Напоминание

"Лоскутные фантазии"


Автор: Светлана Викторовна Селина
Должность: ГБОУ Школа № 2109
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2109
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Лоскутные фантазии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Лоскутные фантазии».

Цель: познакомить детей с одним из видов народного декоративно-

прикладного искусства – лоскутной пластикой; вызвать интерес к

изготовлению лоскутных поделок.

Задачи: 1. Образовательная: формировать умение составлять простейшую

лоскутную

композицию

из

геометрических

фигурок

(квадратов,

треугольников,

вырезанных

из

цветной

бумаги),

соблюдая

правила

колористики и техники безопасности при работе с клеем; изображать

природные мотивы с помощью линии и цветового пятна.

2. Развивающая: развитие мелкой моторики кистей рук, развитие чувства

гармонии, развитие творческих способностей, воображения.

3.Воспитательная: воспитывать

эстетическое

отношение

к

бытовой

культуре и предметам искусства; аккуратность в работе; бережливость;

умение слушать мнения других людей.

4. Здоровьесберегающая: учить детей правильной осанке во время работы;

умению делать физические разминки во время сидячей работы.

Материалы: для детей: небольшие квадратики из белой и цветной бумаги

светлых тонов в качестве основы; готовые геометрические фигуры из

цветной бумаги, черный фломастер, цветные маркеры или мелки, клей,

салфетки;

для педагога: выставка иллюстраций и фотографий из журналов с

изображениями предметов, выполненных в лоскутной технике; сундук с

предметами и игрушками из лоскутков (сюрпризный момент); готовые

разнообразные лоскутные квадратные блоки; картонный макет девушки -

Осени; ноутбук, лоскутный жилет.

Зрительный ряд: презентация о печворке «Лоскутная фантазия».

Литературный ряд: стихи, сказки о лоскутных чудесах: Т. Курбатова

«Лоскутные фантазии»; Н. Горяева «До чего же хороши…».

Музыкальный ряд: запись со спокойной приятной музыкой на ноутбуке.

План занятия:

1.

Организационный момент.

2.

Вводная беседа.

3.

Сюрпризный момент. Изложение нового материала.

4.

Технологическая последовательность работы.

5.

Физкультурная разминка.

6.

Самостоятельная работа детей.

7.

Обсуждение работ. Подведение итогов.

8.

Оформление выставки детских работ в виде одного лоскутного платка

для красавицы – Осени.

Подготовительная работа:

Перед занятием педагог выставляет (или вывешивает на стене, доске или

стенде) иллюстрации и фотографии из журналов работ, выполненных в

лоскутной технике. Необходимо, чтобы все иллюстрации были понятны

детям (изображения текстильных игрушек, одежды, покрывал, салфеток,

сумок и т.п.), подготовить презентацию по теме. Педагог выставляет сундук в

центре группы, но недалеко от ковра так, чтобы он был виден на занятии

всем детям. Надевает лоскутный жилет.

Раздаточный

материал

на

каждом

рабочем

столе

для

каждого

воспитанника.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие.

Воспитатель приглашает детей подойти к выставленным иллюстрациям и

рассмотреть их внимательно.

Вводная беседа.

Воспитатель: Что изображено на этих фото?

Ответы детей: Одеяло, скатерть, мягкие игрушки, открытки, коврики,

панно и пр.

- А из чего сделаны все эти вещи?

Ответы детей: Из ткани, из кусочков.

Воспитатель

обращает внимание детей и на свой лоскутный жилет,

предлагает детям его потрогать и рассмотреть.

Воспитатель: Нравятся вам лоскутные вещи? И почему?

Дети: Да. Они разноцветные, яркие.

Воспитатель: Все вы встречали в своей жизни изделия собранные из

лоскутков ткани. Это могли быть и диванные подушки, и игольницы, и

различные коврики, и панно, и одеяла, и даже картины. Да много ли еще

интересных идей лоскутного шитья можно ли увидеть в жизни? И это не

только предметы быта, украшения интерьера, игрушки, но и одежда, и

различные аксессуары к ней (сумки, косметички, кошельки, очечники) и

многое другое.

Может быть, кто-то из вас просто не обращал на такие вещи

пристального внимания, но видели их непременно все.

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Покажи чувства руками»

Цель: способствовать развитию спонтанности детей, развивать рефлексию

эмоциональных состояний, самоконтроль.

- Представьте, что ваши руки стали живыми и могут радоваться, бояться,

злиться, жалеть и т.п. По названию эмоции дети изображают ее проявление

руками: прыгают – радуются, толкают - злятся, сжимаются в комочки и

дрожат - боятся и т.д.

Сюрпризный момент. Изложение нового материала.

Педагог подводит детей к сундуку и открывает его – сюрпризный

момент. Дети с интересом наблюдают. Воспитатель достаёт из сундука

разноцветные лоскуты и отрезы тканей, шитые подушки, современные

игрушки – тильды, игольницы, прихватки, коврики и т. д.), рассказывает

и показывает всем, что он достаёт, даёт возможность детям всё потрогать

и рассмотреть.

Воспитатель: Может быть, кто-то даже в вашей семье увлекается такой

интересной и красочной лоскутной техникой или в доме имеется какой-

то предмет, сшитый из лоскутков. Просит поднять руку тех, у кого

имеется такой предмет.

Дети поднимают руки и говорят, что у них имеется дома или у бабушки,

называют, кто у них в семье умеет и любит рукоделие.

Воспитатель: И сегодня мы познакомимся с этим удивительным

рукоделием – лоскутной техникой. Своими корнями она уходит глубоко

в древность. Толчком для ее создания послужили обыкновенные заплаты,

которые ставились на еще крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты

имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль

о возможности создания изделий из лоскутков.

Чтение стихотворения Т. Курбатовой «Лоскутные фантазии»:

Соберем кусочки ткани

Желтой, синей, пестрой, красной,

Ситцевой, льняной, атласной,

И сшивать мы коврик станем.

Будет здесь кусочек неба,

Разноцветная поляна,

Золотое поле хлеба,

Дымка сизого тумана.

Воспитатель: Какая красота!!!

С чем сравнивает автор лоскутки?

Ответы детей.

Педагог просит детей расположиться на ковре в группе.

Показ презентации о печворке «Лоскутные фантазии».

Воспитатель

(комментирует

показ

слайдов):

На

Руси

широкое

распространение такое занятие получило во второй половине 19-го

столетия. В это время во многих городах нашей страны наладилось

производство разнообразнейших тканей. В отдельные уголки страны

ткани доставляли купцы, а в большинстве случаев, крестьяне сами

отправлялись в город за покупкой отреза для обновы. Кусочки ткани,

оставшиеся при раскрое, экономные хозяйки сохраняли, а потом и их

пускали в дело. Так очень скоро, почти в каждом доме, стали появляться,

радующие глаз, разноцветные одеяла, подушки, половики и другие

предметы обихода, полезные в хозяйстве

Показывая детям лоскутное одеяльце: Готовые изделия можно было

рассматривать как калейдоскоп. По выполненной работе можно было

судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже узнать

о чем думала работница, создавая новое изделие.

Лоскутная техника может быть очень проста, но и очень сложна, т. к.

имеет

различные

принципы

исполнения,

но

основы

ее

доступны

каждому. Для начала вам не потребуются какие-то особенные

материалы, а лишь лоскутики и нитки, которые найдутся в любом доме, и

совсем не обязательно, чтобы они были новые. И самые обычные

инструменты: ножницы и игла.

Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно

почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную

вещь.

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. В настоящее

время это искусство приобрело множество поклонников и «вылилось» в

отдельный современный вид творчества. Пишется много книг, журналов,

пособий по печворку

– так ещё называют по-английски этот вид

искусства. (Словарная работа: дети повторяют это слово). Во многих

городах

проходят

различные

конкурсы

и

выставки

изделий,

выполненных

в

этом

направлении.

Многие

работы

считаются

настоящими произведениями искусства.

Воспитатель:

Сегодня

мы

с

вами

постараемся

самостоятельно

изготовить лоскутный квадратик, но мы его будем не шить, а клеить

геометрические фигуры из цветной бумаги на основу, а на свободной

поверхности изображать природные мотивы. Мы с вами ещё не мастера,

а подмастерья, т.е. ученики. Повторим это слово. Но, я уверена, что у вас

всё получится и мы сможем даже собрать нарядный платок из отдельных

квадратов. Я знаю, кто будет рад такому подарку.

Воспитатель: Отгадав загадку, и вы узнаете, кто это:

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

Дети: Осень.

Воспитатель достаёт макет девушки – Осени.

Воспитатель: Осень очень хочет получить в подарок новый нарядный

платок, т.к. прошлогодний совсем истрепался. Сегодня нам есть, для кого

стараться. Сделаем подарок Осени?

Дети: Да.

Детям предлагается занять свои рабочие места за столом.

Технологическая последовательность изготовления.

Перед выполнением практической работы воспитатель показывает детям

возможные варианты расположения геометрических фигур на квадратике

листа (два квадрата расположены по диагонали, два квадрата и

маленький треугольник и т.д.) и предлагает им по-своему расположить

фигурки, а на свободной поверхности нарисовать черным фломастером

все, что они захотят (цветы, грибы, деревья, траву, домик, солнце,

ручейки, дождь и т.д.). Сверху рисунок можно украсить цветными

маркерами, проводя ритмично разные по цвету широкие полосы по нему.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, разложите на вашем

квадрате лоскуточки из геометрических фигур. Отрывая после, уже

наклеенные лоскутки, работа будет неряшливой.

Какие правила при работе с клеем надо соблюдать?

Ответы детей: Не намазывать слишком много. Излишки клея можно

удалить салфеткой. Закрывать крышку после окончания работы. Работать

следует на специальной подложке или доске. После окончания работы

помыть руки.

Если возникли вопросы, воспитатель повторяет в более доступной форме

свои пояснения к работе.

Самостоятельная работа детей.

А теперь можно приступать к работе.

Во время работы звучит спокойная приятная музыка.

Педагог оказывает посильную помощь детям, если это необходимо.

Желательно, чтобы дети самостоятельно справлялись с заданием.

Физкультурная разминка

Руки вверх мы поднимаем,

Опускаем, отдыхаем.

Все вздохнули глубоко,

Выдох сделаем легко.

А теперь мы дружно, вместе

Зашагаем все на месте.

Снова в форму мы придём,

Творить талантливо начнём. (Останавливаясь постепенно)

Обсуждение работ. Подведение итогов.

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим, что получилось в итоге.

Дети выкладывают работы на один стол, рассматривают и анализируют их.

Из индивидуальных работ составляется общая композиция «Нарядный

платок для красавицы – Осени».

Воспитатель:

Вот и порадовали мы красавицу - Осень замечательным

подарком. Осень вам всем говорит большое спасибо!!!

Понравилось ли вам, ребята, сегодняшнее занятие? (Да)

Что мы сегодня делали? (Украшали квадрат в виде печворк с изображением

природных мотивов).

Какие новые слова вы узнали? (Лоскутная пластика, печворк, подмастерье)

Какие правила соблюдали, когда выкладывали узор? (Яркие цвета в центре)

Мне было приятно провести это занятие с вами. Надеюсь, многие из вас тоже

полюбили создавать изделия из лоскутков.

Уборка рабочих мест.

Оформление выставки.

Выставить получившийся платок на стенде группы рядом с макетом

девушки-Осени.

Рефлексия: во второй половине дня детям предлагается посмотреть фильм о

печворке с участием в нём детских работ.



В раздел образования