Напоминание

"Состав слова"


Автор: Ширыбырова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №70 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: Татарстан
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Состав слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Состав слова (2 класс)

Цель: закрепить первичные знания о значимых частях слова

Задачи:

Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по

составу; развивать умения выделять корень, суффикс в словах, находить и выделять

приставку в слове, изменять форму слова, находить окончание, образовывать с помощью

значимых частей слова однокоренные слова.

Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки.

Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову.

формировать положительную мотивацию учения;

развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение;

развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие, толерантность;

обогащение словарного запаса детей посредством изучения концепта «Зима»;

активизировать познавательную деятельности учащихся, испытывающих трудности в

обучении.

Планируемые результаты:

Дети будут учиться выделять значимые части в словах, образовывать однокоренные слова

с помощью приставок, суффиксов, воспроизведут знания о частях речи.

Предметные результаты достижения учащихся: различать и выделять основные части

слова, формулировать словообразующую роль каждой части слова, объяснять лексическое

значение каждой формы слова, конструировать алгоритм разбора слова по составу и

использовать его при необходимости.

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта

применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности,

работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно

действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа, работа с

иллюстрациями, беседа, работа с учебником, групповая работа.

Ход урока

I. Орг.момент.

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте

поздороваемся с ними.

-Садитесь!

II. Цели урока (психологическая минутка).

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим

настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Подчеркните в словарике, какое у вас сегодня настроение. (Дети отвечают в

словариках настроения)

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке

русского языка?

Отложите словарики настроения. В конце урока мы к ним вернемся и

сравним наше настроение.

III. Чистописание.

-Прежде, чем мы начнем работать, давайте повторим памятку, как нужно

работать в тетрадях.

Записываем число, классная работа.

Учитель. Ребята, отгадайте загадку

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима).

Учитель.

-Посмотрите на доску, давайте запишем отгадку.

- Постарайтесь написать красиво и правильно соединяя буквы.

З з зи

зима

IV.Словарная работа.

Учитель. Ребята, давайте вспомним название зимних месяцев.

Ученики. Декабрь, январь, февраль.

Учитель. Запишите эти слова с комментированием, поставьте знак ударения

и укажите орфограмму. Кто то у доски.

-Что объединяет эти слова? Какая орфограмма?

V.Сообщение темы урока.

Учитель. В гости к нам пришла красавица Зима.

Учитель. На урок к нам придут родственники зимы и верные её слуги. А

также будем строить дворец для зимы.

Посмотрите, а вот кажется и первый ее родственник.

Налетела вьюга. Посмотрите, что случилось со словами.

Лед ледниковый

Ледок заледенеть

Ледник наледь

Что мы сейчас делали? Как вы думаете чем будем заниматься на уроке, какая

тема урока? Состав слова.

Какую цель ставим на уроке? Закрепить знания о составе слова

Ребята, когда мы составляли слова, вы ничего не заметили? (общая часть

лед). Как она называется? Корень.

VI. Актуализация опорных знаний

1.

Работа над корнем слова.

- Давайте вспомним, что такое корень слова и какие слова называются

родственными. Для этого поработайте в группах и выберите верное

утверждение.

Но сначала вспомним правила работы в группах и в парах.

1 группа

Выберите верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры

родственных слов:

У родственных слов есть: одинаковое значение

общая часть и общее значение

общая часть

2 группа

Выберите верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры

родственных слов:

Корень – это: главная часть предложения

главная значимая часть слова, в которой заключено общее

значение всех родственных слов

общая часть родственных слов

(Дети зачитывают верные утверждения)

-Первая группа - согласны? Вторая группа – согласны?

-Нам предстоит большая работа, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Кулачком правой руки скользим от плеча левой руки вниз к

запястью

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

И снежками мы кидались

Имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Учитель. А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, она поможет нам

разгадать все важные секреты образования родственных слов.

Учитель. Как в народе ласково называют зиму?

Ученики. Зимушка.

Учитель. Запишите это слово (у доски работает ученик, записывая слово с

комментированием, выделяет корень и указывает ударение)

Учитель. День во время зимы – … (какой?)

Ученики. Зимний.

Учитель. Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?)

Учитель. Зимой.

Учитель. Проводить где-то зиму, жить зимой – …

Ученики. Зимовать.

Учитель. Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи,

полярники, – …

Ученики. Зимовье.

На доске получилась запись: Зимушка, зимний, зимой, зимовать, зимовье.

Учитель. В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?

Ученики. В словах зимушка и зимний буква гласного в корне ударная, значит

в корне этих слов нет орфограммы. В словах зимой, зимовать, зимовье в

корне буквы гласных находятся в безударной «слабой» позиции, в корнях

этих слов орфограммы есть.

-Запомним правило о правописании корней родственных слов: «Корни

родственных слов пишутся одинаково».

Учитель. Ребята, мы собрали родственников слова «зима». А вот если

заглянуть на страницы «Толкового словаря живого великорусского языка»

Владимира Ивановича Даля, то можно познакомиться и сдругими

родственниками слова «зима». Он записал в своём словаре: зимка, зимочка,

зимонька. А если она суровая, долгая? То – зимища. А если теплая,

слякотная – то зимишка.

Учитель. Можно ли эти слова назвать родственными?

Ученики. Эти слова можно назвать родственными, потому что они

объясняются словом «зима», значит в корнях слов и безопасные, и опасные

места нужно обозначать буквой «и».

Игра «Да – Нет»

-А теперь поиграем со словами. Если слова являются однокоренными

родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является потопать

ногами (нет)

Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)

Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)

Час, часовщик, часики, часовая (Да)

Больница, боль, больной, большой (Нет)

Вода, водный, водитель, водяной (Нет)

Соль, солонка, солить, соленый (Да)

Учитель. Зима не приходит одна. С ней её верные слуги.

-Прочтите поговорку:

Мороз трещит – большому холоду быть. (на доске)

Учитель. Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими

родственниками. Так ли это? Почему?

Ученики. «Мороз» и «холод» – слова близкие по значению, но не

родственные. У этих слов разные корни.

Корень слова – главная,

Значимая часть.

Учитель. Мороз и Холод захотели заморозить нас – прислали нам льдинки,

а на льдинках слова. Ребята, вы не испугались Мороза и Холода? Тогда

поработайте все вместе и разделите слова на две группы по признаку

родства.

Ученики делят слова на две группы: морозный, заморозки, морозец,

морозит, холодный, холодильник, холодает, группируя их по признаку

родства со словами «мороз» и «холод».

Запишите каждый свою группу слов, подчеркните общую часть слова.

(Дети зачитывают группы слов)

-Назовите корни слов

Сегодня мы будем строить дом для зимы.

-Что такое корень в доме?

-Корень-это сердцевина дома, основа постройки (крепим дом-корень)

2.Работа над образованием слов с помощью суффиксов и приставок.

- Зимушка предлагает нам еще одно задание. Поработайте в группах и

найдите в текстах родственные слова, подчеркните их.

Дети самостоятельно выполняют задания разного уровня сложности по

вариантам.

-Какие родственные слова вам встретились? (Дети называют слова)

Снежные, снегири, снежинки, снеговик, подснежник, заснеженный,

снегурки, снежки. (на карточках)

- Какой корень у этих слов? (снег-, снеж-)

- А почему на конце корня разный согласный?

- Это такой случай , когда происходит чередование согласного.

-А теперь представьте, что вы садовники, и вы посадили корень «снег-(ж-) и

вырастили много однокоренных слов на нашей ёлочке.(учитель показывает

ёлочку со словами)

- С помощью чего образовались новые слова? (приставки и суффикса)

-Запишите эти слова в тетрадь через запятую, подчеркните части слов, с

помощью которых образовались новые слова.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте задания.

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

Для чего они нужны ? (для образования новых слов)

- Пристройка впереди дома -это приставка, а с другой стороны- это

суффикс. (крепим приставку и суффикс)

Физкультминутка

3.Работа над окончанием слов.

Учитель. А вот прилетела метель и заколдовала рассказ о нашей волшебнице

зиме.

Волшебница в лесу.

Зима пришла в лес. Деревья укутала в тяжелая снеговая шуба. На ветки

надела пуховая варежка. Раздвинуло солнышко сизый тучку. Под его лучами

заискрился снега. Кругом зажглись разноцветная огоньки. Чудная картина!

Учитель. Ребята, расколдуйте этот рассказ, поработайте над ним в парах.

(дети работают над текстом)

-Ребята, что напутала метель в этом рассказе?

(Самопроверка, дети зачитывают исправленный текст).

-Что такое окончание?

- Для чего оно служит?

- Пристройка к дому и есть окончание. (крепим окончание)

4. Работа над основой слова.

- Посмотрите на наш дом. Мы его построили. А какое слово получилось на

фундаменте дома? (основа)

- Что мы называем основой дома?

- Основа – это фундамент дома, на котором держится вся постройка.

.

VII. Объяснение домашнего задания.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель. А теперь подведем итоги сегодняшнего урока. Я думаю, что

Зимушке- зиме понравилось, как вы сегодня работали на уроке, и я тоже вас

хочу похвалить- вы молодцы.

- Что понравилось вам на уроке?

- Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли?

- Подчеркните в «Словарике настроений», какое у вас настроение после этого

урока. (дети отвечают)

Учитель. Какой недавно был зимний праздник- ваш самый любимый,

семейный? (Новый год).

- А какой же Новый год без ёлки?

- А что это наша ёлочка не нарядная?

- Украсим нашу ёлочку шарами. Если вы считаете, что на уроке у вас все

получилос ь - повесьте красный шарик, если немного что-то не получилось -

синий шарик, а у кого возникли трудности – желтый шарик.



В раздел образования