Напоминание

"Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников"


Автор: Андреева Елена Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Морозовский ДСКВ"
Населённый пункт: Ленинградская обл., Всеволожский р-он, пос.им. Морозова
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Андреева Е.О., педагог-психолог

МДОУ «Морозовский детский сад комбинированного вида»

Всеволожского р-на, Ленинградской обл.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ

Научите вашу душу не только воспринимать,

но впитывать в себя прекрасное...

и ничто злое и грязное не посмеет туда войти.

В.Ф.Комиссаржевская

В последние годы происходит активное реформирование системы

дошкольного воспитания:

появляются новые программы, разрабатываются

оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений, развитию эмоциональной сферы

ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Мы живем в эпоху, полную противоречий. Замыкаясь на телевизорах,

компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а

ведь

общение

в

значительной

степени

обогащает чувственную

сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому

работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и

важна.

Учитывая сложившуюся ситуацию, педагогами и специалистами нашего

учреждения был

разработан комплекс мер, направленных на воспитание,

обучение

и

коррекцию

детей

с

применением

элементов

театральной

деятельности.

В силу особенностей речевого и умственного развития у детей

коррекционных

групп

отмечается

недостаточная

сформированность

коммуникативных умений. Это проявляется в низкой потребности в общении,

обусловленной малым объемом жизненного опыта, ограниченным запасом

языковых средств, не позволяющим ребенку вступать в речевой контакт. Кроме

того, дети коррекционных групп затрудняются вступать в диалоги, и часто

принимают позицию слушателя, зрителя, следящего за развитием событий. В

результате дети испытывают трудности в передаче своих мыслей, чувств,

намерений окружающим, что негативно сказывается на их интеграции в

социальной среде.

Преодоление

вышеперечисленных

коммуникативных

трудностей

предполагает использование психологом в коррекционной работе элементов

театральной деятельности и сценического творчества.

Сценическое творчество требует основательной развивающей среды.

Во-первых, среда должна быть вариативной, то есть предоставляющей детям

многообразие возможностей для их свободного выбора. Это многообразие,

например, может выражаться в использовании различных форм работы с

детьми

(фронтальная,

подгрупповая,

парная,

индивидуальная),

в

предоставлении детям на выбор различных по содержанию и степени

сложности вариантов заданий.

Во-вторых, развивающая среда

должна быть изменчивой. Дети не

просто пребывают в образовательном учреждении, они быстро растут и

изменяются,

у

них

появляются

иные

интересы,

развиваются

новые

возможности. Для того чтобы оставаться действительно «развивающей», эта

среда должна динамично и неуклонно изменяться вслед за изменением

интересов и возможностей детей. Так, необходимо постоянное обновление

средств,

пособий

и

материалов,

которыми

пользуются

дети.

Важно

использоваться новые формы работы и вводиться новые условия выбора.

Выбирая то или другое, пробуя свои силы в различных условиях, ребенок

постигает себя, активно развивается, его действия становятся все более

произвольными, а поведение - ответственным. Изменяя определенным образом

поле и условия выбора, педагог опосредованно способствует индивидуальному

развитию детей, а также эффективному достижению личностных целей. Так,

осуществляя свободный и осознанный выбор (варианта задания, средств и

способов его выполнения, партнеров для совместной работы), дети учатся

принимать самостоятельные и ответственные решения, искать новые и

творчески использовать имеющиеся знания, планировать и анализировать свою

деятельность, строить с другими людьми отношения сотрудничества.

Куклотерапия представляет собой уникальный опыт для социального

развития ребёнка, давая ему возможность вступить в значимую личностную

связь с детьми, взрослыми. В таких играх происходит социализация и более

успешная адаптация детей.

Коррекционно-развивающие задачи куклотерапии:

снижение напряжённости связанной с тревогой, робостью и аффективностью;

выработка новых конструктивных способов поведения в затруднённых для

ребёнка ситуациях: овладение вербальными и невербальными средствами

установления

и

поддержания

контакта,

формирование

нового

опыта

взаимоотношений, самоконтроля;

повышение у ребёнка уверенности в себе, развитие самопринятия и принятия

других.

Для

формирования

данного

вида

театрализованной

деятельности

необходимо наличие кукол (кукольный театр, куклы би-ба-бо, куклы на

пальчик, народные куклы, куклы из ниток, камней, носков и т.п.)

Для развития данного вида сценической деятельности требуются большое

количество

атрибутов

и

видов

театра:

настольный

(«Курочка-Ряба»,

«Колобок»), кукольный (см. выше), театр теней ( «Все начинается с любви»,

«Семья пастуха»), пальчиковый театр («Три поросенка», Волк и семеро

козлят»)

Для изготовления кукол требуется данные материалы: ткань, нитки, тесьма,

картон, различная бумага, газеты, природные материалы, бросовый материал и

т.п.

Клоун-терапия - это одно из новых направлений в психологии. Лечение

смехом давно используется во всем цивилизованном мире. В нашей стране оно

только начинает набирать обороты.

Прежде всего, это способствует физическому здоровью. Смех спасает от

неврозов и стрессов, улучшает кровоснабжение тканей, регулирует ритм сердца

и нормализует давление. При смехе задействовано 80 мышц: движутся плечи

и грудная клетка, вибрирует диафрагма. Смех – замечательный «массажист»

всего тела и внутренних органов в частности.

ЗАДАЧИ клоун-терапии:

Открытие в себе новых творческих возможностей.

Обучение адекватному проявлению своих эмоции.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Расширение возможностей общения, эффективности общения.

Ориентирование на социально - значимые нормы в поведении, повышение

личностной саморегуляции.

Вариативность развивающей среды позволяет использовать различные

помещения (кабинет психолога, музыкальный и спортивный залы), различные

костюмы для детей и взрослых ( а так же «клоунские атрибуты», которые

можно использовать и самостоятельно - нос, колпак, жабо, штиблеты,

воздушные

шары),

печатную

и

видеопродукцию

(фотографии

клоунов,

фотографии детей в клоунском костюме, записи детских выступлений).

Драматизация - форма перевоплощения в художественный образ,

основанная на представлении содержания в лицах и предполагающая глубокое

эмоциональное осознание произведения.

Коррекционная ценность драматизации заключается в:

формировании

диалоговой речи; активизация словарного запаса; развитие выразительных

средств: мимика, пантомимика, интонация; снятие моторной напряжённости и

двигательной неловкости; как один из видов детского художественного

творчества активизирует фантазию, воображение, представление; являясь

коллективной деятельностью, помогает совместному принятию решений,

умению присушиваться к мнению других.

Для создания характерного образа определенного героя, и восприятия

спектакля, как целостного произведения требуются некоторые условия:

создание театральной атмосферы – занавес или ширмы; костюмерная и

гримерная ( в которой дети учатся самостоятельно накладывать себе грим);

место, где дети изготавливают декорации для спектаклей. А для изготовления и

использования костюмов – ткань, мех, бусы, искусственные цветы, и т.

Термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введён А.

Хиллом в 1938 году. Изначально под арт-терапией понималось выражение

своих чувств и состояний через живопись, графику, скульптуру, дизайн.

Сегодня сюда же стали относить и другие виды искусств, в частности,

изготовление арт-объектов, театрализация, и даже изготовление кукол.

Арт-терапию подразделяют на:

экспрессивную (или активную),

если

человек творит сам: участие непосредственно в спектаклях, создание кукол,

реквизита и декораций; импрессивную (пассивную), если человек «потребляет»

искусство :просмотр спектаклей, любование арт-предметами.

Упражнения

с

элементами

арт-терапии

способствуют:

формированию представлений о себе, изучению и выражению своих чувств и

эмоций;

формированию

позитивного

самовосприятия;

развитию

коммуникативных

навыков;

эмоциональному

сближению

членов

любой

группы; снятию психоэмоционального напряжения; развитию способностей к

различным видам творческой деятельности.

Арт-терапия сама способствует обогащению развивающей среды –

изготовление пособий ( «Шляпка для принцессы» - бумагапластика, перья,

бусинки, брошки; «Солнышко в ладошке» - резинки для волос, ткань, бумага;),

создание интерьера ( «Ваза»- бутылки и банки необычной формы, кружево,

ленты; коллаж «Мои мечты» - ватман, фломастеры с блестками, фотографии,

картинки из журналов, рамы).

Литература:

Осипова А.А. – «Общая психокоррекция», М., 2003.

Захаров А. –«Неврозы и их коррекция у детей», М.,1998.

Спиваковская А.С. –«Нарушение игровой деятельности», М., Изд. МГУ, 1980

Урунтаева. Г.А. – «Дошкольная психология», М., 1997

Р.Туфкрео, М.Кудейко – «Коллекция идей», М, 2004

С.А.Черняева – «Психотерапевтические сказки», СПб, 2011



В раздел образования