Автор: Андреева Елена Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Морозовский ДСКВ"
Населённый пункт: Ленинградская обл., Всеволожский р-он, пос.им. Морозова
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Андреева Е.О., педагог-психолог
МДОУ «Морозовский детский сад комбинированного вида»
Всеволожского р-на, Ленинградской обл.
Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ
Научите вашу душу не только воспринимать,
но впитывать в себя прекрасное...
и ничто злое и грязное не посмеет туда войти.
В.Ф.Комиссаржевская
В последние годы происходит активное реформирование системы
дошкольного воспитания:
появляются новые программы, разрабатываются
оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений, развитию эмоциональной сферы
ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.
Мы живем в эпоху, полную противоречий. Замыкаясь на телевизорах,
компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а
ведь
общение
в
значительной
степени
обогащает чувственную
сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому
работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и
важна.
Учитывая сложившуюся ситуацию, педагогами и специалистами нашего
учреждения был
разработан комплекс мер, направленных на воспитание,
обучение
и
коррекцию
детей
с
применением
элементов
театральной
деятельности.
В силу особенностей речевого и умственного развития у детей
коррекционных
групп
отмечается
недостаточная
сформированность
коммуникативных умений. Это проявляется в низкой потребности в общении,
обусловленной малым объемом жизненного опыта, ограниченным запасом
языковых средств, не позволяющим ребенку вступать в речевой контакт. Кроме
того, дети коррекционных групп затрудняются вступать в диалоги, и часто
принимают позицию слушателя, зрителя, следящего за развитием событий. В
результате дети испытывают трудности в передаче своих мыслей, чувств,
намерений окружающим, что негативно сказывается на их интеграции в
социальной среде.
Преодоление
вышеперечисленных
коммуникативных
трудностей
предполагает использование психологом в коррекционной работе элементов
театральной деятельности и сценического творчества.
Сценическое творчество требует основательной развивающей среды.
Во-первых, среда должна быть вариативной, то есть предоставляющей детям
многообразие возможностей для их свободного выбора. Это многообразие,
например, может выражаться в использовании различных форм работы с
детьми
(фронтальная,
подгрупповая,
парная,
индивидуальная),
в
предоставлении детям на выбор различных по содержанию и степени
сложности вариантов заданий.
Во-вторых, развивающая среда
должна быть изменчивой. Дети не
просто пребывают в образовательном учреждении, они быстро растут и
изменяются,
у
них
появляются
иные
интересы,
развиваются
новые
возможности. Для того чтобы оставаться действительно «развивающей», эта
среда должна динамично и неуклонно изменяться вслед за изменением
интересов и возможностей детей. Так, необходимо постоянное обновление
средств,
пособий
и
материалов,
которыми
пользуются
дети.
Важно
использоваться новые формы работы и вводиться новые условия выбора.
Выбирая то или другое, пробуя свои силы в различных условиях, ребенок
постигает себя, активно развивается, его действия становятся все более
произвольными, а поведение - ответственным. Изменяя определенным образом
поле и условия выбора, педагог опосредованно способствует индивидуальному
развитию детей, а также эффективному достижению личностных целей. Так,
осуществляя свободный и осознанный выбор (варианта задания, средств и
способов его выполнения, партнеров для совместной работы), дети учатся
принимать самостоятельные и ответственные решения, искать новые и
творчески использовать имеющиеся знания, планировать и анализировать свою
деятельность, строить с другими людьми отношения сотрудничества.
Куклотерапия представляет собой уникальный опыт для социального
развития ребёнка, давая ему возможность вступить в значимую личностную
связь с детьми, взрослыми. В таких играх происходит социализация и более
успешная адаптация детей.
Коррекционно-развивающие задачи куклотерапии:
снижение напряжённости связанной с тревогой, робостью и аффективностью;
выработка новых конструктивных способов поведения в затруднённых для
ребёнка ситуациях: овладение вербальными и невербальными средствами
установления
и
поддержания
контакта,
формирование
нового
опыта
взаимоотношений, самоконтроля;
повышение у ребёнка уверенности в себе, развитие самопринятия и принятия
других.
Для
формирования
данного
вида
театрализованной
деятельности
необходимо наличие кукол (кукольный театр, куклы би-ба-бо, куклы на
пальчик, народные куклы, куклы из ниток, камней, носков и т.п.)
Для развития данного вида сценической деятельности требуются большое
количество
атрибутов
и
видов
театра:
настольный
(«Курочка-Ряба»,
«Колобок»), кукольный (см. выше), театр теней ( «Все начинается с любви»,
«Семья пастуха»), пальчиковый театр («Три поросенка», Волк и семеро
козлят»)
Для изготовления кукол требуется данные материалы: ткань, нитки, тесьма,
картон, различная бумага, газеты, природные материалы, бросовый материал и
т.п.
Клоун-терапия - это одно из новых направлений в психологии. Лечение
смехом давно используется во всем цивилизованном мире. В нашей стране оно
только начинает набирать обороты.
Прежде всего, это способствует физическому здоровью. Смех спасает от
неврозов и стрессов, улучшает кровоснабжение тканей, регулирует ритм сердца
и нормализует давление. При смехе задействовано 80 мышц: движутся плечи
и грудная клетка, вибрирует диафрагма. Смех – замечательный «массажист»
всего тела и внутренних органов в частности.
ЗАДАЧИ клоун-терапии:
•
Открытие в себе новых творческих возможностей.
•
Обучение адекватному проявлению своих эмоции.
•
Снятие психоэмоционального напряжения.
•
Расширение возможностей общения, эффективности общения.
•
Ориентирование на социально - значимые нормы в поведении, повышение
личностной саморегуляции.
Вариативность развивающей среды позволяет использовать различные
помещения (кабинет психолога, музыкальный и спортивный залы), различные
костюмы для детей и взрослых ( а так же «клоунские атрибуты», которые
можно использовать и самостоятельно - нос, колпак, жабо, штиблеты,
воздушные
шары),
печатную
и
видеопродукцию
(фотографии
клоунов,
фотографии детей в клоунском костюме, записи детских выступлений).
Драматизация - форма перевоплощения в художественный образ,
основанная на представлении содержания в лицах и предполагающая глубокое
эмоциональное осознание произведения.
Коррекционная ценность драматизации заключается в:
формировании
диалоговой речи; активизация словарного запаса; развитие выразительных
средств: мимика, пантомимика, интонация; снятие моторной напряжённости и
двигательной неловкости; как один из видов детского художественного
творчества активизирует фантазию, воображение, представление; являясь
коллективной деятельностью, помогает совместному принятию решений,
умению присушиваться к мнению других.
Для создания характерного образа определенного героя, и восприятия
спектакля, как целостного произведения требуются некоторые условия:
создание театральной атмосферы – занавес или ширмы; костюмерная и
гримерная ( в которой дети учатся самостоятельно накладывать себе грим);
место, где дети изготавливают декорации для спектаклей. А для изготовления и
использования костюмов – ткань, мех, бусы, искусственные цветы, и т.
Термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введён А.
Хиллом в 1938 году. Изначально под арт-терапией понималось выражение
своих чувств и состояний через живопись, графику, скульптуру, дизайн.
Сегодня сюда же стали относить и другие виды искусств, в частности,
изготовление арт-объектов, театрализация, и даже изготовление кукол.
Арт-терапию подразделяют на:
экспрессивную (или активную),
если
человек творит сам: участие непосредственно в спектаклях, создание кукол,
реквизита и декораций; импрессивную (пассивную), если человек «потребляет»
искусство :просмотр спектаклей, любование арт-предметами.
Упражнения
с
элементами
арт-терапии
способствуют:
формированию представлений о себе, изучению и выражению своих чувств и
эмоций;
формированию
позитивного
самовосприятия;
развитию
коммуникативных
навыков;
эмоциональному
сближению
членов
любой
группы; снятию психоэмоционального напряжения; развитию способностей к
различным видам творческой деятельности.
Арт-терапия сама способствует обогащению развивающей среды –
изготовление пособий ( «Шляпка для принцессы» - бумагапластика, перья,
бусинки, брошки; «Солнышко в ладошке» - резинки для волос, ткань, бумага;),
создание интерьера ( «Ваза»- бутылки и банки необычной формы, кружево,
ленты; коллаж «Мои мечты» - ватман, фломастеры с блестками, фотографии,
картинки из журналов, рамы).
Литература:
Осипова А.А. – «Общая психокоррекция», М., 2003.
Захаров А. –«Неврозы и их коррекция у детей», М.,1998.
Спиваковская А.С. –«Нарушение игровой деятельности», М., Изд. МГУ, 1980
Урунтаева. Г.А. – «Дошкольная психология», М., 1997
Р.Туфкрео, М.Кудейко – «Коллекция идей», М, 2004
С.А.Черняева – «Психотерапевтические сказки», СПб, 2011