Автор: Шадрина Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГК ДОУ "Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: Мурманская обл. г. Оленегорск-2
Наименование материала: презентация
Тема: "Принципы взаимодействия ДОУ с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Принципы
взаимодействия ДОУ с
родителями
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко
воспитатель Шадрина И.С.
Основная цель взаимодействия ДОУ и родителей:
сделать родителей активными участниками
педагогического процесса, оказав им помощь в
реализации ответственности за воспитание и обучение
детей
Задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный
настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей,
воспитанников и педагогов детского сада.
повышать компетентность родителей в области воспитания детей;
привлекать родителей к проведению совместных мероприятий, а также, к
участию в жизни детского сада;
поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в
собственных педагогических возможностях.
Принципы
взаимодействия
ДОУ с родителями
Доброжелатель
ность
Динамичность
Эффективность
форм
взаимодействия
ДОУ и семьи
Сотрудничество,
а не
наставничество
Индивидуальный
подход к каждой
семье
Открытость
Гуманный
подход к
выстраиванию
взаимоотношен
ий
Преемственность
согласованных
действий
Тщательная
подготовка к
каждому
мероприятию
привлечение
родителей к
подготовке и
участию в
мероприятиях
детского сада
Доброжелательный стиль общения педагогов с
родителями.
Позитивный настрой на общение является тем
самым прочным фундаментом, на котором
строится вся работа педагогов группы с
родителями. В общении воспитателя с родителями
неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и
именно от него зависит, каким будет отношение
семьи к детскому саду в целом.
Преемственность согласованных действий
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по
словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окру жающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского
сада— состоится при согласованности воспитательных целей
и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу
единства, уважения и требований к ребенку, распределения
обязанностей и ответственности».
Гуманный подход к выстраиванию
взаимоотношений семьи и ДОУ
Наиболее существенными принципами во
взаимоотношениях ДОУ и семьи являются
гуманность, толерантность, т.е.
Признание достоинства, свободы личности,
терпимость к мнению другого; доброе,
внимательное отношение всех участников
взаимодействия
.
Открытость
Новые социальные изменения в обществе требуют
от воспитателя ДОУ открытости по отношению к
семье воспитанника. Подобный подход будет
действенным в том случае, если провозглашаемые
ценности преобразуются в ценности, объединяющие
социальный, интеллектуальный, культурный опыт
всех, живущих в едином педагогическом
пространстве: самих детей, членов их семей,
воспитателей, специалистов ДОУ, социальное
окружение.
Индивидуальный подход к каждой семье
Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия
зависят от многих факторов: родительской и
человеческой культуры, традиций семьи,
социального положения, особенностей здоровья
членов семьи, ее состава, жилищных условий,
образовательного ценза, внутрисемейных
отношений, наличия животных в семье,
предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Эффективность форм взаимодействия ДОУ и
семьи
Реалии современности требуют изменения привычной
ситуации и выстраивания системы взаимодействия с
родителями. Эффективность выбора форм зависит от умения
выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь
внимание к ним, искать приемлемый путь решения.
Проблему заявляют все те, кто входит в педагогическое
пространство (родители, воспитатели, специалисты,
младшие воспитатели, психолог и др. При выборе форм
осмысливаются и вводятся в воспитательный процесс
субъективные факторы человеческой жизни — общение,
понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча,
любовь, т.е. все то, что сохраняет саму жизнь
.
Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди
грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо
знающие, как им надо воспитывать своих собственных
детей. Поэтому позиция наставления и
простой пропаганды педагогических знаний сегодня
вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи
и поддержки семьи в сложных педагогических
ситуациях, демонстрация заинтересованности
коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи
и искреннее желание помочь
.
Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по
работе с родителями необходимо тщательно и
серьезно готовить. Главное в этой работе —
качество, а не количество отдельно взятых, не
связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо
подготовленное родительское собрание или семинар
могут негативно повлиять на положительный имидж
учреждения в целом.
Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме
развития, а не функционирования, представлять
собой мобильную систему, быстро реагировать на
изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные
запросы. В зависимости от этого должны меняться
формы и направления работы детского сада с
семьей.
Вывод
Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций
является установление личного контакта педагога с родителями,
ежедневное информирование о том, как ребенок провел день,
чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации
порождает у родителей желание получить ее из других источников,
например, от других родителей, от детей группы. Такая
информация может носить искаженный характер и привести к
конфликтной ситуации
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-
разному. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо
хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому
начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их
настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет
правильно выстроить работу с родителями, сделать ее
эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с
семьей
Правила общения сотрудника ДОУ с родителями
воспитанников:
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть
приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное
состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз
говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке —
это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая
их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с
родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример
уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но
укрепить его можно.
Спасибо за внимание