между живой и неживой природой, между

различными компонентами живой природы, между природой и человеком.

Предмета экологии в школе нет, но экологическое воспитание проводится на всех

учебных предметах.

Экологические знания формируются у младших школьников в первую очередь на

уроках окружающего мира. На этих уроках дети получают представления об

уникальности, сложности, хрупкости жизни, о полезности всех природных объектов, об

их взаимосвязях и взаимозависимостях. Экологические представления лучше всего

формируются при непосредственном наблюдении природы. Для этого проводятся

сезонные экскурсии. Все экскурсии проходят в одном месте, чтобы проследить

изменения в природе с приходом другого времени года. Выбирается место, где будут

дети вести наблюдение. Важнейший прием наблюдения для учеников начальной школы -

это прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки.

Наблюдение начинается с выделения у предмета его признаков, свойств. В этот процесс

должны быть включены все возможные органы чувств.

Пусть дети, которые пришли на экскурсию в осенний парк, не только прослушают

объяснения учителя, но и поднимут осенние листья, потрогают их, определят какие они

стали. Пусть они подышат воздухом осеннего леса и расскажут, как пахнут опавшие

осенние листья.

На экскурсии в зимний парк, мы с детьми говорили, как образуется снег,

рассматривали снежинки. Говорили о свойствах снега, о пользе снега для природы.

Итогом разговора стал вопрос: «Почему на протоптанных зимой в снегу дорожках

весной не растет трава? Как нужно ходить по парку зимой»?

Огромную роль в работе с младшими школьниками по формированию экологических

знаний играют занимательные игры и задания. Роль игры в экологическом воспитании

определяется тем, что она способствует расширению знаний ребенка о природе,

формированию нравственных представлений, развивает у детей способность

предсказывать следствие по причине, создает опыт упражнения в нравственном

поведении, формирует у ребят потребность положительного воздействия на природу.

На уроках и во время экскурсии можно поводить такие дидактические игры. «Зверь,

птица, небылица», «Скажи шестое», « Деревья и кусты», « Кто дальше пройдет», « У

кого детки с этой ветки?», « Ботанические жмурки».

Особое значение для создания интереса к экологическому материалу имеют участия в

инсценированиях. Примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их

действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что

способствует развитию у детей экологической этики.

При работе над темой: «Животные весной» детям предлагается посмотреть и

проанализировать вместе с учителем сценку. Встретились однажды на лесной полянке

Ежонок, Бельчонок, Зайчонок.

-Б. Ой, ежонок, какой ты колючий!

- Е. Да, шубка у меня колючая, имея такую шубку, я никого не боюсь. Появится

опасность – свернусь в клубочек – попробуй – ка тронь меня, сразу получишь тысячу

уколов.

- Б.А родился ты тоже с иголками?

- Е. Ежи рождаются без иголок и слепыми. На розовом теле у нас множество бугорков.

Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но

постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

-Б. А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому

что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

-З. А я свою маму не помню, и дома у меня нет!

- Б. Как это? Почему?

-З. Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила

молоком, оставила под кустом и убежала.

-Е. И тебе не хотелось есть?

-З. Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

-Б.А как же на следующие дни?

-З. А когда мне захочется, есть, я начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап.

По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А

когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

Полезно предлагать детям «взгляд со стороны», которые развивают умение и желание

видеть реальность глазами других, учат быть объективными, беспристрастными к себе и

другим. Интересны для этого задания, которые связаны с разыгрыванием ролей

различных объектов живой природы. Например: «Встретились еж с белкой и

разговорились…» «Выглянул подснежник из-под снега, огляделся и подумал…» Дети

должны придумать и сыграть экспромтом продолжение ситуации. Это дает возможность

детям понимать эмоциональное состояние других, умение сопереживать им.

На уроках математики тоже можно расширять и углублять экологические знания.

Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках

математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению

экологических понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию

необходимости бережного отношения к природе. Изучая математику, ученик

одновременно познает окружающую природу и учится ее охранять. Такой подход

способствует тому, что изучение математики становится более занимательным, а значит,

и более результативным. На уроках математики чаще всего даются задачи, которые

знакомят с элементами природы. Я предлагаю задачи такого содержания.

Муравей за минуту приносит 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесет

муравей за 1 час ? За сутки?

Кукушка за 1 час съедает 100 гусениц и сохраняет деревья от смерти. Сколько гусениц

она может уничтожить за сутки?

Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от короедов. За 1 час он съедает 30

короедов. Сколько жуков он съест за сутки?

Длина божьей коровки 8 мм, в день она съедает до 50 тлей. Сколько тлей она съест за

неделю?

На зиму бурундук делает себе запасы. Защечные мешки у бурундука вмещают 10 г

зерна. Сколько раз нужно сбегать бурундуку, чтобы принести 6 кг еды?

Стрижи пойманных насекомых обволакивают слюной, образуя «пакетик». В нем 350

насекомых. Сколько насекомых получают птенцы в день, если родители прилетают к

гнезду 40 раз?

В процессе решения следующих задач ребенок узнает, какую пользу может принести

человек своими действиями природе.

Для встречи пернатых друзей дети изготовили 4 скворечника и израсходовали 48

гвоздей. Сколько нужно гвоздей для изготовления 8 таких же скворечников?

60 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно дерево. Сколько кг макулатуры нужно

собрать, чтобы сохранить 2 дерева? 100 деревьев?

Чтобы подкормить птиц зимой, ученики заготовили 10 кг семян подсолнечника, плодов

калины на 6 кг больше, чем подсолнечника, а плодов рябины столько, сколько

подсолнечника и калины вместе. Сколько всего корма заготовили ученики?

Текстовые задачи, основанные на местном материале, помогают воспитывать любовь к

родному краю, дают возможность узнать о своём родном крае что-то новое.

Для укрепления берега реки Камы привезли саженцы ивы. У ивы легко отрастают

корни, и она быстро приживается на новом месте. Посадили 45 саженцев, и еще осталось

посадить в 2 раза больше, чем посадили. Сколько всего саженцев привезли

Протяженность реки Волги 3530 км, реки Камы –1805км. На сколько км Волга

длиннее Камы?

В этом году осень длится 48 дней, весна- 84 дня, а лето – 88 дней. Сколько дней

длилась зима?

Использование заданий экологического характера очень оживляет работу как учителя,

так и учащихся, вызывает у них эмоциональный отклик, способствует формированию

активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы

гуманитарного цикла. Большими возможностями для осуществления экологического

образования обладают уроки литературного чтения. В них содержится большое

количество произведений писателей Б. Чарушина, Г.Скребицкого, М. Пришвина, В.

Бианки. Произведения этих авторов помогают формировать у учащихся знания об

объектах природы, взаимосвязях в природе, мотивах охраны природы.

Лирические стихи о природе А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Майкова

помогают развивать у детей умение сравнивать состояние природы в разное время года,

открывают для себя многообразие форм и настроений природы, раскрывают её

неповторимую красоту. Анализируя стихотворения авторов, дети видят отношение их к

природе, формируют своё видение к окружающему миру.

Сочиняя сказки на экологические темы, сочинения – зарисовки, сочинения в стиле

путевого очерка дети выражают своё отношение к окружающему миру. Учебные тексты

русского языка помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее

охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться

и удивляться в процессе общения и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е.

формируют мотивы охраны природы.

На уроках русского языка дети пишут сочинения – описания о птицах, о животных.

Составляют небольшие тексты о листопаде, снегопаде, о различных деревьях и цветах.

Все эти задания сопровождаются беседами о пользе и бережном отношении к растениям

и животным.

Проектная деятельность - ведущий метод современного образования

. В 1-ом классе много коллективных проектов: «Звериная азбука», «Цветочная

азбука» (после изучения алфавита), «Островки радости» (дизайн-проект цветочной

клумбы). При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-

группы. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность

школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.

Во

2-х

классах

появляются

самостоятельные

проекты

экологической

направленности: «Откуда пришли комнатные растения?», «Моя безопасность», «Еда без

вреда», «Живые кондиционеры», «Зимующие птицы нашего города», «Экология класса»

и др.

В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные

проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в

которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого

ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций,

разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот

тематика некоторых из них: «Были о пыли», «В защиту сорняков», «Березовая роща.

SOS», «Люди и мусор. Кто кого?», «Экология школы, или Школа, в которой я бы хотел

учиться», «Экологическая обстановка микрорайона школы», «Хочу выступить в защиту

…», «Проект детской площадки». Ребята активно участвуют в составлении сборников

«Заповеди друзей Маленького принца», «Экологические игры» (для 1-2 классов),

выпуске справочника «Экологические системы», подготовке Календаря экологических

дат. Проводят экологические акции «Елочка – зеленая иголочка», «Сдай батарейку –

спаси планету» и др.

Экологическое воспитание в современной школе - это не дань моде, а забота о

подрастающих поколениях, о гражданах новой России. Школьный учитель должен учить

своих учеников быть грамотными детьми природы, с детства учить природной

разумности. Учитель должен учить детей законам природы, воспитывать поколения,

которые будут разумно мыслить и жить, думая о будущем.



В раздел образования